бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Конспект бесплатно рефераты

p> Несоблюдение технических норм влечёт за собой реакцию со стороны механизма, с которым она связана (например, поломку этого механизма или прибора, что наносит определённый материальный ущерб владельцу без всякого вмешательства со стороны общества). Нарушение социальных норм влечёт воздействие со стороны общества и его структур. Социальные нормы включают в себя нормы права, морали, нормы общественных организаций и обычаи.

Наряду с признаками свойственными всем социальным нормам, правовое предписание обладает своей спецификой. Она заключается в тесной связи нормы права с государством, а уже отсюда вытекают конкретные признаки отличающие её от всех других социальных норм. Будучи обнародованной, правовая норма, несёт государственно-властный характер, т.е. обязательна для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, общественными организациями. Норма права всегда имеет общий характер, относится не только к конкретному случаю или ситуации, а предполагает возможность своего неоднократного применения. Она обращается к неопределённому число лиц, к тем, кто является или может стать в будущем участником отношения, регулируемого данной нормой права.

Правовая норма - это такое общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путём предоставления им прав и возложения на них юридических обязанностей.
Всякая норма обладает определённым строением, организацией, которая придаёт ей одновариантный характер и позволяет отграничить от всех других видов и способов отражения действительности.

Юридическая норма не только формулирует правила поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также на последствия их несоблюдения. В наиболее общем виде структуру нормы можно представить в виде формулы: "Если... - то... - иначе...". Описание условий, при наступлении которых норма должна реализоваться называется гипотезой (в каких случаях данная норма применяется). Правило поведения, устанавливаемое правовой нормой, именуется диспозицией (какое поведение в данных случаях является допустимым).

Норма права устанавливает принудительные меры воздействия, которые государственные органы способны применить к нарушителям данного порядка.
Эти меры называют санкциями (каковы будут последствия для нарушителя данной нормы права). Санкции могут носить дисциплинарный характер (выговор, увольнение с работы), административный (штраф), уголовный (лишение свободы).

Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого определяют, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной юридической нормы. Гипотеза содержит указание о месте, времени, субъектах и иных обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное предписание, т.е. определяет сферу действия нормы. В зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации, гипотезы подразделяются на определённые и относительно определённые. Определённая гипотеза ясно и чётко перечисляет конкретные обстоятельства, наличие которых требует осуществления заключённого в норме предписания. А относительно определённая гипотеза, хотя и показывает условие действия нормы, предоставляет субъектам применения права возможность решать в каждом отдельном случае вопрос о наличии либо отсутствии этих условий.
Обычно относительно определённая гипотеза является дополнением к основной, чётко определённой гипотезе.
Диспозиции дифференцируются в зависимости от степени определённости закреплённого в них правила поведения на определённые, альтернативные и бланкетные.

Определённая диспозиция точно и исчерпывающе указывает на права и обязанности субъектов реализации, не оставляя возможности ни для какого иного усмотрения с их стороны и признавая любое другое поведение неправомерным.

Альтернативная диспозиция предоставляет субъектам права возможность изменять свое поведение в пределах, установленных нормой.
Бланкетная диспозиция устанавливает правило поведения в самой общей форме, никак его не конкретизируя. Разъяснение и конкретизация предписания содержится в других актах, к которым и отсылается субъект реализации.

Третий элемент нормы - санкция - представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителя предписания. Специфическая черта санкции заключается в том, что она является одним из средств обеспечения надлежащего исполнения правовых предписаний. Санкции так же подразделяются на абсолютно определенные, относительно определённые и альтернативные. Абсолютно определённая санкция содержит строго фиксированную меру воздействия и встречается преимущественно там, где необходимо восстановить нарушенное право в том же самом объёме. Чаще встречаются относительно определённые санкции, в которых мера воздействия ограничена нижним и верхним пределами, что позволяет применять её с учётом личности нарушителя и обстоятельств совершённого им деяния. Альтернативная санкция предоставляет суду или иному компетентному органу возможность выбора одной из мер воздействия, зафиксированных в содержании санкции.

Существуют разные классификации правовых норм:
1) Нормы управомачивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать). К примеру, ст.45 Конституции устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.
2) Нормы обязывающие (содержащие предписание, что нужно делать). Так, ст.

24 Конституции обязывает органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законодательством.
3) Нормы запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать)

Применение норм права - это процесс, имеющий целью определение взаимных прав и обязанностей сторон, если затрагиваются отношения урегулированные нормами права. Необходимой стадией процесса применения нормы права является её толкование - т.е. уяснение смысла и содержания нормы права, как это определено законодателем.

В зависимости от того, кто даёт толкование различают официальное
(аутентичное, судебное) и доктринальное (учение). В зависимости от содержания правовой нормы различают адекватное толкование (буквальный смысл), ограничительное толкование (содержание нормы суживается), распространительное (смысл нормы трактуется шире текста).

Особым видом толкования правовых норм являются акты применения норм права – как официальная деятельность полномочных государственных органов.

Акты применения норм права порождают права и обязанности у конкретных лиц и органов, когда общее правило поведения конкретизируется, применительно к отдельному частному случаю.
При применении правовых норм необходимо установить пределы действия нормативных актов, т.е. их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правоотношение и его участники. Правовые отношения - особый вид общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями. Общественные отношения становятся правовыми в результате реализации норм права, которые содержат общие правила поведения. Нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений. Для правоотношения характерно наличие прав и обязанностей у его участников.
Юридические нормы предоставляют одному участнику отношения право, а на другого участника возлагают обязанность. Поэтому правоотношение есть связь между лицами, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях; связь, позволяющая требовать определённого в норме права поведения.

Структура правоотношений включает:

1) содержание правоотношения;

2) субъект правоотношения;

3) объект правоотношения.

Содержание правоотношения. Различают материальное и юридическое содержание правоотношения. Материальное содержание правоотношения есть поведение его субъектов, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Юридическое содержание - сами эти взаимные права и обязанности.

Субъекты правоотношений - их участники. Основные участники правоотношений - физические лица и организации. Физические лица - это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории конкретного государства. К организациям относятся: государство в целом, хозяйственные объединения (юридические лица). Чтобы быть участником правоотношения, необходимо обладать определёнными юридическими качествами: это - качества правоспособности (т.е., способности обладать правами и нести юридические обязанности) и дееспособности (т.е., способности своими действиями приобретать права и исполнять юридические обязанности). У юридических лиц и организаций правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования.

Правоспособность свободных физических лиц возникает с момента рождения; дееспособность - с момента достижения определённого возраста.

Дееспособность связана также с психическим состоянием человека: необходимо быть психически здоровым. Полная дееспособность наступает с 18 лет. Но имеются исключения из этого общего правила (уголовная ответственность, брачный возраст).

Объект правоотношения - материальные и нематериальные блага, на которые направлены действия субъектов, всё то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения.
Возникновение, изменение, прекращение правовых отношений всегда связано с наступлением юридического факта. Под юридическими фактами понимаются обстоятельства, жизненные события или действия, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правовых отношений.

Юридические факты подразделяют на две группы: события и действия.
События - это юридически значимые факты, которые возникают независимо от воли человека (например, естественная смерть человека ведёт к возникновению правоотношений связанную с наследованием). Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли людей. Действия могут быть подразделены на правомерные (не нарушающие закон) и неправомерные (нарушающие закон).
Правонарушение и юридическая ответственность. В самом общем виде правонарушение может быть охарактеризовано как деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом.

Отличительные признаки правонарушения:
1) противоправность (она может быть выражена в отступлении от требований права, в нарушении конкретной юридической обязанности и др.);
2) это деяние дееспособных, вменяемых лиц. Правонарушение характеризуется проявлением воли человека, могущего действовать разумно. Поэтому не считается правонарушением деяния малолетних или психически больных;
3) виновность лица в совершении данного деяния.

Итак, правонарушение - это виновное противоправное деяние, носящее общественно опасный характер, совершённое лицом, способным самостоятельно отвечать за свои поступки.

Противоправное деяние может быть совершено путём запрещённых правом действий или бездействия, т.е. неисполнением лицом своих юридических обязанностей. Кроме того, в понятии правонарушения выделяются его признаки, которые образуют состав правонарушения:
1) субъект правонарушения - физическое лицо, способное, согласно закону отвечать за свои действия, а также организации;
2) объект - общественные отношения, которые регулируются и охраняются правом;
3) субъективная сторона - выяснение вопроса о виновности лица, совершившего правонарушение.
4) объективная сторона - характеристика правонарушения как противоправного деяния, а также установление связи между деянием и его последствиями;

Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления - общественно опасные правонарушения, запрещённые нормами уголовного права.

Проступки - противоправные деяния, прямо не предусмотренные УК.
Проступки, в зависимости от объекта правонарушения и налагаемых санкций, подразделяются на административные (посягательство на порядок управления), дисциплинарные
(неисполнение обязательств, заключение противоправных сделок и т.д.).

Юридическая ответственность выражается в неблагоприятных последствиях для лица, совершившего правонарушение. Основание возникновения юридической ответственности - совершение правонарушения. Отличительный признак юридической ответственности – государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права.

Государственное принуждение состоит в право восстановительных
(взыскание убытков, неустоек и т.д.) и карательных мерах. Таким образом, юридическая ответственность имеет государственно-принудительный характер.

Меры государственного принуждения устанавливаются в санкциях правовых норм. Различают четыре вида ответственности, которые соответствуют основным видам правонарушений.
1) Уголовной ответственности - подлежит тот, кто совершил преступление или был его соучастником. Суд привлекает к ответственности и определяет меру наказания своим приговором.
2) Административная ответственность - применение административных взысканий (предупреждение, штраф и т.д.).
3) Дисциплинарная ответственность - совершение дисциплинарных нарушений
(замечание, выговор, увольнение, отчисление).
4) Гражданско-правовая ответственность - имеет имущественный, компенсационный характер, так как её цель - восстановление нарушенных имущественных прав.

Источники права. Для того, чтобы правило поведения стало нормой оно должно быть облечено в определённую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля государства находит своё выражение в правовом акте и становится обязательной для исполнения. Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты государственных органов, устанавливающих нормы права. К этим органам относятся Федеральное Собрание, Президент РФ,
Правительство и т.д.

Имеется несколько разновидностей источников права. Наиболее распространённым является нормативно-правовой акт, издаваемый в установленном порядке государственным или иным компетентным органом.
Содержанием такого акта являются правовые нормы, т.е. издание этого акта всегда означает установление, изменение или отмену юридической нормы.

Нормативный акт обладает наибольшей юридической силой. Юридическая сила выражает соотношение данного акта с другими нормами, его место и роль в системе источников права.

Нормативно-правовые акты классифицируют по следующим основаниям: вид регулируемых общественных отношений или предмет правового регулирования
(гражданско-правовое, уголовно-правовое и др.); субъект правотворчества
(т.е. кем издан данный нормативный акт); юридическая сила (т.е. закон это или подзаконный акт); территория, на которую распространяется его действие
(федеральные, республиканские или местные нормативные акты).

Другой источник права - обычай. Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его применения в течение длительного периода времени. Исторически обычай был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государственности. Признавая обычай правовым, государство возводит фактически сложившееся правило поведения в общеобязательную норму.

Значение источника права имеет судебный прецедент в том случае, когда судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение по существу становится нормой права, и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило.

Статус источников права приобрели руководящие разъяснения Верховного суда и Высшего арбитражного суда, детализирующие действующее законодательство. Однако в нашей стране задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права.

В некоторых случаях государство признаёт юридическую силу за нормативными актами общественных организаций. Во всех случаях это признание основывается либо на предоставлении общественным организациям определённой компетенции, либо на утверждении каждого издаваемого акта государством.

Источником права могут выступать нормативные договоры. К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписанный
31.03.92 субъектами Р.; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Международный договор может служить источником права либо непосредственно, либо являться основанием для издания участвующими в нём государствами соответствующих нормативных актов.
В Российской Федерации к источникам права относятся законы и подзаконные акты. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом власти в государстве и обладающий высшей юридической силой и принимаемый в особом процедурном порядке. В РФ законы правомочны принимать Федеральное собрание и Представительные органы субъектов РФ.

Законодательный процесс включает в себя четыре стадии: реализация права законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ); обсуждение проекта закона; обсуждение проекта закона; принятие закона (ст. 105 и 106
Конституции); подписание и обнародование закона (ст. 107). Закон также может быть принят непосредственно народом - путём референдума (всенародного голосования).
По своему значению законы в РФ делятся на: основные (Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

Федеральные конституционные законы, которые принимаются по предметам ведения РФ. (Например, государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом); Федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и её субъектов.
Законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принимаемым в соответствии с конституцией РФ. Закон обладает высшей юридической силой.
Она проявляется в том, что:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9