бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Конспект бесплатно рефераты

Конспект

КОСПЕКТ ПО ПРАВУ

Введение

В условиях развития рыночных отношений в экономике возросли требования к правовой подготовке инженерно-технических специалистов.
Соответственно от высшей технической школы требуют формирование широкого кругозора и правовой культуры специалиста, ознакомления его с основополагающими нормативными актами государственного, административного, гражданского, трудового, и других отраслей права. Современный специалист должен уметь самостоятельно решать практические вопросы, возникающие из имущественных, финансовых, трудовых и иных правовых отношений, быть грамотным в правовом отношении организатором производства.

Правовые знания инженерно-технического специалиста позволят ему верно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных правовых ситуациях.

Знание законов способствует росту политической и трудовой активности личности, а строгое и точное выполнение законов - одна из важнейших предпосылок функционирования политической и экономической систем государства.

В курс “Основы права” входят следующие разделы:
1. Основы теории государства и права.
2. Государственное и административное право.
3. Гражданское право.
4. Трудовое право.
5. Правовая охрана природы.
6. Семейное право.
7. Ответственность по уголовному законодательству РФ.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В теории государства и права исследуется возникновение государства, его сущность, социальная роль, форма, понятие, и право, как юридическое выражение государства, специфическое социально-правовое явление общества, его природа, закономерности возникновения и развития.

Таким образом, предметом изучения теорией государства и права являются закономерности возникновения, развития и функционирования государственно- правовой организации общества.

Государство возникло на определённом историческом этапе развития общества и с тех пор развивается как самостоятельное явление, имеющее собственные этапы и закономерности существования.

Есть два подхода в вопросе о происхождении и сущности государства, каждый из которых, по-своему определяет причины становления государственной организации общества.

К первому относятся теории, исходящие из того, что государство является произведением искусственным, созданным чьей-то волей вне зависимости от материальных отношений и факторов.
1. Это теологическая теория, возникшая для обоснования божественного происхождения восточных деспотий и власти феодальных государств, а ныне трактующая государство как "божественное учреждение". Такой взгляд на государство как на нечто объективное и в своём основании независимое от признания воли отдельных лиц даёт возможность выявить объективный характер государственной воли. Государственная воля не сводится к индивидуальной воле членов общества, она находит воплощение в законе.
2. В теории общественного договора, происхождение государства объясняется как процесс перехода от естественного (первобытного) состояния к организованному обществу, соединяющему людей в государство. Люди договариваются учредить государство для снятия противоречий, достижения компромиссов, выражения общих скоординированных интересов различных групп общества. В теории общественного договора заложена идея обеспечения прав личности и достояния каждого члена общества с помощью государства, которому в силу договора принадлежит верховная власть, неотчуждаемая от народа - её источника.
3. Теория насилия выводит государство из культа силы, рассматривает его как продукт войн и завоеваний. Происхождение публичной власти, государства и права исторически связано с завоеванием, насилием, порабощением одних племён другими. В результате такого насилия в обществе складывается определённый порядок, включающий властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов. Насилие также является причиной возникновения права. "Сила идёт впереди права". Факт насилия и господства одной группы над другой порождает привычку, которая затем переходит в обычай и право. Выгодный для себя порядок властвующие провозглашают в виде права, закрепляют его с помощью общеобязательных норм, исходящих от имени государства.

Ко второму подходу относятся теории объясняющие причины возникновения государства естественно-историческими процессами развития общества.
1. Марксизм видит происхождение государства как следствие появления условий, вызвавших разложение родового строя и оказавшихся причиной организации общества с помощью государства. Происхождение государства объясняется новыми формами существования людей.

Возникновение таких форм связано с материальным развитием общества, и заменой общественной собственности как основы первобытнообщинного строя на частную собственность. Это повлекло за собой имущественное и социальное неравенство, т.е. разделение общества на классы. Появление классов марксизм связывает с возникновением таких противоречий, которые не могут быть примирены без особой организации общества –государства. Таким образом, государство не навязано извне обществу, а возникло в результате развития самого общества, постепенно, в ходе обострения борьбы между нарождающимися классами.

Государство – это признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая над обществом, сила, которая умеряла бы столкновение, держала его в границах порядка.

Государство становится объективной необходимостью, но оно ставит себя над обществом и всё более отдаляет себя от него. Само общество получает возможность содержать особую группу людей, занимающихся политическим управлением и охраной сложившихся отношений собственности. Одновременно аппарат политического управления составляет орудие принуждения, систематического применения насилия и подчинения господствующему классу всех других классов.
2. С другой стороны история человечества это история не только борьбы классов, но развитие человечества происходит через развитие составляющих его народов; история общества - это прежде всего поступательное движение общностей людей: от родо-племенного объединения к народности, от народности к нации, от нации к мировому содружеству наций. Государство возникает при переходе от родо-племенного объединения к народности в результате развития и усложнения человеческого общества, для облегчения условий жизни. Эта теория возникает при анализе происхождения государств Древнего Востока, где использовался, так называемый, азиатский способ производства, который, однако, был характерен не только для Древнего Востока, но также для Африки и Америки до их столкновения с европейской цивилизацией. Этот способ производства имеет следующие особенности:
1) особая роль государства в хозяйственной жизни, организующего производство и осуществляющего распределение основных жизненных средств среди населения;
2) государственная трудовая и воинская повинность;
3) почти полное отсутствие частной собственности на средства производства;
4) неразвитость внутреннего рынка и второстепенная роль товарообмена, охватившего в основном предметы роскоши и дополнительные продукты питания.

В XX веке черты "азиатского" способа производства оказались присущи социалистическим и многим развивающимся странам, что свидетельствует об их укоренённости в историческом процессе. Иными были и критерии выделения правящего слоя древних деспотий. Не собственность на средства производства определяла место господствующей элиты в иерархии, а наоборот, место в иерархии определяло экономическое положение "функционеров".

Правящая верхушка эксплуатировала крестьян-общинников не на основе имущественных отношений, а на основе своей функциональной роли в управлении обществом и его экономикой. Для управления нужны знания. Поэтому управленческий слой, как правило, непрерывно пополнялся через систему экзаменов и конкурсов. Таким образом он представлял собой скорее профессиональную группу, слой, чем общественный класс.

Несмотря на наличие рабства, за небольшим исключением труд рабов не играл в экономике появляющихся государственных образований существенной роли, они были преимущественно домашней челядью. Первые государственные хозяйственные системы не случайно называют патриархальным социализмом. Из происхождения государства становится ясной его социальная роль. Она состоит в том, что с помощью государства закрепляется и охраняется экономическая и политическая власть господствующего класса. Государство, а вместе с ним и право, способствуют упрочению и развитию производственных и иных отношений угодных и выгодных экономически господствующим классам или большинству народа.

Переходя к сущности государства, следует отметить, что государство, как самый мощный в обществе социальный фактор, как самодовлеющая сила – организованная политическая власть, имеет как позитивную, так и негативную сторону.

Позитивная сторона состоит в том, что политическая государственная власть необходима для обеспечения целостности общества в условиях цивилизации, его организованного функционирования, рационального управления, "защиты" общества, выражения общих интересов населения.

В то же время государственная власть реализуется через особый аппарат, систему властных органов, которые в наибольшей мере испытывают воздействие как классовой структуры общества, господствующих классовых и национальных отношений, так и "собственных законов" - закономерностей самой политической власти. Поэтому государственная политическая власть представляет собой жесткий фактор, способный (притом монопольно) действовать с применением насилия, принуждения и в связи с этим потенциально имеющий деструктивные, в том числе и негативные, социально- психологические проявления. Государственной власти свойственны тенденции к абсолютизации, к неконтролируемому самовозрастанию, отторжению всего иного, что может иметь властно-управленческое значение, и т.д.
Политическая, государственная власть при определённых условиях может превратиться в самостоятельную мощную бюрократическую силу, осуществлять узкоклассовые интересы, интересы властеуправляющего слоя, быть воплощением авторитарного режима, становясь при этом машиной господствующего класса и инструментом подавления и угнетения большинства населения страны.

Вместе с тем подавление и угнетение не единственная задача государства. Будучи официальным представителем общества, оно также осуществляет "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества". Конечно, эти общие дела всегда выполняются государством с позиций и в интересах господствующих классов. Однако этим не умаляется значение того факта, что только с учётом противоречивых задач государства можно раскрыть его сущность.

К общим делам относятся не только ликвидация последствий стихийных бедствий, катастроф и т.п. Общие дела это всё то, что объективно необходимо для существования и нормального функционирования человеческого общества безотносительно к его социально-экономическому строю.

Было бы неверным признавать лишь за государством решение общих дел. В той или иной степени форме это делают существующие в классовом обществе негосударственные организации: религиозные, профессиональные, партийные. Но всеобъемлющий и универсальный характер деятельности присущ исключительно государству. Позитивная и негативная стороны проявляются по разному в зависимости от формы государства.

Под формой государства понимается структура государства, которая складывается из политического режима, формы правления и государственного устройства.

Политический режим - это совокупность приёмов и методов, при помощи которых экономически господствующий класс осуществляет своё политическое господство. Он предопределяет не только особенности организации и деятельности государственного механизма, но также его соотношение со всеми негосударственными общественно-политическими организациями. Иногда выделяют две разновидности политического режима: демократический и недемократический.

В условиях капиталистического государства возможно существование либерального, буржуазно-демократического или конституционного режимов. При социализме возникают общенародные и народно-демократические режимы.

Среди недемократических режимов известны деспотические, теократически монархические, олигархические, абсолютистские, клерикальные, бонапартистские, диктаторски монополистические, военно- полицейские, расистско-националистические, фашистские, авторитарные и тоталитарные.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархии делят на неограниченные и ограниченные. В неограниченной вся власть сосредоточена у единоличного главы государства, в ограниченных наряду с монархом верховная власть осуществляется каким либо представительным органом.

В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и выборные. Все республики подразделяются на аристократические, демократические и социалистические. Демократические в свою очередь подразделяются на парламентарные и президентские. В парламентарных решающая роль в политической жизни принадлежит сформированному парламентом правительству (например, Италия, Германия, Австрия). В президентских республиках соответственно президенту.

Под государственным устройством понимается территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом. По своему устройству государства делятся на простые и сложные.

Простое, или унитарное, – это такое государство, которое не имеет внутри себя обособленных государственных образований, пользующихся определённой самостоятельностью.

К сложным относятся империи, конфедерации и федерации.

Империи представляют собой насильственно создаваемые сложные государства, степень зависимости составных частей которых от верховной власти весьма различна и не имеющих единого государственно-правового статуса.

Федерации - это суверенное государственное образование, которое создаётся не для достижения конкретных целей, а для успешного решения задач встающих перед господствующими классами и слоями в определённых исторических условиях. Федерация представляет особую структуру государственного механизма, включающего в себя как общефедеральные органы власти и управления, так и органы власти и управления всех субъектов федерации. Федерации строятся либо по территориальному признаку, либо по национально-территориальному.

Конфедерации создаются на добровольной основе. Их члены, сохраняя самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении каких-либо конкретных целей. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в неё государств. Они сносятся только с правительствами этих государств, через которые и реализуют принятые решения. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создаётся за счёт взносов её членов. Учитывая всё это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным образованием.

Для прояснения сущности государства следует также указать на его основные отличительные признаки. Этих признаков две группы:
В первой, как основной признак
- публичная (общественная) власть, стоящая над обществом, возникшая под влиянием частной собственности и в результате деления общества на классы.

При ограничительном толковании под государством понимают именно публичную власть. И другой признак
- разделение жителей не по родовому, а по территориальному принципу. В условиях родовой организации все отношения осуществляются внутри рода, независимо от места проживания жителей: и брачно-семейные, и имущественные.

В условиях государства появляется территориальное разделение жителей.
Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. Иными словами, благодаря этому признаку государственная власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей.
Территориальная организация населения в развитом обществе дополняется производственной. Это значит, что граждане осуществляют свои права и обязанности также и по месту работы.

Вторая группа отличительных признаков позволяет рассматривать государство в качестве специфической организации общества, осуществляющей политическую власть. Государство отличается от любых других организаций общества рядом признаков:
1. Государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества. Все другие общественные структуры ей подчинены.
2. Государство имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь "легализованное принуждение".
3. Государственный аппарат, который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.
4. Государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения. Это тюрьмы, карательные органы, полиция, армия и т.д., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения.
5. Государство обладает монополией правотворческой деятельности. Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства.
6. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом. Под суверенностью государства понимается его верховенство внутри страны и независимость вне её.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9