бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Конспект бесплатно рефераты

p> Таким образом, государство - это организация населения на определённой территории. Понятие государства включает в себя территорию, население и сформированную политическую систему, осуществляющую власть на этой территории.

Политическая система большинства современных государств включает в себя: публичную власть; право; политические партии; общественные организации.

Публичная власть осуществляет суверенные функции государства и делится на четыре независимые ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную, и надзорную. Главенствующее место занимает законодательная власть, избираемая гражданами государства. Чертами законодательной власти являются её представительность и коллегиальность.

Представительный орган состоит из выборных лиц (депутатов), совместная деятельность которых и призвана создавать закон.
Законодательная власть должна осуществлять две основные функции: а) принимает законы, выражающие волю большинства; б) осуществляет контроль за их исполнением.

Исполнительная власть в зависимости от формы правления избирается народом или формируется законодательной властью. Исполнительная власть осуществляет одну основную функцию: обеспечение на всей территории государства точное и неукоснительное соблюдение законов всеми гражданами, должностными лицами и государственными органами. Для обеспечения соблюдения законов исполнительная власть обладает правом принуждения. Характеризуется повседневностью в осуществлении оперативного руководства.

Судебная власть формируется в установленном законом порядке и выполняет одну основную функцию: в судебном заседании установить - есть ли виновные в нарушении закона и определить меру ответственности.
Иногда упоминают надзорную власть. Она включает в себя конституционный суд и прокуратуру и осуществляет функцию надзора за соблюдением конституции и нормативных актов государственными органами, должностными лицами и гражданами.
1. Происхождение государства.
2.Существующие различия в объяснении происхождения государства.
3. Сущность и социальная роль государства.
4. Форма государства.
5. Признаки, отличающие государство от других организаций общества.
6. Политическая система государства.

Как на происхождение государства, так и на происхождение права существуют разные взгляды. Теория естественного права объясняет право с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, которой должны следовать нормы права, созданные государством; исторический подход рассматривает право с позиции развития общества, вызревания правовых начал в исторической жизни каждого народа в виде обычаев, воплощавшихся затем в законе; марксизм-ленинизм связывает возникновение права с развитием экономики, определяющей социальные изменения в жизни людей. Право, как и государство, представляет собой историческое явление, образованное в результате естественного развития общества, возникшее под влиянием тех же причин, что и государство. Людьми право всегда понималось как определённый порядок в обществе, изложенный в законах и других актах, которые охраняются принудительной силой государства как обязательные нормы для всего общества.

Право состоит из юридических норм, которые общество в лице государства само устанавливает, поддерживает, обеспечивает их выполнение.
Именно через общие правовые нормы общество применяет равный масштаб к неравным людям, благодаря чему происходит индивидуализация абстрактных правил в конкретных жизненных ситуациях. Это позволяет обеспечить право отдельного индивида на возможность выбора поведения в определённых рамках, наличие которых удерживает общество от распада.

Право выполняет три основные функции: охранительную, регулятивную, воспитательную. Право необходимо рассматривать в двух разных измерениях:
1) с точки зрения философско-мировоззренческих категорий право это "мера свободы, защищаемая государством", "математика свободы и несвободы",

"выражение справедливости", "минимум морали", "возведённая в закон воля господствующего класса" и т.д.;
2) С точки зрения юридической науки право имеет следующие черты:

1. право - это система общеобязательных норм;

2. нормы, из которых образуется право, выражаются в законах, иных признаваемых государством источников. Через это признание происходит придание нормам общеобязательности, что и предполагает использование в необходимых случаях государственного принуждения;

3. система норм, образующих право, выступает в качестве критерия правомерности поведения участников общественных отношений. Право здесь является определителем (мерой) юридически дозволенного, правомерного поведения людей, их коллективов, социальных образований и критерием юридической правомерности этого поведения;

4. право направляет поведение участников общественных отношений, причём так, чтобы основой такого поведения была юридическая дозволенность. Суммировав основные черты права, его общее определения можно сформулировать так: право – это система норм, выраженная в законах и являющаяся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещённого и предписанного) поведения.

Право понимание не исчерпывается содержанием права. Право существует и функционирует в трёх формах: правовые идеи, правовые нормы и правовые отношения (т.е. общественные отношения, регулируемые правом).

Правосознание - часть общественной идеологии, связанная с правом.
Правовые нормы - часть социальных регуляторов. Правоотношения - одновременно и источник правовых норм и результат их действия. Эта триединая сущность права присутствует во всех научных представлениях. Роль и значение каждого из трёх правовых начал различны в разных правовых школах, на базе которых строятся правовые системы различных государств.

Наиболее крупных школ три: аксиологическая, нормативная, социологическая.

Аксиологическая школа признаёт важнейшим элементом правовой материи нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Правовые нормы и правоотношения лишь отражают и воплощают эти идеи. Наиболее типична для этой школы естественно-правовая теория. Исходным пунктом теории естественного права является природа человека. Люди признаются равными по своей природе, они наделены от природы естественными страстями, стремлениями, разумом. В первозданном, естественном состоянии общества не было ни государства, ни права, ни частной собственности.

Развитие человечества, стремление людей к общению, усложнение общественных отношений побудили людей заключить между собой договор о создании государства. Содержание природных прав человека не определяется государством, оно призвано лишь закрепить права, принадлежащие человеку от природы. Законы, принимаемые государственными органами, могут выражать естественные права человека, но могут и расходиться с ними. При расхождении закона с естественными правами такой закон не признаётся обоснованным и отвечающим правам человека. Однако, для оценки того или иного закона как правового или неправового, необходим ответ на вопрос: что есть право?

Еестественно-правовая теория утверждает, что право это некая высокая идея, призванная охватить все проявления реальности, всегда связанная с природой человека. Это может быть идея общественного договора, общественной солидарности, социального компромисса и т.д. Она может претворяться в правовые нормы, в законы, в общественные отношения.

Нормативная школа отдает приоритет иному правовому элементу - норме.
Нормы являются важнейшим элементом права. Не идеи представляют собой предпосылку норм, а отношения урегулированные правом, - результат действия норм. Всё право сводится к определённой совокупности юридических норм, выражающих волю властвующей социальной группы, класса и предназначенных для регулирования общественных отношений. Выражение господствующей воли в законе позволяет языком права определить меру и вид возможного и должного поведения людей, установить степень социальной справедливости, предписать, что правильно, а что неправильно.

Нормативное правопонимание составляет основу совершенствования законодательства, ибо в реальности существует не "право вообще", а определённые формулировки законов и других актов государства, составляющие систему норм. Тем самым утверждается значимость законодательной власти в системе разделения властей. Нормативное понимание права позволяет выявить какие отношения и чья воля нашли свое выражение в законе. В праве всегда воплощается коллективная воля (классовая или общенародная).

Однако её формирование организуется государством, а не самой социальной группой, классом или народом. Краеугольный камень нормативизма - соблюдение права и закона. Закон создаётся государством; всё, что создаёт государство, верно и правомерно. Эта теория является апологией сильного государства, порядка в обществе, основанного на строгом следовании закону. Но исходя из легитимности государственной власти как таковой, эта теория не учитывает содержание деятельности этой власти.

Социологическая школа отдаёт первенство правовым отношениям. Исходная точка права лежит не в законах, а в самом обществе. Поэтому источник познания права - это изучение жизни и документов конкретного осуществления права (сделки, договоры, судебные решения). Право нужно понимать не как систему абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, то, что фактически складывается в жизни, то, что делает судья. Право никогда не содержится целиком в текстах законов.

Более того, право зафиксированное в законе и право, фактически складывающееся на практике, существенно отличаются друг от друга.

Качество права, его внутреннее содержание не имеют решающего значения, любая судебная практика есть право. Эта теория согласуется с ослаблением управляющей роли государства, с ограничением вмешательства государства в экономику, децентрализацией управления. Модель общества, соответствующая социологической теории, требует наличия высокого уровня политической и правовой культуры для ослабления риска дезорганизации общества.

Если право - определённый порядок в обществе, то оно не может не опираться на государство как на механизм, который формирует и поддерживает этот порядок.

В аксиологической теории право имеет приоритет перед обществом и государством, выражающийся в обязанности государства обеспечивать права индивидуума (идея приоритета индивидуума перед всем обществом и государством) и последовательном проведении разделения властей, (идея демократической организации государственной власти).

В нормативной теории право, как система норм, подчинено государству, как творцу этих норм.

В социологической теории право формируется как через государство
(законы), так и в фактически складывающихся отношениях людей (суды).

Для развития системы права характерны две тенденции:
1) непрерывное изменение системы по мере развития общественных отношений и
2) стремление к внутренней согласованности и внутреннему единству правовых норм. Систему права можно определить как обладающее относительно устойчивым внутренним единством и автономностью функционирования множество взаимосвязанных друг с другом юридических норм, дифференцированных по институтам и отраслям права. Система права подразделяется на крупные составные части - отрасли права. В основе деления на эти отрасли лежит разнообразие существующих общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования.

Определённый вид общественных отношений (имущественные, трудовые и т.д.) регулируются соответствующими правовыми нормами, которые группируются в зависимости от предмета регулирования в отрасли права. Итак, отрасль права это – совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определённой сфере жизни общества.

Каждый вид общественных отношений имеет свою специфику, что, в свою очередь, определяет особенности регулирования данных отношений.
Поэтому дополнительным основанием для разграничения права на отрасли считается метод правового регулирования. Метод правового регулирования - это совокупность способов, средств, приёмов, посредством которых право воздействует на общественные отношения.

Если предмет правового регулирования позволяет обнаружить ту сферу общественных отношений, на которую воздействует данная отрасль права, то метод выступает средством этого воздействия.
Помимо отраслей, в составе системы права выделяются институты и подотрасли. Для институтов характерна внутренняя обособленность юридических норм и автономность их функционирования.

Правовой институт - это совокупность норм, регулирующих отдельные виды общественных отношений.
Обычно институт права целиком входит в состав соответствующей отрасли
(например, институт договора купли-продажи в состав гражданского права).
Отличие института от отрасли в том, что он регулирует не всю совокупность соответствующих общественных отношений, а лишь различные стороны, особенности одного конкретного отношения.

Подотрасль права объединяет несколько институтов одной и той же отрасли. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким
(но не всем) правовым институтам данной отрасли. Таково авторское право в системе гражданского права.

Ведущее место в системе права занимает государственное право, так как в нормах государственного права формулируются те отправные начала, которые составляют основу для других отраслей права. Нормы государственного права закрепляют основы конституционного строя, правовое положение личности, систему государственной власти и местного самоуправления, прочие вопросы государственного устройства.

С государственным правом тесно связано административное право, нормы которого регулируют управленческую деятельность правительства, министерств и ведомств, местных органов самоуправления. Особенность административного права в том, что одним из участников правовых отношений всегда является государственный орган или должностное лицо, обладающее властными полномочиями. Отсюда следует властный метод регулирования общественных отношений.

Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционирования банков, других финансовых учреждений.

Уголовное право составляют нормы, с помощью которых государство устанавливает, какие общественные деяния являются преступными, и какие наказания за их совершения могут быть назначены.

Подотраслью уголовного права является исправительно-трудовое право, которое регламентирует деятельность исправительно-трудовых учреждений.

Гражданское право регулирует имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют отношения собственности, регулируют наследственные отношения, отношения связанные с созданием и использованием произведений литературы и искусства, изобретательством и рационализаторством. Гражданское право строится на равноправии сторон. К гражданскому праву примыкает семейное право. Нормы семейного права устанавливают порядок заключения брака, определяют взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей, регулируют порядок регистрации актов гражданского состояния и т.д.
Трудовое право определяет условия возникновения, изменения, прекращения трудовых отношений, устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и т.д.
Особенность трудовых отношений в том, что они включают элементы как управленческих, так и имущественных отношений.

Все перечисленные выше отрасли права относятся к материальному праву.
Оно определяет основы регулирования общественных отношений. Для реализации этих основ необходимы определённые формы их осуществления. Так возникают особые правовые нормы, называемые процессуальными (от слова процесс). Они служат формой реализации и проявления в жизни норм материального права.

Процессуальное право составляют гражданское процессуальное и уголовно- процессуальное.

Основу отраслей, подотраслей и институтов составляют нормы права
(юридические нормы).
В каждой стране существуют разнообразные по содержанию и формам выражения юридические нормы, которые служат общим целям и задачам. Всякая новая норма присоединяется к уже существующим. Иначе говоря, множество юридических норм представляет собой систему права. Правовые нормы являются первичными элементами системы права. Соответственно из их сочетаний складывается как система права в целом, так и отдельные её компоненты. Однако, для наличия системы необходимо, чтобы нормы, составляющие её, были внутренне едины и взаимодействовали друг с другом.

Согласованность правовых норм выражается: а) в их непротиворечивости друг другу; б) в существовании определённой иерархии между нормами, издаваемыми вышестоящими и нижестоящими органами; в) в конкретизации более общих норм в менее общих. Именно в силу того, что нормы права едины и согласованы друг с другом, могут формироваться их различные комплексы (институты, отрасли, подотрасли) внутри самой системы права, так же взаимосвязанные и согласованные.
"Норма" в переводе с латинского языка означает правило, точное предписание, образец. Иначе говоря, норма представляет собой сведения о должном поведении в тех или иных условиях. Норму можно определить как волевое регулирующее предписание, содержащее информацию о наиболее оптимальном порядке деятельности. Нормы, функционирующие в обществе, подразделяются на технические и социальные. Различие между ними в том, что:
1) технические нормы основаны на познании законов природы, а социальные на познании жизни и законов общества;
2) технические нормы регулируют поведение в системах человек-машина, тогда как социальные - взаимное поведение людей;
3) различия в последствиях нарушения указанных норм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9