бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны бесплатно рефераты

Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны

Содержание.


Введение……………………………………………………………………..

Глава1.Положение экономики Италии в первые годы после войны ……

Глава 2.Структурные изменения в экономики Италии в послевоенные годы …………………………………………………………………………

1.1 Оказание помощи Италии со стороны США …………………………

1.2 Влияние государственного аппарата  на развитие экономики ………

1.3 Решение проблемы отсталости южных районов ……………………..

Глава 3.Динамика развития промышленности в послевоенные годы …..    

Глава 4. Итальянская экономика на современном этапе…………………

4.1 Общая характеристика экономики …………………………………….

4.2 Промышленность Италии ……………………………………………...

4.3 Внешняя экономика …………………………………………………….       

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы ……………………………………………………….. 

Приложение…………………………………………………………………..


3

5



6     

6


8


11

16


23


23

23


26


29

31


32





 

Введение.

 Италия – индустриально-аграрная страна. В формировании национального дохода доля промышленности составляет (1970) 42%, сельского хозяйства 10,2%, сферы обслуживания 38,42%, в том числе доля торговли 12%, транспорта и связи 6,5%, гостиничного дела 2%. Стоимость промышленной продукции почти в 4 раза превышает стоимость сельскохозяйственной продукции (1970). В промышленность ежегодно вкладывается в 2,5 раза больше капиталов, чем в сельское хозяйство. Продукция обрабатывающей промышленности составляет основу экспорта (около 95% в 1970).

В 1970 Италия занимала 6-е место в капиталистическом мире по объёму промышленной продукции (3,7%) и величине внешнеторгового оборота (доля в экспорте капиталистических стран 4,8% в 1970), уступая США, ФРГ, Японии, Великобритании, Франции.

После 2-й мировой войны 1939-45 экономика страны развивается сравнительно быстрыми темпами. Ускорился процесс капиталистической централизации и концентрации. В большинстве сфер хозяйства господствует крупный монополистический капитал. Свыше 1/2 химической промышленности принадлежит монополистической группе "Монт-эдисон" ("Монтекатини Эдисон"), свыше 5/6 автомобилестроения связано с деятельностью концерна "ФИАТ", значительная часть резиновой промышленности монополизирована трестом "Пирелли". Большой удельный вес в экономике Италии имеет госсобственность. Государственные объединения имеются в нефтегазовой промышленности ("ЭНИ"), металлургии и машиностроении (государственная группа "ИРИ", которая контролирует также воздушный и морской флот, телефонную сеть). Наиболее распространённая форма воздействия государства на экономику - участие специализированных государственных органов в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций. В соответствии с различными экономическими программами создаются госпредприятия, деятельность которых в конечном итоге подчинена интересам монополий. Государство финансирует в среднем 35-37% общих капиталовложений в экономику. Наряду с крупными частными и государственно-монополистическими объединениями существует огромное количество мелких и мельчайших фирм и предприятий, более 1/2 которых занято в сфере обращения и услуг, а также в рыбной, швейной, деревообрабатывающей, полиграфической и пищевой промышленности Видное место в экономике занимает иностранный капитал; за 1956-70 общий объём иностранных капиталовложений 652 млрд. лир; 86% этой суммы приходится на США, Великобританию, Швейцарию и ФРГ. Основные отрасли, привлекающие иностранные капиталовложения, - нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная (особенно электротехническая и электронная) и металлургическая. В деятельности этих отраслей участвуют американские компании "Галф ойл корпорейшен", "Стандард ойл оф Нью-Джерси", "Вестингауз", "Дженерал электрик", "Форд" и др., западно-германские концерны "АЕГ", "Сименс", английский "Бритиш петролеум компани", англо-голландский "Шелл", голландский концерн "Филлипс". Ряд промышленных компаний Италии имеет соглашения с иностранными монополиями: например "ФИАТ" и французская фирма "Ситроен" и др.

Цель данной работы- проследить структурные изменения и экономические преобразования в Италии в послевоенные годы.  В дальнейшем в каждой из глав будут подробно рассмотрены факторы повлиявшие на экономическое развитие страны которые привели Италию к статусу одной из развитых  стран в Европе.


1.      Глава1. Положение экономики в Италии в первые годы после войны.

В послевоенный период в мировом капиталистическом хозяйстве начался новый экономический цикл. На его  движение большое влияние оказала война с ее огромными материальными разрушениями. Экономика Италии находилась в полном расстройстве: предприятия остановились, связи между городом и деревней нарушились, свирепствовала инфляция и процветала спекуляция, число безработных превысило 2 миллиона человек.

Необходимость восстановить эти разрушения , обновить сильно изношенный и устаревший во время войны основной капитал породил огромный спрос на капитальное оборудование и обусловили длительность фазы подъема послевоенного цикла.

Восстановлению экономики препятствовали и такие огромные трудности , как исторически сложившийся разрыв между Севером и Югом. Такая ситуация способствовала укреплению господствующего положения полуфеодальных кругов, заинтересованных в эксплуатации земельных латифундий с помощью устаревших методов. Половина обрабатываемых угодий была занята предприятиями, владевшими землей на основе договоров. Земля сдавалась в аренду на таких условиях (колонат, испольщина, издольщина), которые были приемлемы только для вконец разорившегося населения.

Разрыв в уровнях развития промышленности существовал и между областями , и между отдельными отраслями. В конце 1945 г. промышленное производство снизилось до ¼ Положение а промышленности не оставляло надежды на то , что она сможет оказать помощь в преодолении трудностей и обеспечить подъем в других отраслях. Потребность в восстановлении материального производства стала чрезвычайно острой, но предвоенный уровень был достигнут лишь в 1949 г.

 Правительства антифашистского единства - Ф. Парри (1945), А. Де Гаспери (1945- 1947), в которые входили также коммунисты и социалисты, провели ряд мер, направленных на восстановление хозяйства. Была введена скользящая шкала зарплаты. Расширены права профсоюзов. На ряде предприятий действовали "советы управления", возникшие в период войны и выступавшие как органы рабочего контроля (в дальнейшем буржуазии удалось постепенно добиться ограничения их деятельности, а затем их ликвидации). Новые правительства Де Гаспери (1947-53) пользовались также поддержкой США.

Глава2 . Структурные изменения в экономике Италии в послевоенные годы.

1.1.Оказание помощи Италии со стороны США.

Послевоенная экономика Италии развивается быстрыми темпами. Темпы роста валового национального продукта равны «1.4 в 1870-1950 годы и 5,6 в 1950-1969 годы.»[1] Такой рост был обусловлен тем, что до 1951 года США предоставили странам Западной Европы 13 миллиардов долларов согласно плану Маршалла (министра обороны США). План Маршалла ставил своей целью укрепление гегемонии США в Европе в противовес влиянию системы социализма во главе с СССР. 17 европейских стран ради достижения этой цели получили значительную  финансовую помощь для приобретения промышленного оборудования.

План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948, когда в США вошёл в силу закон о 4-летней программе «помощи иностранным государствам», предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений. По этим соглашениям страны — участницы плана Маршалла  обязывались способствовать развитию «свободного предпринимательства», поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчёты об использовании получаемых средств.  30 декабря 1951 план Маршалла официально прекратил своё действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности» (принят конгрессом 10 октября 1951), предусматривавшим одновременное предоставление военной и экономической помощи.

Возможно, что такой экономический рост позволил демократическим силам послевоенной Италии осуществить многие государственные социальные реформы:

- помощь малоимущим (вдовам, инвалидам, многодетным семьям,   малообеспеченным гражданам);

- страхование на случай безработицы;                                                        

- страхование от несчастных случаев;

- страхование на случай болезни;

- пенсионное обеспечение;

- регулирование трудовых отношений (обеспечение гарантий в области занятости, найма, увольнений);

    - реальная заработная плата (зарплата с учетом роста цен).

Как известно, “план Маршалла ” должен был действовать в течение четырех лет (с июля 1948 по июнь 1952 г. плюс три месяца-с апрель п июнь 1948 г.)на деле же действие “плана Маршалла” практически закончилось а начале  1950 г. Из квартальных и годовых отчетов о ходе поставок по “плану Маршалла” видно, что на первом его этапе , до июня 1945 г., в Италию импортировались на основе плана либо потребительские товары(зерно), либо промышленное сырье: зерно составляло около 40% всего импорта, уголь-24%, хлопок-15%, нефтепродукты-10%, а машинное оборудование-всего лишь 1%.С течением времени импорт зерна неуклонно сокращается ,но совершенно иные масштабы приобретает  импорт машинного оборудования: в период с июля 1950 по июль 1951 г. машины составляли 32% общего объема импорта по “плану Маршалла”. Такое изменение структуры товаров , поставлявшихся по “плану Маршалла”, свидетельствует о том , что если на первых порах “план Маршалла ” использовался главным образом в целях экспорта из США излишков сельскохозяйственной продукции и угля, то на втором этапе получил преобладание экспорт машин.

В 1948 Италия достигла довоенного уровня в промышленном производстве, а в 1950 - и в сельском хозяйстве. Ведущие итальянские монополии ("ФИАТ", "Фальк" и др.), используя средства, полученные по плану Маршалла, полностью обновили оборудование; большую активность проявили государственные промышленные объединения: "ИРИ" и позже - "ЭНИ" ("Национальные нефтегазовое объединение", созданы в 1953). Значительный внутренний и внешний спрос на промышленную и сельскохозяйственную. продукцию в сочетании с дешёвой рабочей силой и постоянным усилением интенсивности труда способствовал быстрому росту экономики (даже в период послевоенного подъёма экономики в Италия сохранялась самая низкая зарплата по сравнению с др. странами Западной Европы).



1.2 Влияние государственного аппарата на развитие экономики.

Государственно-монополистический  капитализм в современной Италии находит свое выражение прежде всего в виде так называемого государственного регулирования хозяйства. Буржуазное государство активно вмешивается в экономическую жизнь страны, широко осуществляет функции регулирования и контроля над общественным производством в интересах обогащения монополий, в ущерб трудящимся.

В Италии государственное регулирование хозяйства проявляется в милитаризации экономики, в росте государственных инвестиций и закупок, в форсировании экспортных мероприятий и т. д. Оно распространяется на производство, цены, поставки особо важных видов сырья, на заработную плату.

В Италии государственное регулирование хозяйства проявляется в милитаризации экономики, в росте государственных инвестиций и закупок, в форсировании экспортных мероприятий и т. д. Оно распространяется на производство, цены, поставки особо важных видов сырья, на заработную плату.

В 1951 г. была разработана и начала проводиться в жизнь так называемая «система приоритета». Эта система устанавливала порядок распределения правительством сырьевых материалов, которые, по мнению монополистов, в данный период являются дефицитными. При распределении дефицитных видов сырья должна учитываться производственная  программа предприятий, план капиталовложений и экспортный план. Для получения дефицитных видов сырья промышленные предприятия  должны подавать заявки в соответствующие правительственные организации. Правительство же в первую очередь удовлетворяет запросы крупных монополий, выполняющих государственные военные и иные заказы. Во вторую очередь сырье предоставляется предприятиям, выполняющим военные заказы стран, входящих в НАТО, и в третью очередь – лишь тем предприятиям, выпускающим гражданскую продукцию, за которыми признано право преимущественного получения дефицитного сырья, т.е. монополиям. Имеющим тесные связи с правительством.

В том же году был создан Междуведомственный комитет по закупке сырья и некоторых продовольственных товаров для образования государственных резервов. Была также восстановлена Центральная комиссия по промышленности, действовавшая еще  при фашистском режиме, созданы Междуведомственный комитет по координированию государственных заказов и Комитет по финансированию военных заказов.

Большая роль в регулировании экономики принадлежит так называемому Междуведомственному комитету по реконструкции. Одной из функций его является составление списков сырьевых товаров, считающихся дефицитными и подлежащих распределению по «системе приоритета». В июне 1951 г. этот список включал следующие дефицитные материалы: медь, никель, некоторые продукты металлургической промышленности (стальной лист для глубокой штамповки, магнитное листовое железо, белая жесть), бензол, целлюлозу, серу, цинк, свинец, алюминий. «Преимущественное право» на эти дефицитные товары получили монополии «Фиат», «Бреда», «Альфа Ромео» и др.

Вмешательство государства в сельское хозяйство в послевоенный период наиболее активно началось в 1951 – 1952 гг. Крупные землевладельцы уже не могли продолжать вести хозяйство по-старому, а для оживления сельскохозяйственного производства требовались значительные капитальные вложения, которыми помещики и сельскохозяйственные предприниматели не хотели рисковать. На помощь им пришло буржуазное государство, за спиной которого стояли крупные банки. «Только с 1952 по 1954 г. удельный вес государственных капитальных вложений в сельское хозяйство возрос с 29,6 до 53%. В дальнейшем доля государственных капиталовложений продолжала увеличиваться.»[2]

Наиболее крупные капиталовложения осуществлялись через «Кассу пер иль мессаджиорно» - правительственную организацию по проведению аграрной реформы и осуществлению ирригационных  работ.

В области цен контроль осуществлялся Междуведомственным комитетом по ценам. По существующему законодательству Комитет имеет право устанавливать цены на все товары и услуги на любой стадии производства и распределения. В настоящее время монополисты установили через Междуведомственный комитет по ценам высокие тарифы на основные виды коммуникального обслуживания, на электроэнергию, газ, воду, телефон, телеграф, железнодорожный и городской транспорт.

Путем регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию итальянское правительство оказывает влияние на размер посевных площадей под различными культурами и, следовательно, на объем производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Подчинение государственного аппарата финансовой олигархии дает ей возможность не только контролировать распределение государственных средств в своих интересах, но и душить мелкие и средние предприятия путем лишения их кредитов. «С 1946 по 1952 г. все мелкие и средние предприятия Италии получили лишь 15 млрд. лир государственных кредитов. В то же время крупные монополии только через Институт финансирования  («ИМИ») получили кредит в 85 млрд. лир. По «плану Маршалла» средства шли крупным монополиям, тогда как мелкие и средние предприятия разорялись из-за недостатка средств. До начала 1952 г. Италии было предоставлено по «плану Маршалла» для закупки оборудования за границей 154 млн. долл., из которых почти половину (70 млн. долл.) получили 6 компаний – «Фиат», «Эдисон», «Монтекатини», «Фальк», «Сме», «Саде».

Мелким и средним компаниям недоступен также внутренний денежный рынок. Из 600 млрд. лир, собранных с 1948 по 1952 г. путем выпуска акций и облигаций, 29 млрд. лир получены концерном «Монтекатини», 23 млрд. – «Фиат», 9 млрд. – «Пинелли», 45 млрд. лир – концерном «Эдисон».»[3]

Итальянские монополии используют государственный аппарат и с целью проведения нужной им внешнеторговой политики.

В течение последних лет монополии стремились восстановить утраченные во время второй мировой войны позиции на мировом рынке. Это в значительной степени и определило направление внешнеторговой политики Италии, задачей которой стало обеспечение монополий внешними рынками.

В 1955-1958 гг. усилилось проникновение итальянских промышленных товаров на рынки Латинской Америки, Ближнего Востока и ряда других районов. В результате увеличился внешнеторговый оборот Италии.

Страницы: 1, 2, 3