Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны
В
целях усиления проникновения монополий на внешние рынки, правительство
расширяет государственное страхование экспортных кредитов и связанное с ним
среднесрочное кредитование экспорта. Вплоть до 1959 г. экспортерам
предоставлялось право страховать 70% экспортных кредитов, а с 1959 г.-до85%. С
1954 до 1959 г. государство страховало экспортные кредиты на сумму около 500
млрд. лир. Риск от возможных потерь монополисты перекладывают через государство
на широкие массы налогоплательщиков.
Поддержка
монополистам в области внешней торговли предоставляется также путем возврата
части налогов Мероприятия Министерства внешней торговли по усилению
итальянского проникновения на внешние рынки дали возможность крупным итальянским
монополиям в условиях острой конкуренции расширить за последние годы экспортную
экспансию и заключить ряд контрактов на строительство заводов, дорог и поставку
различного вида оборудования.
В
Италии характерным примером попытки «разрешения » экономических проблем путем
государственного регулирования капиталистического хозяйства является широко
разрекламированный в прессе так называемый «план» или «схема» бывшего министра
бюджета Ванони.
«Схема
увеличения занятости и национального дохода в Италии», известная под названием
«плана Ванони», рассчитана на десятилетие 1955-1964 гг. «План Ванони» намечает
пути развития экономики и регулирования отдельных отраслей промышленности и
сельского хозяйства и предусматривает крупные капиталовложения в экономику страны
с целью ежегодного увеличения национального дохода на 5%. Этот «план»
предусматривает также увеличение промышленного и сельскохозяйственного
производства, расширение внешней торговли и на этой базе ликвидацию
безработицыгов и таможенных пошлин.
При рассмотрении
путей осуществления этого «плана » становится очевидным, что он представляет
серию гипотез, оторванных от действительности . Для расширения объема
производства необходимы капиталовложения , которые должны делать отдельные
капиталисты, что не может быть «запланировано» никакими «планами » в условиях
капитализма. Сами авторы «плана Ванони» вынуждены признать, что , «если даже
нам удастся создать средства , которые вначале окажутся достаточными для
выполнения программы, все же при экономике свободного рынка не приходится
ожидать , что все конечные результаты будут получены».И первый же год действия
«плана Ванони» подтвердил, что эти результаты не будут получены. Хотя объем
производства в 1955 г. увеличился, все же двухмиллионная армия безработных не
уменьшилась, несмотря на то, что 200 тыс. челок эмигрировали в другие страны.
Не
удалось также и блокирование заработной платы, которое должно было привести к
значительному снижению заработной платы в условиях постоянного роста цен и
стоимости платных услуг.
Вопреки
всем предначертаниям «плана Ванони» усилились диспропорции в развитии отраслей
первого и второго подразделений . Не оправдались также прогнозы развития южных
районов страны. Большие надежды возлагались «планом Ванони» на инвестиции из
государственного бюджета. Однако государственные расходы с каждым годом
становились все более непроизводительными.
Таким
образом , первые же годы действия «плана Ванони» показали его
несостоятельность. «План» остался на бумаге, а развитие экономики
характеризовалось дальнейшим обострением капиталистических противоречий.
Государственное
регулирование капиталистической экономики не имеет ничего общего с
планированием и не только не устраняет , но усугубляет все противоречия
капитализма. Буржуазное государство не может вести планового хозяйства, ибо
отдельные отрасли хозяйства и предприятия находится в частной собственности
монополий. И поэтому государственное регулирование экономики Италии , как и
экономики других капиталистических стан, не устраняет капиталистическую
конкуренцию, а наоборот, ведет к усилению анархии производства и конкурентной
борьбы между отдельными монополиями и группами монополий.
1.3. Решение проблемы отсталости южных районов.
Одной
из характерных особенностей развития Италии являются резкие территориальные
различия в хозяйственной, социальной и политической жизни между развитыми и
отсталыми южными районами.
Существование
слаборазвитых районов свойственны многим капиталистическим странам. Однако в
силу ряда причин проблема региональных диспропорций в Италии значительно
серьезнее , чем в других капиталистических странах.
Следует
отметить ,что все послевоенные годы между Севером и Югом сохранялись
значительные различия в уровне дохода на душу населения.
В
конце 70-х годов этот показатель в Южной Италии был на 43,4% ниже, чем в
Северной(в начале 50-х годов разница составляла 50%).
Роль
и место Юга в национальной экономике в послевоенный период нельзя определить
однозначно. Преобладание сельского хозяйства в экономике Юга ,сохранение в нем даже
после аграрной реформы 1950 г. феодальных пережитков, низкий уровень
производительности труда во всех сферах хозяйства, социальная и культурная
отсталость населения создавали серьезные препятствия для органического
включения южных районов в систему капиталистических отношений, сужали
внутренний рынок.
В
некоторых отношениях социально-экономическая отсталость Юга, обусловившая
наличие огромной армии свободных рук, в течение длительного времени являлась
одним из решающих факторов ,позволивших Италии к концу 50- х годов, период так
называемого экономического чуда, достичь небывало высоких в истории страны
темпов экономического роста. Постоянный приток дешевой рабочей силы ,главным
образом из южных районов , давал возможность итальянским предпринимателям с
успехом конкурировать на международных рынках . Кроме того , переводы от
эмигрантов, выехавших с Юга, служили одним из основных источников валютных
поступлений в Италию
Они
использовались для покрытия дефицита платежного баланса и сыграли немаловажную
роль в укреплении экономики после войны.
Началом
более или менее широкой и последовательной государственной политики в отношении
южных районов можно считать 1950 г., когда была создана Касса Юга-
государственный фонд долговременного, специального и чрезвычайного финансирования
развития этих районов. С 1950 г. значительная часть государственных инвестиций
в Южную Италию идет через эту организацию. Собственно говоря , в послевоенные
годы именно Касса Юга ,система государственных участий, кредитные учреждения
лежали в основе всей деятельности правительства, пытавшегося приспособить эти
инструменты своей политики в отсталых районах к изменениям в развитии экономики
всей страны.
Значительные
инвестиции направлялись в развитие сельского хозяйства и инфраструктуры, а с
конца указанного десятилетия увеличились капиталовложения в промышленность.
Однако еще в середине 50-х годов ряд буржуазных экономистов и политических
деятелей начали отдавать себе отчет в несостоятельности концепции “автономного
развития” южных районов. В 1956 г. появился “план Ванони”, который поставил в
качестве одного из важнейших условий ускорения развития экономики Юга включение
ее в общую экономическую систему Италии.
Было
разработано несколько программ ,и в каждой из них проблеме Юга отводилось
одно из центральных мест. Три программы получили названия по именам своих
создателей : “план Сарачено”, “план Джолитти” и “план Пьераччини”. Затем
“левым центром” было представлено еще два документа: в апреле 1969Г.-“проект
80”- предварительный доклад к национальной экономической программе; в январе
1970 г.- проект второй национальной программы развития на 1971-1975гг. В них
была сделана попытка проанализировать экономическое и социальное развитие
страны в 60-х годах и определить основные тенденции развития на 70-е годы.
Из всех перечисленных документов только один –первая
национальная программа развития экономики на 1960-1970 гг. ( “план
Пьераччини”)- был утвержден правительством. По мнению авторов этой программы,
проблема Юга могла быть решена за счет территориального перераспределения
производственных мощностей. В указанные годы предполагалось направить на
развитие Юга 40% всех капиталовложений ,что должно было привести к росту
производительности труда и сокращению разрыва между Севером и Югом по этому
показателю.» Кроме того, предполагалось создать на Юге не менее 590 тыс. новых
рабочих мест в несельскохозяйственном секторе ( в целом по Италии-1400 тыс.).
Ни та ,ни другая цель достигнуты не были. По уровню производительности труда
разрыв не только сократился , но даже увеличился. Что касается занятости ,то
вместо общего ее увеличения на 240 тыс. она сократилась на Юге на 144 тыс., а
в несельскохозяйственных отраслях выросла в 2 раза меньше, чем
предполагалось.»[4]
70-е
годы в Италии были насыщены многообразными и порой драматическими событиями:
экономические и социально-политические кризисы , бесконечная смена правительств
,волна терроризма -вот некоторые из них. Однако указанное десятилетие не
внесло практически ничего нового в методы ,используемые правительством для
решения проблемы Юга. Так же как и в предыдущие 20 лет , государственная
деятельность в южных районах осуществлялась в первую очередь через Кассу Юга
,предприятия со смешанным участием и кредитные учреждения.
Естественно,
что трудности экономического положения в стране сказались на постановке
проблемы Юга. Во-первых ,кризис ставил перед правительством задачу проведения
срочных мер по улучшению экономического положения страны. Это объективно
приводило к тому , что проблема Юга ,для решения которой краткосрочные меры не
годились, оказывалась отодвинутой на второй план.
Во-
вторых , в после кризисный период в какой-то мере ослабел нажим трудящихся на
правительство. На первый план выдвинулись вопросы заработной платы и сохранения
рабочих мест.
Основная
роль развития Юга по-прежнему принадлежала Кассе. Учитывая опыт двух с
половиной предшествующих десятилетий, а также уроки кризиса 1974-1975 гг.,
руководство Кассы попыталось теснее увязать отдельные направления ее
деятельности. В качестве одной из основных задач в программе указывалось
увеличение занятости .С каждым годом эта проблема делается в Италии все более
острой. Население почти полностью(на 90%) увеличивается за счет Юга.
Но
финансовые трудности не позволяют увеличивать численность занятых в
государственных административных органах , а ведь в прошлом именно
государственный аппарат обеспечивал немногим менее половины прироста занятости
во всей сфере услуг.
Что касается промышленности ,
то медленный прирост занятости в отрасли объясняется просто. Львиная доля
промышленных капиталовложений на Юге идет в металлургическую, химическую и
нефтеперерабатывающую промышленность, т.е. капиталоемкие отрасли . Для создания
одного рабочего места в них требуется 100-200 млн. лир, тогда как во многих
других отраслях, в том числе в машиностроении и электронике,-10-20 млн. лир.
Очевидно , что нельзя отрицать необходимость научно-технического прогресса и
призывать к строительству мелких предприятий с отсталой технологией. Однако и
среди современных отраслей промышленности можно выбрать такие, развитие которых
на Юге потребует большого числа рабочих рук (электроника, электронное
машиностроение, самолетостроение, фармацевтика и т.д. ). В этой связи встает
задача сделать действенным тот комплекс мер, который мог бы гарантировать
расширение спроса на рабочую силу на Юге.
Кроме
того, новая программа действий Кассы Юга предусматривала ускоренное развитие
в южных районах экспортных отраслей, а также преодоление диспропорций в
развитии самих этих районов. Это может быть достигнуто за счет увеличения
интенсивности сельского хозяйства на Юге путем укрепления его связи с
отраслями, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, и за счет развития
“новых отраслей”.
Важным нововведением был
принцип постоянной координации всех типов вмешательства в развитие Юга
-чрезвычайного и нечрезвычайного ( предприятия со смешанным участием), а также
согласование деятельности и местных правительств на основе годовых программ.
Хотя
экономическое развитие Италии после кризиса 1974-1975 гг. было весьма
неравномерным , антикризисные мероприятия и возобновление промышленного роста
привели к некоторому улучшению общего экономического положения в стране. Это
позволило вернуться к вопросу о разработке программы развития экономики Италии.
Летом 1978 г. министр казначейства Ф. М. Пандольфи представил на рассмотрение
общественности трехлетний план на 1979-1981 гг.
«В
“плане Пандольфи ”поставлены три основные задачи:
1.
постепенное
понижение уровня инфляции и доведение его к 1981 г. до 8% ( т.е. до среднего
уровня страны ЕЭС);
2.
увеличение
темпов экономического роста с 2% в 1978 г. до 4,5% в 1979 г. и 4% в последующие
два года;»[5]
3.
достижение
равновесия платежного баланса.
Центральным
и наиболее важным моментом в плане “плане Пандольфи” был поиск рационального
использования инвестиций для обеспечения роста занятости и радикального решения
проблемы Юга. Как и в предыдущих программах, главным инструментом вмешательства
в развитие Юга оставалась Касса. Общая сумма ее затрат должна была составить на
1979-1981 гг. 12375 млрд. лир.
Однако
,несмотря на то что все политические силы страны одобрили общие принципы
трехлетнего плана , вследствие затянувшегося политического кризиса он был
положен под сукно.
Подводя
итог сказанному , отметим, что в послевоенные годы итальянское правительство
вложило в развитие южных районов огромные средства. Это способствовало
определенному подъему экономики, но далеко не в тех масштабах , на которые
рассчитывали буржуазные экономисты и государственные деятели. Безусловно ,
сегодня южная Италия уже не та, что 20 или 30 лет назад. Здесь развивается
тяжелая индустрия , выросла численность рабочего класса и, что особенно важно ,
сформировались его передовые отряды в ключевых отраслях промышленности, прежде
всего в металлургии и машиностроении. Но государственное вмешательство усилило
неоднородность социальной и экономической структуры Юга. В целом Юг по сей день
остается регионом . где с особой остротой проявляются все присущие итальянскому
капитализму противоречия.
Глава3. Динамика
развития промышленности в послевоенные годы.
В послевоенный период в
мировом капиталистическом хозяйстве начался новый экономический цикл. На его
движение большое влияние оказала война с ее огромными материальными
разрушениями. Необходимость восстановить эти разрушения , обновить сильно
изношенный и устаревший во время войны основной капитал породил огромный спрос
на капитальное оборудование и обусловили длительность фазы подъема
послевоенного цикла. В Италии необходимость обновления основного капитала была
более насущной , чем в других странах , так как перед войной он обновлялся
очень слабо, а во время войны подвергался значительному разрушению и огромному
износу. Однако в первые годы после окончания войны в Италии имело место простое
восстановление разрушенного оборудования. Рассчитывая на сохранение длительного
депрессивного состояния мирового капиталистического рынка, итальянские
монополии не считали нужным идти на большие капитальные затраты, связанные с
серьезным обновлением основного капитала. Однако трудности сбыта, возросшие в
связи с усилением конкурентной борьбы на мировом рынке, происшедшее в условиях
технического застоя крайнее обострения ряда социально-экономических
противоречий побудили итальянские монополии проявить большую активность в
области развития техники и методов организации производства. Этому
способствовал также «план Маршалла», обеспечивший поступление огромных
финансовых средств в сейфе монополий.
За период с
1952 по 1956 год валовые капиталовложения в промышленность возросли на 13%;
доля этих вложений в общей сумме валовых капиталовложений сократилась с 36,8 до
31,4% и в национальном доходе с 8,4 до 6,7%.Эти данные говорят о том, что за
указанный период доля промышленных капиталовложений сократилась как в общей
сумме капиталовложений , так и в национальном доходе Италии.
Важная
особенность послевоенного развития итальянской промышленности состоит в том,
что процесс обновления основного капитала коснулся в основном узкой группы
крупнейших монополистических предприятий и очень слабо затронул остальную массу
предприятий.
«140
крупнейших промышленных обществ, составлявших в 1954 году 0,7% их общего числа
, осуществили капиталовложения , составившие в общей сумме валовых промышленных
капиталовложений долю:
1938
г. -15%
1951
г. -65%
1952
г. – 68%
1953
г. –70%
1954
г.-72%»[6]
Как
видно из приведенных цифр, крупнейшие акционерные общества вкладывают в свои
предприятия все возрастающую часть общей суммы промышленных капиталовложений.
В
итальянской промышленности происходит интенсивный процесс концентрации
капиталовложений на крупнейших монополистических предприятиях. Данное
обстоятельство имеет исключительные по своему значению последствия для всего
послевоенного развития итальянской промышленности. Увеличение доли
капиталовложений в крупнейшие монополистические предприятия означает сокращение
капиталовложений , вкладываемых во всю остальную, немонополизированную
промышленность.
Страницы: 1, 2, 3
|