бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Периодизация этапов психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению бесплатно рефераты

p align="left">При хорошем самочувствии и готовности исполнитель-ского аппарата у музыкантов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризу-ются особым ощущением клавиатуры, смычка, грифа, мунд-штука. Пианисты говорят о «легких» пальцах, скрипачи -- о «полетных» руках, духовики -- о «послушности» амбушюра. Рекомендуется эти ощущения запоминать, записывать, про-говаривать, чтобы иметь возможность лучше вспоминать их перед выступлением и воссоздавать при разыгрывании перед выступлением.

1.4.1.Методы овладения оптимальным концертным состоянием

«Знаете, прямо перед выходом на сцену, - рассказывают Rolling Stones, - все немножко нерв-ничают, но мы все слишком заняты: мы настраиваем инструменты, вы-пиваем и вообще подкрепляемся. Но некоторые ребята вроде Боуи или Лу Рида -- лучше на них не смотреть, потому что они каменеют. Все вокруг трясутся и выглядят параноиками. Никакого веселья нет. Это все равно, что наблюдать камеру пыток. Вы никогда ничего подоб-ного не видели» «Rolling Stones in their own words». (1977) London, p.46

Иррациональное происхождение эстрадного волнения подтверж-дается тем, полное излечение от его негативных форм лечится исключительно гипнозом, проникающим в глубины бессознательного. «Психолог Гарри Стэнтон разделил студентов консерватории на две группы. Каждый участ-ник эксперимента предварительно прошел тестирование на эстрадное волнение. Первая группа еженедельно проходила трехчасовые сеансы гипнотерапии с расслаблением, включающей дыхательные упражне-ния и визуальные образы. Вторая группа получала обычные сеансы психотерапии, где врачи воздействовали на сознание испытуемых, пы-таясь внушить им мысль о полной бессмысленности и неадекватности эстрадного волнения. Через полгода обе группы снова прошли тести-рование на эстрадное волнение. Значительное улучшение показали лишь участники первой группы, подтверждая полное бессилие обыч-ных психотерапевтических методов по сравнению с гипнозом» Кирнарская.Д.К. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М.: Таланты XXI век», 2004. стр320.

. Тем не менее, мы не имеем сведений, как сеансы гипноза отразились на исполнении и поведении музыкантов на сцене. Гипноз, таким образом, может использоваться только как один из методов лечения негативных последствий эстрадной болезни, а отнюдь не регулятивная методика.

Слагаемыми оптимального концертного состояния (ОКС) яв-ляются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Два последних компонента представляют собой соб-ственно психологическую подготовку, основывающуюся на хоро-шем физическом самочувствии музыканта. Здесь можно наметить ряд приемов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.

Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления. За несколько дней до выступления музыкант должен пред-ставить себе то место, где он будет выступать, чтобы привык-нуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На первом этапе прово-дится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на вто-ром -- прорабатывается образная картина концертного выступ-ления.

Первый этап. Расслабление мыши тела. Когда человек про-извольно расслабит при помощи образных представлений мышцы своего тела, то кора головного мозга рефлекторно вхо-дит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи это состояние называют фазовым. Его важнейшей особенностью является то, что в нем способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается. Восстанови-тельные процессы в этом состоянии протекают в полтора-два раза быстрее, чем в состоянии сна К.Н.Игумнов, по воспоми-наниям близко знавших его людей, перед концертом или во время утомительных занятий с учениками умел в течение нескольких минут расслабиться и отдохнуть.

Инструкции погружения в аутогенное состояние.

Сядьте прямо. Дыхание должно быть совершенно спокойным. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощу-щениях, которые будут вызывать у вас произнесенные слова. Сосредоточи-ли ваше внимание на своих руках. Говорите себе следующие фразы: Мои руки становятся теплые. Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются... Я представляю, что погружаю их в приятную теплую воду, и они расслабляются, становятся теплыми и гиб-кими... Тепло от кистей рук поднимается по плечам... Пред-плечья и плечи расслабляются. Я ощущаю приятное тепло в руках и в плечах. Мои плечи спокойно опушены... Теперь мое внимание переходит на ноги... Представляю, что мышцы ног погружаются в теплую воду. Мышцы ног приятно расслабляют-ся... Тепло от ног поднимается вверх... Расслабляются мышцы бедер и живота... Чувствую приятное тепло в области солнечно-го сплетения... Мой живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом... Теперь мое внимание переводится на ли-цо... Разглаживается лоб, расслабляются мышцы лица... Губы слегка приоткрыты... Мне дышится легко и спокойно... Спокойно и ровно бьется мое сердце.

Второй этап. Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. Я отчетливо могу представить сцену, слушателей и ко-миссию, перед которой я должен буду выступить... Я спокоен, собран и сосредоточен... Уверенно и радостно я начинаю. Мне нравится играть... Каждый звук я извлекаю с огромным удо-вольствием. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная тех-ника... Я выполняю все, что я задумал... Я играю так же хоро-шо, как и на репетиции дома... Я могу хорошо играть... Я знаю, что я сде-лаю все, что задумал... Все мои действия я четко вижу и выпол-няю... Я весь отдался моему вдохновенному исполнению... Ка-кое это наслаждение -- красиво и хорошо играть... Я могу бы-стро перестроиться с исполнения одного произведения на сле-дующее... Мне легко и приятно держать всю программу в голо-ве... С каждым разом аутогенное погружение будет помогать мне все больше и больше... Я легко расстаюсь со своим нега-тивным волнением и заменяю его радостным ожиданием вы-ступления...

Игра перед воображаемой аудиторией на начальном этапе работы, когда вещь уже готова, она проигрывается цели-ком от начала до конца с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудито-рией. Музыкальное произведение может быть записано на маг-нитофон. Вместо слушателей может быть выставлен рад стульев и на них посажены куклы и игрушки. Во время исполнения

Нужно быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концер-те. «Пусть это исполнение будет редким, но наиважнейшим со-бытием в процессе работы», говорил своим ученикам А.Б.Гольденвейзер. Этот прием помогает проверить степень влияния сцениче-ского волнения на качество исполнения, заранее выявить сла-бые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с приме-нением этого приема уменьшают влияние волнения на испол-нение.

1.4.2.Медитативное погружение.

Этот прием связан с осуществле-нием принципа «здесь и сейчас», практикуемый в буддизме и гештальт-терапии. Исполнение на основе этого приема связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Пре-дельная концентрация внимания на настоящем моменте, кото-рый протекает сейчас, в данное время. При фик-сации внимания на слуховых ощущениях улавливаются все пе-реходы звуков из одного в другой, все интонируемые смыслы, которые возникают из соединения звуков между собой. Звуки как бы пробуются на вкус, на твердость и мягкость, вдыхаются как аромат благовоний, воспринимаются как окрашенные в различные цвета. Суметь повторить вокально ноту за нотой, звук за звуком -- все произведение от начала до конца, может быть сравнимо с несением полной чаши, из которой на землю не упадет ни одной капли. Погружение в звуковую материю происходит при выполне-нии упражнений следующих видов:

· пропевание (сольфеджирование) без поддержки инстру-мента;

· пропевание вместе с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального звучания;

· пропевание про себя (мысленно);

· пропевание вместе с мысленным проигрыванием.

При фиксации внимания на двигательных ощущениях осоз-нается характер прикосновения пальца к клавише или струне, проверяется свобода движений и наличие в мышцах ненужных зажимов, которые моментально должны быть сброшены. Что ощущают суставы, кончики пальцев, мышцы рук, плеч, лица? Удобно или неудобно играть? Доставляет ли игра физическое удовольствие?

Медитативное проигрывание произведения с полным погру-жением в него сначала осуществляется в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль в момент игры не посетила исполнителя. Если только посторонняя мысль появилась в сознании, а пальцы в этот момент играют сами, следует плавно вернуть внимание к исполнению, стараясь при этом не отвлекаться.

Глубокое погружение в исполнение образует тот самый ма-лый круг внимания, который К.С.Станиславский рекомендовал актерам, склонным к сильному волнению на сцене, позднее мы еще вернемся к этому подробнее. Представ-ление, что кроме тебя и музыки никого на сцене нет, сосредо-точение только на стихии звуков и есть объектно - центрированное отношение, при котором музыкант становится жрецом искусства.

Медитативное исполнение формирует так называемые сен-сорные синтезы, которые являются одним из главных призна-ков правильно сформированного навыка. Слуховые, двигатель-ные и мышечные ощущения, мысленные представления начи-нают работать не порознь, а в неразрывном единстве. В этом случае возникает ощущение, что исполнитель и звучащее про-изведение представляют собой единое целое.

Медленная игра с динамикой рр (pianissimo) тренирует не только навык медитативного погружения, но и усиливает тор-мозные процессы. Их ослабление во время публичного выступ-ления провоцирует чрезмерно громкую и неуправляемую игру в быстром темпе. Терпеливое проигрывание вещи от начала до конца с полным контролем каждого взятого звука сродни тем упражнениям на концентрацию внимания, в кото-рых надо отделять зернышки риса от зерен проса.

1.4.3.Ролевая подготовка

Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личност-ных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием назы-вается имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа. Вол-шебная сила воображения, магического «если бы» давно из-вестна людям. В своей известной книге Дейл Карнеги расска-зывает об опытах английского психиатра Дж.А.Хэдфилда, кото-рый проверял влияние образных внушений на физическую си-лу. Трем мужчинам он предлагал сжать динамометр изо всех сил. Когда эксперимент проводился в условиях нормальной ра-боты испытуемых, средняя сила сжатия составляла 45,81 кг. Затем испытуемые были подвергнуты действию гипноза, и им было внушено, что они очень слабы. В результате они смогли выжать только 13,15 кг. В третьем эксперименте Хэдфилд внушил испытуемым, что они очень сильны. После этого каж-дому из них удалось выжать в среднем 64,41 кг. «Когда созна-ние было заполнено положительными мыслями о силе, -- пи-шет Д.Карнеги, -- то их действительная сила увеличилась почти на пятьдесят процентов»

В экспериментах отечественного психолога А.В.Запорожца проверялось действие воображения на игры детей. В одном эксперименте их просили поиграть в зайчиков, которые пере-прыгивают через ручей. Во втором эксперименте детей просили вообразить, что они -- спортсмены-прыгуны, и им надо прыг-нуть в длину как можно дальше. Во втором случае результаты оказались намного выше, чем в первом. Известный отечественный врач-психотерапевт В.А. Райков, внушая своим пациентам, образы великих людей -- художников, исполнителей, шахматистов -- добивается того, что в состоянии внушения определенного образа талантливого человека у испы-туемых повышается уровень творческого потенциала

Смысл ролевой подготовки заключается в том, что исполни-тель, чрезмерно волнующийся перед ответственным выступле-нием, вопреки своему состоянию начинает играть роль челове-ка, который уверен в себе и ничего не боится. Молодому музы-канту можно посоветовать представить себе уверенного и сме-лого концертанта, на которого ему хотелось бы быть похожим. Далее надо с максимально возможной полнотой постараться вжиться в этот образ, выполняя для этого соответствующую си-стему действий. Надо скопировать манеру держаться этого че-ловека, разговаривать, смеяться, манеру сидеть за инструмен-том. При этом внутри неминуемо будет рождаться новое психи-ческое состояние, в котором будут преобладать настроения уве-ренности и мажорного мироощущения. Если робкий и застен-чивый пианист или скрипач во время аутогенного погружения будет достаточно долго и уверенно, а главное -- с большим убеждением говорить себе: «Я первоклассный исполнитель, у меня свободные и непринужденные движения, мне нравится играть или большом стечении публики», «Я играю как Рахма-нинов» (Паганини, Горовиц, Венявский и т.д.), «Я получаю ог-ромное наслаждение от своей игры», то он наверняка в значи-тельной мере избавится от гнетущего чувства уязвимости во время публичного выступления.

Способность через целенаправленное самовнушение к максимально полному и глубокому принятию новой «роли» является, пожалуй, высшим этапом психологической подготовки. Ис-тория медицины знает немало случаев, когда, казалось бы, безнадежно больные люди, перестраивая свое воображение на роль ' человека, который не имеет права болеть и должен, просто обя-зан выздороветь, выздоравливали. Известны и такие случаи, когда совершенно здоровые люди, перестраивая свое воображение на роль человека, который должен умереть, действительно через какой-то промежуток времени умирали, следуя предпи-санному ролевому сценарию.

Предконцертное самочувствие исполнителя в значительной мере зависит и от психического состояния его наставника или педагога (если такой имеется). Его миссия уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердце, т.е. быть своеобразным психотерапевтом. Нет ничего более нелепого и более психотравмирующего для исполнителя, нежели вид собственного наставника или друга, волнующегося до дрожи и в то же время призывающего к спокойствию и уверен-ности в своих силах.

1.4.4.Выявление потенциальных ошибок.

Даже когда программа вы-ступления кажется, идеально выученной и можно ее играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Как бы ни было хорошо выучено произведение, в нем всегда может быть невыявленная ошибка, которая, как пра-вило, и выявляется во время публичного ответственного выступ-ления. Возникает проблема, -- каким образом эту ошибку мож-но вытащить из внешне вполне благополучно исполняемого произведения? Ведь только тогда, как справедливо указывает в одном их своих трудов Г.Коган, когда музыкант при желании не смог ошибиться, только тогда игровое движение можно считать закрепленным. Обычно музыканты проверяют это, проигрывая выученные вещи перед своими друзьями и знакомыми, меняя обстановку и инструменты, на которых им приходится играть. Психологи в этом случае говорят о генерализации навыка (пианистам известно, что то, что у них получается на одном ин-струменте, может совершенно не получаться на другом, даже очень хорошем инструменте). И причина этого -- не только во внешних условиях и обстоятельствах, но и в прочности вы-ученного материала.

Для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приемов, суть которых состоит в следующем.

1. Завязать на глазах повязку. В медленном или среднем тем-пе, уверенным, крепким туше с установкой на безошибочную игру сыграть отобранное произведение. Проследить, чтобы ни-где не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ров-ным и ненапряженным.

2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для кон-центрации внимания). Включить радиоприемник на сред-нюю громкость и попытаться сыграть программу. Более сложное задание -- сделать то же задание с завязанными гла-зами. Подобные упражнения требуют большого нервного на-пряжения. Вполне вероятно, что многие музыканты могут почувствовать после их выполнения большую усталость. Ее можно объяснить не только недостаточной выученностью программы, но и слабой функциональной подготовкой, т.е. нетренированностью сердечно-сосудистой системы. Если при включенном радиоприемнике исполнитель может без труда играть свою программу, то его сосредоточенности можно позавидовать и на эстраде с ним вряд ли смогут при-ключиться неприятные неожиданности.

3. В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит психотравмирующее слово «Ошибка», но музыкант при этом должен суметь не ошибиться.

4. Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появле-ния легкого головокружения. Затем, собрав внимание, начать играть в полную силу с максимальным подъемом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7