бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Музыкальная литература бесплатно рефераты

p align="left">Творчі принципи Стеценка-композитора сформувалися під впливом ідей революційних демократів - Т.Шевченко, Г. Чернишевського, М. Добролюбова, І. Франка.

Найбільш популярними є твори: хорова поема "Рано-вранці новобранці", романси "Плавай, плавай, лебедонько", "Вечірня пісня", кантати "Шевченкові" і "Єднаймося".

Творчий шлях К. Стеценка був досить коротким, але його музична спадщина стала цінним вкладом у нашу національну культуру. У своєрідних ліричних, епічних, лірико-драматичних образах композитор втілив образи й настрої тогочасного бурхливого життя. У багатьох жанрах Стеценко зумів сказати своє вагоме слово талановитого художника.

Билет 3

1. Программно-изобразительная музыка. Мусоргский «Картинки с выставки»

Различным инструментальным произведениям композиторы нередко дают. названия, поясняющие их содержание. Иногда композитор дает произведению литературное предисловие - программу. В ней излагается содержание. Это и есть программная музыка.

Правдивые и фантастические истории, картины природы, изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведения литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях: «Детский альбом», «Времена года» Чайковского, «Детская музыка» Прокофьева, «Альбом для юношества» Шумана, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Картинки с выставки» Мусоргского.

«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника В. Гартмана, друга композитора, внезапно умершего.

Цикл представляет собой сюиту из десяти самостоятельных пьес, объединенных общин замыслом. Каждая пьеса - музикальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Тут и яркие бытовные картинки («Тюльерийский сад», «Лиможский рынок»), и меткие зарисовки человеческих характеров («Два єврея»), и пейзажи («Старый замок»), и образы русских сказок. («Избушка на курних ножках»), былин («Богатырские ворота»). Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанню и по выразительным средствам. Вместе с тем они. Связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще. несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают зто произведение в программыі своих концертов.

2. Творчество В.А. Моцарта *« ;¦.!.! .* і * *,¦'¦»' ї * .

Вольфганг Амадей Моцарт гениальний австрийский композитор. Свою концертную деятельность начал в 6 лет. Несмотря на то, что прожил всего Зб лет, оставил большое творческое наследие: 50 симфоний, 19 опер («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта»), реквием, концерты, много инструментальной и.фортепианной музики.

Опираясь на достижения Гайдна в области сонатно-симфоническон музыки, Моцарт внес много нового и оригинального.

Большой популярностью пользуется соната для фортепиано .Ля мажор. Имея светлый жизнерадостный характер, она отличается грациозностью. Своеобразно строение первой части - она написана в форме вариаций. Вторая часть - традиционный менуэт. Третья часть - широко известный «Турецкий марш».

Симфония соль минор - одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Благодаря необычайно искренней музыке, симфония понятна самому широкому кругу слушателей.

3. Хорові концертн українських композиторів

Основним жанром професійної музики ХYII - першої половини ХYIII ст. на Україні був партесний концерт. Це одночастинний, досить великий за обсягом твір.

Слово концерт походить від латинського, що означає "змагатися". Зароджується цей музичний жанр в Італії у трьох видах: як хоровий, оркестровий (кончерто гроссо ) і сольний твір для одного інструменту з оркестром. Кожний з ріновидів має свої особливості, проте спільним для них є принцип концертування, змагання, протиставлення, контрасту.

На Україні партесний концерт з'являється наприкінці ХYI ст. Серед найвидатніших композиторів - авторов концертів - С. Пекалицький, I. Колядчин, М. Дилецький.

За характером музики, образним змістом партесні концерти можна умовно поділити на дві групи: урочисті, прославні і лірико-драматичні, скорботні.

Однією з вершин вітчизняної професіональної музики стали хорові концерти М. Березовського, А. Веделя, Д. Бортнянського. *.*»; :;;.!:> щ< ¦

Ці композитори зуміли втілити прогресивні художні ідеали свого часу. В їхній музиці звучить протест людини проти насильства, зла, несправедливості, соціального гноблення. Вони зумілии поєднати досягнення вітчизняної і західноєвропейської музичної культури і сказати свое оригінальне слово в мистецтві.

Билет 4

1. Музыка в театре. Григ «Пер Гюнт»

В музыкальном театре ставятся оперы, балеты, оперетты. В этих жанрах музыка является основой спектакля. Но и в драматическом театре музыка занимает видное место. Она усиливает воздействие спектакля на зрителя, помогает ярче обрисовать тот или иной момент действия, передать настроение героя.

Музыку к драматическим спектаклям писали многие выдающиеся композиторы - Бетховен и Мендельсон, Григ и Бизе, Глинка и Чайковский, Хачатурян и Прокофьев. Порою созданная ими музыка выходила за пределы театра и приобретала самостоятельную концертную жизнь.

«Пер Гюнт» - пьеса выдающегося драматурга Ибсена. Отдельные эпизоды спектакля сопровождает музыка Грига. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства.

Большой популярностью пользуется оркестровая сюиты, составленная композитором из отдельных номеров музыки к драме. с

Сюита состоит из четырех номеров, контрастных по характеру:

«Утро» - рисует картину пробуждения природы. Музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца.

В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш.

«Смерть Озе» сопровождает в драме сцену кончины матери Пера Гюнта, старой Озе. Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие.

«Танец Анитры». Анитра - девушка, с которой Пер Гюнт встречается: во время; своего странствия. Она исполняет танец - легкий, изящный, грациозный. Музыка танца очень изменчива, словно насмешливый и непостоянный нрав Анитры.

«В пещере горного короля». Музыка этого номера образно и ярко рисует фантастическое шествие. В основе пьесы - одна тема в характере марша. Варьируется ее сопровождение. Звучность усиливается, ускоряется темп, постепенно вступает весь оркестр.

2. Творчество М.И. Глинки

Михаил Иванович Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки - оперной и симфонической.

Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к. Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения. : , :

Основные произведения: народно-героическая опера «Иван Сусанин»; сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила»; романсы; симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия»; фортепианные пьесы.

Опера «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, во время оккупации России польскими захватчиками.

Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин. Основным действующим лицом является народ. В опере 4 действия и эпилог.

Первое действие - характеристика русского народа и главных героев;

Второе действие - музыкальная характеристика поляков. Звучит танцевальная музыка. Четыре танца образуют симфоническую сюиту: блестящий полонез, краковяк, вальс и мазурка.

В заключительном хоре «Славься» из эпилога музыка величава и торжественна. Это придает ей черты гимна. Народ славит родную землю и погибших героев.

Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Все его произведения доступны широким массам слушателей, высокохудожественны и совершенны по форме. Симфоническая фантазия «Камаринская» представляет собой вариации на две русские народные темы ':

«Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки. В основе - задушевная тема, порывистая и устремленная.

Романсы Глинка писал на протяжении всей жизни. В них пленяет все: искренность и простота, сдержанность в выражении чувств, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии и ясная гармония. Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов - Жуковского, Дельвига, Пушкина.

Популярностью пользуются романсы из цикла «Прощание с Петербургом» - «Жаворонок» и «Попутная песня» (сл. Н. Кукольника). Романс на слова Пушкина «Я помню чудное мгновенье» - жемчужина русской вокальной лирики. Относится к зрелому периоду
творчества, поэтому так совершенно в нем мастерство. ':'"-}(Р:':

В своих романсах Глинка обобщил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками.

3. Снмфонічна творчість українських композиторів

Симфония з'явилася у творчості композиторів Мангеймської школи (це співдружність чеських композиторів, які очолили придворний оркестр у німецькому місті Мангеймі). Саме у них термін "симфонія" закріплюється за оркестровим циклічним твором.

Класична симфонія формується у 70-80-ті роки ХУШ ст. у творчості Й Гайдна та В. Моцарта.

Симфонія - це переважно чотиричастинний циклічний твір. * ^

Перша частина - сонатне алегро - будується на контрастному зіставленні двох тем, друга частина - лірична, третя частина - менует, четверта - живий фінал.

До оркестру входили такі інструменти: 2 флейти, 2 гобої, 2 фаготи, кларнети, 2 валторни, 1-2 труби, литаври, перші та другі скрипки, альти, віолончелі, контрабаси. З часом такий склад поступово доповнювався новими інструментами.

Перші симфонічні твори вітчизняних авторів з'явилися наприкінці ХУШ ст. Це "Концертна симфонія" Д.Бортнянського і три симфонії на слов'янські теми Ернеста Ванжури.

У другій половині XIX ст. "Юнацьку симфонію" створює М.Лисенко, "Українську симфонію" - М.Калачевський, Симфонію соль мінор - В. Сокальський.

Найвидатніші досягнення українського радянського симфонізму пов'язані з іменами Л.Ревуцького, Б.Лятошинського, С.Людкевича.

Билет 5

1. Балет. Чайковский «Щелкунчик» шц-їщі-

Балет - это музыкально-театральное произведение, в котором обьединяются-музыка, танец и сценическое действие. В балете есть сюжет, действующие лица. Чувства героїв раскрываются посредством танцевальных движений под музику.

Кроме танцев, большую роль в балете играет пантомима, то есть немая игра актеров, состоящая из выразительных жестов и мимики.

Создателем русского классического балета явился Чайковский («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). Замечательные балеты написали Делиб и Равель, Глазунов и Стравинский, советские композитори Асафьев, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян.

Чайковский «Щелкунчик». Основой для балета послужила детская сказка немецкого писателя Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей после веселого праздничного вечера новогодней елки. Реальная жизнь переплетается здесь с вымыслом и фантастикой. Каждый из персонажей имеет свою музыкальную характеристику. Музыка правдиво передает детские переживання.

В балете два действия. Во втором действии представлен красочннй дивертисмент (это вереница разнообразных танцев, которые не связаны непосредственно с развитием действия).

Каждый танец из дивертисмента имеет своє название: шоколад (испанский танец), кофе (арабский танец), чай (китайский танец), танец пастушков, «Вальс цветов», танец фей Драже.

2. Творчество Л. Бетховена

Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор. В его творчестве классическая музыка достигла своей вершины. Могучий расцвет его творчества совпал с началом XIX века. Современник событий французской революции, Бетховен впервые в музыке с такой силой выразил героические устремления народа.

Творческое наследие: 9 симфоний, увертюры, концерты, инструментальная музыка, 32 сонаты для фортепиано, опера «Фиделио».

Среди фортепианных сонат самыми известными являются: «Патетическая», «Аппассионата», «Лунная». <;;;*' З УїіїРШ .т¦*.:**

Завоевала любовь народа симфония № 5. Строение ее традиционно - 4 части. Но впервые Бетховену удалось сделать четырехчастный симфонический цикл столь единым и неразрывным. Все части обьединены одной повелительной темой (темой судьбы), которая звучит вначале как эпиграф.

Героическим настроением проникнута и увертюра из музыки к трагедии Гете «Эгмонт». Интерес Бетховена к судьбам народа, стремление в своей музыке показать борьбу как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу - основное содержание героических произведений композитора.

3. Українські композитори радянського періоду м

Становления української радянської композиторської щколи відбувається у 20-ті роки. Біля її основ стояли композитори-класики - Стеценко, Степовий, Леонтович. Формується молода композиторська школа - це Л. Ревуцький, П. Козицький, Б. Лятошинський, Г. Верьовка, М.Коляда. У 1918 році на Україну приїжджає випускник Петроградської консерваторії В. Косенко - композитор і піаніст. Він широко включається в роботу.

Діяльність згаданих композиторів уже в 20-ті роки досягла значних успіхів. Було створено яскраві музичні композиції, які стали важливим етапом у роз витку української культури.

Найбільшої популярності здобули твори: опери "Богдан Хмельницький'' Данькевича "Милана" Майбороди, "Лісова пісня" Кирейка, симфонія-кантата Штогаренка. "Україно моя".

На музичному небосхилі України 60 - 70-х років з'являються; імена: Л. Грабовський, М. Скорик, В.Сильвестров, В. Губаренко, Є. Станкович, Л. Дичко, Ю.Іщенко, О. Кива та ін. Якщо перші пошуки молодих композиторів були пов'язані з камерно-інструментальною музнкою, зокрема мініатюрою, то в ці роки молодь працює майже в усіх жанрах.

Билет 6

1. Опера *

Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В ее исполнении участвуют оркестр, хор, певцы и нередко танцоры. В опере соединяются различные виды искусства:- драма и музыка, пение и танец, игра актеров и мастерство живописцев-декораторов.

Сюжетом для оперы чаще всего служит какое-либо литературное произведение. На его основе создается текст оперы - либретто. В зависимости от содержания, оперы бывают исторические («Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Война и мир» Прокофьева), бытовые («Проданная невеста» Сметаны, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского), сказочные («Волшебная флейта» Моцарта, «Снегурочка» Римского-Корсакова).

Действие оперы разворачивается перед зрителями на сцене, обставленной декорациями. Главным выразительным средством является музыка. В ней раскрываются характеры героев и основная идея всего произведения.

Оперное представление начинается обычно с оркестрового вступления - увертюры. Музыка увертюры выражает общее настроение произведения и тем самым подготавливает слушателей к его восприятию.

Увертюру и оркестровые вступления к другим действиям оперы исполняет симфонический оркестр. Он же сопровождает пение певцов, а также балетные сцены.

Оперный спектакль разделяется на действия (акты). Каждое действие состоит из отдельных сцен, номеров. Музыкальные номера бывают сольные (для одного исполнителя) - песни, арии; ансамблевые - дуэты, терцеты, квартеты и др.; хоровые и оркестровые.

Оперы писали почти все великие композиторы: Моцарт и Верди, Вагнер и Бизе, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рахманинов и Прокофьев.

2. Развитие музыкального искусства в советский период *

С 1918 года начинается массовое приобщение народа к музыкальной культуре; Распахнул двери перед новыми слушателями Большой театр - центр русского оперного искусства. Стали государственными Московская и Петроградская консерватории. Открываются дневные и вечерние музыкальные школы, кружки, студии. Расцветает художественная самодеятельность, помогающая выявить богатство народных талантов.

Страницы: 1, 2, 3