бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Музыкальная литература бесплатно рефераты

Музыкальная литература

36

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Билет 1

1. Содержание музыкальных произведений. Выразительные средства музыки.

2. Исторические оперы русских композиторов.

3. Творчість М.В. Лисенка.

Билет 2

1. Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

2. Русское искусство второй половины XIX века.

3. Творчість К.Г. Стеценка.

Билет 3

1. Программно-изобразительная музыка. Мусоргский «Картинки с выставки».

2. Творчество В.А. Моцарта.

3. Хорові концерти українських композиторів.

Билет 4

1 . Музыка в театре. Григ «Пер Гюнт»

2. Творчество М. И. Глинки

3. Симфонічна творчістъ українських композиторів

Билет 5

1. Балет. Чайковский «Щелкунчик».

2. Творчество Л. Бетховена.

3. Українські композитори радянського періоду.

Билет 6

1. Опера.

2. Развитие музыкального искусства в советский период.

3. Творчicть М. Леонтовича.

Билет 7

Сонатно-симфонический цикл. Симфонический оркестр.

Творчество П. И. Чайковского.

Український фольклор.

Билет 8

Сонатная форма. Фортепианное творчество венских классиков.

Творчество композиторов советского периода.

А. Штогаренко. Симфонiя-кантата "Україно моя".

Билет 9

Полифония. Творчество И.С. Баха.

2. Развитие жанра романса в русской музыке.

3. Оперна творчiсть українських композиторiв.

Билет 10

Творчество Ф. Шопена.

2. Опера-сказка в творчестве русских композиторов.

3. Творчiсть Л. Ревуцького.

ОТВЕТЫ НА ЗКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

Билет 1

1. Содержание музыкальных произведений. Выразительные средства музыки

В произведениях искусства человек рассказывает об окружающей его жизни.

Содержание песни, романса, хора легко пересказать, так как музыка звучит вместе со словами. В опере или балете на сцене театра происходят события, которые можно увидеть. Но в инструментальных произведениях содержание раскрывается только в музыкальных звуках, его можно почувствовать и понять. Иногда композитор дает произведению название и тем самым поясняет его содержание. Наиболее часто встречаются:

1) тема исторического прошлого (опера «Иван Сусанин» Глинки, опера «Война и мир» Прокофьева)

2) тема народного быта (оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», фантазия для оркестра «Камаринская» Глинки)

3) в основе - произведения литературы и народного творчества (романсы и песни на стихи Пушкина, Лермонтова и др.; оркестровая пьеса Лядова «Кикимора»)

4) образы природы («Рассвет на Москве-реке» из оперы Мусоргского)

5)современная жизнь людей (опера Кабалевского «Семья Тараса», оратория Прокофьева «На страже мира»)

Создавая музыкальное произведение, композитор пользуется определенными выразительными средствами. К ним относятся:

1. Мелодия - основа музыкального искусства. Мелодией называется одноголосная последовательность различных по высоте и длительности звуков. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль.

Напевная, песенная мелодия называется кантиленой.

Мелодия, в которой певучесть сочетается с гибкостью человеческой речи, называется речитативом.

Инструментальная мелодия может содержать большие скачки, хроматическое движение, украшения.

2. Ритм организует мелодию во времени. Особенности ритма влияют на характер мелодии. Преобладание ровных длительностей при спокойном темпе делает мелодию плавной. Разнообразие длительностей придает ей изящество, гибкость.

3. Гармония - это последовательность аккордов. Поддерживая мелодию, гармония наполняет ее новыми выразительными красками.

4. Регистр - это высота звучания. Звукоряд разделяется на верхний, средний и нижний регистры. Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Нижние звуки кажутся мрачными, гулкими. Верхние - звучат светло, прозрачно, звонко.

5. Тембр - особая окраска голоса или звучания инструмента. Женские голоса - сопрано, меццо-сопрано, альт. Мужские голоса - тенор, баритон, бас.

С тембрами различных музыкальных инструментов можно хорошо познакомиться, слушая симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк».

2. Исторические оперы русских композиторов

Основоположником жанра исторической оперы по праву считают М. И. Глинку. Его опера «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, во время оккупации России польскими захватчиками.

Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин.

Основным действующим лицом является народ. В опере 4 действия и эпилог.

Опера «Иван Сусанин» - произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Созданный Глинкой новый тип народной музыкальной драмы оказал огромное влияние на последующие творения русских композиторов («Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского).

В основе оперы «Борис Годунов» Мусоргского - пушкинская одноименная трагедия. Жанр оперы - народная музыкальная драма. Состоит из пролога и четырех действий, которые делятся на картины. Основная идея - конфликт между преступным царем Борисом и народом.

Главное действующее лицо - народ. Мусоргского привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа, которая выливается в стихийное восстание. «Борис Годунов» - великое произведение русской музыки. Создание этого произведения явилось важным этапом в развитии музыкального театра.

«Князь Игорь» Бородина - лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом. В основе оперы - произведение древней литературы XII века - «Слово о полку Игореве».

Музыка оперы основана на интонациях народных песен - русских и восточных.

Пролог и 1 действие характеризует русский народ. Важное значение имеет картина солнечного затмения из пролога. В народной эпической поэзии различные драматические события жизни людей нередко сопоставлялись с могучими и грозными явлениями природы.

II действие посвящено показу жизни восточных народов.

Центральное место в 1Y действии занимает плач Ярославны, который возник из старинных народных голошений и причитаний.

Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил ее памяти Глинки. В ней прославляется героический дух народа, его стойкость, патриотизм, душевная красота.

3. Творчість М.В. Лисенка

М. В. Лисенко - найвидатніший український композитор. Він став основоположником української класичної музики, увійшов в історію національного мистецтва як талановитий диригент, вдумливий педагог, вчений-фольклорист і визначний музично-громадський діяч.

Лисенко працював майже в усіх жанрах:

1) Обробки народних шсень.

Інтерес до народної музики виникає у М. Лисенка ще в дитинстві. Протягом усього свого життя Лисенко займався збиранням народних шсень.

Фольклорні зразки він згрупував за жанрами й публікував окремими випусками. Збірники охоплюють майже всі шсенні жанри: обрядові, побутові, історичні та думи. Обробки українських народних пісень були для М. Лисенка творчою лабораторією.

2) Романси.

У доробку Лисенка - понад 100 романсів. Він звертається до поезіі Тараса Шевченка, яка приваблювала глибокою народністю, Генріха Гейне, I. Франка, Лесі Українки. Найбільш відомі - "Садок вишневий", "Безмежне поле", "Коли настав чудовий май".

3) Фортепіанна творчість.

До фортешанної творчості М. Лисенко звертався протягом усього свого життя. Тут і великі форми - соната, два концертних полонези, дві рапсодії на українські теми, і невеликі п'єси - "Пісні без слів", "Мрії", "Журба", "Елегія". 3 одного боку, в музиці Лисенка відчувається вплив Ф. Шопена і Ф. Ліста, а з другого - спостерігається інтерес до фольклорних джерел.

4) Хорова творчість.

Твори М. Лисенка для хору становлять яскраву сторінку його музичної спадщини. Більшість хорів написано на вірші Т. Шевченка. Вони різноманітні за ідейно-образним змістом та формою. Тут є великі вокально-симфонічні полотна, хорові поеми, мініатюри. Всі вони нерозривно пов'язані з фольклором.

Вагомий твір у спадщині Лисенка - кантата "Радуйся, ниво неполитая". Вона втілює почуття радості, весняних надій, віру у свггле прийдешне.

5) Опера "Тарас Бульба".

Опера "Тарас Бульба" - найбільший здобуток музично-театрального мистецтва того часу. Опера писалась тривалий час. Видатні радянські композитори Л. Ревуцький і Б. Лятошинський редагували оперу.

Літературним першоджерелом опери послужила однойменна повість М. Гоголя.

Опера "Тарас Бульба" - це історико-героїчна народна музична драма. Вагоме місце в ній належать образам народу. У зв'язку з цим композитор приділяє значну увагу масовим хоровим сценам. Яскравими є музичні характеристики головних персонажів - Тараса Бульби, Остапа, Насті, Андрія, Марильці. Основна ідея твору - боротьба українського народу проти
соціального і національного поневолення.

Опера мае п'ять дій, починається увертюрою, яка концентруе в собі її ідейно-образний зміст.

Билет 2

1. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш

Жанры музыки - это разнообразные ее виды. Музыкальные жанры возникли в ходе развития музыкального искусства. Каждому из них присущи свои особенности. Произведения, связанные со словами и пением, относятся к вокальной музыке (это песни, романсы, арии, сочинения для хора). Инструментальная музыка включает разнообразные сочинения для отдельных инструментов, ансамблей (дуэты, трио, квартеты) и оркестра. Среди них - этюды, прелюдии, экспромты, ноктюрны, сонаты, сюиты, симфонии и др.

К музыкально-театральным жанрам относятся: оперы, оперетты, балеты.

Песня - самый популярный вид музыкального искусства.

Мелодия в песне повторяется несколько раз с разными словами, образуя куплеты. Такая форма называется куплетной. В конце каждого куплета звучит припев, который не изменяется. Если запев исполняется обычно одним певцом, то припев чаще поют хором.

В песне может быть аккомпанемент фортепиано, баяна или оркестра. Такие песни имеют вступление, отыгрыш между куплетами и заключение. Однако песни могут исполнятся и без сопровождения. Такое пение называют а капелла. Оно более характерно для народных песен.

Музыка, сопровождающая движения людей, известна с глубокой древности.

Маршевая музыка исполняется в темпе шага. Марши бывают: торжественные, военно-строевые, походные, спортивные, траурные. При всем разнообразии маршей им присущи общие черты. Это двух- или четырехдольный размер и четкий ритм шага. Форма марша чаще всего трехчастная.

Примером торжественно-героического марша может служить марш из оперы «Аида» итальянского композитора Верди. А марш из балета Чайковского «Щелкунчик» сопровождает веселый детский праздник. Иногда марши звучат со словами - это песни-марши («Авиамарш», «Марш нахимовцев»).

Танец возник в глубокой древности и тесно связан с бытом. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер, ритмический рисунок. Каждый народ создал танцы, отличающиеся национальным своеобразием.

Русские народные танцы: камаринская, трепак; украинские танцы: гопак, казачок; белорусский народный танец - бульба; танец народов Кавказа - лезгинка.

Танцы народов Европы

Вальс ведет свое происхождение от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера, который был распространен в Австрии, Германии, Чехии. В XIХ веке вальс стал популярным во всей Европе. Музыка вальса очень разнообразна по своему характеру. Существуют вальсы радостные и грустные, бравурные и спокойные, светло-мечтательные и задумчиво-печальные. Различна и форма вальсов: от небольших бытовых пьес до развернутых концертных произведений. Размер вальса трехдольный.

Многие композиторы охотно сочиняли вальсы. Замечательные образцы вальса создали Шуберт и Шопен, Глинка и Чайковский. «Королем вальсов» называли австрийского композитора Штрауса.

Полька - чешский народный танец живого, бодрого характера, Польке свойственны задор, юмор.

Мазурка и полонез - польские национальные танцы.

Мазурка - подвижный и динамичный танец. Его мелодия всегда имеет острый ритмический рисунок. Нередко резкие акценты перемещаются в такте с сильной доли на слабую. Размер - трехдольный.

Полонез - это торжественный, величавый танец-шествие. Движение спокойное, неторопливое, с акцентом на сильной доле такта. к,-.. п.шо ,.

Наиболее совершенные образцы мазурки и полонеза дал в своем фортепианном творчестве польский композитор Ф.Шопен.

2. Русское искусство второй половины XIX века

Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-х годов к большому общественному подъему. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) показало ее отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и разночинцы.

В развитии революционного движения в России значительной была роль Герцена, деятельность Чернышевского, Добролюбова, поэта Некрасова. Революционные идеи 60-х годов нашли свое отражение в литературе, в живописи, в музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились доступно отразить жизнь обездоленного народа.

Во второй половине XIX века русская живопись дала таких замечательных художников, как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан. Их имена, связаны с «Товариществом передвижных выставок», так как выставки картин стали устраиваться в разных городах России.

Произошли изменения и в музыкальной жизни. Музыка вышла за пределы аристократических салонов. Большое значение в этом сыграла организация Русского музыкального общества.

В 1862 году в Петербурге открылась первая русская консерватория, а в 1866 году - в Москве. Первые выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов.

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав объединения под названием «Могучая кучка». Вдохновителем кружка стал Балакирев. В состав вошли Кюи, Мусоргский, Бородин, Рнмский-Корсаков. Свою цель композиторы видели в развитии русской национальной музыки, правдивом воплощении жизни народа.

3. Творчість К.Г. Стеценка

Григорович Стеценко - класик української музики, послідовник М.Лисенка та російських композиторів XIX ст. Його творча спадщина, а також диригентська, педагогічна, музично-критична діяльність є невід'ємною часткою української демократичної культури.

За своє коротке творче життя Стеценко написав кілька опер, музику до театральних вистав, чотири кантати, понад п'ять десятків хорів, близько п'ятдесяти романсів, зробив значну кількість обробок українських народних пісень.

Страницы: 1, 2, 3