бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Языческая мифология бесплатно рефераты

Итак, мифы — это не просто забавные истории, сказки или предания, а

наследие древнейших знаний.. Мифология — это древнейший способ постижения

окружающей действительности, причем такой способ, который не только

объяснял существующий порядок вещей, но и задавал человеку определенный

характер действий в этом мире.

Мифы народов мира очень разнообразны. Однако при внимательном их изучении

можно заметить некоторые сходные черты, темы, мотивы. Все это позволяет

объединить мифы в определенные группы, классифицировать их. Самую

многочисленную группу составляют мифы о животных. Это древнейшие мифы.

Часто в них речь идет о тотемных животных, т. е. тех животных, которых

первобытные люди считали своими предками. Но есть и мифы, в которых

рассказывается не о том, как животные порождали людей, а наоборот, как люди

превращались в животных: например, древнегреческий миф об искусной ткачихе

Арахне, превращенной Афиной в паука, или восточнославянский миф о князе-

оборотне Волхе Всеславьевиче.

В особую группу входят мифы о небесных светилах — астральные мифы. Иногда

астральными называют только мифы о звездах и планетах, выделяя в отдельные

группы мифы о Солнце (солярные) и Луне лунарные). Центральную группу в

развитых мифологических системах составляют мифы о происхождении космоса —

космогонии. Иногда в космогонические мифы вплетаются рассказы о

возникновении богов (теогонии), из чего получаются сложные мифологические

комплексы — теокосмогонии. Выделяются также мифы о происхождении человека —

антропогонии, которые чаще входят в состав космогонии, хотя встречаются и

как самостоятельные повествования. Тесно связаны с космогониями, но по

содержанию прямо им противоположны эсхатологические мифы — рассказы о конце

света: о том, когда, как и почему наш мир прекратит свое существование.

Важное место в жизни народов занимали мифы о происхождении культурных благ.

Эти блага (предметы и навыки) людям передает культурный герой, который либо

изначально обладает таковыми (как, например, карело-финский Вяйнямёйнен),

либо крадет их у богов (как греческий Прометей). У славян бог Сварог научил

людей кузнечному делу, сбросив им неба клещи. Культуру древних аграрных

народов характеризуют календарные мифы, отражающие цикличность природных

процессов. Постоянная повторяемость чередующихся времен года. воплощалась в

мифах об умирающем и воскресающем боге (Осирисе в Египте, Адонисе в

Финикии, Дионисе во Фракии, Яриле у славян).

Кроме того, существуют мифы о чудесном рождении, близнечные мифы, мифы о

судьбе, о происхождении смерти, загробном мире. Как и везде, классификация

здесь носит весьма условный характер. Тем не менее выделение мифов в

определенные группы позволяет лучше ориентироваться в бесконечных

лабиринтах мифологии.

Мифы тесно связаны с религиозными верованиями. И те и другие сопряжены с

ритуальными действиями и обращаются к сфере сверхъестественного: духам,

богам, чудесным явлениям. Но главное отличие мифов от религиозных верований

состоит в том, что в мифах (особенно ранних) сверхъестественные силы играют

второстепенную роль: обращение к ним происходит для объяснения естественных

процессов. В религиозных же идеях сверхъестественное занимает центральное

место, естественные процессы не только объясняются обращением к сфере

сверхъестественного, но и ставятся в прямую зависимость от

сверхъестественных сил. На определенном этапе развития человечества

религиозное сознание становится доминирующим и мифы делаются частью

религиозных систем. Многие мифы славян как раз таки и были вплетены в

религиозную систему славянского язычества.

Источники изучения славянской языческой мифологии

Собственно мифы славян, мифологические тексты не сохранились, не дошли до

нас, и мы судим о славянской мифологии на основе вторичных источников —

письменных памятников (летописей, поучений против язычества), сообщений

греко-римских писателей, историков, восточных путешественников; важным

источником является фольклор (былины, волшебные сказки, заговоры, обрядовые

песни и т. д.), этнография, а также археология и топонимия (географические

названия, сохранившие имена богов и богинь и т. п.).

Высшая мифология славян

Мифологию разделяют на высшую и низшую. Под высшей мифологией понимают

обычно мифы о богах и героях, под низшей — мифологические представления о

различных духах природы, мифологических существах, не имеющих статуса

божественности. Это деление носит условный характер, прежде всего потому

что существуют различные точки зрения на определение сущности

божественного.

В качестве признаков различия высшей и низшей мифологии иногда выделяют

сознательное мифотворчество в высшей мифологии (жрецы, если и не создают

особых мифов, то систематизируют мифологическое наследие для целей

официальной религии) и стихийное — в низшей. Следовательно, в отличие от

низшей мифологии сюжеты, темы, образы высшей мифологии стройнее,

единообразнее, определеннее.

Высшая мифология возникает гораздо позже низшей, в эпоху перехода к

обществам, основанным на социальном неравенстве, и служит идеологией

правящего сословия. Отнесение мифологических персонажей к высшей или низшей

мифологии позволяет определить их социальную роль и значимость. Однако при

исследовании языческой мифологии славян, в силу малочисленности, а иногда и

противоречивости источников, мы сталкиваемся с тем, что трудно определить,

являлся ли данный персонаж божеством или нет. Например, Коляда _ это

божество или просто персонаж зимних праздничных обрядов? Поэтому мы к

разряду высшей мифологии относим только те божества, которые большинство

летописцев включает в языческий пантеон славян. Божества , связанные с

праздничной обрядностью, определены в особую группу. К низшей мифологии

традиционно относятся различные духи: домовые, лесные, водяные, полевые и

др.

К мужским божествам славян относятся Перун, Сварог и Сварожичи, божества

плодородия Род, Велес, Ярило. Особое место среди них занимает Перун.

Космическое божество, бог грома и молнии, он почитался и как бог-податель

живительного для природы дождя.

Л. Нидерле начинает обзор широко известных богов с Перуна, полагая, что он

не был богом одних только русских. У полабских славян он Отразился в

названии дня недели — четверга — «перуновым днем». Славянский бог Перун

тождествен по смыслу литовскому Перкунасу и латышскому Перконсу.

Сопоставления эти идут еще дальше: одно из названий бога Индры, повелителя

дождя, громов и молний из древнеиндийского эпоса «Ригведы» — Парджанья.

Этимология слова Перун, по мнению М. Фасмера, связана со значением

«разящий, гром». Р. Якобсон, Вяч. Вс. Иванов и другие ученые соотносят это

слово с хеттским perunas — «скала». Языковые данные позволяют предполагать,

что истоки культа Перуна относятся еще к общеиндоевропейской эпохе.

Указания на то, что Перун был богом грозы, грома видят в том, что в

западнославянских глоссах «Mater verborum» слово Perun истолковано как

Юпитер; кроме того в древнеславянском переводе сочинения об Александре

Македонском имя Зевса переведено как Перун. Можно сказать, что Перун как

бог грозы, молнии и грома почитался под сходными именами у значительной

части индоевропейских племен древности, но везде ли и всегда ли он

расценивался как верховное божество, трудно решить. Необходимо учесть

мнение Е. В. Аничкова, что первенство Перуна в Киеве определилось очень

поздно, почти одновременно с рождением Киевского государства.

Источники сведений о Перуне. Имя этого божества довольно часто встречается

в древнерусских письменных памятниках. В «Повести временных лет» имя Перуна

упоминается 11 paз.

Кроме того, имя бога грозы встречается в таких памятниках, как

церковнославянский перевод «Жития Григория Чудотворца», «Слово некоего

Христолюбца», «Слово Григория Богословца» и др.

Культ Перуна в Киевской Руси. Н. М. Карамзин писал: «В России до введения

Христианской веры первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии,

которому славяне еще в VI веке поклонялись, обожая в нем верховного

Мироправителя». И далее, используя записи летописи за 980 г.: «Владимир...

изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил новый истукан Перуна с

серебряною головою, и поставил его близ теремного двора, на священном

холме, вместе с иными кумирами. Там, говорит Летописец, стекался народ

ослепленный и земля осквернялась кровию жертв...». Добрыня, посланный от

своего племянника управлять Новым городом, также поставил на берегу Волхова

богатый кумир Перунов.

Но после принятия христианства Владимир оказал Перуну особую честь: идола

Перуна не изрубили и не сожгли, как других идолов, а совлекли с Киевской

горы и с эскортом из 12 дружинников проводили по Днепру до самых порогов.

Миновав пороги, Перун оказался на острове (очевидно, на Хортице), «отътоле

прослу Перуня Рень (мель), якоже и до сего дьне словеть».

Густынская летопись сообщает, что в капище Перуна поддерживался вечный

огонь, причем в священный огонь бросали только дубовые дрова. Жреца, по

вине которого угасал огоеь, казнили: «... Ему же [Перуну] яко богу жертву

приношаху и огонь неугасающий зъ дубового древия непрестанно па-ляху; аще

ли бы случилося за нерадениемъ служащего иерея когда сему огню угаснути,

таковаго иерея без- всякого изега и милости убиваху». Следует, правда,

учитывать, что Густынская летопись относится к числу позднейших сочинений и

к ее сообщениям надо подходить с осторожностью.

Святилище Перуна, сооруженное нашими предками на одном из холмов, было

обнаружено археологами недалеко от Новгорода. Характерной чертой ритуалов,

связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и

возвышенностями, на которых ставили в древности идолы Перуна и его

святилища. В местах расселения славян известны названия возвышенностей и

гор, которые происходят от имени Перуна.

Миф о Перуне. Позднейшие транформации мифа. Миф о Перуне частично

восстанавливается по его следам в белорусской и некоторых других славянских

традициях, где громовержец еще соединен с самим Перуном (в белорусок. Пярун

— «гром») и по многочисленным сказочным и былинным трансформациям.

Перун, первоначально в виде всадника на коне или на колеснице, поражает

своим оружием змеевидного врага (сказочный Змиулан, Змей Горьгаыч и т. п.),

последовательно прячущегося от него в дереве, камне, в человеке, в

животных, в воде. При дальнейших трансформациях мифа может измениться имя

(но не облик) Перуна и его противника, но основная сюжетная канва остается

неизменной. После победы Перуна над врагом освобождаются воды, несущие

живительную влагу полям (в архаических и боковых трансформациях мифа

освобождается скот, женщина, похищенная противником Перуна, — ее имена были

Додола, Марена, Мокошь). Этот миф может быть истолкован как этиологический

миф о происхождении грома, грозы.

Бог грозы уже в индоевропейской традиции связывался с военной функцией и

соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя.

Главным оружием Перуна были камни, стрелы, топоры.

И другая ипостась Перуна связана с его карающей функцией. Насылая град,

бури и ливни, Перун карал смертных неурожаем, голодом и повальными

болезнями (поветрием).

Перун, по преданию, сохранившемуся в XIX в. у белорусов, в левой руке носит

колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела поражает противника и

производит пожары.

Русское предание наделяет Перуна палицею. А. Н. Афанасьев связывает это с

культом бога грозы. Нашим предкам в грозе представлялись битва Перуна и

подвластных ему духов» с полчищами облачных демонов. И вот, когда наступала

весна и приводила с собой дождевые тучи, предки наши приветствовали их

появление играми, символически означавшими борьбу стихий, и были убеждены,

что воинскими кликами и стуком оружия они пробуждают бога-громовника; во

время летней засухи тот же обряд вызывал Перуна начать битву с тучами и

пролить на землю освежающий дождь. Палица как знак карающего божественного

орудия стала символом власти, ее «функции» перенесли на царский скипетр,

жреческий и судейский жезлы.

Итак, Перун — верховный бог восточных славян — повелевал грозами, громами,

молнией.

К ульт Белеса (Волоса) у восточных славян

Н. М. Гальковский обращал внимание на то, что в основе религиозных

верований восточных славян был культ природы и культ предков'. В этом можно

убедиться, проанализировав образы Перуна, Велеса и других богов.

В летописи Волос характеризуется как «скотий бог», что дает нам возможность

понять важнейшую сторону культа этого бога — покровителя скотоводства,

плодовитости и богатства. В этой связи возможно сравнение с развитием

значения латинского слова ресшйа: первоначально оно значило «скот», а затем

«деньги». Предполагают, что культ Велеса зародился тогда, когда праславяне

научились приучать диких животных и когда главнейшим богатством племени был

именно скот, т. е. в бронзовый век.

Если Велес — покровитель скота, то как объяснить определение Бояна в «Слове

о полку Игореве» — «Велесов внуче»? Покровитель скота был, возможно, и

богом пастухов и пастушеской поэзии. Е. Аничков считает возможным, что бог

скотоводства Велес мог быть богом торговли и культуры: «... Бог торговли

оказывался и богом вообще культуры, отчего Велес представлялся в XII в.

книжникам родоначальником всей древней культуры и искусства, в частности и

песнетворчества». Вместе с тем функции Велеса-Волоса как скотьего бога

соответствует общеиндоевропейское представление о загробном мире как о

пастбище, где один' из богов пасет души мертвых. С этим связано ритуальное

принесение в жертву скота как при погребении, так и во время поминальных

празднеств у славян. На то, что имя Велес имеет семантический оттенок,

связанный с культом мертвых, указал еще А. Н. Веселовский, приводя ряд

балтийских параллелей (welis — покойник, weici — души умерших). Обратившись

к мифологии балтийских народов, мы узнаем, что в древности они почитали

бога Велса или Виелону, который пасет души умерших. У литовцев существовал

особый праздничный ритуал, посвященный богу Виелоне. Он заключался в том,

что для праздничного пиразакалывали свинью и приглашали Виелону вместе с

мертвыми принять участие в этом пире. У литовцев в день поминовения усопших

(«время Велса») был обычай сжигать кости животных. Все это свидетельствует

о том, что балтийский Велс, как и славянский Велес, сочетал в себе функции

охранителя скота и главы загробного мира.

Следует отметить, что в различных древнерусских письменных памятниках

упоминаются два имени: Волос и Велес, это привело некоторых ученых

(например, М. Фасмера) к выводу о почитании двух богов у славян. Однако

большинство исследователей (Ягич, Махек, Якобсон, Топоров и др.),

основываясь на лингвистическом анализе, а также на том, что в текстах

встречается постоянно объединение Велеса и Перуна, Волоса и Перуна,

приходят к выводу о тождестве Велеса-Волоса.

Имеются данные, которые свидетельствуют о связи культа Волоса и медведя. С

Волосом связано, созвездие Плеяд-Волосынь; сияние Волосынь предвещает

удачную охоту на медведя. Это позволяет некоторым исследователям даже

утверждать, что Волос — древнее териоморфное (имеющее вид зверя) божество,

которое сохранило в новых условиях старое имя, происходящее от «волосы»,

«шерсть», «шерстистый». В таком понимании Волос не является богом скота,

как Гермес, антропоморфический бог, а богом-скотом, богом в виде животного,

териоморфнвм божеством.

Со временем бог скота, богатства, плодородия, возможно, приобретал

земледельческие функции. Этнографические исследования показывают, что

крестьяне-земледельцы в XIX в. жертвовали Волосу последние колосья,

оставшиеся на сжатой ниве. Однако дополнительные земледельческие функции не

заслонили его основной сущности: вплоть до христианизации Руси Волос-Белее

сохранил свое значение «скотьего бога» в прямом смысле этого слова. Лишь

только в силу этого и могло произойти замещение Велеса по созвучию имен

святым Власием Севастийским, который на русской почве стал покровителем

скота вплоть до XIX в.

Обряды во Власьев день (11 февраля ст. ст.) включали кормление скота"

хлебом и поение его крещенской водой. В Новгороде, Киеве, Ярославле уже в

XI в. на местах поклонения Волосу были поставлены церкви св. Власия.

Распространение культа Велеса не было ограничено исключительно землями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7