Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров
по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной
среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда
необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-
досуговая среда как часть общей среды существования и более всего
соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-
досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями
мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек
пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других
людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает
большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения
уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.
Главными свойствами культурно-досуговой среды выступают эмоциональная
окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря
этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от
любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека
использует здесь особенности пространственно-временного устройства
культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых
здесь и «сейчас».
Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой
самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую
собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности.
Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее
человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и
отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.
Во многих случаях культурно-досуговая среда полностью определяется
деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с
актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным
залом и т.п.
Это все создает особое качество определенного культурно-досугового
пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-
пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и
деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к
культурно-досуговой среде.
В определенном культурно-досуговом окружении человек ведет себя по
особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему
эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его
различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в
котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей
целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек
сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его
оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно
воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием,
временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.
Специфическими признаками культурно-досуговой среды являются
предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая
среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна,
рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-
досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство,
музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают
прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают
следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные
праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены
пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства:
декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и
ремесла и т.д.
Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом учреждении,
насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу
высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-
досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек
включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во
взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда
как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.
Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-досуговая
среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство.
Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть
ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни.
Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя,
духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное
переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого
поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может
измениться, стать лучше.
Следовательно, культурно-досуговая среда как самоценное явление
представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса
деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную
смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая
среда является фактором активного формирующего воздействия на человека.
Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения
в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и
к деятельности человека.
Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли
пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного
состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая
основа личности, ее образа жизни.
Создание культурно-досуговой среды учреждение культуры – это
разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой
среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом
занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы
переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего
присутствия в реальном мире.
Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных
центров досуга является знание специфических особенностей восприятия
культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный
образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира,
непосредственно воздействующих на человека.
Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается соблюдением
основных критериев ее восприятия и оценок:
а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность
ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в
ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта,
идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;
б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости,
изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение
определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но
и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;
в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает:
осознание значимости исторического культурного прошлого, современности,
память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства
гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре,
искусству и истории;
г) оценка практических удобств и психологического комфорта,
микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о
степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры
человека и культурно-досуговой среды.
Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию,
всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия
других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут
группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных
мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.
В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию
культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным
потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как
социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными
изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры
гарантируется:
Высокое качество предоставляемых населению культурных услуг.
Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности.
Демократичность условий включения личности в активную культурную
деятельность.
Основные функции современного центра досуга, которые определяют его
внутреннею структуру, связаны со следующими направлениями деятельности:
- организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга
во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями,
интересами и возможностями всех групп населения;
- разработка и распространение новых технологий досуговой
деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры,
отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и
интенсивности работы всей сферы досуга в целом;
- апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой
промышленностью для использования в сфере досуга.
- сальной средой, приближенной к жилью;
- выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в
составе клуба;
- культивирование развлекательных видов программ (танцевальных,
аттракционых, компьютерных и т.д.);
- приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов,
особняков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к
действующим клубам и жилым домам;
- использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий,
непроезжих улиц;
- создание специализированных клубов: туристов, молодоженов,
собаководов, филателистов, нумизматов и т.д., организация
любительских клубов и студий, дискотек, выставок.
В заключение следует подчеркнуть, что:
- модель культурной среды выступает не только как упорядоченность,
но и в качестве образного представления культурного пространства
культурно-досуговых учреждений;
- культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляют
собой: художественно-эстетический объект, композиционную
структуру, объект образного решения, художественного творчества
специалиста учреждения культуры;
- принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой
среды культурно-досуговых учреждений заключаются: в выявлении
духовного содержания, сущности проектируемой культурно-досуговой
среды, учете особенностей учреждения культуры, его функционально-
культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры,
его структуры и формы выражения.
Таким образом, в наше время происходит развитие положительных
тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современным
социально-культурным потребностям общества. И современные культурно-
досуговые центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой
среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и
содержание всей деятельности по организации досуга и вызывать у людей
потребность активного участия в ней.
При создании современных досуговых программ в культурно-досуговых
центрах, должны учитываться не только психологические закономерности
взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей
между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы
посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентаций
людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного
клубного учреждения. В этой связи продуктивно обращение к типологии форм
поведения в досуге, разработанной авторитетными социологами,
архитекторами с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов
населения и учреждений культуры.
Данную типологию можно представить в виде следующей таблицы:
Таблица № 3
Формы поведения в досуге.
|Типы ориентации поведения |Формы ориентации поведения |
|с точки зрения самоценности |с точки зрения определенности |
|предмета занятия |предмета занятия |
|Культурно - ориентированное |Целевая |
|Социально – ориентированное |Поисковая |
|Рекреационно – ориентированное | |
Рекреационно-ориентированное поведение как тип досугового поведения
предполагает восстановление биопсихических ресурсов личности,
израсходованных в сфере непроложенных обязанностей (на производстве, в быту
и т.д.) здесь часто не столь важен достигаемый уровень владения той или
иной деятельностью, сколько сугубо рекреационный, оздоровительный эффект,
связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, борьбой с
гиподинамией, психофизиологическими перегрузками и т.д. К занятиям, где
чаще реализуется такое поведение, можно отнести организуемые прогулки на
природе, оздоровительные программы, игры, развлечения и т.д. Но это не
означает, что данному типу досугового поведения (как и другим,
рассматриваемым ниже) можно всегда однозначно приписать жесткий набор
занятий. Например, для человека с развитым музыкальным вкусом рекреативный
эффект может быть достигнут и при восприятии классической музыки. Речь
может идти скорее о некоторой преобладающей тенденции заполнения
«рекреационных ниш» оздоровительными и развлекательными программами. Но
главная характеристика рекреационно-ориентированного поведения все ж не в
этом.
Важна (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное
здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же
человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном,
оздоровительном досуге. Психические нагрузки неудержимо нарастают, каждому
важно не переутомляться, а если такое случается, необходимо уметь быстро их
снимать, восстанавливаться. По мнению специалистов, сегодня следует вести
речь о привитии навыков психотренировки большинству населения. Особенно
нуждаются в этих навыках люди, которые не научились регулировать свою
активность и часто попадающие в стрессовые ситуации. В таких случаях
незаменимы психотренировки, с помощью которых можно добиваться ощущения
покоя, внутренней раскованности и уверенности в себе.
Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин
(социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость
части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную
ориентацию, будет возрастать.
А игра как раз и характеризуется развлекательностью, зрелищностью,
эмоциональностью, расслаблением и т.д. Каждая игра многофункциональна. В
жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить творчески
мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п.
Здесь человек выступает свободным от природной зависимости и способным
самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо
принудительности. Важная характеристика игры состоит в том, что она
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|