бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров бесплатно рефераты

по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной

среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда

необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-

досуговая среда как часть общей среды существования и более всего

соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-

досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями

мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек

пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других

людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает

большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения

уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.

Главными свойствами культурно-досуговой среды выступают эмоциональная

окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря

этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от

любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека

использует здесь особенности пространственно-временного устройства

культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых

здесь и «сейчас».

Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой

самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую

собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности.

Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее

человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и

отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

Во многих случаях культурно-досуговая среда полностью определяется

деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с

актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным

залом и т.п.

Это все создает особое качество определенного культурно-досугового

пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-

пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и

деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к

культурно-досуговой среде.

В определенном культурно-досуговом окружении человек ведет себя по

особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему

эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его

различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в

котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей

целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек

сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его

оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно

воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием,

временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.

Специфическими признаками культурно-досуговой среды являются

предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая

среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна,

рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-

досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство,

музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают

прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают

следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные

праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены

пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства:

декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и

ремесла и т.д.

Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом учреждении,

насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу

высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-

досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек

включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во

взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда

как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.

Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-досуговая

среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство.

Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть

ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни.

Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя,

духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное

переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого

поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может

измениться, стать лучше.

Следовательно, культурно-досуговая среда как самоценное явление

представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса

деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную

смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая

среда является фактором активного формирующего воздействия на человека.

Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения

в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и

к деятельности человека.

Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли

пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного

состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая

основа личности, ее образа жизни.

Создание культурно-досуговой среды учреждение культуры – это

разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой

среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом

занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы

переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего

присутствия в реальном мире.

Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных

центров досуга является знание специфических особенностей восприятия

культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный

образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира,

непосредственно воздействующих на человека.

Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается соблюдением

основных критериев ее восприятия и оценок:

а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность

ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в

ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта,

идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;

б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости,

изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение

определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но

и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;

в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает:

осознание значимости исторического культурного прошлого, современности,

память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства

гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре,

искусству и истории;

г) оценка практических удобств и психологического комфорта,

микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о

степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры

человека и культурно-досуговой среды.

Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию,

всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия

других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут

группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных

мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.

В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию

культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным

потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как

социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными

изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры

гарантируется:

Высокое качество предоставляемых населению культурных услуг.

Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности.

Демократичность условий включения личности в активную культурную

деятельность.

Основные функции современного центра досуга, которые определяют его

внутреннею структуру, связаны со следующими направлениями деятельности:

- организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга

во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями,

интересами и возможностями всех групп населения;

- разработка и распространение новых технологий досуговой

деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры,

отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и

интенсивности работы всей сферы досуга в целом;

- апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой

промышленностью для использования в сфере досуга.

- сальной средой, приближенной к жилью;

- выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в

составе клуба;

- культивирование развлекательных видов программ (танцевальных,

аттракционых, компьютерных и т.д.);

- приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов,

особняков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к

действующим клубам и жилым домам;

- использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий,

непроезжих улиц;

- создание специализированных клубов: туристов, молодоженов,

собаководов, филателистов, нумизматов и т.д., организация

любительских клубов и студий, дискотек, выставок.

В заключение следует подчеркнуть, что:

- модель культурной среды выступает не только как упорядоченность,

но и в качестве образного представления культурного пространства

культурно-досуговых учреждений;

- культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляют

собой: художественно-эстетический объект, композиционную

структуру, объект образного решения, художественного творчества

специалиста учреждения культуры;

- принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой

среды культурно-досуговых учреждений заключаются: в выявлении

духовного содержания, сущности проектируемой культурно-досуговой

среды, учете особенностей учреждения культуры, его функционально-

культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры,

его структуры и формы выражения.

Таким образом, в наше время происходит развитие положительных

тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современным

социально-культурным потребностям общества. И современные культурно-

досуговые центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой

среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и

содержание всей деятельности по организации досуга и вызывать у людей

потребность активного участия в ней.

При создании современных досуговых программ в культурно-досуговых

центрах, должны учитываться не только психологические закономерности

взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей

между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы

посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентаций

людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного

клубного учреждения. В этой связи продуктивно обращение к типологии форм

поведения в досуге, разработанной авторитетными социологами,

архитекторами с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов

населения и учреждений культуры.

Данную типологию можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица № 3

Формы поведения в досуге.

|Типы ориентации поведения |Формы ориентации поведения |

|с точки зрения самоценности |с точки зрения определенности |

|предмета занятия |предмета занятия |

|Культурно - ориентированное |Целевая |

|Социально – ориентированное |Поисковая |

|Рекреационно – ориентированное | |

Рекреационно-ориентированное поведение как тип досугового поведения

предполагает восстановление биопсихических ресурсов личности,

израсходованных в сфере непроложенных обязанностей (на производстве, в быту

и т.д.) здесь часто не столь важен достигаемый уровень владения той или

иной деятельностью, сколько сугубо рекреационный, оздоровительный эффект,

связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, борьбой с

гиподинамией, психофизиологическими перегрузками и т.д. К занятиям, где

чаще реализуется такое поведение, можно отнести организуемые прогулки на

природе, оздоровительные программы, игры, развлечения и т.д. Но это не

означает, что данному типу досугового поведения (как и другим,

рассматриваемым ниже) можно всегда однозначно приписать жесткий набор

занятий. Например, для человека с развитым музыкальным вкусом рекреативный

эффект может быть достигнут и при восприятии классической музыки. Речь

может идти скорее о некоторой преобладающей тенденции заполнения

«рекреационных ниш» оздоровительными и развлекательными программами. Но

главная характеристика рекреационно-ориентированного поведения все ж не в

этом.

Важна (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное

здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же

человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном,

оздоровительном досуге. Психические нагрузки неудержимо нарастают, каждому

важно не переутомляться, а если такое случается, необходимо уметь быстро их

снимать, восстанавливаться. По мнению специалистов, сегодня следует вести

речь о привитии навыков психотренировки большинству населения. Особенно

нуждаются в этих навыках люди, которые не научились регулировать свою

активность и часто попадающие в стрессовые ситуации. В таких случаях

незаменимы психотренировки, с помощью которых можно добиваться ощущения

покоя, внутренней раскованности и уверенности в себе.

Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин

(социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость

части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную

ориентацию, будет возрастать.

А игра как раз и характеризуется развлекательностью, зрелищностью,

эмоциональностью, расслаблением и т.д. Каждая игра многофункциональна. В

жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить творчески

мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п.

Здесь человек выступает свободным от природной зависимости и способным

самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо

принудительности. Важная характеристика игры состоит в том, что она

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14