Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров
потребуется оснастить его полным набором как современнейших технических
средств, с которыми население столкнется лишь здесь.
Пространственное решение, техническое вооружение, хозяйственно-
правовое, экономическое обеспечение деятельности – первые шаги в
формировании центра досуга как учреждения культуры нового типа. Необходимым
шагом к его активному функционированию является подготовка кадров,
обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для
формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться
специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, художники,
режиссеры, методисты, менеджеры и др. Потребуется совершить процесс
переориентации работника учреждения культуры из узкопрофессиональной
позиции на комплексный, системный подход к собственной деятельности.
Такой специалист должен будет освоить практически:
культуру досуговой деятельности во всей полноте ее содержания и во всех ее
аспектах;
все современные технические средства, используемые как для
непосредственного обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения
условий их деятельности, для подготовки и разработки досуговых программ;
методы ведения досуговых программ с соблюдением всех принципов их
реализации;
искусство общения в условиях свободного выбора посетителями программ их
собственной деятельности;
логику разработки и постановки новых досуговых программ;
методику организации деятельности творческих мастерских, формирования
постоянного актива посетителей центра досуга.
Осуществление поиска нестандартных подходов и решений, который связан
с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации
интересов и запросов молодежи и всего населения в целом уже не вписываются
в жесткие рамки традиционных форм.
Ярко выраженная социальная открытость культурных центров находит
отражение в создании зон и секторов свободного общения, любительства,
мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию
и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижений детей,
подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.
Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума
гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус
авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков,
а возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для
творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен
вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным
образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и
необходимым атрибутом социально-культурной сферы.
Несмотря на различия в содержании и подходах, разно профильные
социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей
интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На
основе изучения окружающей Среды они способствуют социализации их досуга
через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с
семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров
как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры
внедряют в практику с социуме множество альтернативных, традиционных и
нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой
направленностью и механизмом общения: «семья – дети», «семья – семья»,
«дети – дети», «дети – подростки – взрослые». Здесь можно выделить
различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери;
Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания;
«Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы
семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок;
читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и т.д.
На базе культурных центров функционируют инвариантные модели детских,
подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений,
фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических
экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.
Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации
детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных,
малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые
телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные
гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и
других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный
опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты,
дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для
осуществления творческих замыслов.
Здесь уместно рассказать об опыте городского культурного центра
«Смена» северо-восточного округа города Москвы. Сотрудники этого центра
нашли свой выход из кризисной ситуации. Создали единую перспективную
программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и
малохудожественной самодеятельности.
Одной из первых была программа музыкально хореографической гостиной
«Альбом Чайковского», ставшая по существу, синтезом всех муз (музыки,
хореографии, поэзии, театра). Все соответствующие клубные коллективы были
задействованы в общий круг творчества. Следующая программа посвящалась
великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией:
Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век.
Открыли новые направления в работе, стала возможной организация службы
социально-психологической помощи подросткам, разработали единые учебно-
творческие программы занятий детей с ориентацией на познавательную
доминанту, пришли и ветераны. Постепенно все от 3-х до 70-ти лет –
чувствовали себя в общем доме.
Директор этого Культурного центра Никифорова Е., считает, что именно
высокие технологии сегодня крайне необходимы в гуманитарной сфере, и,
конечно, в нашей клубной практике. Схема, на мой взгляд, проста: идея
(концепция) – программа – механизм реализации (современные и совершенные
методы обеспечения).
Конечно же, генератором такой технологии является человек. В свое
время пришел в «Смену» опытнейший актер и режиссер, подлинно интеллигентный
человек Е.А.Иванов с идеей и концепцией создания исторического детско-
юношеского театра. Предложил программу учебы ребят по истории театра от
античности до русского классического театра, а также в организации
постановок спектаклей в сотворчестве с музыкальными танцевальными
коллективами, с клубом поэзии. И не только предложил программу, а взял на
себя всю полноту ответственности за ее практическое воплощение «Она
реализуется благодаря организационному и материальному обеспечению,
постоянному анализу и контролю выполнения».
Коллектив Культурного центра «Смена» понимает, что культура не
обслуживает население, но формирует человека, его жизненные и гражданские
идеалы, нравственные чувства. Она делает личность своим субъектом.
«Не надо забывать, что дети и подростки, юноши и девушки, добровольно
приходящие в клуб, вовлечены в процесс воспитания, а оно и есть погружение
человека в культурное поле социума, в котором происходит “прививка”
культуры труда, поведения, отношений».
Одним из подразделений городского культурного центра является центр
социально-психологической помощи подросткам «Перекресток», который работает
в плане социально-психологической реабилитации «трудных» детей и подростков
уже в течении семи лет. Под активным патронажем сегодня находится 90 детей
и подростков группы социального риска 12-19 лет. Они повседневно находятся
в поле зрения и внимания. И они знают, что их не забыли, и придут к ним на
помощь.
Идеологией этого центра являются принципы гуманизма, социальной
справедливости, гуманитаризации воспитания. «Основная наша задача состоит в
том, чтобы дать возможность осознать и почувствовать всем «трудным» детям
и подросткам, что они не отбросы общества, что они люди, личности нужные
отечеству, что у каждого есть будущее.
Основной педагогический принцип – это чуть-чуть полюбить ребенка – и
откроется его душа, и засветится в ней искорки Веры, Надежды, Любви».
Вся работа по социально-психологической реабилитации «трудных»
подростков строится на основе 10 программ. Вот лишь некоторые из них:
«Старший друг», или семейная программа предусматривает осуществления
семейного патронажа, систематическое посещение социальным педагогом или
психологом неблагополучных семей с целью обучения родителей и детей
правильным взаимоотношениям. Ведь зачастую проблема ребенка – это, прежде
всего, проблема родителей.
«Школа выживания» - эта программа дает специальные знания о том, как выжить
не только в условиях природы, но и в городской среде, как не поддаться
панике, уметь сказать «нет», как избежать драки, как поступать в
незнакомом коллективе.
-«Право и дети» - программа, направленная на оказание юридической помощи
несовершеннолетним, их родителям.
«Терапия искусством» - программа связана с обогащением эмоционального мира
ребенка, приобщением к прекрасному. Здесь ребята знакомятся с творениями
великих художников, и с творчеством театральных, музыкальных, танцевальных
и хоровых коллективов Культурного центра «Смена» и сами участвуют в
художественной самодеятельности.
Если сказать обобщенно, то в реализации всех программ центр
проповедует педагогику социума «Мир вокруг ребенка» со всеми его прелестями
и невзгодами, истинами и противоречиями. Эта педагогика способствует
постижению будущими гражданами смысла и ценности жизни.
Только один пример – девочка Лена находилась на реабилитации 5 лет, до
этого прошла путь от воровства до наркотиков. Благодаря открытию с помощью
центра подлинных ценностей этого мира обрела себя. Поступила в институт. По
окончании собирается работать психологом в Центре. Активно участвует в
осуществлении волонтерской программы.
Этот опыт можно признать удачным потому что сотрудники Культурного
центра «Смена» смогли из запущенного клуба, где работают всего 10
самоокупаемых кружков для детей, на основе взаимодействия,
доброжелательности и перспективной программы действий, создать
многопрофильный культурный центр. Где сегодня работает 90 художественно-
творческих подразделений, 60% которых работают на бесплатной основе.
Этот коллектив стремится совершенствовать свою деятельность, но тоже
испытывают затруднения: до сих пор продолжаются силовые методы
«управления», мешают зарабатывать деньги на развитие, работа подразделения
«Перекресток» (центр социально-психологической реабилитации) строится на
энтузиазме работников Культурного центра «Смена», и почему- то считается
каким-то “второстепенным” и не вписывается в столичную программу «Дети
улицы».
Опытом работы Культурный центр «Смена» поделилась на страницах журнала
“Клуб” № 10,1998г., директор Е.Никифорова и руководитель центра социально-
психологической помощи подросткам, П.Ф.Либемсон.
Этот опыт как нельзя лучше показывает, что сегодня современные
Культурные центры должны быть многопрофильными, и нести в себе социальную
направленность.
Городской «Культурный центр» города Пскова делится своим опытом в
журнале «Встреча» № 6 за 1998 год. И предлагает организовать во всех
культурно-досуговых учреждениях следующие модели досуговых занятий:
Пушкиниана (модель)
Постоянный поэтический конкурс на лучшее чтение стихов А.С.Пушкина. Он
был организован под девизом к 200-летию со дня рождения Великого
российского поэта. А на Псковщине такой цикл просто обязан быть всегда.
Участвуют: все желающие – школы, ГПТУ, техникумы, институты, просто
жители города, независимо от возраста и положения.
На вечере можно читать:
любые произведения до 5-20 минут по времени;
стихи А.С.Пушкина;
стихи о Пушкине;
стихи поэтов времен А.С.Пушкина;
стихи собственного сочинения…
Победитель получает: Диплом за участие и книгу в подарок.
Конкурс проводится постоянно, в одно и то же время, с периодичностью два
раза в месяц.
Вечера по продолжительности не более 2-3 часов.
Клубные выставки (модель)
Постоянно действующий комитет по организации выставок в клубе или Доме
культуры. Для этого необходимо иметь выставочное оборудование, площади
(стены, которые ранее активно завешивались наглядной агитацией) и
организовывать в год до 24 различных выставок для детей и взрослых,
тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК
могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две – как минимум! –
выставки, независимо друг от друга.
Пути организации:
Дом культуры представляет площади и оборудование по заявкам-договорам
сторонним организациям, Союзам, предприятиям различных форм собственности.
Дом культуры сам организует выставки и приглашает для участия граждан
города и иногородних представителей с учетом взаимных интересов,
экономической и политической ситуации.
Выставки как составная часть клубного праздника, клубной встречи, или
другого мероприятия. Сюда же можно отнести и проведение выставок как этапа
работы клубного объединения по интересам: отчет Клуба коллекционеров,
самодеятельных художников, да и любого другого творческого коллектива.
Салоны в Клубе (модель)
Музыкальный салон;
Литературный закон;
«Мой край родной»;
Театральный салон;
Юридический салон;
«Из недр земли»;
Программа салона:
встреча гостей;
знакомства и представления;
обозначение темы ведущим;
несколько взглядов на тему (выступление гостей);
о чем говорят, о чем пишут (салонные новости);
короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего;
выступают гости салона (песни, танцы, стихи…);
кофе, чай;
слайды, любительские фильмы, записи, альбомы;
внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи;
внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры;
- уход гостей (прощание, проводы).
Знание особенностей, функции и концепций формирования центров досуга
необходимо для каждого социального работника, социального педагога,
культурного, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в
одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию.
Подводя итог в рассмотрении основных характеристик культурных центров,
нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе
молодых людей и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых
программах, когда они разнообразны и привлекательны.
Каждый современный культурно-досуговый центр должен стать для молодежи
любимым местом отдыха и общения и местом резонного проведения своего
досуга.
В современных культурных центрах основой содержания работы является
самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в
рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно
эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить
процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В
региональных программах социально-культурного развития предусматривается
совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и
физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с
наркоманией, пьянством и т.д.).
Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|