бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров бесплатно рефераты

протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит

вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни,

от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Прелести

игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие

личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим

игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же

самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены

психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение,

напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не

только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.

Социально-ориентированное поведение – досуговое поведение, основу

которого составляет интерес к другому человеку. Основная форма реализации

этого интереса – неформальное общение, не зависящее от тех или иных

“официальных” ролей в обществе ( в первую очередь от производственных

ролей, обязанностей). именно эта ориентация является основным клубным

“ферментом”, обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных

общностей, объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации.

Неформальное досуговое общение является основным способом приобщения к

культурной деятельности, формированию личности, ее социализации в разных

сферах жизнедеятельности. Это общение происходит не в жестких ролевых

однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся

досуговых ситуаций. Такие клубные объединения обладают более высокой по

сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными количествами

(хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и

самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально-

насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными,

культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и

облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой

деятельности. В качестве характерных признаков таких клубов можно назвать

общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности,

общественную направленность деятельности, слияние интересов личностных ,

общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально

значимыми целями.

В организационном плане к таким объединениям тяготеют «салоны»,

гостиные, клубы с фиксированным социально-демографическим составом.

Учитывая усиливающееся социальное расслоение общества, можно утверждать,

что значение таких объединений будет возрастать.

Культурно-ориентированное поведение – доминирует ориентация на

приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых

занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы

являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным

остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа

новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем

перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования,

бизнеса, стенографии и т.д.

Демократизация общественной жизни отразилась и в усилении ориентации

на самостоятельный выбор досуговых занятий, стремления освоить новые

технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».

Такой вид досуговой активности присущ людям, желающим в совершенстве

овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией».

Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие

формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет

шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой,

комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный

экзамен. И только после этого он может считаться моряком.

Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового

дизайна и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся

практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием

деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют

собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения

стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу

единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к

занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы

научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему

сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства,

доброжелательности и самодеятельности.

Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско-

подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре,

центрах эстетического воспитания.

Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения

самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения

с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две

такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той

или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его

вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион,

другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме

досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не

связывает его с конкретным предметом досуговой активности.

Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения

самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета

досуговой деятельности порождает следующие сочетания:

Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее

выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.

Рекреационно-ориентированное поисковое поведение – посещение объекта

развлечений, отдыха без заранее намеченной программы.

Социально-ориентированное целевое поведение – запланированный заранее

социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.

Социально-ориентированное поисковое поведение – стремление завязать новые

знакомства, расширить социальные контакты.

Культурно-ориентированное целевое поведение – посещение заранее выбранной

культурной программы.

Культурно-ориентированное поисковое поведение – стремление расширить свой

кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее

ориентации на конкретный вид занятия.

Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов ориентаций (их

получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку

«целевое-поисковое» поведение).

Пока же ограничимся данным перечнем как исходной типологией досугового

поведения, позволяющей оценить типологию развития «клуба-общности», которая

может применяться в культурно-досуговых учреждениях:

Таблица № 4

|Тип досугового |Тип клуба-общности |Соответствующий тип |

|поведения | |клуба-учреждения |

|1.Рекреационно-ориент|Подростковые клубы- |Клубное учреждение с |

|ированное |общности с |доминированием одного |

|целевое поведение |развлекательной |вида или родственных |

| |направленностью; |видов рекреационных услуг|

| |любители какого-либо вида|(видеосалон, дискотека, |

| |развлечений в группе; |оздоровительный комплекс |

| |-оздоровительный клуб и |и т.д.) |

| |т.д. | |

|2.Рекреационно- |Временный игровой |Клубное учреждение с |

|ориентированное |коллектив, возникающий в |набором различных видов |

|поисковое поведение |процессе посещения |рекреационных услуг |

| |рекреационной |(например, клуб-кафе, |

| |развлекательной программы|развлекательный центр, |

| |(например, команды |“кабаре” и т.д.) |

| |участников игры) | |

|3.Социально- |Социально-ориентиро-ванны|Клубное учреждение, |

|ориентированное |е клубы-общности, |ориентированное на |

|целевое поведение |оформленные |однородный по какому-либо|

| |организационно (членство,|социально |

| |программа, правовой |демографическому признаку|

| |статус) |состав посетителей (по |

| | |полу, возрасту, |

| | |национальности, |

| | |социальному положению, |

| | |религиозному признаку) |

|4.Социально- |Социально-ориентиро-ванны|Клубные учреждение, |

|ориентированное |е клубы-общности, не |ориентированное на |

|поисковое поведение |оформленные организационо|взаимодействие разных |

| |(объединенные, в |социально-демографических|

| |основном, по образу жизни|групп для решения общей |

| |и социальным проблемам. |социальной проблемы |

| |(Например: «лимитчики» в |(например, клубы |

| |городе) |знакомств) |

|5.Культурно- |-Коллектив |Клубное учреждение как |

|ориентированное |самодеятельного |система кружков, студий, |

|целевое поведение |творчества; |курсов |

| |-постоянная аудитория | |

| |просветительных, учебных | |

| |программ | |

|6.Культурно- |- дискуссионный клуб; |Клуб как система кружков,|

|ориентированное |- «Клуб интересных |студий, курсов |

|поисковое поведение |встреч” | |

Анализ деятельности культурно-досугового учреждения показывает, что в

практике наименее распространены поисковые досуговые программ.

Между тем, значительная часть населения ориентирована в первую очередь

на них. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе культурно-

досугового учреждения, создавая многоступенчатую систему клубного

обслуживания по двум основаниям: от рекреации через социальную к культурной

активности и от поисковых к целевым формам досугового поведения. При этом

вовсе не обязательно, чтобы каждый посетитель прошел все этапы (для

некоторых достаточно и разового участия в отдельных типах досуговых

программ).

Важно, чтобы все эти возможности были представлены в одном или ином

регионе, городе, селе, обеспечивая сохранение демократических начал в

организации культурно-досуговой деятельности.

Нельзя не отметить, что некоторые развитые любительские объединения

предоставляют своим членам одновременно все виды досугового поведения,

представленные в таблице. Но, к сожалению, они часто могут благополучно

существовать и вне клубных учреждений, а также являются достаточно

уникальным явлением, если соответствуют своему названию. Необходимо наличие

разветвленной клубной сети, предполагающей специализацию входящих в нее

учреждений в зависимости от характера социокультурных ориентаций местных

жителей.

В зависимости от местных условий возможно и объединение различных

типов клубов-учреждений в единые культурно-досуговые центры, комплексы.

Предположенная же типология не претендует на всеобщий норматив, является

скорее выражением некоторых общих тенденций культурно-досуговой

деятельности.

Подводя итог в рассмотрении основных функций и характеристик

современных культурно-досуговых центров, еще раз отметим, что они выступают

как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей

в сфере досуга, место где человек приобретает навыки самореализации,

самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. И постоянно должны

заботится о качественном улучшении содержания и форм своей деятельности.

Для того чтобы этого достигнуть необходимо отказаться от заорганизованности

однообразия и шаблонности культурно-досуговых форм. В основу деятельности

положить структуру и характер запросов молодежи. А также постоянно

стремиться разрабатывать и включать в практику новые, нетрадиционные и

нестандартные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодых

людей. Отсутствие этих форм во многих культурно-досуговых центрах

отрицательно сказывается на их престиже у населения.

ГЛАВА 2 Анализ деятельности культурно – досуговых

центров по организации досуга молодежи

2.2. Содержание деятельности ООО «Культурный центр» по

организации досуга молодежи.

Культурно-досуговой центр только тогда привлекает людей, вызывают у

них стремление присутствовать на программах, когда они интересны,

привлекательны и доступны. Каждое учреждение культуры призвано стать для

человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного

проведения своего досуга.

Примером такого учреждения культуры является ООО «Культурный центр»

города Переславля-Залесского Ярославской области, открывшийся в феврале

1989 года. Он был создан для более полного удовлетворения культурных и

духовных запросов рабочих и служащих Компании «Славич» в сфере свободного

времени, в целях формирования высокого эффективной среды культурного

досуга. Исходя из классификаций и разновидностей современных культурных

центров, можно сказать, что «Культурный центр» относится к

многопрофильному культурно-досуговому центру.

Культурный центр - это новое современное здание включает в себя два

прекрасных фойе, просторные кружковые комнаты, и несколько больших залов:

- зрительный на 500 мест, где демонтируются фильмы, проходят собрания и

конференции работников Компании «Славич» и других организаций,

проводятся все концертные, театрализованные, развлекательные

мероприятия Культурного центра;

- диско-зал, где проводятся дискотеки для подростков и молодежи, большие

игровые и конкурсные программы;

- банкетный зал – здесь проходят вечера отдыха, дни рождения, юбилеи,

свадьбы;

- спортивный зал – проводятся занятия шейпингом и секция УШУ;

- большой танцевальный зал, где проводятся конкурсы бального танца,

гостиные;

- так же культурный центр включает в себя музей трудовой и боевой славы,

предприятия.

Структура Культурного центра основана на взаимодействии

полупрофессионального труда организаторов в лице штатных работников,

педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой деятельности всех

участников – и детей, подростков, молодежи и взрослых.

До недавнего времени Культурный центр являлся структурным

подразделением ОАО «Компании Славич» - цехом № 36 , и находился на балансе

компании, т.е. коммунальные услуги, заработную плату, и проведение основных

мероприятий оплачивала «Компания». А с 1 января 1999 года Культурный центр

стал обществом с ограниченной ответственностью, учредителем которого

является ОАО “Компания Славич”.

Общество имеет статус юридического лица, свой расчетный счет и печать.

В штате работает 35 человек, 15 из которых – творческие работники.

Экономическую основу деятельности центра составляет хозяйственный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14