Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров
протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит
вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни,
от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Прелести
игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие
личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим
игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же
самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены
психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение,
напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не
только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.
Социально-ориентированное поведение – досуговое поведение, основу
которого составляет интерес к другому человеку. Основная форма реализации
этого интереса – неформальное общение, не зависящее от тех или иных
“официальных” ролей в обществе ( в первую очередь от производственных
ролей, обязанностей). именно эта ориентация является основным клубным
“ферментом”, обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных
общностей, объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации.
Неформальное досуговое общение является основным способом приобщения к
культурной деятельности, формированию личности, ее социализации в разных
сферах жизнедеятельности. Это общение происходит не в жестких ролевых
однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся
досуговых ситуаций. Такие клубные объединения обладают более высокой по
сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными количествами
(хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и
самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально-
насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными,
культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и
облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой
деятельности. В качестве характерных признаков таких клубов можно назвать
общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности,
общественную направленность деятельности, слияние интересов личностных ,
общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально
значимыми целями.
В организационном плане к таким объединениям тяготеют «салоны»,
гостиные, клубы с фиксированным социально-демографическим составом.
Учитывая усиливающееся социальное расслоение общества, можно утверждать,
что значение таких объединений будет возрастать.
Культурно-ориентированное поведение – доминирует ориентация на
приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых
занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы
являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным
остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа
новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем
перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования,
бизнеса, стенографии и т.д.
Демократизация общественной жизни отразилась и в усилении ориентации
на самостоятельный выбор досуговых занятий, стремления освоить новые
технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».
Такой вид досуговой активности присущ людям, желающим в совершенстве
овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией».
Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие
формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет
шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой,
комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный
экзамен. И только после этого он может считаться моряком.
Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового
дизайна и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся
практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием
деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют
собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения
стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу
единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к
занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы
научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему
сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства,
доброжелательности и самодеятельности.
Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско-
подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре,
центрах эстетического воспитания.
Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения
самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения
с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две
такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той
или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его
вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион,
другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме
досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не
связывает его с конкретным предметом досуговой активности.
Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения
самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета
досуговой деятельности порождает следующие сочетания:
Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее
выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.
Рекреационно-ориентированное поисковое поведение – посещение объекта
развлечений, отдыха без заранее намеченной программы.
Социально-ориентированное целевое поведение – запланированный заранее
социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.
Социально-ориентированное поисковое поведение – стремление завязать новые
знакомства, расширить социальные контакты.
Культурно-ориентированное целевое поведение – посещение заранее выбранной
культурной программы.
Культурно-ориентированное поисковое поведение – стремление расширить свой
кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее
ориентации на конкретный вид занятия.
Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов ориентаций (их
получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку
«целевое-поисковое» поведение).
Пока же ограничимся данным перечнем как исходной типологией досугового
поведения, позволяющей оценить типологию развития «клуба-общности», которая
может применяться в культурно-досуговых учреждениях:
Таблица № 4
|Тип досугового |Тип клуба-общности |Соответствующий тип |
|поведения | |клуба-учреждения |
|1.Рекреационно-ориент|Подростковые клубы- |Клубное учреждение с |
|ированное |общности с |доминированием одного |
|целевое поведение |развлекательной |вида или родственных |
| |направленностью; |видов рекреационных услуг|
| |любители какого-либо вида|(видеосалон, дискотека, |
| |развлечений в группе; |оздоровительный комплекс |
| |-оздоровительный клуб и |и т.д.) |
| |т.д. | |
|2.Рекреационно- |Временный игровой |Клубное учреждение с |
|ориентированное |коллектив, возникающий в |набором различных видов |
|поисковое поведение |процессе посещения |рекреационных услуг |
| |рекреационной |(например, клуб-кафе, |
| |развлекательной программы|развлекательный центр, |
| |(например, команды |“кабаре” и т.д.) |
| |участников игры) | |
|3.Социально- |Социально-ориентиро-ванны|Клубное учреждение, |
|ориентированное |е клубы-общности, |ориентированное на |
|целевое поведение |оформленные |однородный по какому-либо|
| |организационно (членство,|социально |
| |программа, правовой |демографическому признаку|
| |статус) |состав посетителей (по |
| | |полу, возрасту, |
| | |национальности, |
| | |социальному положению, |
| | |религиозному признаку) |
|4.Социально- |Социально-ориентиро-ванны|Клубные учреждение, |
|ориентированное |е клубы-общности, не |ориентированное на |
|поисковое поведение |оформленные организационо|взаимодействие разных |
| |(объединенные, в |социально-демографических|
| |основном, по образу жизни|групп для решения общей |
| |и социальным проблемам. |социальной проблемы |
| |(Например: «лимитчики» в |(например, клубы |
| |городе) |знакомств) |
|5.Культурно- |-Коллектив |Клубное учреждение как |
|ориентированное |самодеятельного |система кружков, студий, |
|целевое поведение |творчества; |курсов |
| |-постоянная аудитория | |
| |просветительных, учебных | |
| |программ | |
|6.Культурно- |- дискуссионный клуб; |Клуб как система кружков,|
|ориентированное |- «Клуб интересных |студий, курсов |
|поисковое поведение |встреч” | |
Анализ деятельности культурно-досугового учреждения показывает, что в
практике наименее распространены поисковые досуговые программ.
Между тем, значительная часть населения ориентирована в первую очередь
на них. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе культурно-
досугового учреждения, создавая многоступенчатую систему клубного
обслуживания по двум основаниям: от рекреации через социальную к культурной
активности и от поисковых к целевым формам досугового поведения. При этом
вовсе не обязательно, чтобы каждый посетитель прошел все этапы (для
некоторых достаточно и разового участия в отдельных типах досуговых
программ).
Важно, чтобы все эти возможности были представлены в одном или ином
регионе, городе, селе, обеспечивая сохранение демократических начал в
организации культурно-досуговой деятельности.
Нельзя не отметить, что некоторые развитые любительские объединения
предоставляют своим членам одновременно все виды досугового поведения,
представленные в таблице. Но, к сожалению, они часто могут благополучно
существовать и вне клубных учреждений, а также являются достаточно
уникальным явлением, если соответствуют своему названию. Необходимо наличие
разветвленной клубной сети, предполагающей специализацию входящих в нее
учреждений в зависимости от характера социокультурных ориентаций местных
жителей.
В зависимости от местных условий возможно и объединение различных
типов клубов-учреждений в единые культурно-досуговые центры, комплексы.
Предположенная же типология не претендует на всеобщий норматив, является
скорее выражением некоторых общих тенденций культурно-досуговой
деятельности.
Подводя итог в рассмотрении основных функций и характеристик
современных культурно-досуговых центров, еще раз отметим, что они выступают
как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей
в сфере досуга, место где человек приобретает навыки самореализации,
самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. И постоянно должны
заботится о качественном улучшении содержания и форм своей деятельности.
Для того чтобы этого достигнуть необходимо отказаться от заорганизованности
однообразия и шаблонности культурно-досуговых форм. В основу деятельности
положить структуру и характер запросов молодежи. А также постоянно
стремиться разрабатывать и включать в практику новые, нетрадиционные и
нестандартные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодых
людей. Отсутствие этих форм во многих культурно-досуговых центрах
отрицательно сказывается на их престиже у населения.
ГЛАВА 2 Анализ деятельности культурно – досуговых
центров по организации досуга молодежи
2.2. Содержание деятельности ООО «Культурный центр» по
организации досуга молодежи.
Культурно-досуговой центр только тогда привлекает людей, вызывают у
них стремление присутствовать на программах, когда они интересны,
привлекательны и доступны. Каждое учреждение культуры призвано стать для
человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного
проведения своего досуга.
Примером такого учреждения культуры является ООО «Культурный центр»
города Переславля-Залесского Ярославской области, открывшийся в феврале
1989 года. Он был создан для более полного удовлетворения культурных и
духовных запросов рабочих и служащих Компании «Славич» в сфере свободного
времени, в целях формирования высокого эффективной среды культурного
досуга. Исходя из классификаций и разновидностей современных культурных
центров, можно сказать, что «Культурный центр» относится к
многопрофильному культурно-досуговому центру.
Культурный центр - это новое современное здание включает в себя два
прекрасных фойе, просторные кружковые комнаты, и несколько больших залов:
- зрительный на 500 мест, где демонтируются фильмы, проходят собрания и
конференции работников Компании «Славич» и других организаций,
проводятся все концертные, театрализованные, развлекательные
мероприятия Культурного центра;
- диско-зал, где проводятся дискотеки для подростков и молодежи, большие
игровые и конкурсные программы;
- банкетный зал – здесь проходят вечера отдыха, дни рождения, юбилеи,
свадьбы;
- спортивный зал – проводятся занятия шейпингом и секция УШУ;
- большой танцевальный зал, где проводятся конкурсы бального танца,
гостиные;
- так же культурный центр включает в себя музей трудовой и боевой славы,
предприятия.
Структура Культурного центра основана на взаимодействии
полупрофессионального труда организаторов в лице штатных работников,
педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой деятельности всех
участников – и детей, подростков, молодежи и взрослых.
До недавнего времени Культурный центр являлся структурным
подразделением ОАО «Компании Славич» - цехом № 36 , и находился на балансе
компании, т.е. коммунальные услуги, заработную плату, и проведение основных
мероприятий оплачивала «Компания». А с 1 января 1999 года Культурный центр
стал обществом с ограниченной ответственностью, учредителем которого
является ОАО “Компания Славич”.
Общество имеет статус юридического лица, свой расчетный счет и печать.
В штате работает 35 человек, 15 из которых – творческие работники.
Экономическую основу деятельности центра составляет хозяйственный
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|