бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека бесплатно рефераты

Способами компьютерной преступности являются подключение к линии

принтеров или к телефонному каналу, клоп, несанкционированный доступ,

самозванство («маскарад»), неспешный выбор нахождением слабых мест в защите

системы, подмена данных, ввод в программу набора команд («логическая

бомба») и др.

Параллельно совершенствуются способы борьбы с компьютерной

преступностью, как и способы борьбы с традиционной преступностью.

Информационные системы становятся одним из эффективных средств в руках

правоохранительных органов. Появились киберсыщики, создаются подразделения

по борьбе с компьютерными хищениями.

Таким образом, отношения человека с информационной технологией

отличаются не только сложностью, но и противоречивостью. Информационная

техника таит в себе не только гуманистические возможности, но и может

оказывать негуманистическое воздействие на личность и общество в целом.

Являясь в руках человека мощным орудием постижения мира, его пособником и

средством создания условий для творческой деятельности, информационная

технология вместе с тем заменяет традиционный вербальный способ постижения

мира аудиовизуальным познанием, создает у человека иллюзию погружения в

искусственный мир, мир чистого воображения, который воспринимается как

реально существующий мир.

Компьютеры находят все большее применение в различных сферах культуры

формирующегося информационного общества. Карманные компьютеры включают в

себя средства телефонных и адресных справочников, различные расписания,

автоматически связываются со стационарными компьютерами и обновляют данные.

Выпущены программы распознавания голоса.

Особенно широко применяются компьютеры в культуре

здравоохранения, в медицине. Здесь они используются для диспансеризации

населения, автоматизации медицинского осмотра, обработке флюрографических и

рентгеновских снимков, диагностике и лечения. Например, возникла

компьютерная топография, позволяющая видеть «срезы» любого участка тела на

любой заданной глубине. Компьютер находит применение в различных

направлениях микрохирургии, и в частности в глазной хирургии. созданы

роботы-хирурги в нейрохирургии где требуется большая точность действий при

операционном вмешательстве. Создаются электронные манекены, имитирующие

тело человека для изучения его строения и функционирования, определения

методов и хода проведения хирургических операций. В хирурги имеются

устройства, позволяющие видеть отдельные полостные части человеческого

тела. В будущем хирург с помощью стереоскопических камер, укрепленных на

оптико-волоконных зондах, сможет получить на своем головном дисплее

трехмерное изображение внутренних органов человека. Использование же

микророботов, величиной немногим более человеческой клетки, даст

возможность совершать операции необычайно высокой точности. Сейчас в мире

ежегодно совершаются около 4 миллионов операций по трансплантации различных

органов и вживлению электронных устройств наподобие стимуляторов сердца и

других органов. Компьютер все чаще применяется для помощи инвалидам, в

частности людям, лишенным подвижности в результате серьезных заболеваний

позвоночника. Так. разработана система, позволяющая парализованным

оторваться от инвалидного кресла: компьютер заменяет те нервные импульсы,

благодаря которым наши мышцы сокращаются, когда мы движемся.

Разрабатываются различные электронные приспособления для пользования

компьютером слепым, глухим, людям с другими физическими недостатками. Это

имеет немаловажное социальное значение: многие тысячи людей смогут

вернуться к трудовой деятельности, расширить свои социальные контакты и тем

самым хотя бы частично преодолеть последствия тяжелого физического недуга.

Особенно важное социально-экономическое значение имеет применение

компьютеров для расширения возможностей диагностической аппаратуры, при

исследовании и прогнозировании распространения эпидемических заболеваний.

Большинство новейших методов диагностики самым прямым образом опираются на

возможности компьютеров. Показательно в этом отношении появление

компьютерной томографии. Которая позволяет «видеть» срезы любого участка

тела на любой заданной величине. Врач приближается к заветной мечте – точно

видеть, что происходит внутри живого человеческого организма. Компьютер на

службе медицине - это очень важная и ответственная часть того союза

медицины с наукой и техникой, который стал сегодня настоятельной

потребностью дальнейшего развития культуры здравоохранения.

Компьютерная техника, автоматика и мехатроника, повышая эффективность

труда, сокращают рабочее время и одновременно увеличивают свободное время

человека. С связи с этим возникает проблема разумного использования

свободного времени, которое можно употребить как на бездеятельность и

праздность в самом худшем смысле этого слова, так и для развития интеллекта

личности. «Разумно предположить, - пишет Дж.Томсон,- что свободного времени

в распоряжении человека будет оставаться все больше. Но как он будет

тратить это время? Для тех, кому посчастливится питать явное влечение к

музыке или искусству, это не составит трудности. То же самое можно

утверждать и о тех, кто наделен ярко выраженными интеллектуальными

склонностями, для тех, для кого «мир так полон множества вещей» и кто и в

зрелом возрасте сохраняет детскую свежесть интересов. Но в нашем обществе

такие люди остаются в меньшинстве... Будут ли они обречены делить свой

досуг между супертелевидением, кино и футбольными матчами?»[13]. Он пишет о

таких с его точки зрения желательных формах использования свободного

времени, как садоводство, путешествия в том числе космические, спорт.

В культуре формирующегося нового общества под воздействием его

информатизации происходят сложные процессы, связанные с ее гуманизацией,

переходом культуры массового потребления к взыскательному в культурном

отношении индивидуальному пользованию, смещения престижа с материальных

оценок потребляемых ценностей в сторону символических культурных качеств и

другие. Качественные изменения в культуре информационного мира повышают её

роль в развитии и функционировании общества. Человечество сквозь дремучие

заросли социальных противоречий, национальных порабощений, кровавых

революций, войн , экономического, политического и культурного угнетения

через, информационное общество пробирается к антропогенной цивилизации, где

культура гуманизма будет иметь преобладающее значение над политикой,

экономикой , наукой и техникой. Такая ведущая роль культуры зарождается уже

сегодня. «Культура рекомендуется сегодня как ключ к инновациям и

общественному развитию, - пишет П.Козловски, - она облегчает введение новой

техники и её общественное «признание», способствует международному обмену и

взаимопониманию. Культура, как говорится, должна быть через посредство всех

социальных индикаторов и показателей роста последним критерием

общественного прогресса»[14]. Эту свою историческую миссию культура может

выполнить только если она будет использовать те возможности, которые ей

предоставляет информационная, и в частности, компьютерная технология.

Именно союз культуры и информатики позволяет играть последней огромную

роль не только в жизни своих стран, но и на международной арене в условиях

начавшейся быстрыми темпами глобализации человеческой жизнедеятельности.

Глава 2

2.1. Человек и инфосреда

2.1.1. Социальная инфосреда

Вряд ли можно найти в жизни общества такие участки, которые не были бы

прямо или косвенно связаны с одним из трех этапов инфовзаимодействия —

производством информации, ее передачей, ее потреблением (использованием).

Чаще всего человек участвует одновременно во всех этих процессах, поскольку

он выступает в роли как субъекта, так и объекта взаимодействия.

Передача социального опыта осуществляется постоянно, поскольку каждое

новое поколение людей застает материальный результат, сумму

производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и

друг к другу. Каждое существующее поколение “стоит на плечах” не только

предшествующего ему, но и всех ранее живших поколений. Каждая новая

социальная система налаживает производство своей специфической социальной

информации, соответствующей лишь данному общественному организму. В то же

время в ее инфофонд и инфопоток органично входят блоки информации,

выработанной в рамках предыдущих обществ. Такая историческая эстафета

создает предпосылки для усвоения опыта предшествовавших поколений,

обеспечивает историческую преемственность.

Информация, полученная в генетическом порядке от прошлого, также как и

произведенная данным поколением, используется в повседневной жизни как

общества в целом, так и каждого индивида в отдельности. Информация как бы

скрепляет разные участки социальной среды, различные точки “социального

времени”.

Использование социальной информации в обществе носит многоцелевой

характер.

Можно выделить несколько основных целей, связанных с функционированием

человека в условиях социальной среды: индивид и среда взаимодействуют

разнообразными способами — личными и безличными, непосредственными и

опосредованными, длительными и однократными контактами и т. д. Но все

способы связи подчинены единой цели — получению социальной информации (для

индивида) и передаче социальной информации (для среды).

Социальная среда — это то опосредующее звено, которое стоит между

социальной информацией и индивидом. Именно через среду получает он

исторически унаследованную данным обществом информацию, равно как и

информацию, выработанную современным ему поколением.

Социальная среда стремится путем передачи направленных инфоблоков

воспитать человека нужным ей образом, привить ему необходимые для

оптимального функционирования в данном обществе, данном классе, данном

слое, данной социальной группе, качества и свойства. Этим целям служит

система постоянно действующих каналов передачи информации, среди которых

можно выделить как формальные, получившие институциализированный статус

(средства массовой коммуникации, литература, различные формы обучения), так

и неформальные.

Поступив к индивидуальному адресату, социальная информация включается

в чрезвычайно сложный и противоречивый процесс формирования взглядов и

мнений, в процесс формирования установок по отношению к тем или иным

социальным ценностям. Будучи полученной по индивидуальному адресу,

информация изменяет в определенном смысле те или иные элементы сознания

индивида и затем через него — элементы общественного сознания. Причем на

первых порах это взаимодействие может быть практически неощутимым, процесс

идет путем количественного накопления. Но затем — и в этом и заключается

механизм воздействия социальной информации — постоянное производство и

потребление ее приводит к тому, что количественное накопление уступает

место качественным изменениям.

Индивид же, выступая в роли активного участника инфовзаимодействия, не

столько производит социальную информацию (хотя он неизбежно участвует и в

этом процессе), сколько потребляет и передает. Люди вступают в

многоплановые отношения, обусловленные характером их труда, местом в

обществе, этносе, классе, социальной группе, их полом, возрастом, размером

и типом пункта проживания, уровнем образования, географией проживания и

другими факторами. Осуществление этих отношений неизбежно связано с

выработкой и реализацией системы ценностных ориентации по отношению к тем

или иным сторонам социальной среды, ее свойствам, бытующим в ней мнениям,

установкам и т. д.

2.1.2. Проблема инфобарьеров

Классификация барьеров, мешающих оптимальному протеканию

инфопроцессов, предлагается О. В. Елчаниновой. Согласно этому автору,

отдельные люди и социальные структуры, участвующие в производстве, передаче

и потреблении информации, сталкиваются со следующими барьерами.

1. Географические. Полнота и достоверность информации

обратно пропорциональны расстоянию, разделяющему субъекта и объекта

взаимодействия.

2. Исторические. Полнота и достоверность информации

также обратно пропорциональны временному интервалу, разделяющему то или

иное событие и сообщение о нем.

3. Государственно-политические, режимные. Широкому

потребителю недоступна определенная часть информации, ибо она является

собственностью определенных государственных органов и не подлежит движению

по общедоступным каналам.

4. Ведомственные. Известная часть информации без

всяких на то оснований задерживается нерадивыми работниками некоторых

ведомств и организаций, что не может не мешать развитию науки и техники,

распространению передового опыта.

5. Экономические. Имеются в виду те случаи, когда

отсутствие финансовых средств мешает производству и широкому

распространению информации, а также подготовке кадров, способных успешно

работать в сфере производства, передачи и потребления информации.

6. Технические. Отсутствие техники, способной

ускорить и оптимизировать течение инфопроцессов.

7. Терминологические. Слишком много в настоящее время

терминов, которые порой понимаются по-разному и к тому же не всегда

доступны широкому кругу потребителей информации.

8. Языковые. Обмену информацией активнейшим образом

препятствует слабое знание языков.

9. Психологические. Здесь имеются в виду особенности

восприятия, памяти, убеждений и иных сторон человеческой психологии.

10. Резонансные. Информация не всегда соответствует

потребностям индивида, не всегда “резонирует” с ними.

Если пристально присмотреться к инфовзаимодействию, можно обнаружить

не только перечисленные выше барьеры, но и еще огромное количество

источников, откуда следует ожидать появления других, выражаясь языком

кибернетики, “шумов”. Тут можно назвать хотя бы такой источник, как

сознательное желание субъекта взаимодействия исказить реальное положение

дел, создать о нем неправильное представление, иначе говоря,

дезинформировать получающего информацию. В течение инфопотоков вмешиваются

субъективные факторы, ведь информацию собирают и передают люди, обладающие

определенными интересами и эмоциями.

Есть барьеры, которые можно назвать тотально-ключевыми, ибо они

сохраняют свое негативное значение при любом виде инфовзаимодействия.

Система их такова:

В первую очередь следует назвать знаковый (языковый) барьер. Если

субъект, предлагающий информацию объекту, облек ее в форму, которая не

доступна объекту, последний не может извлечь содержание из знаковой

оболочки, поскольку не в состоянии “вскрыть” ее. Для преодоления знакового

барьера необходимо прибегнуть к помощи посредника, способного перевести

содержание информации из незнакомой (закрытой) знаковой формы в знакомую и

поэтому открытую.

Второй тотально-ключевой барьер — тезаурусный. Представим себе, что

знаковая оболочка вскрыта, содержание стало доступным. Всегда ли теперь

информация может быть использована объектом инфопроцесса? Увы! Не исключена

ситуация, когда все (или почти все) слова знакомы и понятны, понятны и

соединения слов, синтагмы, в целом же смысл остался неясным, ибо в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7