Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека
Способами компьютерной преступности являются подключение к линии
принтеров или к телефонному каналу, клоп, несанкционированный доступ,
самозванство («маскарад»), неспешный выбор нахождением слабых мест в защите
системы, подмена данных, ввод в программу набора команд («логическая
бомба») и др.
Параллельно совершенствуются способы борьбы с компьютерной
преступностью, как и способы борьбы с традиционной преступностью.
Информационные системы становятся одним из эффективных средств в руках
правоохранительных органов. Появились киберсыщики, создаются подразделения
по борьбе с компьютерными хищениями.
Таким образом, отношения человека с информационной технологией
отличаются не только сложностью, но и противоречивостью. Информационная
техника таит в себе не только гуманистические возможности, но и может
оказывать негуманистическое воздействие на личность и общество в целом.
Являясь в руках человека мощным орудием постижения мира, его пособником и
средством создания условий для творческой деятельности, информационная
технология вместе с тем заменяет традиционный вербальный способ постижения
мира аудиовизуальным познанием, создает у человека иллюзию погружения в
искусственный мир, мир чистого воображения, который воспринимается как
реально существующий мир.
Компьютеры находят все большее применение в различных сферах культуры
формирующегося информационного общества. Карманные компьютеры включают в
себя средства телефонных и адресных справочников, различные расписания,
автоматически связываются со стационарными компьютерами и обновляют данные.
Выпущены программы распознавания голоса.
Особенно широко применяются компьютеры в культуре
здравоохранения, в медицине. Здесь они используются для диспансеризации
населения, автоматизации медицинского осмотра, обработке флюрографических и
рентгеновских снимков, диагностике и лечения. Например, возникла
компьютерная топография, позволяющая видеть «срезы» любого участка тела на
любой заданной глубине. Компьютер находит применение в различных
направлениях микрохирургии, и в частности в глазной хирургии. созданы
роботы-хирурги в нейрохирургии где требуется большая точность действий при
операционном вмешательстве. Создаются электронные манекены, имитирующие
тело человека для изучения его строения и функционирования, определения
методов и хода проведения хирургических операций. В хирурги имеются
устройства, позволяющие видеть отдельные полостные части человеческого
тела. В будущем хирург с помощью стереоскопических камер, укрепленных на
оптико-волоконных зондах, сможет получить на своем головном дисплее
трехмерное изображение внутренних органов человека. Использование же
микророботов, величиной немногим более человеческой клетки, даст
возможность совершать операции необычайно высокой точности. Сейчас в мире
ежегодно совершаются около 4 миллионов операций по трансплантации различных
органов и вживлению электронных устройств наподобие стимуляторов сердца и
других органов. Компьютер все чаще применяется для помощи инвалидам, в
частности людям, лишенным подвижности в результате серьезных заболеваний
позвоночника. Так. разработана система, позволяющая парализованным
оторваться от инвалидного кресла: компьютер заменяет те нервные импульсы,
благодаря которым наши мышцы сокращаются, когда мы движемся.
Разрабатываются различные электронные приспособления для пользования
компьютером слепым, глухим, людям с другими физическими недостатками. Это
имеет немаловажное социальное значение: многие тысячи людей смогут
вернуться к трудовой деятельности, расширить свои социальные контакты и тем
самым хотя бы частично преодолеть последствия тяжелого физического недуга.
Особенно важное социально-экономическое значение имеет применение
компьютеров для расширения возможностей диагностической аппаратуры, при
исследовании и прогнозировании распространения эпидемических заболеваний.
Большинство новейших методов диагностики самым прямым образом опираются на
возможности компьютеров. Показательно в этом отношении появление
компьютерной томографии. Которая позволяет «видеть» срезы любого участка
тела на любой заданной величине. Врач приближается к заветной мечте – точно
видеть, что происходит внутри живого человеческого организма. Компьютер на
службе медицине - это очень важная и ответственная часть того союза
медицины с наукой и техникой, который стал сегодня настоятельной
потребностью дальнейшего развития культуры здравоохранения.
Компьютерная техника, автоматика и мехатроника, повышая эффективность
труда, сокращают рабочее время и одновременно увеличивают свободное время
человека. С связи с этим возникает проблема разумного использования
свободного времени, которое можно употребить как на бездеятельность и
праздность в самом худшем смысле этого слова, так и для развития интеллекта
личности. «Разумно предположить, - пишет Дж.Томсон,- что свободного времени
в распоряжении человека будет оставаться все больше. Но как он будет
тратить это время? Для тех, кому посчастливится питать явное влечение к
музыке или искусству, это не составит трудности. То же самое можно
утверждать и о тех, кто наделен ярко выраженными интеллектуальными
склонностями, для тех, для кого «мир так полон множества вещей» и кто и в
зрелом возрасте сохраняет детскую свежесть интересов. Но в нашем обществе
такие люди остаются в меньшинстве... Будут ли они обречены делить свой
досуг между супертелевидением, кино и футбольными матчами?»[13]. Он пишет о
таких с его точки зрения желательных формах использования свободного
времени, как садоводство, путешествия в том числе космические, спорт.
В культуре формирующегося нового общества под воздействием его
информатизации происходят сложные процессы, связанные с ее гуманизацией,
переходом культуры массового потребления к взыскательному в культурном
отношении индивидуальному пользованию, смещения престижа с материальных
оценок потребляемых ценностей в сторону символических культурных качеств и
другие. Качественные изменения в культуре информационного мира повышают её
роль в развитии и функционировании общества. Человечество сквозь дремучие
заросли социальных противоречий, национальных порабощений, кровавых
революций, войн , экономического, политического и культурного угнетения
через, информационное общество пробирается к антропогенной цивилизации, где
культура гуманизма будет иметь преобладающее значение над политикой,
экономикой , наукой и техникой. Такая ведущая роль культуры зарождается уже
сегодня. «Культура рекомендуется сегодня как ключ к инновациям и
общественному развитию, - пишет П.Козловски, - она облегчает введение новой
техники и её общественное «признание», способствует международному обмену и
взаимопониманию. Культура, как говорится, должна быть через посредство всех
социальных индикаторов и показателей роста последним критерием
общественного прогресса»[14]. Эту свою историческую миссию культура может
выполнить только если она будет использовать те возможности, которые ей
предоставляет информационная, и в частности, компьютерная технология.
Именно союз культуры и информатики позволяет играть последней огромную
роль не только в жизни своих стран, но и на международной арене в условиях
начавшейся быстрыми темпами глобализации человеческой жизнедеятельности.
Глава 2
2.1. Человек и инфосреда
2.1.1. Социальная инфосреда
Вряд ли можно найти в жизни общества такие участки, которые не были бы
прямо или косвенно связаны с одним из трех этапов инфовзаимодействия —
производством информации, ее передачей, ее потреблением (использованием).
Чаще всего человек участвует одновременно во всех этих процессах, поскольку
он выступает в роли как субъекта, так и объекта взаимодействия.
Передача социального опыта осуществляется постоянно, поскольку каждое
новое поколение людей застает материальный результат, сумму
производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и
друг к другу. Каждое существующее поколение “стоит на плечах” не только
предшествующего ему, но и всех ранее живших поколений. Каждая новая
социальная система налаживает производство своей специфической социальной
информации, соответствующей лишь данному общественному организму. В то же
время в ее инфофонд и инфопоток органично входят блоки информации,
выработанной в рамках предыдущих обществ. Такая историческая эстафета
создает предпосылки для усвоения опыта предшествовавших поколений,
обеспечивает историческую преемственность.
Информация, полученная в генетическом порядке от прошлого, также как и
произведенная данным поколением, используется в повседневной жизни как
общества в целом, так и каждого индивида в отдельности. Информация как бы
скрепляет разные участки социальной среды, различные точки “социального
времени”.
Использование социальной информации в обществе носит многоцелевой
характер.
Можно выделить несколько основных целей, связанных с функционированием
человека в условиях социальной среды: индивид и среда взаимодействуют
разнообразными способами — личными и безличными, непосредственными и
опосредованными, длительными и однократными контактами и т. д. Но все
способы связи подчинены единой цели — получению социальной информации (для
индивида) и передаче социальной информации (для среды).
Социальная среда — это то опосредующее звено, которое стоит между
социальной информацией и индивидом. Именно через среду получает он
исторически унаследованную данным обществом информацию, равно как и
информацию, выработанную современным ему поколением.
Социальная среда стремится путем передачи направленных инфоблоков
воспитать человека нужным ей образом, привить ему необходимые для
оптимального функционирования в данном обществе, данном классе, данном
слое, данной социальной группе, качества и свойства. Этим целям служит
система постоянно действующих каналов передачи информации, среди которых
можно выделить как формальные, получившие институциализированный статус
(средства массовой коммуникации, литература, различные формы обучения), так
и неформальные.
Поступив к индивидуальному адресату, социальная информация включается
в чрезвычайно сложный и противоречивый процесс формирования взглядов и
мнений, в процесс формирования установок по отношению к тем или иным
социальным ценностям. Будучи полученной по индивидуальному адресу,
информация изменяет в определенном смысле те или иные элементы сознания
индивида и затем через него — элементы общественного сознания. Причем на
первых порах это взаимодействие может быть практически неощутимым, процесс
идет путем количественного накопления. Но затем — и в этом и заключается
механизм воздействия социальной информации — постоянное производство и
потребление ее приводит к тому, что количественное накопление уступает
место качественным изменениям.
Индивид же, выступая в роли активного участника инфовзаимодействия, не
столько производит социальную информацию (хотя он неизбежно участвует и в
этом процессе), сколько потребляет и передает. Люди вступают в
многоплановые отношения, обусловленные характером их труда, местом в
обществе, этносе, классе, социальной группе, их полом, возрастом, размером
и типом пункта проживания, уровнем образования, географией проживания и
другими факторами. Осуществление этих отношений неизбежно связано с
выработкой и реализацией системы ценностных ориентации по отношению к тем
или иным сторонам социальной среды, ее свойствам, бытующим в ней мнениям,
установкам и т. д.
2.1.2. Проблема инфобарьеров
Классификация барьеров, мешающих оптимальному протеканию
инфопроцессов, предлагается О. В. Елчаниновой. Согласно этому автору,
отдельные люди и социальные структуры, участвующие в производстве, передаче
и потреблении информации, сталкиваются со следующими барьерами.
1. Географические. Полнота и достоверность информации
обратно пропорциональны расстоянию, разделяющему субъекта и объекта
взаимодействия.
2. Исторические. Полнота и достоверность информации
также обратно пропорциональны временному интервалу, разделяющему то или
иное событие и сообщение о нем.
3. Государственно-политические, режимные. Широкому
потребителю недоступна определенная часть информации, ибо она является
собственностью определенных государственных органов и не подлежит движению
по общедоступным каналам.
4. Ведомственные. Известная часть информации без
всяких на то оснований задерживается нерадивыми работниками некоторых
ведомств и организаций, что не может не мешать развитию науки и техники,
распространению передового опыта.
5. Экономические. Имеются в виду те случаи, когда
отсутствие финансовых средств мешает производству и широкому
распространению информации, а также подготовке кадров, способных успешно
работать в сфере производства, передачи и потребления информации.
6. Технические. Отсутствие техники, способной
ускорить и оптимизировать течение инфопроцессов.
7. Терминологические. Слишком много в настоящее время
терминов, которые порой понимаются по-разному и к тому же не всегда
доступны широкому кругу потребителей информации.
8. Языковые. Обмену информацией активнейшим образом
препятствует слабое знание языков.
9. Психологические. Здесь имеются в виду особенности
восприятия, памяти, убеждений и иных сторон человеческой психологии.
10. Резонансные. Информация не всегда соответствует
потребностям индивида, не всегда “резонирует” с ними.
Если пристально присмотреться к инфовзаимодействию, можно обнаружить
не только перечисленные выше барьеры, но и еще огромное количество
источников, откуда следует ожидать появления других, выражаясь языком
кибернетики, “шумов”. Тут можно назвать хотя бы такой источник, как
сознательное желание субъекта взаимодействия исказить реальное положение
дел, создать о нем неправильное представление, иначе говоря,
дезинформировать получающего информацию. В течение инфопотоков вмешиваются
субъективные факторы, ведь информацию собирают и передают люди, обладающие
определенными интересами и эмоциями.
Есть барьеры, которые можно назвать тотально-ключевыми, ибо они
сохраняют свое негативное значение при любом виде инфовзаимодействия.
Система их такова:
В первую очередь следует назвать знаковый (языковый) барьер. Если
субъект, предлагающий информацию объекту, облек ее в форму, которая не
доступна объекту, последний не может извлечь содержание из знаковой
оболочки, поскольку не в состоянии “вскрыть” ее. Для преодоления знакового
барьера необходимо прибегнуть к помощи посредника, способного перевести
содержание информации из незнакомой (закрытой) знаковой формы в знакомую и
поэтому открытую.
Второй тотально-ключевой барьер — тезаурусный. Представим себе, что
знаковая оболочка вскрыта, содержание стало доступным. Всегда ли теперь
информация может быть использована объектом инфопроцесса? Увы! Не исключена
ситуация, когда все (или почти все) слова знакомы и понятны, понятны и
соединения слов, синтагмы, в целом же смысл остался неясным, ибо в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|