бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека бесплатно рефераты

следующими обстоятельствами. Мораль предписывает какие действия следует

совершать в конкретных ситуациях. Поскольку в различных областях

человеческой деятельности возникают специфические и типичные для этих

областей ситуации, возникает необходимость специфических норм поведения

людей, что и является основанием для возникновения прикладных этик, в том

числе и компьютерной. Можно согласиться с Э. Аггацци, который отмечает,

что «если мораль должна регулировать человеческую деятельность в различных

ситуациях, то она не может игнорировать новые и беспрецедентные ситуации,

которые создаются развитием науки и технологии и очень часто имеют иную

природу, нежели ситуации, регулируемые уже существующими моральными

нормами»[8].

Что касается необходимости создания компьютерной этики, то эта

необходимость вызвана в общем плане тем, что создаваемые компьютерной

техникой новые ситуации часто делают морально значимым явления, которые

раньше были вне поля моральных кодексов и определялись естественными

закономерностями. Теперь же они, например, возможности компьютера разрешить

определенные конфликтные ситуации, предугадать стихийные природные явления

и др., попали в орбиту моральных оценок. Все, что связано с деятельностью

компьютеров, должно находиться под строгим контролем человеческой этики.

Возникает компьютерная этика, в которой внеэкономические цели часто

вытесняют экономические.

Означает ли это, что компьютерные системы надо наделять моральными

нормами? Можно ли на этом основании утверждать, что «компьютеры становятся

явлением социально-нравственным»?[9]. Ответ на этот вопрос пытаются найти

многие представители современной технической и гуманитарной мысли.

Большинство из них склоняется к отрицательному ответу: моральные нормы

применимы лишь к поведению людей, которые вступают между собой в

определенные общественные, в том числе и моральные, отношения. Вне сферы

общественных отношений, какими, к примеру, являются технические связи и

функционирование искусственных систем, они не действуют. Для компьютера

безразлично какие задачи – гуманные или антигуманные – он решает. Это

оценивает человек, его общественная практика, его цели и стремления, его

нравственные нормы и идеалы.

Современный немецкий философ Х. Ленк, размышляя об этой проблеме,

пишет, что в будущем информационном обществе информационные системы станут

принимать решения во все большем объеме по жизненно важным социальным и

даже индивидуальным проблемам, а тем более по проблемам, которые будут

возникать в случае чрезвычайных ситуаций. В таком случае решения

принимаются без «ответственного лица»,т.е. без человека или группы людей.

Кто же в таком случае может нести ответственность? Могут ли информационные

системы быть морально ответственными? Компьютеры, отвечает Х.Ленк, не

являются моральными, социальными сущностями, они не осуществляют каких-либо

сознательных процессов и поэтому информационные системы не могут брать на

себя моральную ответственность. Попытка наделить моральной ответственностью

за принятые решения компьютер является стремлением тех или иных людей или

их групп уйти от ответственности. «Стремление преднамеренно и слишком

поспешно превращать компьютер в моральное существо, - пишет Х. Ленк, -

означало бы открывать слишком легкие пути для выхода из дилеммы

ответственности, выбирать стратегию уклонения от решения проблемы, которая

может привести к уходу от собственной моральной ответственности. И тогда

компьютер оказался бы в роли козла отпущения. Если нельзя привлекать к

ответственности личность, то крайне легко сваливать ответственность на

компьютер или вообще от нее отказаться»[10]. От моральной ответственности

невозможно уходить, её нельзя «передавать» машине.

Иногда японцы называют себя «компьютерной нацией». Но эта их внешняя

«компьютерность», проявляемая в дисциплине, точности, корректности японцев,

сочетается с определенной духовностью, нравственностью, в силу чего они

чаще предпочитают называть себя «думающей нацией», соединяющей в себя

компьютерную точность с высокой требовательностью к себе, в том числе и

нравственной требовательностью. Это очень хорошо показал Дайсаку Икэда,

автор романа «Человеческая революция».

Такая человеческая нравственная революция становится особенно

необходима в условиях, когда происходит возвращение к антинаучным

мистическим представлениям, сопровождающееся мощной волной ностальгии,

психологическим стремлением к более простому, менее тревожному прошлому.

Все больше призывов направлены против планирования, рационализма. Мир не

свободен от опасности войн, в которой свою лепту вносит компьютерная

технология. По оценке ЦРУ более десятка стран направлено готовятся к

будущим войнам в киберпространстве. Создаются и до поры до времени хранятся

компьютерные вирусы невиданной до сих пор разрушительной силы. Они готовы

«сбросить» на сети противника логические бомбы - программы, которые могут

до времени мирно дремать в вашем компьютере, а затем по сигналу или в

условленное время проснуться и приступить к разрушению информации. 650

спутников на земной орбите и 150 миллионов компьютеров в офисах и домах

составляют необъятное поле для киберпространства ближайшего будущего.

Современные технологии все больше вытесняют людей из армии. Сокращение

войск толкает военных изобретателей к созданию новых видов вооружений:

беспилотных самолетов, наземных роботов, космических спутников-разведчиков,

систем по обнаружению и опознаванию движущихся и неподвижных целей.

Информационная техника является сердцевиной всех новейших образцов военной

техники.

Все эти обстоятельства обостряют этические проблемы создания и

использования информационной техники, определения путей выхода из поистине

морального кризиса. П. Сорокин видел выход в создании альтернативной,

гуманистической этики, проповедовал распространение бескорыстной любви

среди людей. А. Пиччеи проповедовал необходимость революционного

установления Нового Гуманизма, который должен заменить кажущиеся ныне

незыблемыми принципы и нормы новыми, которые должны соответствовать

требованиям эпохи становления информационного общества, что должно

кардинально изменить сегодняшние взгляды и поведение людей. «Революционный

характер становится, таким образом, главной отличительной чертой этого

целительного гуманизма, - писал А. Пиччеи, - ибо только при таком условии

он сможет выполнить свои функции – восстановить культурную гармонию

человека, а через нее равновесие и здоровье всей человеческой системы. Эта

трансформация человеческого существа и составит Человеческую революцию,

благодаря которой наконец обретут цели и смысл, достигнут своей кульминации

остальные революционные процессы»[11].

Некоторые инженеры видят средство морального оздоровления общества в

компьютерной технике. Так, исследовательская группа Р. Пикар намерена

обучить компьютеры реагировать на человеческие чувства. Создан ряд

устройств, которые можно носить, не привлекая внимание окружающих. Эти

устройства отслеживают все эмоциональные показатели. Уже сегодня

компьютеры исследовательской группы способны распознавать более пяти

человеческих эмоций. Эта программа основывается на изучении изменений

положения мышц лица.

Все эти факты свидетельствуют о том, что проблемы компьютерной этики в

условиях становления информационного общества являются предметом серьезных

обсуждений и действий. Новая культура с новой, компьютерной этикой

рождается в тяжелых муках. Тем не менее теоретическая разработка новых

этических норм и их внедрение в ткань общественной жизни реализуется и

можно только по разному оценивать темпы протекания этого процесса, их

результативность и перспективы.

К сожалению, при обучении компьютерщиков очень редко можно услышать

слово «этика». Основное внимание уделяется математическому образованию,

взаимодействию с компьютером как средством решения тех или иных задач. При

этом игнорируется то обстоятельство, что взаимоотношение человека с

компьютером происходит в определенной культурной среде. Лишенный

нравственных ориентиров, человек начинает и себя воспринимать как умную

машину, переносит техническое обращение с компьютером на отношения между

людьми, что ведет к далеко идущим последствиям – антигуманной деформации

всей культуры информационного общества. Не случайно Р. Уиден в своем

выступлении перед конгрессменами США заявил, что «некоторые из вполне

достойных молодых людей оказываются неспособными оценить этические и

моральные последствия своих действий. Я убежден, например, что очень

многие, если не все молодые хакеры в нашей стране даже помыслить не могут о

том, чтобы на улице силой отнять деньги у старой женщины. Но, с другой

стороны, весьма реально, что простым нажатием нескольких клавиш компьютера

они легко лишат ее всех сбережений»[12]. Действительно, хакеры имеют свои

собственные нравственные представления. Кто же такие эти «хакеры» о которых

ныне говорят все больше ?

Слово «хакер» происходит от английского глагола «to hack» –

взламывать. Это слово первоначально обозначало человека неопытного,

неумелого в спорте, калечащего других неуклюжими ударами Журнал

«Подслушивание» использовал этот термин для обозначения человека,

пытающегося беспорядочно набирая телефонные номера, подключиться к чьему-

либо разговору. В дальнейшем хакерами стали называть «любознательных»

хулиганов, с помощью компьютерных сетей забирающихся в базы данных

различных солидных учреждений и ворующих оттуда все, что плохо лежит. Ныне

хакеры представляют собой целое закрытое сословие со своей моралью,

рейтингами и классификацией. Выделяются четыре основных типа хакеров – этих

компьютерных пиратов. Романтики – это одиночки, взламывающие базы данных из

любопытства. Прагматики или классики воруют игры, программы, базы данных,

электронные издания. Так, система «Windows – 95», на создание которой

фирма «Микрософт» затратила 300 млн. долларов, была «скачена» московскими

хакерами в результате чего было налажено её пиратское производство. Хакеры

– разведчики взламывают сети и базы данных конкурентов для получения

конфедициальной информации, Так из сервера Петровки, 38 была выкрадена

телефонная база данных по всей Москве, которую умельцы уложили в обычный

компакт-диск для продаже. Наконец, кибергангстеры представляют собой

профессиональных компьютерных бандитов, находящихся на службе определенных

мафиозных группировок и разрушающих сети разных «неугодных» фирм а также

ворующих деньги с банковских счетов.

Причины появления хакеров нужно искать не только в преступных

устремлениях, у первоначальных хакеров их не было. Дело в самом характере

труда информатизированного общества. Информатизация и автоматизация труда,

потребовав «узкого специалиста», могут оказать на работника

дегуманизирующее воздействие, породить привязанность человека к компьютеру.

Более того, работник может оказаться в зависимости от специалистов-

информатчиков. Последние могут объединяться в определенные кланы и

манипулировать другими людьми.

Компьютеризация общества привела к появлению серьезных злоупотреблений

информацией, компьютерной преступности - искажению данных компьютерной

памяти, воровству с помощью компьютеров, к появлению опасности

монополизации просветительства и средств массовой информации,

монопулировании общественным мнением, компьютерному пиратству.

Проблема компьютерного пиратства в России является излюбленной темой

различных компьютерных журналах и связана как с нравственными вопросами,

так и с платежеспособностью населения. Ликвидация компьютерного пиратства

невозможна без изменения общей культуры людей и повышения

платежеспособности населения, снижения слишком высоких цен на фирменные

программы.

Количество компьютерных преступлений быстро растет, способы их

совершения умножаются. Проблема «компьютерной преступности» появилась

одновременно с появлением первых компьютеров и актуализировалась ныне с

развитием компьютерных сетей. Компьютерные преступники в одних случаях

вмешиваются в работу компьютеров, в других – используют компьютеры как

необходимые технические средства. К основным видам компьютерных

преступлений относятся несанкционированный доступ к информации, который

осуществляется нахождением слабых мест в защите системы; ввод в программное

обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении

определенных условий и выводят из строя компьютерную систему; разработка и

распространение компьютерных вирусов, которые уничтожают информацию на

зараженном компьютере; преступная небрежность в разработке, изготовлении

и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приводящая к тяжким

последствиям, подделка компьютерной информации и ее хищение.

Цель компьютерной преступности самая разнообразная: поделка счетов и

платежных ведомостей, приписка сверхурочных часов работы, фальсификация

платежных документов, хищение денежных фондов, вторичное получение выплат,

фальшивое продвижение по службе, получение фальшивых дипломов, перечисление

денег на фальшивые счета, совершение покупок с фиктивно оплатой и др. Так,

на одной американской железной дороге при помощи манипуляции данными

компьютера было отправлено в неизвестном направлении 352 вагона, которые

бесследно исчезли, нанеся ущерб более чем в миллион долларов. В Ростове

хакеры не так давно внеся коррективы в программу перевода денег некой

торговой фирмы из одного банка в другой изъяли 150 миллионов не

депонированных рублей.

Мотивы преступлений хакеров могут заключаться в корыстных целях,

политических интригах, в чистом интересе, из хулиганства и озорства,

наконец, из мести. Так, тридцатилетний американский программист Т. Ллойд

перед ожидаемым увольнением из корпорации запустил в сеть родной фирмы

вирусную «бомбу», которая взорвалась спустя несколько недель после

окончания его контракта. Это вызвало уничтожение всей информации системы

фирмы и компания понесла ущерб в размере 10 миллионов долларов. Программист

ВАЗа в 1983 году ради привлечения к себе внимания ввел в компьютер,

управлявшей автоматической линией предприятия, программную закладку и

заблокировал главный конвейер завода на шесть часов.

Компьютерные преступления совершаются и по политическим мотивам.

Пример тому – компьютерная активность экстремистских и террористических

организаций, которые в основном занимаются физическим разрушением

компьютеров или массивов хранимых данных. Компьютеры широко используются в

деятельности различных мафий, которые включены в крупномасштабный бизнес и

в компьютерах видит средство удобного изымания денег и предотвращения

слежки правоохранительных органов.

Персонами хакерной преступности обычно бывают операторы компьютеров,

программисты, инженеры-системщики и связисты, клерки, менеджеры,

преступники. Так, несколько лет назад в Петербурге В.Левин сумел в

несколько приемов перекачать через свой компьютер в Израиль около трех

миллионов долларов из американского банка «Сити банка», входящего в десятку

крупнейших банков мира. Встречаются хакеры и среди студентов, особенно

высших технических учебных заведений. Кстати, хакеризм впервые появился в

университетах и технических колледжах, а затем стремительно распространился

во всем обществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7