бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека бесплатно рефераты

общественные структуры, политические организации и культурные ориентации,

стал утверждать, что культурный сектор общества начинает находится во все

более напряженных отношениях с экономикой, которая подвергается действию

технократически регулируемых социальных структур. Культура становится сама

по себе враждебной существующим социальным институтам и законам, она

обращена против всевластия и стандартизации политических и технико-

экономических тенденций общественного развития. Придерживаясь

отрицательного воздействия техники на культуру Х. Ортега-и-Гассет отмечает,

что «сама техника, являясь человеку, с одной стороны, в качестве некой, в

принципе безграничной, способности, с другой – приводит к небывалому

опустошению человеческой жизни, заставляя каждого жить исключительно верой

в технику, и только в нее… Вот почему наше время – как никогда техническое

– оказалось на редкость бессодержательным и пустым»[1].

Оригинальную точку зрения на будущее современной культуры под

воздействием научно-технического прогресса высказывает известный писатель

фантаст С. Лем в своей статье «Культура как ошибка». Он считает культуру

средством адаптации человека к случайностям, системой условностей, которые

помогают нам примириться с неприемлемыми для нас явлениями. Она не

переделывает человека, а лишь предохраняет от всех возражений, которые

человек мог бы предъявить естественной эволюции, оправдывает все случайные

явления и процессы на этом пути, приспосабливая человека к сиюминутным

нуждам. Поэтому культура - это ошибка, своеобразные протезы человечества на

пути его эволюции. Техническая цивилизация заменяет мнимые ценности новыми

и в этом смысле уничтожает прежнюю культуру, сносит весь этот ненужный хлам

в музей прошлого, провозглашает возможность свободных действий человека,

где раньше слепой случай был обвенчан с необходимостью. Однако,

загипнотизированный культурными прошлыми ценностями, человек сопротивляется

избавлению от них, отворачивается от своего технического спасителя. Но

жизнь требует, что «культуру, эту систему протезов, надлежит отвергнуть,

чтобы отдаться под опеку знания, которые переделывают нас, доводя до

совершенства... Культуре следует удалиться прочь... Технический прогресс

уничтожает культуру? Дает свободу там, где ранее царил деспотизм биологии?

Именно так! ... Все, что говорится об угрозе, которую несет традиционной

культуре новая технология - правда»[2]. Конечно, продолжает С. Лем,

культура останется исторической ценностью как тот инкубатор, теплица,

материнское лоно, в котором расплодились изобретения, в муках породившие

науку, но техника поглощает, переваривает и претворяет в собственную плоть

культуру, которая «будет размыта, раздроблена и направлена согласно тем

переменам, которым подвергается человек»

Не трудно заметить в этих радикальных рассуждениях необоснованное

отрицание всей прошлой культуры, благодаря которой совершалась социальная

эволюция человека, все его достижения, в том числе и научно-технические. В

действительности, речь должна идти о диалектическом снятии из прошлой

культуры всего ценного и построении на этом богатом фундаменте новой

культуры, соответствующей реалиям сегодняшнего развития человека. В

процессе этой преемственности большая роль принадлежит технике. Техника

является материальным носителем социальной наследственности. В истории

человеческого общества связь поколений осуществляется через технику.

Покоряя при помощи техники природу, человек создает вокруг себя

искусственную среду, по выражению Ю.А. Жданова вторую форму объективной

реальности, создает новые культурные ценности, формирует новые культурные

идеалы. Тем самым техника входит в плоть и кровь современной культуры,

жизни, быта, обычая, чувств и настроений современного человека . Не

случайно Дж.Грант писал, что «технология пронизывает собой наши мысли о

мире и о нас самих. Пришествие технологии потребовало изменений в наших

представлениях о том. что хорошо, что такое хорошо, как надо понимать

здравомыслие и безумие, справедливость и несправедливость, рациональность и

иррациональность, красоту и безобразие[3]. Техника косвенно оказывает

влияние на тот способ, каким мы понимаем мир и самих себя. Она открывает

перед нами красоту технических изделий, создает огромные возможности для

расширения восприятия мира – от микро- до макро- и мегамира. В свою очередь

культура облегчает видение новой техники и ее признание обществом и

становится критерием общественного развития. Таким образом, техника никоим

образом не противостоит культуре. Напротив, она является её элементом,

результатом культурного развития, воздействующим на все стороны культурного

потенциала общества.

Противоречивые мнения о роли техники в развитии культуры лишь

отражают противоречивые реальные тенденции, которые ярко проявляются

сегодня в развитии информационной технике, когда она, бурно развиваясь,

проникает буквально во все, даже самые затаенные области человеческого

бытия. «Итак, - пишет А.А.Воронин,- техника- это цивилизованный вирус,

поражающий культуру, сублимация агрессии, безответственная алчность,

техника - это бездушная тварь, пожирающая людей, с одной стороны. С другой

- даже передать эти мысли без техники невозможно, техника - это уже

человеческая природа, воздух культуры и надежда на будущее[4].

Основатель Римского клуба А. Пиччеи в своей замечательной книге

«Человеческие качества», отмечая несоответствие этих качеств нынешним

достижениям научно-технического прогресса, пишет, что созданная человеком

техническая среда ослабила его физически, притупив биологическую

активность. В результате чем более «цивилизованным» становился человек, тем

меньше он оказывался способным противостоять трудностям суровой внешней

среды и тем больше нуждался в медикоменозной защите организма. Вместе с

тем, отмечает А. Печчеи, шло развитие интеллектуальных способностей

человека. Однако если раньше эти способности приводились в соответствие со

сложным искусственным миром, сотворенным человеком, то в последнее время

равновесие между научно-техническим и культурным прогрессом, между

прогрессом и биофизическими способностями человека оказалось серьезно

нарушено. В результате на карту поставлена судьба человека как вида.

Сегодняшняя проблема человеческого вида состоит в том, что он оказался

неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к

тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Никто из нас еще до конца

не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и

новому положению в нем человека. «Суть проблемы как раз и заключается в

несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее

воспринимает и как учитывает в своем поведении» – пишет А.Печчеи.[5]. Выход

из создавшейся ситуации А.Пиччеи видит в культурной эволюции как важнейшей

цели и основы человеческого развития, в изменении человеческих качеств в

процессе революции в самом человеке. «Если мы хотим обуздать техническую

революцию и направить человечество к достойному его будущему, - заключает

А. Пиччеи, - то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого

человека, о революции в самом человеке»[6] .

Культура – сложный социальный феномен, включающий в себя совокупность

ряда общественных явлений. Вполне естественно, что тот или иной культурный

климат воздействует на эти явления. Не менее значимым является воздействие

науки на эту культуру. Так, большую значимость для новой культуры приобрело

появление безбумажной информатики. Ныне растет новое компьютерное

поколение. Молодежь, умеющая работать на компьютере, обладает

возможностью прочитывать в день по 8 книг объемом в 300 страниц каждая за

счет представления компьютером информации в удобной для восприятия

графической или звуковой форме, скорости чтения, выбора и «сервирования»

информации. В первую очередь безбумажная технология находит себе применение

в обработке оперативного получения информации, содержание которой быстро

меняется и устаревает, что делает просто ненужной ее длительное хранение.

Многие предсказывают замену ежедневной газеты круглосуточным выпуском

телевизионных новостей. Электронные издательства переживают настоящий бум.

Архивные материалы, редкие книги, перенесенные на лазерные диски с помощью

каналов спутниковой связи, Интернет, телефаксов становятся общедоступными.

Наука, и как специфическая форма деятельности людей, и как система

используемых в ходе общественной практики знаний, являясь феноменом

культуры оказывает на ней огромное воздействие. Однако заметим, что это

воздействие не всегда позитивно. Негативные воздействия на культуру, к

примеру, оказывают кризисные явления в современной науке, связанные с

определенным разочарованием и неверием в силу научной мысли, вытеснением

традиционных научных методов иррациональными методами и средствами

познания. Не случайно возникновение антинаучных движений, пренебрежительное

отношение к ученым, засилье в науке дельцов и людей далеких от нее,

появление различного рода «модных» теоретических воззрений и течений.

Воздействие современной информационной технологии на искусство идет в

двух направлениях. С одной стороны, эта технология используется в

творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов. С

другой, современные информационные средства делают высокую культуру

общедоступной.

Большинство попыток использовать вычислительную технику в искусстве

связано с живописью и рисунком. Наметилось два подхода к использованию

компьютеров в этой области, В одном случае компьютер играет роль простого

инструмента, в другом художник задает машине программу, не зная что из

этого получится и компьютер «творит» сам произведение искусства иногда

удачно, иногда нет. Графические компьютерные программы создают новые

образцы большого эмоционального воздействия. В процессе ваяния процессор

присоединяется к специальному станку, который режет заготовку из металла

или какого-то другого материала.

Компьютерная техника широко применяется в киноискусстве при монтаже

различных учебных фильмов с большими возможностями демонстрации материала в

динамике. Так, первый выполненный в технологии мультимедиа СD – ROM фильм

«Сокровища России», посвященный русскому искусству Х – начала ХХ веков,

содержит карты Российского государства в динамике его развития и так

называемую «временную линию», позволяющую вести анализ развития русского

искусства во времени и пространстве. На основе компьютерной графики

создаются телевизионные фильмы, которые используются не только в рекламных

и развлекательных целях, но и при создании сложных электронных тренажеров.

Музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают

звуковую гамму. В ряде случаев компьютеры использовались для сочинения

музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых

синтезатором под управлением программы. Компьютерная музыка имитирует

звучание различных музыкальных инструментов, синтезирует новые звуки и

позволяет существенно упростить оркестровку мелодии. Подсоединенный к

компьютеру динамик в соответствии с заданной программистом «партитурой»

может выдавать самые разнообразные сочетания звуков. Электроакустическая и

компьютерная музыка используется при создании виртуальных реальностей

Долгое время популярностью пользовалось создание стихов при помощи

компьютера, когда последнему пользователь задавал словарь слов и фраз,

которым может пользоваться компьютер, а также форму, в которую он облекает

свое «творение» в соответствии с некоторой процедурой.

Можно было бы привести еще не мало фактов использования компьютеров в

художественном творчестве. Не будем однако переоценивать возможность

компьютеров в этом творчестве, поскольку их функционирование зависит от тех

программ, которые вложил в них пользователь и компьютер может быть лишь

помощником человека в этом роде высоко интеллектуальной деятельности.

Однако нельзя игнорировать опасных тенденций превращения информационных

средств из послушных умножителей духовных благ в производителей культурной

дешевки.

Гораздо большую роль играет информационная техника в процессе

приобщения людей к произведениям искусства благодаря чему высокая культура

становится общедоступной. Именно она сделала массовым достоянием

уникальные достижения мировой культуры. Чтобы увидеть Сикстинскую мадонну

теперь не нужно посещать Дрезденскую картинную галерею, любоваться

полотнами Рубенса и Крамского, операми Большого театра можно дома через

телевизор. Посетить Лувр или Эрмитаж, побывать в театре или посмотреть

балет, прослушать симфонии Бетховена, фуги Баха или лучших вокалистов мира

можно включив видеоплеер или мультимедийный компьютер через систему

Интернет. Возникает новая массовая культура. Вместе с тем, индивидуальная

информационная система становится основой демасификации культуры, ее

индивидуализации. Массификация и демассификация – две реальные тенденции в

развитии современной культуры.«Фантазия очень быстро воплощается в жизнь; -

пишет В.Краус, - сегодня имеет место не столько метафорическое обыгрывание

звездной темы, сколько ее инженерное решение, не столько стихи о Луне,

сколько возможность реального запуска ракеты. В нынешней литературе мечта

идет гораздо дальше, чем в «Тысяче и одной ночи»: это не грезы о ковре-

самолете, а описание полета, то есть реализация мечты. Не эпос, не холст,

не храмы, не дворцы, а телевидение, телефон, самолет, ракета и компьютер

составляют современные результаты нашего творчества и осуществления самих

дерзких мечтаний. Образы из нашей поэзии, музыки и живописи были воплощены

в реальность благодаря физике и технике»[7].

От письменной культуры человечество переходит к новой - экранной -

культуре. Она складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой.

Возникает новое - экранное - мышление для которого характерно «сращение»

логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Основой новой

культуры становится «экранная страница», которая является общечеловеческой

и создает невиданные возможности общения людей. Одновременно информационная

технология резко снижает возможности культурного монополизма, создавая

относительно независимое множество субкультур которыми невозможно управлять

из одного центра. Однако децентрализующие технические средства (книга,

кассетная запись, компьютер) сопровождаются функционированием

централизующих средств (газета, радио, телевидение). Это свидетельствует о

противоречивом характере воздействия информационных средств на культуру и

вызывает необходимость продуманного решения целого ряда вопросов этического

характера.

Поэтому не удивительно, что одним из элементов новой компьютерной

культуры является «компьютерная этика» - совокупность моральных принципов и

норм, регулирующих отношения между людьми, сложившихся на основе их работы

с компьютерами. Человек программирует компьютеры, а те в огромной степени

«программируют» его мышление. Смена моральных норм под влиянием

информационной технологии признается ныне многими исследователями. Более

того, существуют попытки сформулировать определенные правила поведения при

работе с компьютером. Так, к примеру, сформулировано требование: «Не

делайте с помощью компьютера то, что вы сочли бы аморальными без него.

Никакое действие не становится более моральным из-за того, что для его

облегчения использован компьютер». Возможность такой этики обусловлена

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7