бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Определение наиболее эффективных форм и методов организованной преступности бесплатно рефераты

б) тщательное планирование преступной деятельности;

в) разделение труда, дифференциация на руководителей и исполнителей -

специалистов разного профиля;

г) создание денежных страховых запасов ("общаков"), которые используются

для нужд преступной организации.

Нетрудно увидеть, что все эти признаки полностью копируют характерные

особенности легального капиталистического предпринимательства. Поэтому

организованную преступность следует рассматривать в первую очередь как

особую отрасль бизнеса, специфическую сферу экономической деятельности.

Этот подход уже нашел отражение в официальных определениях организованной

преступности. Например, в США закон 1968 года о контроле над преступностью

характеризует организованную преступность как "противозаконную деятельность

членов высокоорганизованной и дисциплинированной ассоциации, занимающейся

поставкой [13]запрещенных законом товаров или предоставлением запрещенных

законом услуг".

Рассмотрим ряд особенностей экономики организованной преступности,

которым в отечественной научной литературе уделено пока недостаточно

внимания.*

1.Спрос на мафиозном рынке. "В основе деятельности организованной

преступности лежит социальный заказ", пишет американский криминолог

Р.Кларк. Мафиозная преступная деятельность это преступления особого рода,

"преступления, совершаемые по взаимному согласию, преступления, совершения

которых желает потребляющая публика". Это относится не только, например, к

наркобизнесу, когда мафиози "всего лишь" продают товар, добровольно

делающим выбор клиентам, но и рэкету, когда организованная преступность

берет на себя охрану предпринимателей от преступности неорганизованной.

Вообще можно сделать вывод, что организованная преступность

складывается только там и тогда, где и когда возникает устойчивый и высокий

спрос на запрещенные товары и услуги. Поэтому экономическая история

организованной преступности это поиск руководителями мафий свободных

рыночных ниш, закрепление и расширение своих позиций в конкурентной борьбе

с другими преступными организациями, а также периодическое

"перепрофилирование",вызванное с мнениями рыночной конъюнктуры. Мафия может

отчасти "заказывать" спрос на свою продукцию (часто рэкетиры "защищают"

бизнесменов от самих себя), но в целом она лишь удовлетворяет объективно

сформировавшиеся общественные потребности. Например, широки размах рэкета в

России - порождение высокого спроса бизнесменов на правоохранительные

услуги в атмосфере слабой спецификации прав собственности, разгула

"обычной" преступности, низкой эффективности деятельности органов

внутренних дел.

2. Профиль преступного производства. Экономика организованной преступности

- диверсифицированная экономика, основанная на сочетании разных видов

бизнеса, преступного и легального. Мафия (как и легальные фирмы) старается

"не класть все яйца в одну корзину",

хотя есть преобладающее производство, дающее основную массу прибыли,

мафиози не забрасывают окончательно старых промыслов и одновременно

осваивают "плацдармы" для новых. Например, в эпоху "сухого закона"

американские гангстеры получали основные доходы от подпольной торговли

спиртным, но одновременно продолжали контролировать проституцию и начинали

осваивать наркобизнес (основным преступным промыслом наркобизнес стал

только в 60-70-е годы). Изменение ведущей специализации объясняется при

этом не столько противодействием органов правопорядка, сколько изменениями

спроса, деятельностью легального "большого бизнеса" и вытеснением старого

малоприбыльного бизнеса новым высоко прибыльным. Кроме того, мафия обычно

сочетает два направления экономической деятельности: нелегальное

производство, где "зарабатываются" большие деньги, и легальное

производство, где эти деньги "отмываются". В результате экономика

организованной преступности выглядит как айсберг: на виду - легальный,

относительно малодоходный сам по себе бизнес (например, переработка

вторсырья), "под водой" - высокодоходный нелегальный бизнес (например,

наркобизнес). Такую форму мафиозная экономика приобретает на той стадии

своего развития, когда мафия институционализируется, стремиться прочно

"врасти" в официальную систему, не порывая при этом с преступными

промыслами.

3. Издержки производства и прибыль преступного бизнеса. Нелегальный

мафиозный бизнес обязательно высокоприбылен, причем средняя норма

гангстерской прибыли отличается от нормальной средней нормы на несколько

порядков. В легальном бизнесе десяти процентов годовых считаются очень

высоким показателем, в то время как в наркобизнесе норма валовой прибыли в

одной торговой сделке превышает 1000%.

Справедливо замечают, что "Коза Ностра" может считаться самой

высокоприбыльной корпорацией США. То же самое можно сказать о Якудзе в

Японии, о мафии в Италии и т.д. Однако часто забывают, что оборотной

стороной высокой валовой прибыли являются не менее высокие издержки. Чисто

производственные издержки мафиозного бизнеса достаточно малы (например, в

наркобизнесе производители первичного сырья получают менее тысячной доли от

конечных розничных цен). Зато трансакционные издержки очень велики и

достаточно специфичны.[14]

В этом бизнесе невозможна обычная страховка предпринимательских

рисков, которые достаточно высоки (при транспортировке наркотиков

правоохранительные органы перехватывают примерно десять процентов всех

грузов).

Своеобразной страховкой можно считать систематический подкуп полиции

и политиков. Однако эти "страховые взносы" огромны и доходят едва ли не до

2/3 валовой прибыли. Высоки также издержки "отмывания" преступных доходов.

Очень своеобразны в мафиозном бизнесе издержки конкурентной борьбы: обычный

бизнесмен рискует потерять свой капитал, мафиозный - и свою жизнь. В силу

всех этих причин чистая прибыль преступных организаций не так уж велика, а

ее легальное использование сильно затруднено.

4. Конкуренция на мафиозном рынке. Экономика организованной преступности

олигополистична по форме и монополистична по существу. В стране, как

правило, действуют несколько мафиозных организаций (кланов), занимающихся

схожими промыслами. Во избежание потерь от самоубийственной междоусобной

борьбы территория делится на районы, закрепленные за отдельными мафиозными

группами. Центральное руководство гангстерского сообщества (типа "купола" у

сицилийской мафии), если оно есть, выполняет координирующие функции

аналогично национальным союзам предпринимателей в легальных отраслях.

Мафиозное сообщество в результате представляет собой федерацию относительно

самостоятельных, часто враждующих организаций. На своем "участке" каждая

мафиозная группа действует монопольно, однако время от времени происходит

передел территорий "по силе" (как правило, в ходе мафиозных "разборок").

Изучение закономерностей экономики организованной преступности

позволяет правильно выбирать стратегию сдерживания мафиозной деятельности,

минимизации ее негативных последствий.

Глава III. Борьба с организованной преступностью.

3.1 Социально-правовой контроль- направление борьбы с коррупцией.

Изучение международного опыта показывает, что борьбе с коррупцией

чаще всего препятствуют:

1) значительная распространенность коррупционных правонарушений в условиях

известной ограниченности ресурсов, выделяемых на нужды юстиции;

2) определенная ограниченность возможностей уголовного законодательства в

части формулирования признаков коррупционных преступлений и конкретных

форм их совершения;

3) трудности в оперативном выявлении и уголовно-процессуальном доказывании

фактов коррупции:

4) недостаточное предупредительное воздействие традиционных мер уголовной

ответственности и наказания.

По мнению юристов многих стран, решению этих проблем может в той или

иной мере способствовать использование криминологических форм и методов

борьбы с преступностью, в том числе установление особого социально-

правового контроля за источниками доходов, финансово-экономической и иной

деятельностью) лиц, подозреваемых в коррупции. По сути, такой контроль

выражается в том, что определенные государственные органы, общественные

организации, должностные лица законодательно наделяются властными

полномочиями по наблюдению и проверке соответствия деятельности конкретных

граждан и юридических лиц предъявляемым требованиям с правом информировать

об обнаруженных отклонениях компетентные органы и (или) общественность,

продлять ходатайства либо рекомендации о привлечении виновных к

ответственности. Кроме того, контролирующие субъекты наделяются правом в

период до принятия окончательного решения судом или иным компетентным

органом самостоятельно применять к подконтрольному лицу меры, направленные

на предупреждение и пресечение правонарушений, например, временно

отстранять от работы лиц, подозреваемых в коррупции, вводить ограничения и

запреты на их деятельность для воспрепятствования пользованию или сокрытию

средств, добытых преступным путем и т.п.

Социально-правовой контроль как средство борьбы с коррупцией получил

наибольшее развитие в Японии и США. В Японии осуществляется

регламентированная законом регистрация лиц, против которых выдвинуты

обвинения в причастности к организованной преступности и коррупции. Факт

такой регистрации обычно доводится до сведения общественности через

средства массовой информации, является правовым основанием для установления

контроля за поведением конкретного лица, источниками его доходов и может

повлечь применение к нему ряда правоограничений, препятствующих совершению

правонарушению, легализации и расходованию средств, добытых преступным

путем, в том числе полученных в виде взяток. В США с 1991 года действует

федеральный закон о контроле за организованной преступностью

(Государственный закон №91-452). В качестве базового операционного понятия

в нем использован термин "рэкетирская деятельность", охватывающий, помимо

дачи и получения взяток, довольно широкий круг правонарушений, имеющих

связь с организованной преступностью (вымогательство, некоторые виды

мошенничества, занятие азартными играми, незаконные операции с наркотиками

и др.). Борьбу с рэкетирской деятельностью, помимо судов, призваны

осуществлять специальные органы Большие жюри, которые создаются в масштабах

отдельного штата или круга и рассматривают на своих заседаниях материалы о

занятии отдельных лиц указанной деятельностью. Если Большое жюри находит

основания для возбуждения уголовного преследования, то дело передается в

суд. До принятия судом решения за поведением обвиняемого устанавливается

контроль, на него возлагается ряд запретов и обязанностей, предусмотренных

указанным законом.

В соответствии с §1962 данного закона запрещено любому лицу, которое

получает какой-либо доход, извлекаемый прямо или косвенно из какого-либо

вида рэкетирской деятельности, использовать или вкладывать прямо или

косвенно любую часть такого дохода для приобретения какого-либо предприятия

или создания и развертывания работы какого-либо предприятия, которое

участвует во внешней торговле или в торговле между штатами или деятельность

которого влияет на эти виды торговли. Этим же лицам запрещено приобретать

прямо или косвенно участие в прибылях или контроль над каким-либо

предприятием, вести или участвовать прямо или косвенно в ведении дел этого

предприятия с помощью какого-либо вида рэкетирской деятельности или путем

взимания незаконных долгов. За нарушение указанных запретов предусмотрено

уголовное наказание до двадцати пяти тысяч долларов или до двадцати лет

тюремного заключения, или и то и другое одновременно.

Помимо этого, лицо должно добровольно передать в пользу США всю

незаконно полученную прибыль или долю имущества. В противном случае на его

имущество накладывается арест и оно подлежит конфискации на условиях,

которые суд сочтет должными.

Согласно §1964 закона окружные суды США имеют право предотвращать или

ограничивать нарушения ранее указанных запретов путем издания

соответствующих постановлений, включая (но не ограничиваясь такими мерами)

приказание какому-либо лицу отказаться от любого, прямого или косвенного

участия в прибылях какого-либо предприятия, распустить или реорганизовывать

какое-либо предприятие, не заниматься тем же самым видом деятельности, как

и предприятие, в котором он участвует.[15]

Действующее законодательство Российской Федерации, Указы Президента РФ,

нормативные акты министерств и ведомств также предусматривают различные

меры контроля, которые, помимо прочего, могут использоваться в борьбе с

коррупцией. Учитывая довольно значительное количество и разнообразие этих

мер, представляется целесообразным рассмотреть их в рамках определенных

классификаций.

Так, в зависимости от правовой природы и характера существующие меры

контроля можно разделить на две основные группы. Меры финансового контроля.

В наибольшей степени они используются государственными органами, специально

уполномоченными на осуществление такого контроля: органами Министерства

финансов, Государственной налоговой службы. Федерального казначейства.

Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью.

Центрального Банка России, ревизионными, бухгалтерскими подразделениями

министерств и ведомств и др. Например, в соответствии с Законом РСФСР от 21

марта 1991 года "О Государственной налоговой службе РСФСР" и указом

Президента РФ от 31 декабря 1991 года «О Государственной налоговой службе

Российской Федерации» налоговые инспекции имеют право: получать от

юридических лиц и граждан необходимые справки и объяснения, обследовать

помещения юридических лиц с целью определения налогооблагаемого дохода,

приостанавливать операции проверяемых лиц по расчетам.

Меры оперативно-розыскного, уголовно-процессуального,

административно-правового характера, применяемые правоохранительными

органами.

Например, Федеральный Закон РФ от 5 июля1995 года "06 оперативно-

розыскной деятельности" предусматривает право этих органов и определенных

случаях осуществлять опрос граждан, наведение справок, наблюдение, контроль

почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др. В

зависимости от механизма действия меры социально-правового контроля,

используемые в борьбе с коррупцией, можно также разделить на две группы.

1.Властные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им

обязанности контролируемых физических и юридических лиц, объективно не

ущемляющие конституционные права и свободы граждан.

Примером таких мер могут служить выраженные в различной правовой форме

права контролирующих инстанций на получение [16]необходимой им информации,

проверку подлинности предоставленных сведений и соответствующие обязанности

контролируемых предоставлять такую информацию, не препятствовать и не

уклоняться от контроля.

2.Специально правду приятельны ограничения и запреты, налагаемые на

лиц, выступающих объектом контроля, объективно ущемляющие конституционные

права и свободы граждан.

Например, ограничения на пребывание в определенных местах, запрет выезжать

за пределы населённого пункта для лиц, осужденных с отсрочкой исполнения

приговора и состоящих под административным надзором,ранее упомянутые

ограничения на финансовую деятельность*

Общим недостатком вышеназванных мер является их бессистемность,

рассредоточенность по отдельным нормативным актам, отсутствие специальной

нацеленности на борьбу с коррупцией. Если в зарубежных странах борьба с

коррупцией и организованной преступностью осуществляется на основе

специально разработанных государственных программ и особых законодательных

актов, то в нашей стране подобная правовая база отсутствует. На

эффективности применяемых мер социально-правового контроля сказывается и

слабое взаимодействие органов, его осуществляющих.

Необходимо отметить, что и в России принимаются меры к усилению

борьбы с коррупцией и организованной преступностью. В частности, на

рассмотрение Государственной Думы РФ вносились проекты законов "О борьбе с

коррупцией" и "О борьбе с организованной преступностью". В ходе их

обсуждения было принято решение о целесообразности урегулирования указанных

вопросов в рамках единого закона. Можно лишь отметить, что в упомянутых

двух законопроектах значительное внимание уделено социально-правовому

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6