бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Определение наиболее эффективных форм и методов организованной преступности бесплатно рефераты

Как и общество, преступный мир находится в постоянном движении,

противоречиях.

Второй признак организованной преступности- экономический. По существу

это ее стержень. Систематическое нарушение закона преследует главную цель-

обогащение, накопление капитала. Поэтому, не случайно все изученные

преступные сообщества создавались для постоянного совершения преступлений в

виде промысла в целях получения крупных прибылей. Материальный ущерб,

причиненный государственным, общественным организациям, отдельным

предпринимателям или коммерческим структурам, исчисляется миллионами и даже

десятками миллиардов рублей. Это незаконные операции с нефтью, алмазами,

так называемой красной ртутью, приватизацией. И только от фальшивых

авизовок банки России потеряли сотни миллиардов рублей.

Полученная незаконная прибыль отмывается через сложную систему

банковских операций и оседает на счетах в зарубежных банках, а также

вкладывается в недвижимость.

Таким образом, часть денег идет на воспроизводство преступной

деятельности по известной формуле деньги-товар-деньги. По данным центра

аналитических исследований при администрации Президента, до тридцати

процентов дохода предпринимателей уходит к мафии.

Третий признак- коррупция, в наших условиях является одним из важных

признаков организованной преступности, если последнюю рассматривать как

социально-политическое явление.

Коррупция означает продажность, разложение государственных чиновников,

в связи с чем ее следует отличать от обычных взяток, так как они лишь

средство ее достижения.

Коррупцию можно определить как систему определенных отношений,

основанных на противоправных и иных сделках должностных лиц в ущерб

государственным и общественным интересам. Только мотивы их могут быть

разными. Отсюда и различны формы коррупции.

Распространена, например, так называемая политическая коррупция, когда

чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона

не столько из-за получения взяток, сколько из-за политической выгоды,

амбиций, родственных связей, кумовства и так далее. Поэтому одним из

условий такой коррупции является отбор чиновников по мотивам личной

преданности. Это традиционный бич России. Не случайно еще в прошлом веке

один из французских исследователей отмечал, что в России врать- это спасать

престол, говорить правду- посягать на него.

Организованной преступности способствует и прямое участие чиновников на

стороне мафии. Эта форма, помимо подкупа, допускает шантаж должностных лиц

с постепенным втягиванием их в незаконную деятельность.

Коррумпированные чиновники, предавая интересы государства и

общества, прикрывают преступников, снабжают их документами, информацией,

оказывают прессинг на честных работников, ведущих борьбу с мафией. По

данным выборочного исследования, почти треть преступных кланов имела

коррумпированные контакты в самых разных сферах. Что касается мафиозных

организаций, то связь с представителями госаппарата имели все.

В последние годы коррупция стала массовым явлением, чему

способствовали многие факторы, в том числе массовый уход служащих в

коммерческие структуры. Создалась ситуация, при которой вообще

проблематично говорить о какой-либо государственной или коммерческой тайне.

Все продается и покупается через систему личных связей.

Говоря о коррупции, необходимо решить один принципиальный вопрос: кто

руководит преступными группами-чиновники или профессиональные уголовники?

Здесь нет единого мнения. Почему-то крупных должностных лиц, осужденных за

взятки, частенько отождествляют с мафиози, но это далеко не так. Подобных

фактов практически нет. Роль чиновников иная- покровительство. Да и

преступникам не нужны такие главари, которые даже на официальной должности

остаются весьма слабыми организаторами.

Определенный криминологический интерес представляет

распространенность организованной преступности. В России действуют более

сто тысяч организованных преступных групп, из которых к мафиозному типу

можно отнести около трехсот.

Преступные группы примитивного и среднего уровней, по данным опроса

руководителей органов внутренних дел, распространены повсеместно.

Преступные организации превалируют преимущественно в южных регионах страны,

городах-гигантах, урбанизированных и свободных экономических зонах. С 1991

года мафиозные группы стали появляться и в городах областного подчинения.

Отмечается, что многие сообществ (пятьдесят процентов), действующие в

разных городах и регионах, связаны между собой и это позволяет говорить об

устойчивых межрегиональных связях.

Назовем еще одно обстоятельство- высокую техническую оснащенность

преступных групп. Из числа обследованных свыше девяносто процентов имели

автомашины, огнестрельное оружие, отравляющий газ, средства радиосвязи, шок-

дубинки, шок-перчатки и так далее. В последние годы на вооружении мафии

появилось автоматическое оружие, гранатометы, бронетехника.

Глава II. Роль коррупция в организованной преступности.

1. Коррупция в организованной преступности.

Как отмечалось выше, неотъемлемой частью организованной преступности

является коррупция.

Организованной группе сложнее скрыть свою деятельность чем отдельному

преступнику. Можно сказать, что организованная преступность не скрывает

свою деятельность, а блокирует реакцию государства с помощью коррупции.

До сих пор не выработано само понятие коррупции. Это объясняется

трудностью его определения. Даже рекомендации международных организаций по

этому вопросу вряд ли могут быть однозначно приняты в нашей стране. Так, в

результате проведения Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года, межрегионального

семинара по проблемам коррупции (Гавана, 1990 год) в кодексе поведения

должностных лиц по поддержанию правопорядка коррупция была определена как

злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой

выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в

связи с занимаемым служебным положением. Злоупотребление служебным

положением и получение выгоды, а точнее взяточничество, предусмотрены в

ныне действующем Уголовном кодексе Российской Федерации, но явно

недостаточно полно отражают признаки коррупции.

На первой сессии Многодисциплинарной Группы Совета Европы по проблемам

коррупции (Страсбург, 22-24 февраля 1995 года) коррупция была определена

как «подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц,

наделённых полномочиями в государственном или частном секторе, которое

нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица,

работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений

такого рода, и имеющего целью получение каких бы то ни было ненадлежащих

преимуществ для себя или иных лиц». Положительным здесь является то, что в

сферу коррупции попадает и лицо, склоняющее к совершению таких действий.

Однако неоправданное расширение круга субъектов коррупции, ограничение их

противоправного поведения одним лишь взяточничеством, а также аморфность

формулировки вряд ли могут позволить опираться на это определение при

выработке понятия коррупции.

В проекте Федерального Закона "О борьбе с коррупцией" под этим

социальным злом понимается использование лицами, уполномоченными на

выполнение государственных функций или приравненными к ним, своего статуса

и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения

материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное

предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими

лицами. Причем под приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение

государственных функций, понимаются служащие, постоянно или временно

работающие в органах местного самоуправления, должностные лица

муниципальных хозяйствующих субъектов, лица, участвующие в выполнении

функций местного самоуправления на общественных началах либо в порядке

частной деятельности, кандидаты на занятие выборных государственных

должностей или должностей в органах местного самоуправления.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Предлагаемый состав субъектов

коррупции (лица, работающие в государственных органах и органах местного

самоуправления, должностные лица государственных и муниципальных

хозяйствующих предприятий) определен достаточно полно. Но он не согласуется

с ныне действующим определением должностного лица как занимающего

должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или

административно-хозяйственных функций в государственных или общественных

предприятиях, учреждениях, организациях. Причем под общественными

предприятиями, учреждениями и организациями согласно Закону РФ "Об

общественных объединениях" понимаются только те, которые не имеют своей

целью получение прибыли. Получается, что, с одной стороны, проект расширяет

круг субъектов коррупции, включая в него должностных лиц государственных и

муниципальных хозяйствующих субъектов, а, с другой стороны, сужает его за

счет исключения из этого круга лиц, выполняющих соответствующие функции в

общественных предприятиях, учреждениях, и организациях.

Обращает на себя внимание и то, что использование статуса и вытекающих

из него возможностей связывается с непредусмотренным законами получением

благ и преимуществ. Однако очень многие блага и преимущества

предусматриваются в подзаконных нормативных актах: наставлениях,

инструкциях, положениях и так далее. Кроме этого коррупционное нарушение

может быть не связано с получением благ и преимуществ. Например, преследуя

цель спасти от привлечения к ответственности родственников, друзей и так

далее.

Анализ международного и отечественного опыта, а также действующего

законодательства позволяет сделать вывод о том, что определение понятия

"коррупция" осуществляется по двум основным направлениям:

-установление круга субъектов коррупции:

-понятие личной заинтересованности.[10]

На наш взгляд, ныне существующее в уголовном законе определение

должностного лица должно быть кардинально изменено в соответствии с

Федеральным Законом "Об основах государственной службы Российской

Федерации" от 31 июля 1995 года. В этом Законе дается понятие

государственной должности, где оно разделяется на категории "А", "Б" и "В"

и устанавливается необходимость создания реестра государственных

должностей, если отнести к должностным лицам всех, кто занимает

государственные должности и выполняет организованно-распорядительные и

административно-хозяйственные функции в общественных организациях, то мы

получим достаточно полный перечень должностных лиц.[11] Из них субъектами

коррупции, на наш взгляд, могут быть только те, кто занимает

государственные должности.

Сложнее обстоит дело с корыстной заинтересованностью. С одной стороны,

она может быть корыстной, а, с другой стороны, отступление от правильного

выполнения функциональных обязанностей должностного лица иногда вызвано

личной заинтересованностью (выручить родственника, просьба другого

руководителя или авторитетного человека). То есть главное заключается в

том, что совершается нарушение служебного долга. И поэтому считается, что

подобного рода нарушения существуют в следующих формах:

1) должностное лицо незначительно отклоняется от существующих правил,

действуя в интересах своей группы (семьи, друзей) и не получая за это

вознаграждения;

2) должностное лицо отдает предпочтение членам своей группы (семьи, друзей,

клана) при принятии решений, связанных с назначением на должность,

заключением контрактов и так далее, при этом не получая материального

вознаграждения;

3) должностное лицо получает подношения (деньги, подарки) в качестве

условия надлежащего исполнения своих обязанностей (например, оформления

документов в установленные сроки, без излишней волокиты и мелочных

придирок);

4) должностное лицо получает вознаграждение в обмен на нарушение

действующей процедуры рассмотрения вопроса или принятия решения, на базе

нарушения законных оснований принятия самого решения. В этом случае при

помощи взятки "покупается" ускоренная или облегчённая процедура при наличии

законных оснований для того решения, которое нужно взяткодателю (например,

принятие единоличного решения там, где требуется комиссионное

рассмотрение);

5) должностное лицо получает вознаграждение в качестве условия надлежащею

рассмотрения дела. Такая ситуация может сложится, если оно наделено

широкими властными полномочиями и не обязано отчитываться в их

использовании. Например, судья оценивает факты, характеризующие личность

подсудимого на основании внутреннего убеждения и в соответствии с этой

оценкой делает вывод об общественной опасности лица и индивидуализирует

меру наказания. Но подобное рассмотрение вопроса может быть поставлено

недобросовестным судьёй в прямую зависимость от получения взяток, в

противном случае смягчающие обстоятельства, перечень которых в законе не

является исчерпывающим и зависит от усмотрения суда, не будут должным

образом учтены и будет назначено более суровое наказание;

6) должностное лицо получает вознаграждение за принятие незаконного решения

в интересах взяткодателя;

7) должностное лицо получает вознаграждение за ненадлежащее выполнение

своих прямых обязанностей (например, за попустительство, за терпимое

отношение к каким-либо нарушениям);

8) должностное лицо создаёт такие условия обеспечивающие результаты

голосования благоприятные для проведения выгодного для себя решения;

9) должностное лицо умышленно использует своё служебное положение вопреки

интересам госслужбы в целях получения личной выгоды.

Таким образом, в определении коррупции необходимо учесть два

основополагающих момента:

лицо должно быть должностным и использовать либо свой статус должностного

лица, либо вытекающие из него возможности для придания приоритетного

характера отношениям с отдельным лицом или лицами в противовес другим

лицам. В связи с этим мы считаем, что под коррупцией следует понимать

незаконное использование должностным лицом своего статуса или вытекающих из

него возможностей влиять на других лиц с целью получения личной выгоды. В

этом определении фиксируется приоритет интересов одних лиц перед другими.

Появление такого ничем не обоснованного преимущества и есть изначальный

показатель коррупционного поведения должностного лица, которое это

допустило. Такое понимание коррупции позволит точнее определить границы

правового регулирования этого опасного явления.

Особенно интересна способность коррупции к самовоспроизводству.

Подрывая авторитет государства коррупция избавляет людей вступающих в её

ряды от мук совести - человек столкнувшийся с несправедливостью со стороны

государства в свою очередь считает себя вправе обмануть государство.

Образуется замкнутый круг.

2.2 Бизнес организованной преступности.

Профессиональная преступность столь же стара, как и цивилизация.

Однако организованная преступность (в современном смысле слова) родилась

гораздо позже, примерно век тому назад. Дело в том, что возникновение

организованной преступности - это качественно новый этап развития

преступного мира. Если "неорганизованные" преступники являются аутсайдерами

общества, то деятельность современных мафиози строится в основном по

законам бизнеса, и поэтому они стали составным элементом общественной

жизнедеятельности.

Общеизвестно, что главная цель преступных организаций извлечение

максимальной материальной выгоды. В связи с этим можно вспомнить концепцию

М.Вебера о двух принципиально различных типах "жажды наживы".[12]

Авантюристическая жажда обогащения (в т.ч. путем грабежа и воровства)

наблюдается с древнейших времен. Но только в условиях капиталистического

строя складывается отношение к богатству как к закономерному результату

рациональной деятельности по производству потребительских благ.

Организованная преступность функционирует по законам именно рационального

капиталистического предпринимательства, и поэтому ее экономическая история

неотрывно связана с историей рыночного хозяйства.

Формулируя определение организованной преступности, отечественные и

зарубежные криминологии единодушно подчеркивают такие ее характеристики,

как:

а) устойчивость, систематичность и долговременность;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6