Определение наиболее эффективных форм и методов организованной преступности
Как и общество, преступный мир находится в постоянном движении,
противоречиях.
Второй признак организованной преступности- экономический. По существу
это ее стержень. Систематическое нарушение закона преследует главную цель-
обогащение, накопление капитала. Поэтому, не случайно все изученные
преступные сообщества создавались для постоянного совершения преступлений в
виде промысла в целях получения крупных прибылей. Материальный ущерб,
причиненный государственным, общественным организациям, отдельным
предпринимателям или коммерческим структурам, исчисляется миллионами и даже
десятками миллиардов рублей. Это незаконные операции с нефтью, алмазами,
так называемой красной ртутью, приватизацией. И только от фальшивых
авизовок банки России потеряли сотни миллиардов рублей.
Полученная незаконная прибыль отмывается через сложную систему
банковских операций и оседает на счетах в зарубежных банках, а также
вкладывается в недвижимость.
Таким образом, часть денег идет на воспроизводство преступной
деятельности по известной формуле деньги-товар-деньги. По данным центра
аналитических исследований при администрации Президента, до тридцати
процентов дохода предпринимателей уходит к мафии.
Третий признак- коррупция, в наших условиях является одним из важных
признаков организованной преступности, если последнюю рассматривать как
социально-политическое явление.
Коррупция означает продажность, разложение государственных чиновников,
в связи с чем ее следует отличать от обычных взяток, так как они лишь
средство ее достижения.
Коррупцию можно определить как систему определенных отношений,
основанных на противоправных и иных сделках должностных лиц в ущерб
государственным и общественным интересам. Только мотивы их могут быть
разными. Отсюда и различны формы коррупции.
Распространена, например, так называемая политическая коррупция, когда
чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона
не столько из-за получения взяток, сколько из-за политической выгоды,
амбиций, родственных связей, кумовства и так далее. Поэтому одним из
условий такой коррупции является отбор чиновников по мотивам личной
преданности. Это традиционный бич России. Не случайно еще в прошлом веке
один из французских исследователей отмечал, что в России врать- это спасать
престол, говорить правду- посягать на него.
Организованной преступности способствует и прямое участие чиновников на
стороне мафии. Эта форма, помимо подкупа, допускает шантаж должностных лиц
с постепенным втягиванием их в незаконную деятельность.
Коррумпированные чиновники, предавая интересы государства и
общества, прикрывают преступников, снабжают их документами, информацией,
оказывают прессинг на честных работников, ведущих борьбу с мафией. По
данным выборочного исследования, почти треть преступных кланов имела
коррумпированные контакты в самых разных сферах. Что касается мафиозных
организаций, то связь с представителями госаппарата имели все.
В последние годы коррупция стала массовым явлением, чему
способствовали многие факторы, в том числе массовый уход служащих в
коммерческие структуры. Создалась ситуация, при которой вообще
проблематично говорить о какой-либо государственной или коммерческой тайне.
Все продается и покупается через систему личных связей.
Говоря о коррупции, необходимо решить один принципиальный вопрос: кто
руководит преступными группами-чиновники или профессиональные уголовники?
Здесь нет единого мнения. Почему-то крупных должностных лиц, осужденных за
взятки, частенько отождествляют с мафиози, но это далеко не так. Подобных
фактов практически нет. Роль чиновников иная- покровительство. Да и
преступникам не нужны такие главари, которые даже на официальной должности
остаются весьма слабыми организаторами.
Определенный криминологический интерес представляет
распространенность организованной преступности. В России действуют более
сто тысяч организованных преступных групп, из которых к мафиозному типу
можно отнести около трехсот.
Преступные группы примитивного и среднего уровней, по данным опроса
руководителей органов внутренних дел, распространены повсеместно.
Преступные организации превалируют преимущественно в южных регионах страны,
городах-гигантах, урбанизированных и свободных экономических зонах. С 1991
года мафиозные группы стали появляться и в городах областного подчинения.
Отмечается, что многие сообществ (пятьдесят процентов), действующие в
разных городах и регионах, связаны между собой и это позволяет говорить об
устойчивых межрегиональных связях.
Назовем еще одно обстоятельство- высокую техническую оснащенность
преступных групп. Из числа обследованных свыше девяносто процентов имели
автомашины, огнестрельное оружие, отравляющий газ, средства радиосвязи, шок-
дубинки, шок-перчатки и так далее. В последние годы на вооружении мафии
появилось автоматическое оружие, гранатометы, бронетехника.
Глава II. Роль коррупция в организованной преступности.
1. Коррупция в организованной преступности.
Как отмечалось выше, неотъемлемой частью организованной преступности
является коррупция.
Организованной группе сложнее скрыть свою деятельность чем отдельному
преступнику. Можно сказать, что организованная преступность не скрывает
свою деятельность, а блокирует реакцию государства с помощью коррупции.
До сих пор не выработано само понятие коррупции. Это объясняется
трудностью его определения. Даже рекомендации международных организаций по
этому вопросу вряд ли могут быть однозначно приняты в нашей стране. Так, в
результате проведения Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года, межрегионального
семинара по проблемам коррупции (Гавана, 1990 год) в кодексе поведения
должностных лиц по поддержанию правопорядка коррупция была определена как
злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой
выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в
связи с занимаемым служебным положением. Злоупотребление служебным
положением и получение выгоды, а точнее взяточничество, предусмотрены в
ныне действующем Уголовном кодексе Российской Федерации, но явно
недостаточно полно отражают признаки коррупции.
На первой сессии Многодисциплинарной Группы Совета Европы по проблемам
коррупции (Страсбург, 22-24 февраля 1995 года) коррупция была определена
как «подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц,
наделённых полномочиями в государственном или частном секторе, которое
нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица,
работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений
такого рода, и имеющего целью получение каких бы то ни было ненадлежащих
преимуществ для себя или иных лиц». Положительным здесь является то, что в
сферу коррупции попадает и лицо, склоняющее к совершению таких действий.
Однако неоправданное расширение круга субъектов коррупции, ограничение их
противоправного поведения одним лишь взяточничеством, а также аморфность
формулировки вряд ли могут позволить опираться на это определение при
выработке понятия коррупции.
В проекте Федерального Закона "О борьбе с коррупцией" под этим
социальным злом понимается использование лицами, уполномоченными на
выполнение государственных функций или приравненными к ним, своего статуса
и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения
материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное
предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими
лицами. Причем под приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение
государственных функций, понимаются служащие, постоянно или временно
работающие в органах местного самоуправления, должностные лица
муниципальных хозяйствующих субъектов, лица, участвующие в выполнении
функций местного самоуправления на общественных началах либо в порядке
частной деятельности, кандидаты на занятие выборных государственных
должностей или должностей в органах местного самоуправления.
В связи с этим возникает ряд вопросов. Предлагаемый состав субъектов
коррупции (лица, работающие в государственных органах и органах местного
самоуправления, должностные лица государственных и муниципальных
хозяйствующих предприятий) определен достаточно полно. Но он не согласуется
с ныне действующим определением должностного лица как занимающего
должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных функций в государственных или общественных
предприятиях, учреждениях, организациях. Причем под общественными
предприятиями, учреждениями и организациями согласно Закону РФ "Об
общественных объединениях" понимаются только те, которые не имеют своей
целью получение прибыли. Получается, что, с одной стороны, проект расширяет
круг субъектов коррупции, включая в него должностных лиц государственных и
муниципальных хозяйствующих субъектов, а, с другой стороны, сужает его за
счет исключения из этого круга лиц, выполняющих соответствующие функции в
общественных предприятиях, учреждениях, и организациях.
Обращает на себя внимание и то, что использование статуса и вытекающих
из него возможностей связывается с непредусмотренным законами получением
благ и преимуществ. Однако очень многие блага и преимущества
предусматриваются в подзаконных нормативных актах: наставлениях,
инструкциях, положениях и так далее. Кроме этого коррупционное нарушение
может быть не связано с получением благ и преимуществ. Например, преследуя
цель спасти от привлечения к ответственности родственников, друзей и так
далее.
Анализ международного и отечественного опыта, а также действующего
законодательства позволяет сделать вывод о том, что определение понятия
"коррупция" осуществляется по двум основным направлениям:
-установление круга субъектов коррупции:
-понятие личной заинтересованности.[10]
На наш взгляд, ныне существующее в уголовном законе определение
должностного лица должно быть кардинально изменено в соответствии с
Федеральным Законом "Об основах государственной службы Российской
Федерации" от 31 июля 1995 года. В этом Законе дается понятие
государственной должности, где оно разделяется на категории "А", "Б" и "В"
и устанавливается необходимость создания реестра государственных
должностей, если отнести к должностным лицам всех, кто занимает
государственные должности и выполняет организованно-распорядительные и
административно-хозяйственные функции в общественных организациях, то мы
получим достаточно полный перечень должностных лиц.[11] Из них субъектами
коррупции, на наш взгляд, могут быть только те, кто занимает
государственные должности.
Сложнее обстоит дело с корыстной заинтересованностью. С одной стороны,
она может быть корыстной, а, с другой стороны, отступление от правильного
выполнения функциональных обязанностей должностного лица иногда вызвано
личной заинтересованностью (выручить родственника, просьба другого
руководителя или авторитетного человека). То есть главное заключается в
том, что совершается нарушение служебного долга. И поэтому считается, что
подобного рода нарушения существуют в следующих формах:
1) должностное лицо незначительно отклоняется от существующих правил,
действуя в интересах своей группы (семьи, друзей) и не получая за это
вознаграждения;
2) должностное лицо отдает предпочтение членам своей группы (семьи, друзей,
клана) при принятии решений, связанных с назначением на должность,
заключением контрактов и так далее, при этом не получая материального
вознаграждения;
3) должностное лицо получает подношения (деньги, подарки) в качестве
условия надлежащего исполнения своих обязанностей (например, оформления
документов в установленные сроки, без излишней волокиты и мелочных
придирок);
4) должностное лицо получает вознаграждение в обмен на нарушение
действующей процедуры рассмотрения вопроса или принятия решения, на базе
нарушения законных оснований принятия самого решения. В этом случае при
помощи взятки "покупается" ускоренная или облегчённая процедура при наличии
законных оснований для того решения, которое нужно взяткодателю (например,
принятие единоличного решения там, где требуется комиссионное
рассмотрение);
5) должностное лицо получает вознаграждение в качестве условия надлежащею
рассмотрения дела. Такая ситуация может сложится, если оно наделено
широкими властными полномочиями и не обязано отчитываться в их
использовании. Например, судья оценивает факты, характеризующие личность
подсудимого на основании внутреннего убеждения и в соответствии с этой
оценкой делает вывод об общественной опасности лица и индивидуализирует
меру наказания. Но подобное рассмотрение вопроса может быть поставлено
недобросовестным судьёй в прямую зависимость от получения взяток, в
противном случае смягчающие обстоятельства, перечень которых в законе не
является исчерпывающим и зависит от усмотрения суда, не будут должным
образом учтены и будет назначено более суровое наказание;
6) должностное лицо получает вознаграждение за принятие незаконного решения
в интересах взяткодателя;
7) должностное лицо получает вознаграждение за ненадлежащее выполнение
своих прямых обязанностей (например, за попустительство, за терпимое
отношение к каким-либо нарушениям);
8) должностное лицо создаёт такие условия обеспечивающие результаты
голосования благоприятные для проведения выгодного для себя решения;
9) должностное лицо умышленно использует своё служебное положение вопреки
интересам госслужбы в целях получения личной выгоды.
Таким образом, в определении коррупции необходимо учесть два
основополагающих момента:
лицо должно быть должностным и использовать либо свой статус должностного
лица, либо вытекающие из него возможности для придания приоритетного
характера отношениям с отдельным лицом или лицами в противовес другим
лицам. В связи с этим мы считаем, что под коррупцией следует понимать
незаконное использование должностным лицом своего статуса или вытекающих из
него возможностей влиять на других лиц с целью получения личной выгоды. В
этом определении фиксируется приоритет интересов одних лиц перед другими.
Появление такого ничем не обоснованного преимущества и есть изначальный
показатель коррупционного поведения должностного лица, которое это
допустило. Такое понимание коррупции позволит точнее определить границы
правового регулирования этого опасного явления.
Особенно интересна способность коррупции к самовоспроизводству.
Подрывая авторитет государства коррупция избавляет людей вступающих в её
ряды от мук совести - человек столкнувшийся с несправедливостью со стороны
государства в свою очередь считает себя вправе обмануть государство.
Образуется замкнутый круг.
2.2 Бизнес организованной преступности.
Профессиональная преступность столь же стара, как и цивилизация.
Однако организованная преступность (в современном смысле слова) родилась
гораздо позже, примерно век тому назад. Дело в том, что возникновение
организованной преступности - это качественно новый этап развития
преступного мира. Если "неорганизованные" преступники являются аутсайдерами
общества, то деятельность современных мафиози строится в основном по
законам бизнеса, и поэтому они стали составным элементом общественной
жизнедеятельности.
Общеизвестно, что главная цель преступных организаций извлечение
максимальной материальной выгоды. В связи с этим можно вспомнить концепцию
М.Вебера о двух принципиально различных типах "жажды наживы".[12]
Авантюристическая жажда обогащения (в т.ч. путем грабежа и воровства)
наблюдается с древнейших времен. Но только в условиях капиталистического
строя складывается отношение к богатству как к закономерному результату
рациональной деятельности по производству потребительских благ.
Организованная преступность функционирует по законам именно рационального
капиталистического предпринимательства, и поэтому ее экономическая история
неотрывно связана с историей рыночного хозяйства.
Формулируя определение организованной преступности, отечественные и
зарубежные криминологии единодушно подчеркивают такие ее характеристики,
как:
а) устойчивость, систематичность и долговременность;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|