Реферат: Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах
эмоциональных состояниях. Наиболее распространенными вопросами, которые
ставятся перед экспертами-психологами для исследования различных
эмоциональных, психических состояний, являются:
С учетом индивидуально-психологических особенностей личности находился ли
обвиняемый (подсудимый) в момент совершения npоти воправных действий
(указать, каких) в состоянии аффекта или в каком либо ином эмоционально
напряженном состоянии, какое влияние оно могло оказать на его сознание,
поведение, способность руководить сво ими действиями и контролировать их?
Что послужило причиной возникновения у него аффекта (иного эмоционального
состояния)?
При необходимости установить иные состояния нервно-психичес кой
напряженности, эмоционального стресса у обвиняемого, потерпев
Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. С. 32.
шего, гражданского истца, влияние этих состояний на их поведение перед
экспертом-психологом можно поставить следующие вопросы:
Находился ли испытуемый в период, предшествовавший совершению действий
(указать каких), в состоянии повышенного нервно-психического напряжения,
эмоциональной неустойчивости?
Существует ли причинная связь между психическим состоянием, в котором
находился испытуемый в период, предшествовавший совершению действий (указать
каких), и психическим состоянием испытуемого в момент совершения этих
действий?
Если испытуемый в момент совершения инкриминируемых действий находился в
состоянии повышенного нервно-психического, эмоционального напряжения, в какой
мере оно повлияло на его способность понимать содержание ситуации, осознавать
значение своих действий и контролировать их?
При доказывании факта невиновного причинения вреда подозреваемым перед
экспертом-психологом может быть поставлен вопрос: с учетом эмоционального
состояния, индивидуально-психологических (психофизиологических) особенностей
личности подозреваемого, мог ли он точно соотнести свои оборонительные
действия с экстремальными условиями ситуации, в которой оказался?
Если в деле имеются данные о некоторых психических аномалиях личности
непатологического характера (неврозы, неврастения и т.п.), в ходе проведения
судебно-психологической экспертизы исследуется влияние этих психических
аномалий на состояние, сознание, поведение, формы эмоционального реагирования
субъекта в конфликтных ситуациях.
Аналогичные вопросы могут интересовать суд и при рассмотрении гражданско-
правовых споров о признании недействительности сделки, совершенной
гражданином “в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение
своих действий или руководить ими” (ст. 177 ГК РФ). При расследовании
изнасилований, а также иных насильственных действий сексуального характера в
ходе проверки версии о том, не находилась ли потерпевшая в беспомощном
состоянии (ч. I ст. 131, ч. 1 ст. 132 УК РФ), на разрешение судебно-
психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
Каково было психическое состояние потерпевшей в ситуации, составляющей
содержание уголовного дела?
Могло ли психическое состояние потерпевшей препятствовать пониманию характера
и значения совершаемых с нею действий или оказанию сопротивления обвиняемому?
С учетом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей,
психического развития личности потерпевшей могла ли она осознавать характер,
значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление?
Результаты проведенной экспертизы могут быть использованы следователем
(судом) в совокупности с другими доказательствами по делу при окончательном
решении вопроса о том, находилась ли потерпевшая в беспомощном состоянии или
не находилась. Основная задача судебно-психологической экспертизы в подобных
случаях состоит в том, чтобы предоставлять правоохранительным органам
психологическую характеристику и оценку психического состояния,
психологических возможностей потерпевшей, но ни в коем случае не решать за
них правовые вопросы.
Особые трудности при расследовании изнасилований возникают, когда потерпевшая
в результате сильных потрясений, связанных с насилием, покончила жизнь
самоубийством, а подозреваемый, зная об этом, отрицает факт насилия,
утверждая, что самоубийство никакого отношения не имеет к “добровольно”
совершенному половому акту.
В подобных ситуациях важное значение приобретает изучение с помощью эксперта-
психолога характерологических особенностей потерпевшей, а также ее
психического состояния после насилия и перед самоубийством: определение того,
насколько ее психическое состояние предрасполагало к самоубийству и в какой
мере оно явилось результатом насильственных действий подозреваемого.
При определенных индивидуально-психологических особенностях потерпевшей, ее
возраста, воспитания, ценностных ориентации, акт насилия нередко вызывает
состояние глубокой депрессии, заторможенности психических процессов. Острые
эмоциональные переживания, осознание непоправимости происшедшего и
субъективно связанных с этим морально-этических последствий, крушение
ценностных ориентаций, жизненно важных планов и надежд, определенная
суженность сознания могут свидетельствовать о том, что состояние стресса
достигло своего наивысшего разрушительного уровня.
Выявление причинных связей между актом насилия и совершенным самоубийством
потерпевшей путем установления у нее с noмощью эксперта-психолога состояния
психической напряженности, обусловленного актом насилия, является важной
задачей, стоящей перед следователем (судом). В подобных ситуациях факт
самоубийства потерпевшей в силу ее необычного психического состояния,
возникшего в результате насилия, косвенно может подтверждать это насилие
(разумеется, в совокупности с другими доказательствами). Поэтому в подобных
случаях перед экспертом-психологом бывает целесообразно поставить следующие
вопросы:
С учетом индивидуально-психологических, возрастных особенностей потерпевшей
находилась ли она после изнасилования в состоянии, предрасполагающем к
самоубийству?
Если потерпевшая находилась в период, предшествовавший смерти, в психическом
состоянии, предрасполагавшем к самоубийству, чем оно могло быть вызвано?
Аналогичный вопрос может быть поставлен и при расследовании других суицидных
поступков.
Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой относительно
индивидуально-психологических (характерологических) особенностей, свойств
личности. В качестве примерных вопросов, которые могут быть поставлены перед
экспертом-психологом, можно назвать следующие:
о Какие индивидуально-психологические (характерологические) особенности
присущи личности испытуемого?
а Имеются ли у обвиняемого (подсудимого) индивидуально-психологические
особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые,
мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в
исследуемой ситуации?
а Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические особенности
(повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и другие), снижающие его
способность правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и
адекватно воспринятому воспроизводить увиденное (услышанное)?
При расследовании уголовных дел об автопроисшествиях, нарушениях правил
техники безопасности и других тяжких по своим последствиям происшествиях,
когда субъект (оператор) не справился со своими профессиональными
обязанностями, перед экспертом-психологом, специалистом в области инженерной
психологии могут быть поставлены следующие вопросы:
о Каким образом индивидуально-психологические особенности личности
обвиняемого, его психическое состояние в момент происшествия могли оказать
влияние на оценку им сложившейся ситуации, принятие решения и его
реализацию?
а Каково время двигательной реакции у испытуемого, соответствует 'ли она
требованиям, предъявляемым его профессиональной деятельностью?
а При возникающих сомнениях относительно невиновного причинения вреда, когда
субъект, хотя и предвидел вредные последствия, но не сумел их предотвратить,
перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос: соответствуют ли
психофизиологические качества испытуемого, уровень сформированности у него
профессионально-психологических навыков требованиям экстремальных условий, в
которых он оказался, характеру нервно-психических перегрузок?
В тех случаях, когда в совершении преступления принимали участие
несовершеннолетние, в целях установления у них способности осознавать свои
действия и руководить ими на разрешение судебно-психологической экспертизы
могут выноситься следующие вопросы:
а Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки не связанного с
психическим заболеванием отставания в психическом развитии или иных аномалий
психического развития непатологического характера; если имеются, в чем они
выражаются и какое влияние они оказали на его поведение в исследуемой
ситуации?
а Мог ли он с учетом уровня своего психического развития в полной мере
осознавать значение своих действий и руководить ими?
а Если несовершеннолетний правонарушитель участвовал в групповом
преступлении и по материалам дела видно, что на него могла оказать сильное
влияние группа, перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос:
учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности личности
правонарушителя, какое влияние на его поведение могли оказать члены
преступной группы, находился ли он от них в психологической зависимости?
В настоящее время в связи с кардинальными изменениями общественно-
экономических отношений в стране происходит активный процесс обновления
законодательства. В ряде правовых актов появляются новые понятия и термины,
требующие при разрешении конкретных спорных вопросов в суде установления не
только правовых признаков тех или иных явлений, но и раскрытия с научных
позиций их психологического содержания. К таким понятиям, требующим
доказывания в процессе судопроизводства относятся, например: "временное
особое психическое состояние”, “длительная психотравмирующая ситуация”,
“психофизиологические качества”, “нервно-психические перегрузки”,
“психическое принуждение”, “обоснованный риск” и т.д.; “нравственные
страдания, связанные с индивидуальными особенностями лица”, “заблуждение” и
т.д.; “психические недостатки”, “правильное восприятие”, “психическое
состояние” cвидетеля, потерпевшего и т.д.
Для психологической диагностики этих и других подобных им понятий
применительно к конкретным обстоятельствам того или иного уголовного или
гражданского дела также может потребоваться помощь специалистов-психологов. В
подобных случаях вопросы перед экспертами формулируются применительно к тому
или иному исследуемому психологическому явлению. Например:
а Каковы психологические критерии оценки понятия “длительная
психотравмирующая ситуация”? Являлась ли с психологической точки зрения
ситуация (указываются конкретные обстоятельства), в которой оказался
обвиняемый, для него психотравмирующей? Какое влияние она оказала на его
сознание, поведение, способность контролировать свои действия?
а Учитывая индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого,
являлись ли для него обстоятельства, составляющие содержание уголовного дела
(указываются конкретно), экстремальными?
о Каковы психологические мотивы, составляющие содержание мотивационной сферы
личности обвиняемого, побудившие его совершить противоправные действия?
Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень вопросов. В каждом
конкретном случае их форма, редакция в пределах научной компетенции судебно-
психологической экспертизы могут меняться в зависимости от обстоятельств
дела, задач, решаемых судом. Главное, формулируя вопросы перед экспертом-
психологом, необходимо видеть психологическое содержание того или иного
явления, ставшего предметом судебного разбирательства.
§ 3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологической экспертизы
следователем (судом)
Подготовка судебно-психологической экспертизы. ]Качество и результативность
судебно-психологической экспертизы во многом определяются подготовительной
работой, которая включает в себя:
Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы. Следователь (суд),
предвидя возможность проведения судебно-психологической экспертизы,
направляет свои усилия на получение объективной информации о личности
обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для
всестороннего изучения! обстоятельств совершенного преступления.
Информация о личности испытуемого. В зависимости ют целей, которые стоят
перед экспертизой, в ходе изучения личности -индивида собираются сведения о
том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные
факторы, каким образом и в чем конкретно проявлялись особенности его нервной
системы, психики, какие наблюдались у него заболевания, психические
отклонения та разных этапах развития.
При выявлении данных о типологических особенностям высшей нервной
деятельности испытуемого необходимо обращать внимание на его поведение не
только в обычных условиях, но и, что не межее важно, в ситуациях повышенной
сложности, когда роль навыков,, умений, опыта значительно уменьшается, а роль
врожденного фактор)а — природной организации нервной системы — возрастает.
Особое значение имеет изучение процессов формирования психологических
особенностей личности, сознания человека под влиянием воспитания,
образования, общения.
В ходе изучения развития сознания субъекта следует уделять внимание так
называемым критическим возрастным периодам жизни человека, когда значительно
обостряется чувствительность нервнюй системы к различным средовым
воздействиям.
В процессе расследования собираются сведения об индив.идуально-
психологических особенностях личности, проявляемых в разнообразных видах
деятельности. Эти свойства личности определяются отношением субъекта к
различным явлениям окружающей действительности. Прежде всего обращается
внимание:
а на отношение испытуемого к окружающим людям, настолько он общителен,
активен, разборчив в установлении межличностньлх контак-тов, с кем
поддерживает знакомства; его положение и роль' в неформальной группе;
а характер его отношений с родителями; какими воспитательными средствами
пользовались родители, боялся ли он их в детстве', насколь-ко был зависим от
них; были ли у него побеги из дома, их пойзоды; есть ли братья, сестры,
отношения с ними; если женат, как часто ^возникали ссоры с женой, их поводы и
причины;
а эмоциональные реакции в связи с неприятными происшествиями в коллективе,
семье; степень сопереживания, эмоционального peaгирования, чуткость, доброта,
отзывчивость, садистские наклонности и пр.;
а отношение к себе, самооценка (адекватная, завышенная, заниженная); уровень
притязаний и его соотношение с реальными способностями и возможностями;
отношение к своим телесным ощущениям, здоровью, лечению; жизненные планы,
отношение к своему будущему; насколько испытуемый аккуратен в быту, у себя
дома, на рабочем месте;
а отношение к различным видам деятельности; успехи в учебе, где и как учился;
способности к усвоению нового материала, склонности к учебным дисциплинам;
о поведение испытуемого, совершал ли он правонарушения, их характер, мотивы
совершения правонарушений; наблюдались ли у него агрессивные формы поведения;
в одиночку или в группе сверстников совершал противоправные действия;
физическая активность; проявлялась
ли лживость в отношениях со старшими, сверстниками; смел или труслив;
насколько способен к самостоятельному принятию решений; степень настойчивости
в достижении поставленных целей;
а как характеризуется его поведение в целом; не отличается ли оно
манерностью, демонстративностью; не замечались ли за ним суицидные попытки
или высказывания подобного рода; не свидетельствуют ли его поступки о
проявлениях упрямства, немотивированного негативизма;
а увлечения, любимые занятия;
а употребляет ли алкогольные напитки, наркотики, как их переносит;
а сексуальные отношения; когда начал половую жизнь; наблюдались ли какие-либо
отклонения в поведении сексуального характера;
а обычное настроение (приподнятое, ровное, депрессивное и т.д.) его
устойчивость; характер эмоций; динамика эмоциональных coстояний, их
продолжительность, глубина.
Информация о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения
особенностей личности испытуемого. При исследовании аффектогенной ситуации
рекомендуется выяснять:
а характер поступков окружающих, их высказывания, затрагивающие самооценку
обвиняемого, травмирующие его психику;
а обстоятельства, угрожающие физическому состоянию человека;
а характер неожиданно возникшего раздражителя, непосредственно
предшествовавшего противоправным действиям (внезапное нападение, грубое
оскорбление и т.п.); в некоторых случаях — характер, длительно травмирующей
обстановки (стойкие неприязненные отношения с потерпевшим, длительные
систематические унижения и издевательства со стороны последнего);
а фактор субъективной значимости, эмоциональной окрашенноости обстановки
совершения преступления, субъективного восприятия ситуации в качестве
безвыходной, трудно разрешимой; была ли необходимость быстрого принятия
решения в сложной, конфликтной ситуации.
При изучении стрессогенной конфликтной ситуации выясняются внешние факторы,
воздействовавшие на субъекта. Ими могут быть:
условия среды обитания (радиация, газовые примеси, шум, вибрация), а также
раздражители, связанные с социальными условиями (неблагоприятный социальный
микроклимат в семье, коллективе, частые конфликты с родными, близкими,
сослуживцами, грубость, оскорбления с их стороны и т.п.).
В ходе расследования выявляются ситуационно обусловленные признаки;
субъективно воспринимаемая в качестве реальной угроза жизни здоровью,
благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки;
неблагоприятное социальное воздействие, вызывающее чувство внутреннего
дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом своего
места и значения в группе, создающее отрицательный эмоционально окрашенный
фон восприятия действительности.
По делам о происшествиях, связанных с управлением техникой, особое внимание
обращается на степень сложности, необычности ситуации, различных объективных
обстоятельств, затруднивших деятельность оператора.
Выбор эксперта. К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило,
допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в
области психологии (имеющие ученую степень в области психологии). Чтобы
убедиться в компетентности специалиста необходимо выяснить: в какой отрасли
психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных
знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж
его работы в области психологии и экспертной деятельности, его
профессиональные, научные возможности.
Назначение судебно-психологической экспертизы. Экспертиза должна назначаться
и проводиться своевременно, как только возникли вопросы, для разрешения
которых требуются специальные познания, и достаточно полно собраны материалы,
необходимые для составления заключения.
В постановлении следователя, определении суда о назначении судебно-
психологической экспертизы в описательной части излагаются обстоятельства
дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические
особенности и т.п., которые являются элементами предмета юридической (общей,
инженерной и т.п.) психологии, рассматриваются в качестве повода для
назначения экспертизы..
Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства защиты о
проведении судебно-психологической экспертизы по делу.
Взаимодействие и процессуальные отношения между следователем и экспертом-
психологом обычно устанавливаются сразу же после ознакомления последнего с
постановлением о назначении экспертизы и Разъяснения ему его процессуальных
прав и обязанностей. Следователь совместно с экспертом уточняет вопросы,
определяет место и сроки производства экспертизы. В распоряжение эксперта
направляются: обвиняемый (потерпевший, свидетель) и материалы уголовного дела
с постановлением о назначении экспертизы.
Использование заключения судебно-психологической экспертизы. Экспертное
заключение должно содержать психологическую оценку тех или иных явлений,
интересующих органы правосудия. Эта оценка может выражаться либо в
психологической диагностике, квалификации исследованных фактических данных,
либо в аргументированных суждениях об отношении выявленных фактов к
интересующим правоохранительные органы событиям'.
Использованию заключения экспертизы предшествует его oценка следователем,
судом, которые знакомятся с ним, обращая внимание на то, насколько оно
соответствует полученному заданию. Также оценивается научный уровень
заключения, аргументированность содержащихся в нем выводов, в каком объеме
экспертами использованы предоставленные материалы, даны ли исчерпывающие
ответы на поставленные вопросы; насколько полно описана в заключении
проделанная ими работа, какие методы исследования применялись.
В своем заключении эксперты-психологи должны не только указать, какие
исследования провели и получили результаты, но и научно обосновать свои
выводы.
В уголовном процессе заключение судебно-психологической экспертизы
используется следователем (судом) в следующих случаях.
При изучении механизма совершенного преступления. Содержащаяся в заключении
информация о личности испытуемого помогает понять динамику, мотивы
преступления, увидеть подлинные приччины, способствовавшие совершению
противоправных действий.
При доказывании и квалификации содеянного. Заключение судебно-психологической
экспертизы является одним из доказательств фактических обстоятельств, имеющих
значение по делу. Например, установленный в помощью эксперта-психолога
доказательственный факт о психологических особенностях и эмоциональном
состоянии обвиняемого в момент совершения противоправных действий может
являться одной из многочисленных посылок для выводов о субъективной стороне
преступления, о форме вины, мотивах преступления, т.е. для правильной
квалификации содеянного, а иногда и служить доказательством, подтверждающим
отсутствие состава преступления по уголовным делам о превышении необходимой
обороны, по делам об авариях, катастрофах на транспорте, производстве.
Кроме того, судебно-психологическая экспертиза может быть использована как
способ установления фактов, имеющих значение для более качественного
проведения других экспертных исследований. Наприме, результаты, полученные в
ходе проведения судебно-психологической экспертизы о времени двигательной
реакции и особенностях восприятия водителя могут использоваться в ряду других
исходных
Коченов ММ. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. С. 24.
данных при проведении автотехнической экспертизы при решении вопроса о
наличии (отсутствии) у водителя технической возможности предотвратить
наступление вредных последствий в конкретных дорожных условиях.
При необходимости проверить факт невиновного причинения вреда, лицом, которое
хотя и предвидело наступление вредных последствий, но не могло предотвратить
их в результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно-
психическим перегрузкам, экстремальным условиям, в которых оно оказалось.
Для установления обстоятельстве, смягчающих наказание, например, при
совершении преступлени;я под влиянием аффекта, иного состояния эмоциональной,
психической напряженности, при обнаружении у обвиняемого (подсудимого)
признаков отставания в психическом развитии, не исключающих вменяемости.
В целях применения справедливых мер уголовно-правового характера в отношении
виновных в совершении преступлений с учетом их личности (см. ч. 1 ст. 6 УК
РФ).
В тактических целях: для установления психологического контакта во время
допроса, проведения других следственных действий; для изобличения
допрашиваемого во лжи, а также для выяснения причин неумышленного искажения
фактов свидетелем.
В заключениях судебно-психологической экспертизы содержится обширная
информация об особенностях лиц, склонных к конфликтным отношениям, трудно
адаптирующихся к социальным условиям. Полученные сведения широко
используются в профилактической, разъяснительной, воспитательной работе с
различными категориями граждан.
В гражданском судопроизводстве возможности судебно-психологической
экспертизы пока еще используются недостаточно. Однако и здесь ее заключения
могут оказать существенную пользу при разрешении споров о признании сделок
недействительными, о компенсации морального вреда, о праве на воспитание
детей и т.п.
Таким образом, судебно-психологическая экспертиза является важным средством
получения доказательств — фактических данных о психологических особенностях,
свойствах личности обвиняемого (подсудимого), потерпевшего, гражданского
истца, свидетеля. С помощью судебно-психологической экспертизы создаются
необходимые условия для наиболее полного исследования субъективной стороны
преступления, объективной оценки показаний свидетелей, потерпевших,
обвиняемых (подсудимых), выявления обстоятельств, смягчающих наказание
виновному, данных, характеризующих его личность, а также для установления
психологических причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
Страницы: 1, 2, 3
|