бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах бесплатно рефераты

эмоциональных состояниях. Наиболее распространенными вопросами, которые

ставятся перед экспертами-психологами для исследования различных

эмоциональных, психических состояний, являются:

С учетом индивидуально-психологических особенностей личности находился ли

обвиняемый (подсудимый) в момент совершения npоти воправных действий

(указать, каких) в состоянии аффекта или в каком либо ином эмоционально

напряженном состоянии, какое влияние оно могло оказать на его сознание,

поведение, способность руководить сво ими действиями и контролировать их?

Что послужило причиной возникновения у него аффекта (иного эмоционального

состояния)?

При необходимости установить иные состояния нервно-психичес кой

напряженности, эмоционального стресса у обвиняемого, потерпев

Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. С. 32.

шего, гражданского истца, влияние этих состояний на их поведение перед

экспертом-психологом можно поставить следующие вопросы:

Находился ли испытуемый в период, предшествовавший совершению действий

(указать каких), в состоянии повышенного нервно-психического напряжения,

эмоциональной неустойчивости?

Существует ли причинная связь между психическим состоянием, в котором

находился испытуемый в период, предшествовавший совершению действий (указать

каких), и психическим состоянием испытуемого в момент совершения этих

действий?

Если испытуемый в момент совершения инкриминируемых действий находился в

состоянии повышенного нервно-психического, эмоционального напряжения, в какой

мере оно повлияло на его способность понимать содержание ситуации, осознавать

значение своих действий и контролировать их?

При доказывании факта невиновного причинения вреда подозреваемым перед

экспертом-психологом может быть поставлен вопрос: с учетом эмоционального

состояния, индивидуально-психологических (психофизиологических) особенностей

личности подозреваемого, мог ли он точно соотнести свои оборонительные

действия с экстремальными условиями ситуации, в которой оказался?

Если в деле имеются данные о некоторых психических аномалиях личности

непатологического характера (неврозы, неврастения и т.п.), в ходе проведения

судебно-психологической экспертизы исследуется влияние этих психических

аномалий на состояние, сознание, поведение, формы эмоционального реагирования

субъекта в конфликтных ситуациях.

Аналогичные вопросы могут интересовать суд и при рассмотрении гражданско-

правовых споров о признании недействительности сделки, совершенной

гражданином “в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение

своих действий или руководить ими” (ст. 177 ГК РФ). При расследовании

изнасилований, а также иных насильственных действий сексуального характера в

ходе проверки версии о том, не находилась ли потерпевшая в беспомощном

состоянии (ч. I ст. 131, ч. 1 ст. 132 УК РФ), на разрешение судебно-

психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

Каково было психическое состояние потерпевшей в ситуации, составляющей

содержание уголовного дела?

Могло ли психическое состояние потерпевшей препятствовать пониманию характера

и значения совершаемых с нею действий или оказанию сопротивления обвиняемому?

С учетом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей,

психического развития личности потерпевшей могла ли она осознавать характер,

значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление?

Результаты проведенной экспертизы могут быть использованы следователем

(судом) в совокупности с другими доказательствами по делу при окончательном

решении вопроса о том, находилась ли потерпевшая в беспомощном состоянии или

не находилась. Основная задача судебно-психологической экспертизы в подобных

случаях состоит в том, чтобы предоставлять правоохранительным органам

психологическую характеристику и оценку психического состояния,

психологических возможностей потерпевшей, но ни в коем случае не решать за

них правовые вопросы.

Особые трудности при расследовании изнасилований возникают, когда потерпевшая

в результате сильных потрясений, связанных с насилием, покончила жизнь

самоубийством, а подозреваемый, зная об этом, отрицает факт насилия,

утверждая, что самоубийство никакого отношения не имеет к “добровольно”

совершенному половому акту.

В подобных ситуациях важное значение приобретает изучение с помощью эксперта-

психолога характерологических особенностей потерпевшей, а также ее

психического состояния после насилия и перед самоубийством: определение того,

насколько ее психическое состояние предрасполагало к самоубийству и в какой

мере оно явилось результатом насильственных действий подозреваемого.

При определенных индивидуально-психологических особенностях потерпевшей, ее

возраста, воспитания, ценностных ориентации, акт насилия нередко вызывает

состояние глубокой депрессии, заторможенности психических процессов. Острые

эмоциональные переживания, осознание непоправимости происшедшего и

субъективно связанных с этим морально-этических последствий, крушение

ценностных ориентаций, жизненно важных планов и надежд, определенная

суженность сознания могут свидетельствовать о том, что состояние стресса

достигло своего наивысшего разрушительного уровня.

Выявление причинных связей между актом насилия и совершенным самоубийством

потерпевшей путем установления у нее с noмощью эксперта-психолога состояния

психической напряженности, обусловленного актом насилия, является важной

задачей, стоящей перед следователем (судом). В подобных ситуациях факт

самоубийства потерпевшей в силу ее необычного психического состояния,

возникшего в результате насилия, косвенно может подтверждать это насилие

(разумеется, в совокупности с другими доказательствами). Поэтому в подобных

случаях перед экспертом-психологом бывает целесообразно поставить следующие

вопросы:

С учетом индивидуально-психологических, возрастных особенностей потерпевшей

находилась ли она после изнасилования в состоянии, предрасполагающем к

самоубийству?

Если потерпевшая находилась в период, предшествовавший смерти, в психическом

состоянии, предрасполагавшем к самоубийству, чем оно могло быть вызвано?

Аналогичный вопрос может быть поставлен и при расследовании других суицидных

поступков.

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой относительно

индивидуально-психологических (характерологических) особенностей, свойств

личности. В качестве примерных вопросов, которые могут быть поставлены перед

экспертом-психологом, можно назвать следующие:

о Какие индивидуально-психологические (характерологические) особенности

присущи личности испытуемого?

а Имеются ли у обвиняемого (подсудимого) индивидуально-психо­логические

особенности (интеллектуальные, характерологические, эмо­ционально-волевые,

мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в

исследуемой ситуации?

а Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические осо­бенности

(повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и другие), снижающие его

способность правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и

адекватно воспринятому воспроизво­дить увиденное (услышанное)?

При расследовании уголовных дел об автопроисшествиях, наруше­ниях правил

техники безопасности и других тяжких по своим последст­виям происшествиях,

когда субъект (оператор) не справился со своими профессиональными

обязанностями, перед экспертом-психологом, спе­циалистом в области инженерной

психологии могут быть поставлены следующие вопросы:

о Каким образом индивидуально-психологические особенности личности

обвиняемого, его психическое состояние в момент происшест­вия могли оказать

влияние на оценку им сложившейся ситуации, при­нятие решения и его

реализацию?

а Каково время двигательной реакции у испытуемого, соответ­ствует 'ли она

требованиям, предъявляемым его профессиональной деятельностью?

а При возникающих сомнениях относительно невиновного причи­нения вреда, когда

субъект, хотя и предвидел вредные последствия, но не сумел их предотвратить,

перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос: соответствуют ли

психофизиологические качества испытуемого, уровень сформированности у него

профессионально-пси­хологических навыков требованиям экстремальных условий, в

которых он оказался, характеру нервно-психических перегрузок?

В тех случаях, когда в совершении преступления принимали учас­тие

несовершеннолетние, в целях установления у них способности осознавать свои

действия и руководить ими на разрешение судебно-пси­хологической экспертизы

могут выноситься следующие вопросы:

а Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки не связанного с

психическим заболеванием отставания в психическом развитии или иных аномалий

психического развития непатологического характера; если имеются, в чем они

выражаются и какое влияние они оказали на его поведение в исследуемой

ситуации?

а Мог ли он с учетом уровня своего психического развития в пол­ной мере

осознавать значение своих действий и руководить ими?

а Если несовершеннолетний правонарушитель участвовал в груп­повом

преступлении и по материалам дела видно, что на него могла ока­зать сильное

влияние группа, перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос:

учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности личности

правонарушителя, какое влияние на его поведение могли оказать члены

преступной группы, находился ли он от них в психологической зависимости?

В настоящее время в связи с кардинальными изменениями общественно-

экономических отношений в стране происходит активный процесс обновления

законодательства. В ряде правовых актов появляются новые понятия и термины,

требующие при разрешении конкретных спорных вопросов в суде установления не

только правовых признаков тех или иных явлений, но и раскрытия с научных

позиций их психологического содержания. К таким понятиям, требующим

доказывания в процессе судопроизводства относятся, например: "временное

особое психическое состояние”, “длительная психотравмирующая ситуация”,

“психофизиологические качества”, “нервно-психические перегрузки”,

“психическое принуждение”, “обоснованный риск” и т.д.; “нравственные

страдания, связанные с индивидуальными особенностями лица”, “заблуждение” и

т.д.; “психические недостатки”, “правильное восприятие”, “психическое

состояние” cвидетеля, потерпевшего и т.д.

Для психологической диагностики этих и других подобных им понятий

применительно к конкретным обстоятельствам того или иного уголовного или

гражданского дела также может потребоваться помощь специалистов-психологов. В

подобных случаях вопросы перед экспертами формулируются применительно к тому

или иному исследуемому психологическому явлению. Например:

а Каковы психологические критерии оценки понятия “длительная

психотравмирующая ситуация”? Являлась ли с психологической точки зрения

ситуация (указываются конкретные обстоятельства), в которой оказался

обвиняемый, для него психотравмирующей? Какое влияние она оказала на его

сознание, поведение, способность контролировать свои действия?

а Учитывая индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого,

являлись ли для него обстоятельства, составляющие содержание уголовного дела

(указываются конкретно), экстремальными?

о Каковы психологические мотивы, составляющие содержание мотивационной сферы

личности обвиняемого, побудившие его совершить противоправные действия?

Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень вопросов. В каждом

конкретном случае их форма, редакция в пределах научной компетенции судебно-

психологической экспертизы могут меняться в зависимости от обстоятельств

дела, задач, решаемых судом. Главное, формулируя вопросы перед экспертом-

психологом, необходимо видеть психологическое содержание того или иного

явления, ставшего предметом судебного разбирательства.

§ 3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологической экспертизы

следователем (судом)

Подготовка судебно-психологической экспертизы. ]Качество и результативность

судебно-психологической экспертизы во многом оп­ределяются подготовительной

работой, которая включает в себя:

Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы. Следователь (суд),

предвидя возможность проведения судебно-психоло­гической экспертизы,

направляет свои усилия на получение объектив­ной информации о личности

обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для

всестороннего изучения! обстоя­тельств совершенного преступления.

Информация о личности испытуемого. В зависимости ют целей, которые стоят

перед экспертизой, в ходе изучения личности -индивида собираются сведения о

том, как он рос, развивался, какие имеются не­благоприятные наследственные

факторы, каким образом и в чем кон­кретно проявлялись особенности его нервной

системы, психики, какие наблюдались у него заболевания, психические

отклонения та разных этапах развития.

При выявлении данных о типологических особенностям высшей нервной

деятельности испытуемого необходимо обращать внимание на его поведение не

только в обычных условиях, но и, что не межее важно, в ситуациях повышенной

сложности, когда роль навыков,, умений, опыта значительно уменьшается, а роль

врожденного фактор)а — при­родной организации нервной системы — возрастает.

Особое значение имеет изучение процессов формирования психо­логических

особенностей личности, сознания человека под влиянием воспитания,

образования, общения.

В ходе изучения развития сознания субъекта следует уделять вни­мание так

называемым критическим возрастным периодам жизни чело­века, когда значительно

обостряется чувствительность нервнюй систе­мы к различным средовым

воздействиям.

В процессе расследования собираются сведения об индив.идуально-

психологических особенностях личности, проявляемых в разнообраз­ных видах

деятельности. Эти свойства личности определяются отноше­нием субъекта к

различным явлениям окружающей действительности. Прежде всего обращается

внимание:

а на отношение испытуемого к окружающим людям, настолько он общителен,

активен, разборчив в установлении межличностньлх контак-тов, с кем

поддерживает знакомства; его положение и роль' в нефор­мальной группе;

а характер его отношений с родителями; какими воспитательными средствами

пользовались родители, боялся ли он их в детстве', насколь-ко был зависим от

них; были ли у него побеги из дома, их пойзоды; есть ли братья, сестры,

отношения с ними; если женат, как часто ^возникали ссоры с женой, их поводы и

причины;

а эмоциональные реакции в связи с неприятными происшествиями в коллективе,

семье; степень сопереживания, эмоционального peaгирования, чуткость, доброта,

отзывчивость, садистские наклонности и пр.;

а отношение к себе, самооценка (адекватная, завышенная, заниженная); уровень

притязаний и его соотношение с реальными способностями и возможностями;

отношение к своим телесным ощущениям, здоровью, лечению; жизненные планы,

отношение к своему будущему; насколько испытуемый аккуратен в быту, у себя

дома, на рабочем месте;

а отношение к различным видам деятельности; успехи в учебе, где и как учился;

способности к усвоению нового материала, склонности к учебным дисциплинам;

о поведение испытуемого, совершал ли он правонарушения, их характер, мотивы

совершения правонарушений; наблюдались ли у него агрессивные формы поведения;

в одиночку или в группе сверстников совершал противоправные действия;

физическая активность; проявлялась

ли лживость в отношениях со старшими, сверстниками; смел или труслив;

насколько способен к самостоятельному принятию решений; степень настойчивости

в достижении поставленных целей;

а как характеризуется его поведение в целом; не отличается ли оно

манерностью, демонстративностью; не замечались ли за ним суицидные попытки

или высказывания подобного рода; не свидетельствуют ли его поступки о

проявлениях упрямства, немотивированного негативизма;

а увлечения, любимые занятия;

а употребляет ли алкогольные напитки, наркотики, как их переносит;

а сексуальные отношения; когда начал половую жизнь; наблюдались ли какие-либо

отклонения в поведении сексуального характера;

а обычное настроение (приподнятое, ровное, депрессивное и т.д.) его

устойчивость; характер эмоций; динамика эмоциональных coстояний, их

продолжительность, глубина.

Информация о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения

особенностей личности испытуемого. При исследовании аффектогенной ситуации

рекомендуется выяснять:

а характер поступков окружающих, их высказывания, затрагивающие самооценку

обвиняемого, травмирующие его психику;

а обстоятельства, угрожающие физическому состоянию человека;

а характер неожиданно возникшего раздражителя, непосредственно

предшествовавшего противоправным действиям (внезапное нападение, грубое

оскорбление и т.п.); в некоторых случаях — характер, длительно травмирующей

обстановки (стойкие неприязненные отношения с потерпевшим, длительные

систематические унижения и издевательства со стороны последнего);

а фактор субъективной значимости, эмоциональной окрашенноости обстановки

совершения преступления, субъективного восприятия ситуации в качестве

безвыходной, трудно разрешимой; была ли необходимость быстрого принятия

решения в сложной, конфликтной ситуации.

При изучении стрессогенной конфликтной ситуации выясняются внешние факторы,

воздействовавшие на субъекта. Ими могут быть:

условия среды обитания (радиация, газовые примеси, шум, вибрация), а также

раздражители, связанные с социальными условиями (неблагоприятный социальный

микроклимат в семье, коллективе, частые конфликты с родными, близкими,

сослуживцами, грубость, оскорбления с их стороны и т.п.).

В ходе расследования выявляются ситуационно обусловленные признаки;

субъективно воспринимаемая в качестве реальной угроза жизни здоровью,

благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки;

неблагоприятное социальное воздействие, вызывающее чувство внутреннего

дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом своего

места и значения в группе, создающее отрицательный эмоционально окрашенный

фон восприятия действительности.

По делам о происшествиях, связанных с управлением техникой, особое внимание

обращается на степень сложности, необычности си­туации, различных объективных

обстоятельств, затруднивших деятель­ность оператора.

Выбор эксперта. К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило,

допускаются специалисты с высшим психологическим об­разованием, работающие в

области психологии (имеющие ученую сте­пень в области психологии). Чтобы

убедиться в компетентности специ­алиста необходимо выяснить: в какой отрасли

психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных

знаний содер­жанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж

его работы в области психологии и экспертной деятельности, его

про­фессиональные, научные возможности.

Назначение судебно-психологической экспертизы. Эксперти­за должна назначаться

и проводиться своевременно, как только возник­ли вопросы, для разрешения

которых требуются специальные познания, и достаточно полно собраны материалы,

необходимые для составления заключения.

В постановлении следователя, определении суда о назначении су­дебно-

психологической экспертизы в описательной части излагаются обстоятельства

дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические

особенности и т.п., которые являются элементами предмета юридической (общей,

инженерной и т.п.) психологии, рас­сматриваются в качестве повода для

назначения экспертизы..

Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства за­щиты о

проведении судебно-психологической экспертизы по делу.

Взаимодействие и процессуальные отношения между следователем и экспертом-

психологом обычно устанавливаются сразу же после озна­комления последнего с

постановлением о назначении экспертизы и Разъяснения ему его процессуальных

прав и обязанностей. Следователь совместно с экспертом уточняет вопросы,

определяет место и сроки производства экспертизы. В распоряжение эксперта

направляются: обвиняемый (потерпевший, свидетель) и материалы уголовного дела

с постановлением о назначении экспертизы.

Использование заключения судебно-психологической экспертизы. Экспертное

заключение должно содержать психологическую оценку тех или иных явлений,

интересующих органы правосудия. Эта оценка может выражаться либо в

психологической диагностике, квалификации исследованных фактических данных,

либо в аргументированных суждениях об отношении выявленных фактов к

интересующим правоохранительные органы событиям'.

Использованию заключения экспертизы предшествует его oценка следователем,

судом, которые знакомятся с ним, обращая внимание на то, насколько оно

соответствует полученному заданию. Также оценивается научный уровень

заключения, аргументированность содержащихся в нем выводов, в каком объеме

экспертами использованы предоставленные материалы, даны ли исчерпывающие

ответы на поставленные вопросы; насколько полно описана в заключении

проделанная ими работа, какие методы исследования применялись.

В своем заключении эксперты-психологи должны не только указать, какие

исследования провели и получили результаты, но и научно обосновать свои

выводы.

В уголовном процессе заключение судебно-психологической экспертизы

используется следователем (судом) в следующих случаях.

При изучении механизма совершенного преступления. Содержащаяся в заключении

информация о личности испытуемого помогает понять динамику, мотивы

преступления, увидеть подлинные приччины, способствовавшие совершению

противоправных действий.

При доказывании и квалификации содеянного. Заключение судебно-психологической

экспертизы является одним из доказательств фактических обстоятельств, имеющих

значение по делу. Например, установленный в помощью эксперта-психолога

доказательственный факт о психологических особенностях и эмоциональном

состоянии обвиняемого в момент совершения противоправных действий может

являться одной из многочисленных посылок для выводов о субъективной стороне

преступления, о форме вины, мотивах преступления, т.е. для правильной

квалификации содеянного, а иногда и служить доказательством, подтверждающим

отсутствие состава преступления по уголовным делам о превышении необходимой

обороны, по делам об авариях, катастрофах на транспорте, производстве.

Кроме того, судебно-психологическая экспертиза может быть использована как

способ установления фактов, имеющих значение для более качественного

проведения других экспертных исследований. Наприме, результаты, полученные в

ходе проведения судебно-психологической экспертизы о времени двигательной

реакции и особенностях восприятия водителя могут использоваться в ряду других

исходных

Коченов ММ. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. С. 24.

данных при проведении автотехнической экспертизы при решении во­проса о

наличии (отсутствии) у водителя технической возможности предотвратить

наступление вредных последствий в конкретных дорож­ных условиях.

При необходимости проверить факт невиновного причинения вреда, лицом, которое

хотя и предвидело наступление вредных послед­ствий, но не могло предотвратить

их в результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно-

психическим перегрузкам, экс­тремальным условиям, в которых оно оказалось.

Для установления обстоятельстве, смягчающих наказание, на­пример, при

совершении преступлени;я под влиянием аффекта, иного состояния эмоциональной,

психической напряженности, при обнаруже­нии у обвиняемого (подсудимого)

признаков отставания в психическом развитии, не исключающих вменяемости.

В целях применения справедливых мер уголовно-правового ха­рактера в отношении

виновных в совершении преступлений с учетом их личности (см. ч. 1 ст. 6 УК

РФ).

В тактических целях: для установления психологического кон­такта во время

допроса, проведения других следственных действий; для изобличения

допрашиваемого во лжи, а также для выяснения причин неумышленного искажения

фактов свидетелем.

В заключениях судебно-психологической экспертизы содержится обширная

информация об особенностях лиц, склонных к конфликтным отношениям, трудно

адаптирующихся к социальным условиям. Полу­ченные сведения широко

используются в профилактической, разъясни­тельной, воспитательной работе с

различными категориями граждан.

В гражданском судопроизводстве возможности судебно-психологи­ческой

экспертизы пока еще используются недостаточно. Однако и здесь ее заключения

могут оказать существенную пользу при разреше­нии споров о признании сделок

недействительными, о компенсации мо­рального вреда, о праве на воспитание

детей и т.п.

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза является важ­ным средством

получения доказательств — фактических данных о пси­хологических особенностях,

свойствах личности обвиняемого (подсуди­мого), потерпевшего, гражданского

истца, свидетеля. С помощью судеб­но-психологической экспертизы создаются

необходимые условия для наиболее полного исследования субъективной стороны

преступления, объективной оценки показаний свидетелей, потерпевших,

обвиняемых (подсудимых), выявления обстоятельств, смягчающих наказание

винов­ному, данных, характеризующих его личность, а также для установле­ния

психологических причин и условий, способствовавших соверше­нию преступлений.

Страницы: 1, 2, 3