бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах бесплатно рефераты

Поводом для ее назначения в этих случаях также могут стать любые фактические

данные, имеющие отношение к психологическим аспектам поведения одной из

конфликтующих сторон.

Например, при рассмотрении судом искового заявления о признании

недействительности сделки поводами для назначения судебно-психологической

экспертизы могут быть определенные поведенческие признаки заявителя,

необычное состояние его психики в момент заключения договора,

свидетельствующие о том, что он находился под

воздействием сильного эмоционального стресса, оказавшим негативное влияние на

его познавательные, прогностические способности, в числе и на способность

полностью понимать значение своих действий (ст. 177ГКРФ)1.

Поводами назначения экспертизы по гражданским делам также могут явиться

данные о сниженных интеллектуальных, познавательных способностях субъекта,

который при заключении сделки оказался под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК

РФ).

Иногда сам характер спора, например: с кем из родителей после вторжения брака

будет находиться ребенок, может послужить поводом для назначения

судебно-психологической экспертизы с привлечением для ее проведения

специалистов в области детской психологии. При разрешении вопросов, связанных

с возмещением гражданину морального вреда (ст. 151 ГК РФ), поскольку суд должен

установить, что именно подтверждает факт причинения потерпевшему нравствен-ных

или физических страданий2, в качестве повода для назначения

экс-пертизы могут рассматриваться признаки сильных эмоциональных переживаний,

психической травмы, о которых свидетельствует сам гражданин или его близкие,

иные лица, наблюдавшие за ним после при-чиненного ему вреда.

Таким образом, как в уголовном, так и в гражданском судопро-изводстве

поводами для назначения судебно-психологической экспер-тизы могут быть любые

фактические данные, имеющие отношение к ре-шению тех или иных (спорных)

вопросов, входящих в компетенцию суда, которые требуют психологического

объяснения, психологической диагностики различных проявлений психики лиц,

проходящих по уго-ловным делам, участвующих в гражданском судопроизводстве.

Поводы для назначения экспертизы должны указываться в поста-новлении

следователя, в определении суда, на них должны обращать внимание лица

(защитник, потерпевший и т.д.), ходатайствующие о проведении судебно-

психологической. экспертизы по делу.

§ 2. Методологические основы судебно-психологической экспертизы, ее

компетенция. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом

Методологические основы судебно-психологической экс-пертизы. Методологическую

основу судебно-психологической экспер-тизы составляют общепсихологические

научные принципы: детерми-низмa, развития психики человека в единстве его

сознания и деятель-

1 Об использовании судебно-психологической экспертизы при разрешении граждан-

ско-правовых споров см.: Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической

экспертизы по гражданским делам.М., 1997.

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 “яНеко-

торые вопросы применений законодательства о компенсации морального вреда”.

ности, системности, что предполагает изучение его психической деятельности

как единого целого. Такой подход исключает изолированное

исследование отдельных проявлений психики вне их связи с другими психическими

особенностями, свойствами личности. При этом любое психическое явление,

свойство психики изучаются с учетом воздейст вия на них, на сознание человека

социальной среды.

Наряду с общепсихологическими, принципами на формирование ме тодологии

судебно-психологической экспертизы оказывают влияние принципы, теоретические

положения правовой науки, такие, как теория доказательств, принципы

законности, объективности, всесторонности исследования доказательств,

принципы справедливости, гуманизма.

Методика проведения судебно-психологической экспертизы в каж дом конкретном

случае с учетом задач, выдвигаемых перед нейправо охранительными органами,

предполагает широкий выбор различных ме тодов исследования:

изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение;

ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики)

происшедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического

состояния на основе диагностических признаков пос леднего (М.М. Коченов, О.Д.

Ситковская);

знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;

беседа с ним и другими участниками процесса;

экспериментальное психодиагностическое обследование испытуе мого с

применением различных тестовых методик.

Методика судебно-психологической экспертизы должна содержать методы,

позволяющие получать данные о динамике и содержании обще го психического

развития испытуемого, т.е. о формировании у него про цессов познавательной

активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о

наиболее выраженных чертах его характерам, особенностях эмоционально-волевой

сферы'.

С пониманием этого важного положения следует подходить пред ставителям

правоохранительных органов к оценке любого заключения судебно-психологической

экспертизы. В противном случае следователь, суд не в состоянии будут отличить

рассуждения, основанные на здра вом смысле специалиста в области житейской,

но отнюдь не научной психологии, что, к сожалению, иногда встречается на

практике при рас смотрении уголовных и гражданских дел в судах.

Компетенция судебно-психологической экспертизы. В целом компетенция судебно-

психологической экспертизы определяется содер жанием психологической науки,

ее прикладных отраслей (юридичес кой, медицинской, инженерной психологии и

т.п.). Поэтому в ее компе тенцию входит исследование различных проявлений

психики, психи ческих процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-

психоло гических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потер

' Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. С. 24

певших, обвиняемых, подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном, гражданском

судопроизводстве, факторов психологического воздействия на их поведение, на

принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях,

ставших предметом рассмотрения суда.

В компетенцию экспертизы также входит изучение “психологического содержания

некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние

механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания

под влиянием различных факторов” (М.М. Коченов).

В частности, три расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к

компетенции судебно-психологической экспертизы следует отнести:

о установление индивидуально-психологических особенностей личности участии

ков уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития,

наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная

тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на

их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо

профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях

повышенной сложности;

а диагностику состояний психической напряженности непатологического характера

(тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), послуживших причиной

совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например

потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не

справившегося со своими профессиональными .обязанностями, и т.д.;

а исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических

мотивов, побудивших субъекта к той или иной деятельности;

а выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в

психическом развитии непатологического характера способности осознавать

значение своих действий и руководить ими;

а установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с

учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня

психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие

значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет

немаловажное значение не только для уголовного, но и для гражданского

процесса.

При разрешении гражданско-правовых споров к компетенции судебно-

психологической экспертизы относится то же самое — исследование вопросов

психологического характера, относящихся к индивидуально-психологическим

особенностям личности участников гражданско-правовых споров, уровню их

интеллектуального развития, перцептивным, познавательным способностям,

эмоционально-волевой сфере. Так же, как и при .расследовании уголовных дел, в

компетенцию судебно-психологической экспертизы по гражданским делам входит

изучение психического состояния некоторых участников процесса. Например, в

случаях, когда рассматривается вопрос о признании недействительности сделки,

совершенной гражданином “в таком состоянии, когда он не был способен понимать

значение своих действий или ру ководить ими” (ст. 177 ГК РФ), либо когда

субъект в результате при чиненного ему морального вреда, по его словам,

испытывал нравственные страдания и нужно доказать, что это было действительно

так 151 ГК РФ).

Безусловно, очерченные выше границы компетенции судебно-пси хологической

экспертизы имеют подвижный характер, поскольку с раз витием психологической

науки расширяются и ее возможности. Кроме того, постоянно совершенствуется

законодательство, а следовательно, растут и потребности судебной практики в

решении новых проблем пси холого-правового характера.

В тех же случаях, когда у суда возникают сомнения в том, что по делу проходят

участники процесса с пограничными психопатологичес кими состояниями

(психопатии, неврозы, легкая степень олигофрении и т.п.), “вопрос о выборе

формы экспертизы должен однозначно решать ся в пользу комплексной

психолого-психиатрической экспертизы”1

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой. Исходя из структуры

предмета общей психологии, изучающей психи ческие (познавательные) процессы,

состояния, свойства личности, а также из практики использования судебно-

психологической эксперти зы правоохранительными органами, можно дать

следующий nepeчень наиболее распространенных вопросов, выносимых на

разрешение дан ной экспертизы,.сгруппировав их следующим образом.

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой от носительно

психических процессов. Оценивая перцептивные споссоб ности свидетеля

(потерпевшего и т.п.), нельзя не учитывать того, что в процессе сохранения

субъектом воспринятой информации она часто на подсознательном уровне

подвергается определенной переработке.

Кроме того, на сохранение информации воздействуют такие психо логические

факторы, как повышенная внушаемость, склонность субъек та к фантазированию

(особенно у детей и подростков), эмоциональная неустойчивость, стремление

субъекта заполнить пробелы памяти вы мышленными образами и т.д.

И наконец, в ходе исследования перцептивных способностей свиде теля следует

также оценивать и уровень владения им речью: насколько он может правильно

воспроизвести прежде воспринятое.

Поэтому, принимая во внимание отмеченные выше закономерности перцептивной

деятельности, можно рекомендовать постановку следую щих вопросов перед

экспертизой2.

! Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.,

1988. С. 54 2 Здесь и далее большинство вопросов дается в редакции

М.М. Коченова. См.: Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу.

М., 1980; Справочник следователя. Практическая криминалистика: подготовка и

назначение экспертиз: Практическое пособие. М., 1992. Вып. 3. С. 176—183.

Каковы индивидуально-психологические особенности познавательной деятельности

(восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания) свидетеля

(потерпевшего)?

Имеются ли у свидетеля какие-либо индивидуально-психологические особенности,

психические недостатки перцептивной деятельности, существенно снижающие его

способность правильно воспринимать события (предметы) и давать о них

правильные показания?

С учетом индивидуально-психологических особенностей личности свидетеля, его

психического состояния в момент совершения противоправных действий

обвиняемым, а также условий, в которых происходило событие, мог ли свидетель

правильно его воспринимать?

Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности мышления свидетеля,

его психическое состояние в момент восприятия события, мог ли он правильно

понимать его содержание и характер?

Каков уровень развития у свидетеля мышления, памяти, речи? Достаточен ли он

для правильного воспроизведения обстоятельств дела?

Формулируя вопросы перед экспертом-психологом, ни в коем случае не следует

забывать, что судебно-психологическая экспертиза решает вопросы сугубо

психологического характера и ничего общего не имеет с проверкой правдивости

свидетельских показаний, с их правовой оценкой, что является неотъемлемой

функцией органов предварительного следствия,суда.

Если рассматривается уголовное дело об изнасиловании, вопросы могут быть

поставлены с учетом специфики расследования подобного рода преступлений:

Имеются ли у потерпевшей какие-либо индивидуально-психологические особенности

личности, которые могли существенно воспрепятствовать пониманию ею характера

и значения совершаемых с нею противоправных действий либо оказанию

сопротивления обвиняемому?

С учетом индивидуально-психологических особенностей, возраста потерпевшей, ее

умственного развития, перцептивных способностей, психического состояния в

момент нападения на нее могла ли она правильно понимать подлинный характер и

значение совершаемых с нею действий, предвидеть возможные последствия своего,

поведения и поведения обвиняемого?

В ходе расследования изнасилования подобные вопросы, касающиеся перцептивных,

познавательных процессов, могут быть поставлены и в отношении обвиняемого

(особенно молодого возраста). Такой подход допустим, когда в ходе следствия

выявляются признаки “способствующего поведения” потерпевшей, по существу

сыгравшего провоцирующую роль. В результате этого обе стороны могли

неправильно воспринимать, интерпретировать и оценивать поведение друг друга.

В подобных случаях рекомендуется проведение так называемой “двусторонней”

экспертизы с использованием одинакового набора методик исследования личности

как обвиняемого, так и потерпевшей (Л.П. Конышева, М.М. Коченов, О.Д.

Ситковекая).

Как пишет в этой связи М.М. Коченов, предмет такой судебно-пси хологической

экспертизы “имеет существенную особенность: способ ность понимать психическое

состояние другого человека реализуется не только рациональным, логическим

путем, но и в значительной степе ни за счет выработанной жизненным опытом

интуиции и таких психи ческих явлений, как эмпатия, эмоциональная синтонность

и т.п.”'. По

этому объектами экспертизы являются не только перцептивные процес сы, но и

сама ситуация, повлиявшая на эти процессы, в которой оказа лись потерпевшая и

обвиняемый.

При расследовании происшествий, Связанных с управлением раз личными

техническими устройствами, могут быть поставлены вопросы:

Соответствует ли требованиям профессиональной деятельности об виняемого

ситуация, в которой он оказался, уровень развития его мыш ления, внимания,

перцептивных способностей?

Каким образом обстановка происшествия, психическое состояние обвиняемого в

это время могли повлиять на восприятие им тех или

иных обстоятельств, имеющих значение для дела?

Имеются ли у обвиняемого какие-либо недостатки перцептивной, мыслительной

деятельности, которые существенно затруднили или сде дали невозможной

полноценную реализацию им своих профессиональ ных навыков в сложившейся

экстремальной обстановке?

При рассмотрении гражданско-правовых споров в суде о признании

недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения, имеющего

существенное значение, для доказывания данного факта иногда бывает

целесообразно от эксперта-психолога получить ответ на следующий вопрос:

имеются ли у гражданина, заключившего сделку, какие-либо особенности,

недостатки мыслительной деятельности, нару шения перцептивных процессов,

повлиявшие на правильное восприятие и оценку им условий договора, которые бы

способствовали его заблуж дению относительно последствий заключенной им

сделки?

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой о пси хических,

Страницы: 1, 2, 3