Реферат: Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах
Поводом для ее назначения в этих случаях также могут стать любые фактические
данные, имеющие отношение к психологическим аспектам поведения одной из
конфликтующих сторон.
Например, при рассмотрении судом искового заявления о признании
недействительности сделки поводами для назначения судебно-психологической
экспертизы могут быть определенные поведенческие признаки заявителя,
необычное состояние его психики в момент заключения договора,
свидетельствующие о том, что он находился под
воздействием сильного эмоционального стресса, оказавшим негативное влияние на
его познавательные, прогностические способности, в числе и на способность
полностью понимать значение своих действий (ст. 177ГКРФ)1.
Поводами назначения экспертизы по гражданским делам также могут явиться
данные о сниженных интеллектуальных, познавательных способностях субъекта,
который при заключении сделки оказался под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК
РФ).
Иногда сам характер спора, например: с кем из родителей после вторжения брака
будет находиться ребенок, может послужить поводом для назначения
судебно-психологической экспертизы с привлечением для ее проведения
специалистов в области детской психологии. При разрешении вопросов, связанных
с возмещением гражданину морального вреда (ст. 151 ГК РФ), поскольку суд должен
установить, что именно подтверждает факт причинения потерпевшему нравствен-ных
или физических страданий2, в качестве повода для назначения
экс-пертизы могут рассматриваться признаки сильных эмоциональных переживаний,
психической травмы, о которых свидетельствует сам гражданин или его близкие,
иные лица, наблюдавшие за ним после при-чиненного ему вреда.
Таким образом, как в уголовном, так и в гражданском судопро-изводстве
поводами для назначения судебно-психологической экспер-тизы могут быть любые
фактические данные, имеющие отношение к ре-шению тех или иных (спорных)
вопросов, входящих в компетенцию суда, которые требуют психологического
объяснения, психологической диагностики различных проявлений психики лиц,
проходящих по уго-ловным делам, участвующих в гражданском судопроизводстве.
Поводы для назначения экспертизы должны указываться в поста-новлении
следователя, в определении суда, на них должны обращать внимание лица
(защитник, потерпевший и т.д.), ходатайствующие о проведении судебно-
психологической. экспертизы по делу.
§ 2. Методологические основы судебно-психологической экспертизы, ее
компетенция. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом
Методологические основы судебно-психологической экс-пертизы. Методологическую
основу судебно-психологической экспер-тизы составляют общепсихологические
научные принципы: детерми-низмa, развития психики человека в единстве его
сознания и деятель-
1 Об использовании судебно-психологической экспертизы при разрешении граждан-
ско-правовых споров см.: Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической
экспертизы по гражданским делам.М., 1997.
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 “яНеко-
торые вопросы применений законодательства о компенсации морального вреда”.
ности, системности, что предполагает изучение его психической деятельности
как единого целого. Такой подход исключает изолированное
исследование отдельных проявлений психики вне их связи с другими психическими
особенностями, свойствами личности. При этом любое психическое явление,
свойство психики изучаются с учетом воздейст вия на них, на сознание человека
социальной среды.
Наряду с общепсихологическими, принципами на формирование ме тодологии
судебно-психологической экспертизы оказывают влияние принципы, теоретические
положения правовой науки, такие, как теория доказательств, принципы
законности, объективности, всесторонности исследования доказательств,
принципы справедливости, гуманизма.
Методика проведения судебно-психологической экспертизы в каж дом конкретном
случае с учетом задач, выдвигаемых перед нейправо охранительными органами,
предполагает широкий выбор различных ме тодов исследования:
изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение;
ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики)
происшедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического
состояния на основе диагностических признаков пос леднего (М.М. Коченов, О.Д.
Ситковская);
знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;
беседа с ним и другими участниками процесса;
экспериментальное психодиагностическое обследование испытуе мого с
применением различных тестовых методик.
Методика судебно-психологической экспертизы должна содержать методы,
позволяющие получать данные о динамике и содержании обще го психического
развития испытуемого, т.е. о формировании у него про цессов познавательной
активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о
наиболее выраженных чертах его характерам, особенностях эмоционально-волевой
сферы'.
С пониманием этого важного положения следует подходить пред ставителям
правоохранительных органов к оценке любого заключения судебно-психологической
экспертизы. В противном случае следователь, суд не в состоянии будут отличить
рассуждения, основанные на здра вом смысле специалиста в области житейской,
но отнюдь не научной психологии, что, к сожалению, иногда встречается на
практике при рас смотрении уголовных и гражданских дел в судах.
Компетенция судебно-психологической экспертизы. В целом компетенция судебно-
психологической экспертизы определяется содер жанием психологической науки,
ее прикладных отраслей (юридичес кой, медицинской, инженерной психологии и
т.п.). Поэтому в ее компе тенцию входит исследование различных проявлений
психики, психи ческих процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-
психоло гических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потер
' Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. С. 24
певших, обвиняемых, подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном, гражданском
судопроизводстве, факторов психологического воздействия на их поведение, на
принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях,
ставших предметом рассмотрения суда.
В компетенцию экспертизы также входит изучение “психологического содержания
некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние
механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания
под влиянием различных факторов” (М.М. Коченов).
В частности, три расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к
компетенции судебно-психологической экспертизы следует отнести:
о установление индивидуально-психологических особенностей личности участии
ков уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития,
наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная
тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на
их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо
профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях
повышенной сложности;
а диагностику состояний психической напряженности непатологического характера
(тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), послуживших причиной
совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например
потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не
справившегося со своими профессиональными .обязанностями, и т.д.;
а исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических
мотивов, побудивших субъекта к той или иной деятельности;
а выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в
психическом развитии непатологического характера способности осознавать
значение своих действий и руководить ими;
а установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с
учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня
психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие
значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет
немаловажное значение не только для уголовного, но и для гражданского
процесса.
При разрешении гражданско-правовых споров к компетенции судебно-
психологической экспертизы относится то же самое — исследование вопросов
психологического характера, относящихся к индивидуально-психологическим
особенностям личности участников гражданско-правовых споров, уровню их
интеллектуального развития, перцептивным, познавательным способностям,
эмоционально-волевой сфере. Так же, как и при .расследовании уголовных дел, в
компетенцию судебно-психологической экспертизы по гражданским делам входит
изучение психического состояния некоторых участников процесса. Например, в
случаях, когда рассматривается вопрос о признании недействительности сделки,
совершенной гражданином “в таком состоянии, когда он не был способен понимать
значение своих действий или ру ководить ими” (ст. 177 ГК РФ), либо когда
субъект в результате при чиненного ему морального вреда, по его словам,
испытывал нравственные страдания и нужно доказать, что это было действительно
так 151 ГК РФ).
Безусловно, очерченные выше границы компетенции судебно-пси хологической
экспертизы имеют подвижный характер, поскольку с раз витием психологической
науки расширяются и ее возможности. Кроме того, постоянно совершенствуется
законодательство, а следовательно, растут и потребности судебной практики в
решении новых проблем пси холого-правового характера.
В тех же случаях, когда у суда возникают сомнения в том, что по делу проходят
участники процесса с пограничными психопатологичес кими состояниями
(психопатии, неврозы, легкая степень олигофрении и т.п.), “вопрос о выборе
формы экспертизы должен однозначно решать ся в пользу комплексной
психолого-психиатрической экспертизы”1
Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой. Исходя из структуры
предмета общей психологии, изучающей психи ческие (познавательные) процессы,
состояния, свойства личности, а также из практики использования судебно-
психологической эксперти зы правоохранительными органами, можно дать
следующий nepeчень наиболее распространенных вопросов, выносимых на
разрешение дан ной экспертизы,.сгруппировав их следующим образом.
Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой от носительно
психических процессов. Оценивая перцептивные споссоб ности свидетеля
(потерпевшего и т.п.), нельзя не учитывать того, что в процессе сохранения
субъектом воспринятой информации она часто на подсознательном уровне
подвергается определенной переработке.
Кроме того, на сохранение информации воздействуют такие психо логические
факторы, как повышенная внушаемость, склонность субъек та к фантазированию
(особенно у детей и подростков), эмоциональная неустойчивость, стремление
субъекта заполнить пробелы памяти вы мышленными образами и т.д.
И наконец, в ходе исследования перцептивных способностей свиде теля следует
также оценивать и уровень владения им речью: насколько он может правильно
воспроизвести прежде воспринятое.
Поэтому, принимая во внимание отмеченные выше закономерности перцептивной
деятельности, можно рекомендовать постановку следую щих вопросов перед
экспертизой2.
! Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.,
1988. С. 54 2 Здесь и далее большинство вопросов дается в редакции
М.М. Коченова. См.: Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу.
М., 1980; Справочник следователя. Практическая криминалистика: подготовка и
назначение экспертиз: Практическое пособие. М., 1992. Вып. 3. С. 176—183.
Каковы индивидуально-психологические особенности познавательной деятельности
(восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания) свидетеля
(потерпевшего)?
Имеются ли у свидетеля какие-либо индивидуально-психологические особенности,
психические недостатки перцептивной деятельности, существенно снижающие его
способность правильно воспринимать события (предметы) и давать о них
правильные показания?
С учетом индивидуально-психологических особенностей личности свидетеля, его
психического состояния в момент совершения противоправных действий
обвиняемым, а также условий, в которых происходило событие, мог ли свидетель
правильно его воспринимать?
Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности мышления свидетеля,
его психическое состояние в момент восприятия события, мог ли он правильно
понимать его содержание и характер?
Каков уровень развития у свидетеля мышления, памяти, речи? Достаточен ли он
для правильного воспроизведения обстоятельств дела?
Формулируя вопросы перед экспертом-психологом, ни в коем случае не следует
забывать, что судебно-психологическая экспертиза решает вопросы сугубо
психологического характера и ничего общего не имеет с проверкой правдивости
свидетельских показаний, с их правовой оценкой, что является неотъемлемой
функцией органов предварительного следствия,суда.
Если рассматривается уголовное дело об изнасиловании, вопросы могут быть
поставлены с учетом специфики расследования подобного рода преступлений:
Имеются ли у потерпевшей какие-либо индивидуально-психологические особенности
личности, которые могли существенно воспрепятствовать пониманию ею характера
и значения совершаемых с нею противоправных действий либо оказанию
сопротивления обвиняемому?
С учетом индивидуально-психологических особенностей, возраста потерпевшей, ее
умственного развития, перцептивных способностей, психического состояния в
момент нападения на нее могла ли она правильно понимать подлинный характер и
значение совершаемых с нею действий, предвидеть возможные последствия своего,
поведения и поведения обвиняемого?
В ходе расследования изнасилования подобные вопросы, касающиеся перцептивных,
познавательных процессов, могут быть поставлены и в отношении обвиняемого
(особенно молодого возраста). Такой подход допустим, когда в ходе следствия
выявляются признаки “способствующего поведения” потерпевшей, по существу
сыгравшего провоцирующую роль. В результате этого обе стороны могли
неправильно воспринимать, интерпретировать и оценивать поведение друг друга.
В подобных случаях рекомендуется проведение так называемой “двусторонней”
экспертизы с использованием одинакового набора методик исследования личности
как обвиняемого, так и потерпевшей (Л.П. Конышева, М.М. Коченов, О.Д.
Ситковекая).
Как пишет в этой связи М.М. Коченов, предмет такой судебно-пси хологической
экспертизы “имеет существенную особенность: способ ность понимать психическое
состояние другого человека реализуется не только рациональным, логическим
путем, но и в значительной степе ни за счет выработанной жизненным опытом
интуиции и таких психи ческих явлений, как эмпатия, эмоциональная синтонность
и т.п.”'. По
этому объектами экспертизы являются не только перцептивные процес сы, но и
сама ситуация, повлиявшая на эти процессы, в которой оказа лись потерпевшая и
обвиняемый.
При расследовании происшествий, Связанных с управлением раз личными
техническими устройствами, могут быть поставлены вопросы:
Соответствует ли требованиям профессиональной деятельности об виняемого
ситуация, в которой он оказался, уровень развития его мыш ления, внимания,
перцептивных способностей?
Каким образом обстановка происшествия, психическое состояние обвиняемого в
это время могли повлиять на восприятие им тех или
иных обстоятельств, имеющих значение для дела?
Имеются ли у обвиняемого какие-либо недостатки перцептивной, мыслительной
деятельности, которые существенно затруднили или сде дали невозможной
полноценную реализацию им своих профессиональ ных навыков в сложившейся
экстремальной обстановке?
При рассмотрении гражданско-правовых споров в суде о признании
недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения, имеющего
существенное значение, для доказывания данного факта иногда бывает
целесообразно от эксперта-психолога получить ответ на следующий вопрос:
имеются ли у гражданина, заключившего сделку, какие-либо особенности,
недостатки мыслительной деятельности, нару шения перцептивных процессов,
повлиявшие на правильное восприятие и оценку им условий договора, которые бы
способствовали его заблуж дению относительно последствий заключенной им
сделки?
Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой о пси хических,
Страницы: 1, 2, 3
|