бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Роль женщины в российском обществе бесплатно рефераты

другие льготы) ока­залась предпочтительной для женщин, там наблюдается рост

занятости женщин, что чревато для генофонда Рос­сии. Тем более, как показал

опрос — 70% опрошенных женщин не удовлетворены 10-ю из 14 элементов условий

труда, ухудшающих самочувствие и рабочее состояние (шум, физическая нагрузка,

запыленность, вредные хими­ческие вещества, неудобная рабочая поза и т.д.).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предшествующая рыночной

ситуации политика госу­дарства в области женской занятости была направлена на

защиту материнства и детства, но мало уделялось внима­ния повышению

конкурентоспособности женщин в сфе­ре труда, особенно после рождения

ребенка; повышения заинтересованности работодателей в использовании жен­ского

труда с помощью налоговых льгот.

6. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЕТЕ РЕФОРМЫ

ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии со ст. 19 Конституции России муж­чина и женщина имеют равные

права и свободы и равные возможности для их реализации. Что касается прав и

сво­бод, с этим положением еще можно согласиться, если рас­сматривать

проблему с формальной точки зрения, что же касается равной возможности их

реализации, то эта кон­ституционная сентенция не находит надлежащего

под­крепления в текущем законодательстве и не согласуется с реалиями нашей

общественной жизни.

Советское и затем российское трудовое законода­тельство всегда содержало

особые нормы, регулирующие отдельные вопросы использования труда женщин.

Часть этих норм относится ко всем женщинам по признаку их половой

принадлежности, часть связана с исполнением женщинами особой социальной

функции — рождения и воспитания детей. Первая группа норм посвящена особым

правилам охраны труда женщин (запрещение работы в тяжелых и вредных условиях

по специальным перечням работ, ограничение труда в ночное время, установление

предельных норм подъема тяжестей и т.д.). Эти группы норм никогда не

содержали собственно льгот, наоборот, являлись по существу ограничениями

правового статуса женщины, связанными с общественными представления­ми о

необходимости охраны нравственного и физическо­го здоровья женщин.

Другая группа норм действительно предоставляла и предоставляет женщинам ряд

льгот в связи с материн­ством. Эти нормы в том виде, в каком они существуют в

настоящее время, законодательно оформились к 1990 го­ду (См. Постановление

Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. «О неотложных мерах по улучшению

поло­жения женщин, охране материнства и детства, укрепле­нию семьи»). С тех

пор объем этих льгот не уменьшался. Существенно снизились лишь фактические

возможности реализовать их для трудящихся женщин. Это свидетель­ствует о том,

что само по себе законодательное сохране­ние или расширение льгот женщинам

ничего не изменяет в их реальном положении в сфере труда, а только усили­вает

их не конкурентоспособность на рынке труда, закреп­ляя за ними фактический

статус «второсортной» рабочей силы. Поэтому характерно, что как раз женские

органи­зации выступают за отмену «женских» льгот при рассмот­рении проектов

нового трудового законодательства. Меж­ду тем из льгот, закрепленных за

женщинами в связи с выполнением ими функций материнства, неотделимы от

женщины-матери лишь немногие (необходимость перево­да беременных женщин на

легкую работу, предоставление отпуска по беременности и родам, перерывов

кормящим матерям). В связи с этим хотелось бы обратить внимание на конвенцию

МОТ № 156 от 1981 г. о трудящихся с семейными обязанностями. К таким лицам в

соответствии о данной конвенцией относятся как мужчи­ны, так и женщины,

имеющие семейные обязанности в от­ношении находящихся на их иждивении детей,

либо дру­гих ближайших родственников, которые нуждаются в ухо­де и помощи,

когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа и

участия в трудовой (экономической) деятельности. В настоящее время в

соответствии со ст. 167 КЗОТ РФ лишь частично оплачиваемый отпуск по уходу за

ре­бенком до полутора дет и неоплачиваемый отпуск по ухо­ду за ребенком до

трех лет могут быть использованы от­цом ребенка, бабушкой, дедом или другими

родственни­ками, фактически осуществляющими уход за ребенком по выбору семьи.

Остальные же гарантии и льготы, предос­тавляемые женщине в связи с

материнством (ст. 172-1 КЗОТ РФ) распространяются на отцов, а также опекунов

(попечителей) несовершеннолетних лишь в том случае, если они воспитывают

ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав и т.д.).

Представля­ется разумным, во всех случаях семье выбирать того чле­на, который

будет использовать гарантии и льготы, свя­занные с воспитанием детей.

Помимо этого следует признать, что возможности для расширения льгот,

предоставляемых в сфере трудо­вого права в связи с материнством (отцовством),

почти исчерпаны, в некоторых же случаях в ходе реформирова­ния трудового

законодательства, возможно, их дифферен­циация, исходя из реальных

возможностей работодателя, например, в сфере малого бизнеса.

В создании надлежащих условий для материнства в обществе в первую очередь и

должно быть заинтересовано общество (соответственно и государство). Отсюда

вытека­ет положение, что решать проблемы, связанные с создани­ем условий для

рождения и воспитания детей, следует, преж­де всего, средствами права на

социальное обеспечение, а не трудового права. Однако, все разрабатываемые

проекты реформ социального обеспечения этого не учитывают, напротив, активно

игнорируют мысль о том, что рожде­ние и воспитание детей является

самостоятельной сферой общественно-полезной деятельности. Необходимо

напом­нить, что социальное страхование — основная организа­ционно-правовая

форма социального обеспечения в на­шей стране. И тут открываются

принципиальные возмож­ности стимулирования работодателей к использованию

женского труда путем соответствующей организации си­стемы социального

страхования.

7. ПРОФСОЮЗЫ И ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРАВ ЖЕНЩИН

Профессиональные союзы, как на Западе, так и в России, всегда участвовали в

решении «женского вопро­са». Особо оговаривался вопрос о продолжительности

рабо­чего дня для женщин, подростков и детей. В традициях профсоюзного

движения было оказание, к примеру, юри­дической или медицинской (оплата

врача) помощи не только непосредственно члену профсоюза, но и членам его

семьи (жены, дети). Профсоюзы стремились улучшать условия труда женщин,

подростков и детей. Для этого они активно включались в работу «женских

съездов», «съез­дов фабрично-заводских врачей», «антиалкогольных съез­дов»,

как это было в России в начале века.

Защита социально-трудовых прав женщин и по сей день остается в поле зрения

профессиональных союзов всех стран. Сегодня для России это весьма актуальная

проблема. К сожалению, сейчас женщина оказалась, по­жалуй, самой незащищенной

категорией населения. Не­смотря на то, что принципы равноправия мужчин и

жен­щин закреплены в Конституций РФ, КЗОТе, Законе «О занятости населения» и

других документах. В сфере тру­да объективно сохраняется разделение на

«мужские» и «женские» профессии и отрасли. Большая часть женщин занята в

ограниченном количестве профессий на сравни­тельно низком должностном уровне.

Женщины больше, чем мужчины, заняты ручным и малоквалифицированном трудом,

несправедливо много их работает на тяжелых физических работах и на

производстве с вредными условиями труда. Причем уровень заработанной платы в

тра­диционно «женских» отраслях значительно ниже. Высок и удельный вес женщин

среди безработных — 62% . Две трети потеряли работу в результате

высвобождения. В последние годы женщины заметно вытесняются из финан­совой

сферы, где заработки существенно выше. Несмот­ря на высокий уровень

образования (из числа работаю­щих имеют высшее образование 19,6% женщин и

16,8% мужчин) — профессиональную карьеру делают незначи­тельное число женщин.

Происходит рост травматизма на производстве. Ежегодно травмы получают от 70

до 80 тысяч женщин-работниц*(4).

К сожалению, те права и гарантии, которые запи­саны в законах, реализуются

очень скверно. В итоге по­лучается совсем неприглядная картина. Сегодня

работодатели часто нарушают трудовое законодательство Профессиональным

союзам, приходится иметь дело с на­стоящей дискриминацией» с незаконным

увольнением матерей-одиночек, женщин, находящихся в отпуске по беременности и

родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

Профсоюзы сегодня предлагают срочно разрабо­тать скоординированную программу

по выводу женщин из тяжелых, вредных и опасных условий труда. Они тре­буют

принять меры, которые позволят хотя бы уменьшить влияние вредных и опасных

факторов на здоровье жен­щин, обеспечить их индивидуальными средствами

защи­ты, постепенно заменять оборудование. Профсоюзы тре­буют и изменения

политики доходов. Учитывая, что большая часть женщин занята в организациях,

финансируемых за счет средств бюджета, они добиваются законодатель­но поднять

зарплату бюджетных организаций.

В Программе действий ФНПР до 2000 года, приня­той III съездом ФНПР, записано,

что профсоюзы будут гарантом социального мира и, в частности, в

осуществ­лении профсоюзного контроля за реализацией федераль­ных и

региональных программ по защите семьи, женщин, молодежи и детей.

Наиболее эффективным в защите социально-трудо­вых прав женщин сегодня

остается социальное партнер­ство. Заключение соглашений на разных уровнях и

кол­лективных договоров всегда предусматривает и решение «женского вопроса».

В условиях правового беспредела российским проф­союзам очень важно привести в

соответствие наши право­вые нормы в сфере труда с международными. Это, с

одной стороны, будет способствовать расширению профсоюзно­го лоббирования, а

с другой, даст возможность требовать от зарубежных предпринимателей,

работающих в России, соблюдать законы, регулирующие трудовые отношения.

Именно поэтому Федерация Независимых Профсо­юзов России активно включилась в

работу над програм­мой подготовки и ратификации Российской Федерацией

«Европейской социальной хартии».

«Европейская социальная хартия» наряду с «Евро­пейской конвенцией о защите

прав человека и основных свобод» является наиболее важным документом Совета

Европы в сфере обеспечения прав человека. И если Кон­венция является

преимущественно инструментом защиты гражданских и политических прав, то

Хартия посвящена защите социальных прав, в т.ч. и женщин.

В «Европейскую социальную хартию», принятую еще в 1961 году, в 1996 году

внесены дополнения. Сегодня очень важно, чтобы Россия, вошедшая в Совет

Европы, ее рати­фицировала. Дополненная Хартия уже подписана девятью

государствами: Бельгией, Кипром, Данией, Финляндией, Францией, Грецией,

Италией, Португалией и Швецией. После того, как ее ратифицируют хотя бы три

государства, она вступает в силу, что ожидается в 1998 году*(4).

Среди прочих гарантий «Европейская социальная хартия» предусматривает

гарантии трудящимся женщи­нам, права матери и семьи, права детей. Статьи 4,

п.3,7, 8,16, 20, 27 предусматривают право женщин на справед­ливое

вознаграждение за труд равной ценности с мужчи­нами; право детей и молодежи

на специальную защиту от физических и моральных рисков; права работающих

«Солидарность», 1998, № I женщин на охрану материнства; специальную защиту

се­мьи; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без

дискриминации по признакам пола; право работников с семейными обязанностями

на равные возможности и на равное обращение.

Для профсоюзов очень важно, что в новую редак­цию Хартии внесена статья о

том, что профсоюзное член­ство или участие в профсоюзной работе в нерабочее

вре­мя или с согласия предпринимателя в рабочее время не должно составлять

уважительные причины прекращения трудовых отношений (Ст. 24, п.3).

8. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ

Политические права женщин, закрепленные в меж­дународном и национальном

законодательстве, являют­ся элементом общечеловеческих ценностей и идеалов,

ме­ханизм реализации которых в значительной степени за­труднён тем, что в век

информатизации, политика остаётся ещё преимущественно сферой мужской

деятельности.

Согласно Конвенции о политических правах жен­щин 1953 г. женщины имеют право

без какой-либо диск­риминации голосовать ни всех выборах наравне с

мужчи­нами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения,

требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-

государственной службе. Многие страны ратифицировали эту Конвенцию, в том

числе и СССР, однако женщины на планете занимают все­го 14% управленческих

должностей, 6% постов в кабине­тах министров, 11% мест в парламентах*(13).

Поэтому ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении

женщин 1979 г. понятие «дискриминация» в отношении женщин трактует как любое

различие, исклю­чение или ограничение по признаку пола, которое направ­лено

на ослабление или сводит на нет признание, исполь­зование или осуществление

женщинами прав и свобод, в том числе и политических. Конституция Российской

Фе­дерации 1993 г. также закрепила не только равенство прав и свобод мужчин и

женщин, но и равные возможности их реализации. Это указание не может

истолковы­ваться элементарно. Общепризнанно социальное значение материнства и

роль женщины в продолжении рода, вслед­ствие чего женщина нуждается в

дополнительных гаран­тиях равенства в сфере реализации не только социально-

экономических, но и политических прав. Провозглашен­ное в Конституции России

равенство граждан перед законом и право без всякой дискриминации на равную

защиту прав и законных интересов вовсе не означает, что различные категории

граждан имеют равный правовой статус. В законодательстве имеется большое

количество норм и даже отдельных законов, посвященных особенно­стям правового

статуса детей, молодежи, женщин. Эти особенности, связанные с возрастом,

полом касаются раз­личных, сфер общественных отношений, в том числе и

политических.

Проблема реализации избирательных прав женщин в России была решена с принятием

Конституции РСФСР 1918 г.. В состав же 1 Съезда народных депутатов СССР в 1988

году было избрано 15% женщин — вдвое меньше, чем до демократических

нововведений. Причём большая часть депутатов-женщин была избрана от КПСС и

других общественных объединений, на выборах в парламенты союзных республик в

1990 году доля женщин-депутатов не превышала 5%. Примерно на этом же уровне она

держится и теперь, так в Республике Беларусь депутаты-женщины в парламенте

составляют 4,5% в то время, как в парламенте Турции их 11%. Общеизвестно, что в

скандинавских странах, где в парламентах женщины-депутаты составляют порядка

40%, политика малоагрессивна и конструктивна, приоритетами в ней являются

защита прав человека и социального благосостояния. Опыт этих стран показал, что

женщины приходят во власть, как правило, пройдя школу политических партий и

иных общественных движений, имея опыт работы с людь­ми. Так, в Голландии в

каждой политической партии, имеется 35% квота для женщин; программа

«равных возмож­ностей» в США вынуждает из числа претендентов на различные

должности выбирать в первую очередь женщин*(13).

Нельзя согласиться с тем, что введение квот для устранения фактического

неравенства создаёт новое неравенство, поскольку «квотные» назначенцы

уступают уровне профессионализма тем, кто получил место в парламенте или ином

органе государства в результате свободной конкуренции. Так, подбор «квотных»

кандидатов депутаты в рамках партии или иного общественного движения также

характеризуется конкурентной борьбой.

Путь реализации политических прав женщин в России, как и в других странах,

лежит через создание женс­кой политической партии, которая бы представляла и

защищала в парламенте интересы, прежде всего женщин-избирательниц, которых на

9,5 млн. больше, чем мужчин, а среди пенсионеров, которые более активны на

выборах, — их больше в 2,5 раза. Так, движение «Женщины России» — прототип

политической партии, на выборах в Государственную Думу в 1993г. получили 46

мандатов более 10% общего состава депутатов Думы.

В законе о политических партиях и иных законодательных актах особое внимание

законодателя должен привлечь механизм реализации провозглашенных Конституцией

равных прав и свобод мужчин и женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По-моему, переход от одной системы общественных отноше­ний к другой, как это

происходит в нашей стране, неиз­бежно влечет за собой изменения

законодательной базы, в том числе и в отношении прав и интересов женщин.

Прежде всего это касается конституционных норм. В ныне действующей

Конституции РФ осталась формулировка:

«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их

реализации». В то время как в Конституции СССР была статья 35, которая не

только закрепляла равные права женщин и мужчин, но и гаран­тировала

осуществление этих прав. В совокупности кон­ституционных гарантий выделялись

две группы гарантий. К первой из них относились те, которые обеспечивали

равноправие женщины как гражданки и трудящейся, т.е. равные с мужчинами

возможности в получении образо­вания, профессиональной подготовки, в труде,

вознаграж­дении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и

культурной деятельности.

Ко второй группе гарантий относились конститу­ционные установления,

учитывающие выполнение мате­ринских функций и обеспечивающие возможности для

совмещения профессионального труда и семейно-бытовых обязанностей. В числе

этих гарантий были: специальные меры по охране труда и здоровья женщин,

создание усло­вий, позволяющих сочетать труд с материнством.

Дополнительные гарантии равенства женщин содер­жались в ст.53 советской

Конституции были конкре­тизированы формы государственной заботы о семье —

со­здание и развитие широкой сети детских учреждений, организация и

совершенствование службы быта и обще­ственного питания, а также различные

виды пособий и льгот.

Все это полностью соответствовало международным Конвенциям ООН. К сожалению

эффективного механизма контроля за их соблюдением разработано не было.

Мне кажется, что сегодня Конституция РФ не содержит никаких га­рантий

равенства прав женщин, а статья 38 п. 1 лишь су­рово констатирует:

«Материнство и детство, семья нахо­дятся под защитой государства». Фраза эта

оставлена лишь потому, что та же самая Конституция признает вер­ховенство

международных актов. Фактически же дело обстоит совсем наоборот: в бюджете

отсутствуют соот­ветствующие статьи расхода, а при хроническом его де­фиците

урезаются в первую очередь расходы на пособия по материнству и детству, не

говоря уже о том, что мно­гие родовспомогательные и детские учреждения

закрыты из-за отсутствия бюджетного финансирования. В капиталистических

странах занятость женщин растет в связи с коренными изменениями условий

труда, расширением гибких форм занятости, сопровождается высокой степенью

индустриализации сферы быта, а так­же такими общераспространенными явлениями,

как рост цен, инфляция, необходимостью заработка.

В нашей стране причины высокой занятости женщин были связаны с

индустриализацией народного хозяйства, разрушениями Великой Отечественной

войной, экстенсивным развити­ем экономики в 60-е годы, созданием новых

рабочих мест с сохранением устаревших технологий, необходимостью еще одного

заработка в семье.

Вместе с тем интенсивное вовлечение женщин в об­щественное производство, рост их

образовательного уров­ня оказали существенное влияние на возможность

реали­зации личности в различных сферах, включая обществен­но-политическую. Все

это изменило их потребности, духовный мир, формы жизнедеятельности, статус в

обще­стве, нашло соответствующее отражение в правовых нор­мах и правовой

культуре. Однако на положении женщин негативно сказалось отсутствие

верховенства закона, а также принятие законодательных актов, не подкреплен­ных

материальным и финансовым обеспечением, напри­мер, решение высвободить женщин с

тяжелых работ не было подкреплено созданием рабочих мест для них с

бла­гоприятными условиями труда.

Представленные в реферате главы преследуют одну, первостепенную задачу —

показать безответственное отношение нынешнего государства к главному субъекту

общественных отношений, к женщине. Древние давно сказали истину, суть

которой заключается в том, что желание увидеть стабильное государство и

общество требует взглянуть на отношение в них к женщине — матери,

воспитательнице.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СТАТЬИ

1. Балибалова Д.И. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин.

– СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

2. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и

свобод граждан(теория и практика). – Спб., 1998.

3. Гоппе Э.Ю. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. –

СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

4. Григоян Э.Е. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. –

СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

5. Зиновьев А.В. Энциклопедия правоведения для абитуриентов и студентов

юридических вузов. Основы конституционного права. – СПб.: СКФ «Россия

–Нева», 1996.

6. Келехсаева Г.Б. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин.

– СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

7. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909;

Общество и материнство. Петроград., 1916.

8. Корбут Я.В., Поленина С.В. Международные Конвенции и Декларации о

правах женщин и детей (Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в

отношении женщин). – М., 1997.

9. Никифорова Н.Н. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин.

– СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

10. Пасешникова Л.А. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. –

СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

11. Петражицкий Л.И. О равноправии женщин. СПб.,1907.С.7

12. Романенкова Г.М. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. –

СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

13. Челышева О.В. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. –

СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

14. Хвостов В.М. О равноправии женщин. М., 1911. С.12

ДОКУМЕНТЫ

15. Венская декларация и программа действий.

16. Всеобщая декларация прав человека.

17. Кодекс Законов о Труде РФ.

18. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

19. Конвенция о политических правах женщин.

20. Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин

и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями.

21. Конституция РФ (1993).

22. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

23. Международный пакт о гражданских и политических правах.

24. Пекинская декларация.

Страницы: 1, 2, 3