бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Роль женщины в российском обществе бесплатно рефераты

Реферат: Роль женщины в российском обществе

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................2

1. Международно-правовые основы защиты прав и интересов

женщин и их реализация в современной России.............3

2. Русские юристы о равноправии женщин...................6

3. Государственная политика в отношении женщин и ее отражение в

законодательстве Российской Федерации..................8

4. Признание, соблюдение, защита прав российских женщин как

основная обязанность государства.......................9

5. Реализация прав российских женщин на труд в современных

условиях....................................11

6. Некоторые проблемы правового регулирования труда женщин в свете

реформы трудового законодательства...................13

7. Профсоюзы и защита социально-трудовых прав женщин.........15

8. Проблемы реализации прав женщин в России............17

Заключение....................................19

Список литературы................................21

Введение

Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических,

идеологических, экономичес­ких, социальных и юридических норм. Одним из

важнейших направлений социально-правовой защиты является защита прав и

интересов женщин.

По-моему, экономика и политика изменили систему обще­ственных отношений в

нашей стране и места в ней жен­щины. Жизнь обнажила расхождения между

декларация­ми и реальностью.

Мне кажется, что кризис в экономике, сниже­ние реальных доходов, нарастание

социальных и нацио­нальных конфликтов, политическое и идеологическое

противоборство — все это оказывает крайне негативное влияние на положение

женщин, как в сфере занятости, так и в общественно-политической деятельности.

Поэтому, развитие нашего общества имеет немало специфи­ческих черт, не

позволяющих прямо переносить зарубеж­ный опыт решения женского вопроса. Но

представляется целесообразным сопоставление концептуальных подхо­дов,

общемировых тенденций изменения положения жен­щин в обществе, происходивших в

70—80 гг. Это имеет практическое значение, так как развитие рыночной

эко­номики в России формирует условия, близкие к тем, в ко­торых экономически

развитыми странами накоплен опыт решения проблем женщин, в том числе

законодательным путем.

По-моему, необходимо признать равную значимость профес­сионального труда,

семейно-бытовых функций, обще­ственно-политической деятельности, как для

женщин, так и для мужчин. И, исходя из эгалитарной концепции, фор­мировать

национальные программы, расширяющие для женщин выход в сферу профессиональной

деятельности и общественной, а для мужчин — в сферу семьи и воспи­тания

детей. В основе такого подхода лежит высокий уро­вень развития

производительных сил, демократические традиции, психологический настрой,

правовая культура и, конечно, особо важна соответствующая правовая база.

Считают, что женщина по природе должна рожать детей, воспитывать их и быть

хранительницей домашнего очага, а на это прав не надо. Я считаю, что одни из

главных вопросов, которые надо рассмотреть это:

1. Реализация прав и интересов женщин в современной России.

2. Обязанности государства в отношении женщин.

3. Реализация политических прав женщин в России.

Несмотря на наличие правовой базы, механизма реализации и конт­роля за

исполнением правовых документов по данному воп­росу нет. Отсутствует и

просветительская деятельность в области прав женщин. Пассивную позицию по

этой пробле­ме заняли профессиональные союзы, а средства массовой информации

в противовес государственной политике осу­ществляют прямую дискриминацию

женщин, выставляя ее как объект сексуальной эксплуатации. Это, в числе прочих

причин, способствует росту насилия в отношении женщин, а также увеличению

преступности в обществе.

Незащищенность женщин в сфере общественного производства, недоступность для

значительной части семей качественного медицинского обслуживания, бытового,

культурного — все это сконцентрировано в по­казателе де популяции населения.

Смертность населения превышает рождаемость уже в 2 раза. Кто будет жить в 21

веке и для кого проводятся реформы?/

Женщины России как носительницы генофонда на­ции требуют первоочередной

защиты своих прав и интересов.

1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ЖЕНЩИН И ИХ

РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Российским женщинам приходится бороться за свои права на протяжении всего 20

века. 90 лет назад на I Все­российском Женском съезде (1908 г.) женщины

требова­ли прежде всего политических прав. В 1913 г., впервые отмечая

Международный женский день 8 марта, они по­требовали соблюдения своих прав

гражданки, тружени­цы и матери. Эти требования русских женщин-работниц

основывались на научных выводах, сделанных А.М. Коллонтай, которая, изучив

положение женщин в России и, исследовав законодательство в отношении женщин

в европейских государствах, обосновала необходимость участия государства в

защите прав женщины-труженицы, женщины-матери*(7).

Политические права российские женщины в полном объеме получили в 1917 году,

политика же равноправия законодательно была закреплена в Конституции 1918

го­да, а затем во всех советских Конституциях. Дискриминация женщин не носила

явного характера, и законодательство страны (СССР) в вопросе равноправия

соответствовало международным стандартам и фактически, в основном,

реализовывалось.

Ситуация резко ухудшилась в связи с попытками перехода к рыночным отношениям.

Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен­щин

(ст.7)*(8) не выполняется. Политические права женщин реализуются не в полной

мере: реализуется только пас­сивная их часть — участие в выборах, а активная

часть — участие в принятии решений на всех уровнях законода­тельной и

исполнительней власти — реализуется не пол­ностью. Если в 1985 г. доля женщин

в Верховном Совете СССР составляла 32%, то в 1993 г. их доля в Федеральном

Собрании Российской Федерации составила 11%, а в 1995 г. всего лишь 7%. В то

же время доля женщин в составе населения РФ состав­ляет 52%.

Основные цели законотворческой деятельности в части обеспечения равных прав

на рынке труда должны быть в законодательном закреплении возможности

пре­доставления женщине рабочего места и самостоятельно­го дохода. Однако

именно среди женщин самое большое количество безработных. Между тем вклад

женщин в со­вокупный доход семьи составляет 40%, а в последние годы в связи с

увеличением темпов распада семей, увеличи­вается удельный вес так называемых

«материнских» се­мей, где женщина является единственной кормилицей. Рождение

ребенка резко сни­жает уровень благосостояния семьи, отбрасывая ее за грань

нищеты. Поэтому многие молодые женщи­ны, оказавшись перед дилеммой: ребенок

или професси­ональная занятость, делают выбор в пользу последнего варианта. А

в результате —депопуляция населения Рос­сии, и благими пожеланиями и

призывами эту проблему не решить. Необходима четкая правовая регламентация и

государственные гарантии, реальный размер пособий по материнству и детству, а

не экономия бюджетных средств за счет женщин и детей. Статья 19 Конституции

РФ требует дополнения в части гарантий реализации по­литики равноправия, а

также санкций в случае несоблю­дения этих прав.

В ста­тье 38 Конституции, где говорится, что материнство и дет­ство, а также

семья находятся под защитой государства. Хороша защита, если в 1997 г. новое

пенсионное законо­дательство изъяло из трудового стажа, влияющего на раз­мер

пенсии, не только время отпуска по уходу за младен­цем, но даже и сам отпуск

по беременности и родам!

Все это противоречит статье 7 Конституции РФ, где говорится, что

Российская Федерация — социальное го­сударство, политика которого направлена на

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека,

обеспечивает государственную поддер­жку семьи, материнства, отцовства и

детства.

По проверке Генеральной прокура­турой РФ было выявлено, что 3,5 млн. женщин

трудятся в неблагоприятных условиях, а законодательные акты по охране труда

нарушаются на каждую шестом предприя­тии. Конечно, сегодня эта проблема

осложнена безрабо­тицей. Работодателям невыгодно нести затраты на охра­ну

труда женщин, и сегодня уже есть обращения самих женщин снять все запреты и

ограничения на вы­полнение женщинами любых работ, в том числе и под зем­лей,

что противоречит Конвенции Мот № 45. При этом в качестве аргумента

вы­ставляется все та же, нечетко прописанная статья 19 Кон­ституции.

В истории нашей страны это уже было при переходе от аграрной

экономи­ки к промышленной — в конце 19 — начале 20 в. Дело в том, что

существует дискриминация и в оплате труда, при­чем с переходом к рыночной

экономике разрыв в оплате труда женщин и мужчин растет. Свою «лепту» в это,

как ни странно, вносят и профсоюзы. Регулярно подсчиты­вая минимальную

потребительскую корзину для женщин, они ее занижают, не учитывая в ней

специфические по­требности женщин.

В законодательных актах должно быть закрепле­но право женщин на повышение

квалификации, перепод­готовку, особенно после рождения ребенка, а также

пос­ле перерывов в работе, связанных с материнством. Это также должно

касаться и жен военнослужащих, которые, проживая по месту воинской службы

мужа, как правило, не имели возможности трудиться из-за отсутствия там

ра­боты для женщин. Теперь они также лишены права вклю­чать эти годы в стаж,

необходимый для исчисления пен­сии. И трудоустроиться, особенно по ранее

полученной специальности, после длительного перерыва в работе весь­ма

проблематично. Такие коррективы следовало бы вне­сти в закон РФ «О

занятости».

Сегодня нарушаются и трудовые права женщин, находящихся в отпуске по уходу за

ребенком. Законода­тельное введение такой нормы, как отпуск по уходу за

ребенком, без сопровождения защитным механизмом со­хранения рабочего места

при выходе из него стало еще одним фактором дискриминации. Жизненность

отпуска по уходу за ребенком для родителей должна подкрепля­ться механизмом,

позволяющим сохранить квалифика­цию, а также выплатой пособий,

соответствующим соци­альным стандартам.

Прива­тизация в нашей стране началась именно с ее разрушения. Практически

оказалась разрушенной государственная си­стема внешкольного и значительной

части дошкольного образования. Свертывание деятельности предприятий службы

быта увеличило и без того высокую загруженность женщин, лишив их свободного

времени, а заодно и учреж­дений культуры.

Но самым вопиющим фактом дискриминации явля­ется введение принципа платности

медицинских услуг. Ре­зультатом этого является рост материнской смертности,

рождение больных детей, резкое сокращение населения во всех субъектах

Российской Федерации за исключением Северо-Кавказского региона с традиционно

высокой рожда­емостью. Дело дошло до того, что правительство России на IV

Всемирной конференции женщин (Пекин 1995) было вынуждено взять на себя

обязательство: создать условия для снижения материнской и младенческой

смертности. Однако это обязательство, как и Международный пакт об

экономических, социальных и культурных правах, ратифи­цированный нашей

страной, не выполняются*(1).

Во мно­гих странах женское и семейное предпринимательство получает

государственную поддержку в виде налоговых льгот, гарантий по кредитам,

лизинга на особых услови­ях и т.д. Обычно это касается малого и среднего

бизнеса в социальной сфере, сферы бытовых услуг. В учебных заве­дениях

создаются бизнес-инкубаторы при поддержке го­сударственных либо местных

органов власти. Проблема занятости молодежи, а особенно женской ее части,

везде стоит достаточно остро, но есть примеры положительно­го ее решения.

В ряде экономически развитых стран существует закон «О рав­ных правах и

равных возможностях женщин и мужчин», который регулирует процессуальные и

процедурные сто­роны реализации принципа равноправия, а также уста­навливает

порядок контроля за осуществлением на прак­тике норм законодательства. Так, в

Швеции действует «Акт о равенстве между мужчинами и женщинами»*(1), ко­торый

регулирует эту проблему в сфере трудовой деятель­ности. Существует институт

омбудсмена, а также другие варианты и механизмы недопущения дискриминации

жен­щин, вплоть до обращения в Европейскую комиссию по правам человека и

Европейский суд по правам человека, куда теперь могут обращаться и россиянки.

Для выработки же национального механизма защи­ты прав и интересов женщин

России следовало бы прове­сти, во-первых, экспертизу существующего

законодательства России, во-вторых, разработать крите­рии и подходы к оценке

дискриминации в отношении женщин, в-третьих, провести анализ действующего

меха­низма контроля за соблюдением, международных и рос­сийских

законодательных актов в отношении прав жен­щин. Такая работа требует

объединения усилий специа­листов разных отраслей и не может строиться лишь на

энтузиазме.

2. РУССКИЕ ЮРИСТЫ О РАВНОПРАВИИ ЖЕНЩИН

Проблема равноправия женщин всерьез начинает подниматься в России в конце 19

-начале 20 века. Это было вызвано тем, что в обществе стали складываться

новые общественные отношения в связи с изменением правовой системы. Но женщин

она не коснулась. Положение жен­щин оставалось неравноправным. Оно сложилось

под влиянием следующих причин: во-первых, оно явилось ре­зультатом

общественного разделения труда, когда в эко­номической жизни общества

огромное значение имела физическая сила. Второй причиной являются

политичес­кие условия старого времени: принижение женщины было неизбежно и

вполне допустимо при таком режиме, когда все население состояло, в сущности,

не из «граждан», а из «подданных». Главной же задачей женщины в таком

об­ществе было воспитание мирных подданных, а для этого ей права были не

нужны и даже вредны.

И вот русские женщины начали борьбу за свои права.

B начале 20-го века профессор Московского Уни­верситета В.М.Хвостов*(3) в

своих работах «Женщина и человеческое достоинство» и «О равноправии женщин»

писал о необходимости предоставления женщинам, прежде всего политических

прав, которые означают из­бирательное право, т.е. право избирать и быть

избран­ными. Женщинам же, бесправным в этом отношении, в утешение говорили,

что они и без того имеют большое влияние на политическую жизнь: ведь

большинство мужчин в их руках и подчиняются их обаянию. Такая точка зрения,

отсылающая женщин к закулисным инт­ригам, не соответствовала в полной мере не

только су­ществу дела, но и человеческому достоинству женщин, писал профессор

Хвостов. Он также считал необосно­ванным довод противников предоставления

политичес­ких прав женщинам, дескать, будучи вовлеченной в по­литику они

будут меньше уделять внимания семье и домашнему хозяйству, но ведь

осуществление избира­тельных прав не отвлекает мужчин от отцовских и дру­гих

обязанностей.

Еще одним аргументом в пользу равноправия жен­щин он считал то, что

привлечение женщин к активной политической жизни значительно поднимет

нравственный уровень самих женщин.

В своей публичной лекции «О равноправии жен­щин», прочитанной во Владимире и

Москве в 1906 г. он говорил: «... Я считаю, вопрос о равноправии женщин одним

из самых важных социальных вопросов нашего времени, даже важнейшим, стоящим

наряду с вопросом

о положении рабочих классов. Дело идет в моих глазах об исправлении вопиющей

социальной несправедливости»*(14).

Другой русский юрист, депутат Государственной Думы и профессор Санкт -

Петербургского Университета, представитель Психологической школы права

Л.И.Петражицкий*(3) писал: Предоставление женщинам политичес­ких прав и

возложение на них политических обязаннос­тей — это средство заставить людей

оставить эгоистичес­кую узость интересов и поднять их до радения об общем

благе Дети таких матерей, которые с воодушевлением и энтузиазмом будут

относиться к великим идеям и зада­чам, впитают в себя общественную

культуру...»*(11).

Передовые люди того времени не могли не осозна­вать необходимость полного

допущения женщин к заня­тию государственных должностей.

Исследуя женскую проблему, юристы того времени отмечали нелогичность

государства в этом вопросе: при повсеместном поддержании версии о женской

Страницы: 1, 2, 3