бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Роль женщины в российском обществе бесплатно рефераты

неполно­ценности, в отношении обязанностей государство не пре­дусматривало

различий между женщинами и мужчинами. Налоги женщины платили в том же

размере, что и муж­чины. Перед уголовным судом они отвечали на тех же

основаниях, что и мужчины. Если закон и делал некото­рое снисхождение к

беременным женщинам, то уж не из-за внимания к женщине, а, скорее, из-за

внимания к ребен­ку. В остальном же отношение уголовного закона к жен­щине

было явно пренебрежительное.

Оппоненты напоминали радеющим за равноправие женщинам о воинской повинности,

которую они не несли, может быть, именно потому, что не признавались равными

мужчинам в правах, а следовательно и в обязанностях. По этому поводу Хвостов

В.М. писал, что женщины несут повинность другого рода: они дают Родине

будущих ад­миралов и полководцев, платя кровавую дань своими жиз­нями, ведь

по статистике того времени смертность при ро­дах превышала количество

погибших в войне.

Мы можем прийти к следующему выводу: русские юристы, активно включившись в

борьбу за равноправие женщин, смогли убедительно доказать необходимость

предоставления им прав, равных правам мужчин, во всех сферах жизни, умело

выстроив логичес­кую цепочку аргументов. Они поддержали женское дви­жение за

равноправие, активно участвовали в работе Пер­вого Всероссийского Женского

Съезда (1908 г.). В 1911 г. женщины получили избирательное право при выборах

в волостное земство. Политические же права были даны им в полном объеме в

1917 г, конституционно закрепленные в 1918 г.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Изменения в различных сферах деятельности Россий­ского общества оказывают

значительное влияние на поло­жение женщин, реализацию их прав и свобод. В

условиях перехода к рынку, усиления экономического кризиса про­блемы

ликвидации дискриминации женщин, вовлечения их в процесс развития приобретают

особую остроту и тре­буют выработки единой государственной политики. Од­ним

из ее важнейших направлений является ее законода­тельное оформление.

Конституция РФ (1993 г.) содержит статью 19 п.3, где говорится о равноправии

женщин, однако отсутству­ют гарантии его реализации и санкции за нарушения

это­го принципа.

Еще до принятия действующей Конституции был издан Указ Президента РФ «О

первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (от

4:03.1993 г. № 337), в котором отмечалось, что Россия не выполняет свои

обязательства по Конвенции ООН о лик­видации всех форм дискриминации в

отношении женщин.

Данным Указом признавалась необходимость осу­ществления целостной

государственной политики по улуч­шению положения женщин в качестве одного из

приори­тетных направлений социально-экономической полити­ки государства.

В целях реализации этого Указа распоряжением Президента была создана Комиссия

по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской Федерации (от

11.05.1993г.).

В Положении об этой Комиссии говорится, что она является коллегиальным

консультативным органом, осу­ществляющим предварительное рассмотрение и

подготов­ку предложений по вопросам женщин, семьи и детей для Президента РФ.

В связи с подготовкой к IV Всемирной конферен­ции по положению женщин

«Действия в интересах равен­ства, развития и мира» правительственным

распоряжени­ем был создан Национальный Совет (от 19.06.93 г. № 1103),

которому вменялось в обязанность организовать всю подготовительную работу на

государственном и местном уровнях, включая подготовку правительственного

докла­да, а также работу по участию РФ в международных ме­роприятиях,

проводимых в рамках подготовки и прове­дения указанной конференции.

В 1996 году (от 8.01.96 г. № 6) было принято По­становление Правительства

РФ«О концепции улучше­ния положения женщин в РФ», где определена общая

стратегия и приоритетные направления государствен­ной политики в отношении

женщин. Концепция исхо­дит из того, что права женщин являются неотъемлемой

частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политике,

экономике, социальной и культурной жизни на всех уровнях, включая

междуна­родный, должно стать главной целью государственной политики в области

улучшения положения женщин в России.

4. ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ, ЗАЩИТА ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН КАК ОСНОВНАЯ

ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Впервые поставленный еще в конце 19 — начале 20 века вопрос о правовом

положении женщины в российс­ком государстве сегодня, на пороге нового

столетия воз­никает вновь с не меньшей актуальностью. В современном обществе,

когда права человека и гражданина провозгла­шаются «высшей ценностью», а

государство считает при­оритетной обязанностью соблюдать и защищать эти права

и свободы, зачастую на практике существует ситу­ация фактического неравенства

правового положения мужчин и женщин, отсутствие равных возможностей для

реализации этих прав и свобод. Статья 19 (ч.2.ч.3) Кон­ституции Российской

Федерации провозглашает равен­ство прав и свобод независимо от пола, но,

очевидно, про­возглашение равных прав мужчин и женщин должно ос­новываться не

только на запрещении дискриминации женщин, но и дополняться созданием

оптимального, дос­таточно эффективного механизма реализации этих прав и

свобод. Роль женщины как основы семьи, социальное значение материнства

позволяют говорить о том, что об­щество и государство обязаны создавать

женщине специ­альные гарантии для реализации их прав, данный вопрос нельзя

сводить только к формальному равенству прав женщины и мужчины.

Конституционное формула «высшая ценность» (ст. 2 Конституции РФ) — понятие,

прежде всего, правовое. Исполнение этой обязанности государством состоит,

глав­ным образом, в осуществлении трех важных моментов: признание,

соблюдение, защита прав женщины в России.

К 90-м годам нашего столетия, думается, мы при­шли не с лучшими результатами.

Накопленный в течение десятилетий опыт создания системы правовой защиты

женщины разрушался и терялся на глазах. Государство не реализовыва­ло одну из

главных своих целей: забота о женщине, обес­печение ее свободного и

достойного развития, ее прав и свобод.

Только спустя три года после принятая Конституции, после провозглашения

формального равенства в правах мужчин и женщин, в 1996 году начинает

формироваться система нормативных актов о правах женщины в России,

необходимая для осуществления на практике конституци­онного принципа равных

прав и равных возможностей, для соблюдения прав женщины в единстве общих прав

и сво­бод человека (указе Президента РФ «О повышении роли женщин в системе

федеральных органов государственной власти и органов государственной власти

субъектов Российской Федерации»).

На федеральном уровне признается, что сущест­вуют отличительные черты

статуса женщин, вызываю­щие «особую озабоченность» органов государственной

власти и управления РФ. Это такие особенности пра­вового положения женщин, как

крайне низкое предста­вительство женщин в федеральных и органах власти

субъектов Федерации, на руководящих производствен­ных постах и в

предпринимательстве; не обеспечение равных прав на рынке труда;

неблагоприятная ситуация, влияние негативных последствий межнацио­нальных и

военных конфликтов и т.п. К сожалению, в Концепции Правительство РФ практически

не обозна­чает причины сложившейся ситуации, а лишь ограни­чивается

констатацией фактов. Важен сам подход, попытка обозначить проблемные моменты, и

на основании их наметить первые шаги по реализации политики равноправного

участия женщин в политичес­кой, экономической, социальной и культурной

облас­тях жизни на всех уровнях.

В качестве основных направлений деятельности го­сударство предлагает как

обобщение информации о пра­вовом положении женщины (экспертиза

законодательства РФ на предмет соответствия законодательства РФ о пра­вах

женщин международным стандартам о правах челове­ка, организация сбора

статистических данных об участии жен­щин в государственной и общественной

жизни), так и про­ведение конкретных мероприятий по реализации плана

(обеспечение необходимого минимального уровня потреб­ления продуктов питания

для беременных, кормящих ма­терей, по доступным ценам; развитие сети

физкультурно-оздоровительных и спортивных женских, семейных клубов; развитие

учреждений социального обслуживания и др.).

Хотелось бы отметить, что реализация целого ком­плекса задач в сфере

правового положения женщин воз­можна только при активном участии регионов,

которым, согласно данной программе, всего лишь рекомендовано составить

подобные планы в течение нескольких лет. Кро­ме того, вызывают некоторое

сомнение сроки исполне­ния многих мероприятий, определенные в федеральной

программе достаточно неоднозначно.

Тем не менее, государство приступило к обязаннос­ти разрешить проблему в сфере

правового положения женщины в России, признав и определив на

государствен­ном уровне основные направления, задачи, методы их разрешения на

ближайшие три-четыре года. Следующие шаги — соблюдение и защита прав

российских женщин — напрямую связаны с изложенным выше механизмом и, хочется

верить, будут решительными и эффективными, ибо только тогда можно говорить и о

новой российской государственности, и о гуманистической сущности

кон­ституционного строя в целом.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН НА ТРУД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В ходе социально-экономических перемен в России состоялся переход к рыночной

экономике, образовал­ся рынок труда. Ситуация усугубляется продолжающим­ся

кризисом российской экономики, который привел к падению производства на 50% и

резкому сокращению числа рабочих мест. В результате только за 1992—1995 гг.

численность занятых в экономике уменьшилась на 10% (7,4 млн. чел.). В 1996г.

численность работников сократи­лась еще на 2 млн. чел. При этом за весь

период высво­бождено (по инициативе администрации) 7—8%, осталь­ные

увольнялись по собственному желанию и выбыли в не учитываемые госстатистикой

сектора экономики. Глав­ные причины уменьшения численности работников: спад

производства, большие размеры неполной занятости в 1996 г. ежемесячно в

среднем около 3,2 млн. (6,7% общей численности) работали в режиме неполного

рабочего дня или недели. Побывали в вынужденных административных отпусках в

1996 г. 7,5 млн. (3.6%) работников крупных и средних предприятий*(12).

Естественно, в этой ситуации возросла конкуренция за рабочие места. Процесс

трудоустройства ведется в ры­ночном режиме. Четко выявились слабо социально

защи­щенные социально-демографические группы населения — женщины, молодежь,

инвалиды, у которых низкие шан­сы на трудоустройство, на достойную зарплату,

на пол­ноценную социальную защиту. Им достаются рабочие места, не популярные

у мужчин. Наиболее уязвимыми (са­мая многочисленная категория — более 50%

работающе­го населения) оказались женщины.

В силу своего природного предназначения женщи­ны относятся к особой категории

работников, т.к. произ­водят не только материальные и духовные блага, но и

че­ловеческий род, выполняя материнские обязанности, что неизбежно связано с

большими трудовыми затратами по воспитанию детей, обслуживанию семьи. Именно

поэто­му рыночные условия занятости более всего привели к ущемлению женщин в

сфере труда. К нерешенным ранее проблемам, таким как недооценка роли женщин в

сфере управления, политике, чрезмерная занятость их в отраслях производства и

на участках с неудовлетворительными ус­ловиями труда, отставание в

квалификационном уровне, в оплате труда (по признанию бывшего министра

социаль­ной защиты Л.Безлепкиной*(12) в интервью 8.08.96 г.) — зар­плата

женщин в среднем по народному хозяйству России меньше, чем у мужчин, на одну

треть. К этому следует добавить несовершенство, а главное — нарушение пра­вовых

норм по охране труда. К перечисленным пробле­мам добавились новые —

неизвестность перспектив, не­уверенность, снижение уровня жизни многих семей,

не­выплаты зарплаты, пособий на детей, сокращение детских дошкольных

учреждений, расширение платности медици­ны, образования, страх за будущее своих

детей. В обще­ственном мнении все чаще высказывается идея возврата женщины к

домашнему очагу. Женщины-работницы в значи­тельном ряде отраслей, профессий и

видов работ рабо­тают лучше. И здесь очень важно для общества, чтобы женщина

могла свободно выбирать свой жизненный путь, решать, чем ей и где

заняться. Существенную роль в решении этой проблемы могла бы сыграть

целенаправ­ленная, адресная государственная политика в сфере жен­ской

занятости, которая формально существует, но мало эффективна.

Рынок труда с его неизменными атрибутами спроса и предложения рабочей силы,

конкуренцией, безработи­цей усилил существовавшую всегда дискриминацию

жен­щин в сфере занятости. В немалой степени это обусловле­но механизмом

предоставления женщинам дорогос­тоящих социальных льгот. Это уве­личивает

стоимость женской рабочей силы и ограничи­вает возможности произвола

работодателя в использова­нии женской рабочей силы. А поскольку работодатели

ориентированы на получение максимальной прибыли, они не заинтересованы

содержать экономически невыгод­ного и «хлопотного», в плане соблюдения

правовых норм, контингента работников. Сегодня на предприятиях свер­нуты

социальные программы. Женщины увольняются первыми (и в большинстве) по

сравнению с мужчинами, а принимаются на работу весьма неохотно (например, в

числе заявленных на высвобождение в Санкт-Петербурге в 1996 г. было 58,6%

женщин, в 1997 г. — 56,4%).

Конституционно декларируемое равенство прав, свобод и равных возможностей их

реализации для муж­чин и женщин (ст. 19 Конституции) фактически не

до­стигнуто. Предусмотренное законом равноправие жен­щин еще не означает

фактического равенства, посколь­ку важнейшим условием ее равноправия является

труд женщин в общественном производстве. Женский труд — особая категория, для

ее регулирования устанавливают­ся государством специальные нормы права,

охраняю­щие здоровье женщины и материнство. Когда-то клас­сики ставили задачу

втянуть женщину в обществен­но-производительный труд, вырвать ее из домашнего

рабства.

Путь достижения полного социального равенства женщин прошел несколько этапов:

1. установление равенства прав женщин по закону;

2. создание равенства возможностей, условий, гаран­тий для

осуществления равных прав;

3. достижение и обеспечение реального равнопра­вия женщин;

4. в перестроечный период вместо достижения пол­ного социального

равенства мы имеем откат позиций.

Законодательство о трудовых правах женщин раз­вивалось интенсивно. Существует

большой перечень очень хороших нормативных актов и в плане особой ох­раны

труда, облегчения условий труда, сокращения норм труда, особенно в период

материнства, расширения со­циальной помощи по материнству (пособия), развитие

сети дошкольных учреждений, и в плане защиты прав женщин в труде. Однако, с

обеспечением гарантий, с обя­зательным исполнением законодательных актов дело

об­стоит проблематично. Гарантии означают: условия, спо­собы и средства

обеспечения фактической возможности пользоваться правами и свободами,

закрепленными в законе, реально их осуществлять, а также способы и сред­ства

охраны и защиты этих прав и свобод.

Сформировался рынок женской рабочей силы, характеризующийся зау­женным кругом

доступных профессий, низким соци­альным статусом труда, нестабильностью

занятости, ог­раниченными возможностями должностного роста, низ­кой

зарплатой. Стартовые условия женщин в сфере занятости гораздо менее

благоприятны по сравнению с мужчинами, не говоря уж о сфере политики.

В Санкт-Петербурге, например, в критической зоне рынка труда (КЗРТ) (или зона

риска рынка труда)*(12) по данным мониторинга Комитета по занятости населения

Санкт-Петербурга за 1997 г. — численность женщин в КЗРТ почти в два раза

выше, чем у мужчин. В отраслевой структуре КЗРТ первое место по удельному

весу занима­ет бюджетная сфера, где, как известно, сосредоточено большинство

работающих женщин, а также в сфере об­служивания, торговли*(12).

Перестройка сломала наметившийся путь сокраще­ния занятости женщин на тяжелых

и вредных работах, занятых ручным, тяжелым физическим, малоквалифици­рованным

трудом. Система стимулирования непривлека­тельного труда (большая зарплата и

Страницы: 1, 2, 3