бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Авторское право бесплатно рефераты

самостоятельно, что является исключением из общего правила, согласно которому

лица осуществляют свои гражданские права с 18 лет.

1.2 Авторские права юридических лиц.

Наряду с физическими лицами обладателями авторских прав могут выступать и

юридические лица. Речь идет о производных авторских правах – тех, которые

возникают не в связи с созданием произведения, а в связи с переходом

авторских прав от создателя к данному юридическому лицу вследствие выполнения

служебного задания, сделки, правопреемственности и т.п.

Вопрос о возникновении первоначального авторского права у юридических лиц в

настоящем законодательстве просто не ставится.

1.3 Иностранные авторы.

Субъектами авторского права признаются не только граждане России, но и лица

без гражданства и иностранцы. Но охрана произведений иностранных авторов

зависит от выполнения некоторых условий. Признаются и охраняются авторские

права произведений, обнародованных либо находящихся в какой-либо объективной

форме на территории Российской Федерации. Если произведение обнародовано за

пределами РФ, его охрана осуществляется в соответствии с международными

договорами.

По Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" произведение считается

опубликованным в РФ, если в течение 30 дней после опубликования за ее

пределами, оно было опубликовано в РФ.

1.4 Соавторство.

Возникает при создании творческого произведения двумя или более лицами.

Авторское право принадлежит всем создателям произведения, принимавшим в его

создании творческое участие. Условием признания лиц соавторами является еще и

соглашение о соавторстве, заключенное между этими лицами.

2. Наследники и иные правопреемники.

Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники.

Наследование прав осуществляется либо по закону, либо по завещанию.

Действующее законодательство – авторское и наследственное – не содержит

четкой регламентации прав наследников, и осуществление их прав производится

путем толкования различных норм законодательства. Авторское право передается

как бездолевое, – т.е. как единое целое. Оно не может быть разделено на

какие-либо части.

В законе указаны также и правопреемники – в их роли могут выступать

юридические лица, которые приобретают не полный набор авторских прав.

3. Организации, управляющие имущественными правами авторов на

коллективной основе.

Такие организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и

смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое

осуществление в индивидуальном порядке затруднено. Эти организации имеют

полномочия, переданные им авторами согласно договору или уставу данного

общества. К функциям такого рода обществ относят:

- предоставление лицензий пользователям

- сбор вознаграждения за использование авторских и смежных прав

- распределение и регулярная выплата собранного вознаграждения

обладателям авторских и смежных прав.

6. Права авторов произведений науки/литературы/искусства.

В результате создания произведения науки/литературы/искусства его автор

приобретает ряд субъективных прав как имущественного, так и личного

неимущественного. Эти права в действующем законодательстве именуются

исключительными. Исключительность состоит в признании того, что именно автор

решает вопрос об осуществлении авторских полномочий, и прежде всего связанных

с использованием произведения.

Самой распространенной классификацией авторских прав является их деление на

имущественные и личные неимущественные. Закон это подтверждает. В

соответствии со ст.15 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", к

личным неимущественным правам относятся: право авторства, право на имя, на

обнародование произведения, на отзыв, на защиту репутации автора.

Имущественными правами автора являются его права на использование

произведения в любой форме и любым способом, которые включают права на

воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, публичное

исполнение, передачу в эфир, права на перевод и переработку (ст.16 Закона РФ

"Об авторском праве и смежных правах").

Данная классификация имеет большое практическое значение. Личные

неимущественные права принадлежат только автору, не отчуждаемы от его

личности и не могут передаваться другим лицам. Охраняются бессрочно.

Напротив, имущественные права автора могут переходить к другим лицам на

основании авторских договоров, имеют срочный характер – период их действия

ограничивается сроком жизни автора и 50 годами после его смерти.

¨ Личные неимущественные права авторов.

1. Право авторства.

Это одно из главных прав, возникающих у автора в связи с созданием им

произведения. Оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность

лица считаться автором произведения и отсюда возможность признания этого

другими лицами. Является неотделимым от личности автора, не передается по

договору или наследству. От этого права нельзя отказаться. Оно возникает в

связи с созданием произведения, действует в течение всей жизни автора и

прекращается с его смертью.

Оно является важнейшим авторским правомочием: все остальные права

предоставляются ему постольку, поскольку он имеет право авторства.

2. Право на авторское имя.

Заключается в том, что автор может использовать или разрешать использовать

произведение под подлинным именем, псевдонимом или анонимно, требовать

указания его имени при издании, публичном прочтении, цитировании и ином

использовании.

3. Право на защиту репутации автора.

С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту

произведения, включая его название, от всякого посягательства или искажения,

способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Практически это

выражается в неправомочности внесения каких-либо изменений в произведение,

снабжение его предисловиями и послесловиями, иллюстрациями без согласия

автора.

4. Право на обнародование произведения и его отзыв.

Сущность данного права определяется как юридически обеспеченная автору

возможность публичной огласки своего произведения. Это право решает вопрос о

месте, времени и способе обнародования. За автором закрепляется и право

отзыва произведения. Условием реализации данного права является возмещение

убытков пользователям от упущенной выгоды.

В отличие от других личных неимущественных прав, это право переходит к

наследникам автора, что подтверждает условность деления прав.

5. Право на опубликование.

Это признаваемая за автором возможность выпуска в обращение экземпляров

произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных

потребностей публики, исходя из характера произведения.

¨ Имущественные права авторов.

1. Право на воспроизведение.

Это есть право на повторное придание произведению объективной формы,

доступной для восприятия третьими лицами. Воспроизведением в точном смысле

признается само изготовление копий произведения в любой материальной форме.

Ни собственник, ни автор не должны злоупотреблять этим правом.

2. Право на распространение и право на импорт.

Самостоятельным способом использования произведения является его

распространение. Прежде всего, закон связывает это право только с теми

произведениями, которые выражены или зафиксированы в материальном носителе.

Распространение предполагает наличие копий произведения, которые и пускаются

в гражданский оборот, и им будет признаваться продажа, сдача в прокат или

введение в гражданский оборот иным способом ограниченного числа копий

произведения.

Наряду с правом на распространение, закон выделяет исключительное право

автора на импортирование экземпляров произведения в целях распространения.

Имеется в виду право автора контролировать ввоз экземпляров произведения,

созданного им, на территорию действия его авторских прав.

3. Право на публичный показ и публичное исполнение.

К числу имущественных прав авторов закон относит и это право. Первое

реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, второе – в

отношении музыкальных/ драматических/ хореографических/ литературных/ других

произведений. Под показом произведения подразумевается демонстрация оригинала

или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью различных

технических средств. Исполнением же признается представление произведения

посредством игры, декламации, танца, пения в живом исполнении и т.д.

различием между этими двумя видами демонстрации состоит в том, что в первом

случае контакт произведения и публики непосредственен, во втором –

опосредуется активными действиями исполнителя.

Действие этого права не связывается с первичностью демонстрации. Иными

словами, автор может реализовать эти права и повторно в любое время.

4. Право на передачу в эфир и право на сообщения для всеобщего сведения

по кабелю.

Такое право имеет некоторые особенности. Передачей в эфир признается

доведение до всеобщего сведения посредством радиоволн, которые предназначены

для прослушивания самой широкой аудиторией. Передачей в эфир может

распространяться обнародованное и не обнародованное произведение,

осуществляться трансляция из места демонстрации или исполнения. Передача по

кабелю не имеет существенных отличий по сути: сигналы передаются в проводах,

оптоволоконных нитях и т.д. единственным условием считается отсутствие

материальных носителей в процессе восприятия произведения: кассет, дисков и

т.п.

5. Право на перевод и право на переработку произведения.

Исключительные права на перевод и переработку произведения закрепляются

законодательством за автором или его правопреемниками. Фактически это право

сводится к праву автора давать согласие на перевод и переработку своего

произведения. Это осуществляется путем заключения соответствующих договоров.

В случае неудовлетворенности автором переводом, он может запретить

использование такого произведения. Эти права признаются за автором

произведения и его правопреемниками в течение всего срока охраны

произведения. Никаких иных временных и других ограничений данного права

законодательство не предусматривает.

6. Иные права авторов.

Такие права существуют наряду с вышеуказанными. Они или прямо прописаны в

Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах", или следуют из него. К ним

относятся:

- Применительно к использованию произведений архитектуры, дизайна и

садово-паркового искусства – право практическую реализацию проекта. Это

означает, что воплощение в жизнь таких произведений может быть осуществлено

только с согласия автора.

- Применительно к произведениям изобразительного искусства – право

следования, которое заключается в получении автором 5% перепродажной цены,

если в случае перепродажи произведения продажная цена превышает предыдущую не

менее чем на 20%.

- Право на вознаграждение за использование произведения. Оно

заключается в том, что при передаче прав на использование произведения, автор

имеет право требовать вознаграждение, кроме случаев, указанных в законе.

¨ Свободное использование произведений.

Использование произведений автора другими лицами допускается лишь с его

согласия, но в интересах общества, в том числе для обеспечения доступа к

знаниям и распространения информации о текущих событиях, законом

устанавливаются случаи свободного использования произведений. Это, в первую

очередь, касается лишь правомерно обнародованных произведений. Также автору

безусловно гарантируется сохранение его прав на имя и защиту репутации

автора. Условием свободного использования является и отсутствие ущерба

нормальному использованию произведения и ущемления законных интересов автора.

К случаям свободного использования произведения относятся:

- цитирование (цитаты могут использоваться лишь в научных, критических

и информационных работах; цитаты возможны только из произведений,

обнародованных законным способом; цитирование допускается в объеме,

оправданном целью цитирования).

- использование правомерно обнародованных произведений в качестве

иллюстраций, в работах учебного характера в объеме, оправданном поставленной

целью.

- воспроизведение в СМИ правомерно опубликованных произведений,

посвященных текущим событиям. Необходимым условием считается отсутствие

запрета автора на такое использование произведения.

- издание рельефно-точечным методом (шрифтом Брайля) правомерно

обнародованных произведений для слепых.

- репродуцирование в единичном экземпляре без получения прибыли.

- публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и

религиозных церемоний в объеме, оправданном характером таких церемоний.

- внесение изменений в программы и базы данных владельцем экземпляра

программных средств в пределах одной ЭВМ и для персонального использования.

¨ Срок действия авторского права.

По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50

лет после его смерти. Указанный пятидесятилетний срок исчисляется с 1 января

года, следующего за годом смерти автора, и истекает в конце последнего,

пятидесятого года срока.

В случае анонимного опубликования авторское право действует в течение 50 лет,

считая с 1 января года, следующего за годом их правомерного обнародования.

В случае соавторства охрана авторского права действует в течение 50 лет после

смерти автора, пережившего других авторов данного произведения.

Если произведение было обнародовано после смерти автора, то пятидесятилетний

срок охраны исчисляется с момента обнародования. Кроме того, Закон РФ "Об

авторском праве и смежных правах" предполагает увеличение срока охраны на 4

года для авторов, принимавших участие в ВОВ или работавших в этот период.

По истечении срока действия авторского права произведение считается

перешедшим в общественное достояние. Они могут использоваться любым лицом без

выплаты авторского вознаграждения, при условии сохранения права авторства,

права на имя и защиту авторской репутации.

7. Защита авторских и смежных прав.

Понятием “защита авторских и смежных прав” охватывается направленных на

восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их

обладателей при их нарушении. Защита авторских и смежных прав осуществляется

в предусмотренном законом порядке, причем выделяют две формы защиты:

а) юрисдикционную, т.е. обеспеченную защитой и помощью государственных

органов – посредством суда.

б) неюрисдикционную, которая охватывает собой действия граждан и организаций

по защите авторских и смежных прав, осуществляемые ими самостоятельно, без

обращения к государственным/иным компетентным органам.

Наибольшее практическое значение имеют гражданско-правовые способы защиты

авторских и смежных прав, реализуемых в рамках юрисдикционной формы. Под

способами защиты понимаются закрепленные законом материально-правовые меры

принудительного характера, посредством которых и производится защита, т.е.

восстановление/признание нарушаемых/ оспариваемых прав. Истец может

потребовать:

1. Признания авторских/смежных прав.

2. Восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

3. Пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения.

4. Принуждения к исполнению обязанности в натуре.

5. Возмещения убытков и взыскания незаконно полученного дохода, выплату

компенсации.

6. Прекращения/изменения правоотношений.

Пояснения могут требовать лишь некоторые из перечисленных возможностей. Под

исполнением обязанности в натуре понимается реальное выполнение нарушителем в

отношение потерпевшего действий, указанных в обязательствах, связывающих

стороны. Лишь в тех случаях, когда реальное исполнение невозможно, данный

способ защиты заменяется другим по выбору потерпевшего.

Наиболее действенным способом защиты авторских и смежных прав является

возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата

компенсации. Этими способами удовлетворяется имущественный интерес

потерпевшего.

В соответствии с п. 1 ст.49 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах",

основной формой компенсации причиненного ущерба является возмещение убытков.

Под убытками понимаются расходы, произведенные лицом, право которого

нарушено, утрата или повреждение имущества, а также недополученные доходы,

которое это лицо получило бы, если бы его право не было бы нарушено.

Возмещению подлежат также расходы на оказание юридической помощи по защите

авторских/смежных прав, судебные расходы и другие.

В качестве упущенной выгоды рассматривается как минимум незаконно полученная

прибыль. В то же время обоснование размера причиненных убытков является

задачей потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения авторских/смежных

прав. Это представляется достаточно сложной процедурой. Поэтому более

распространенным способом защиты является взыскание с нарушителя незаконно

полученного дохода. Размер дохода можно вычислить с помощью соответствующих

расчетов. Еще проще потребовать с нарушителя выплаты компенсации, размер

которой определяется судом в размере от 10 до 50000 МРОТ, устанавливаемых

законодательством РФ. Компенсации может подлежать и моральный вред. Форма и

размер компенсации морального вреда определяются судом независимо от размера

и формы возмещения имущественного вреда.

Кроме того, законодательство РФ наряду с мерами гражданско-правовой защиты

устанавливает и уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных

прав. Уголовным преступлением, согласно ст.146 УК РФ, незаконное

использование объектов авторского права, равно как и присвоение авторства.

Объектом этой нормы права являются не все авторские и смежные права, а только

право авторства и право на использование произведения, т.е. совокупность

правомочий имущественного характера. Нарушение других прав, охраняемых

авторским правом, уголовно наказуемого деяния не образуют.

В рассматриваемом преступлении есть две стороны: объективная и субъективная.

К объективной стороне относится совершение одного/нескольких действий,

подпадающих под действие ст.146 УК РФ, а именно: присвоение авторства на

произведение и совершение любого рода действий, связанных с незаконным

использованием произведения или объекта смежных прав. Критерием применимости

УК РФ считается реальное причинение ущерба в крупном размере. Противоправные

действия, не причинившие такого ущерба, но могущие его вызвать, определяются

как покушение на преступление. Действия, которые не причинили и не могли

причинить крупного ущерба, уголовным преступлением не признаются.

Субъективная сторона такого преступления характеризуется прямым умыслом.

Уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав несут лица,

достигшие 16 лет. Данное преступление наказывается штрафом от 200 до 400

МРОТ, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением

свободы на срок до двух лет.

Для лиц, совершивших те же действия неоднократно, либо в сговоре с другими

лицами, количественная оценка данных видов наказания удваивается –

удваиваются штрафы, сроки общественных работ и лишения свободы.

8. Охрана произведений российских авторов за рубежом.

Авторское право в международном аспекте имеет совершенно другой характер,

нежели в Российской Федерации. Оно имеет строго территориальный характер, что

означает жесткую привязку к стране, в которой это произведение было создано.

В другой стране это произведение может свободно использоваться без выплаты

соответствующего авторского гонорара. Чтобы охрана авторских прав действовала

и в других странах, необходимо, чтобы данная страна участвовала в

многостороннем международном соглашении об охране авторских и смежных прав.

Кроме того, даже если такая защита осуществляется на территории другого

государства, то она производится в соответствии с законодательством

государства, в котором произведение находится в данный момент (готовится к

печати, записывается для продажи и т.п.).

Наилучшие условия для охраны авторских и смежных прав за рубежом создаются

при участии страны в международной системе охраны авторских прав. Российская

Федерация участвует практически во всех основных международных конвенциях об

охране авторских прав. Наибольшее значение среди них получили Бернская

конвенция об охране литературных и художественных произведений и Всемирная

конвенция об авторском праве. Со временем их содержание стало практически

идентичным, но Бернская конвенция имеет обратную силу: во всех странах,

участвующих в Бернской конвенции, будут охраняться все произведения, на

которые не истек срок охраны в данной стране, даже если они были обнародованы

(опубликованы) раньше даты подписания данной страной Бернской конвенции.

В настоящее время авторы вольны в своем выборе места обнародования,

опубликования, переиздания, продажи произведений. Правовое регулирование

отношений с зарубежными партнерами осуществляется в общем порядке посредством

авторского договора. Гонорар (авторское вознаграждение) выплачивается в

соответствии с договором. Для устранения двойного налогообложения

производятся зачеты налогов на суммы уплаченных налогов в иностранном

государстве при предъявлении документов, удостоверяющих этот факт.

Заключение.

Таким образом, в этой работе была рассмотрена структура авторского права,

особенности его охраны в Российской Федерации, некоторые нюансы в

определениях как объектов, так и субъектов авторского права.

В работу сознательно не включено и не раскрыто понятие авторского договора,

как правомочной формой отношений между авторами и третьими лицами, так как

это является слишком объемной темой, которая могла бы стать еще одним

рефератом.

Конечно, в каждом законодательстве есть огрехи, явные и неявные, но если оно

все-таки есть, то можно надеяться, что найдутся силы и средства, чтобы

исполнять правовые нормы уже существующего законодательства.

Библиография:

Страницы: 1, 2, 3