бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Авторское право бесплатно рефераты

Реферат: Авторское право

Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов.

Общеэкономический факультет.

Кафедра хозяйственного права.

Реферат на тему: “Авторское право”.

Выполнил:

Студент гр.214

Дубров С.В.

Проверил:

Юркан И.Ю.

Санкт-Петербург, 1999.

Содержание:

1. Понятие, история возникновения авторского права. Правовые источники и

институты........................................ 3

2. Понятие объектов авторского права. Сфера его действия. 5

3. Виды объектов авторского права......................................... 7

4. Критерии применимости авторского права................ 12

5. Субъекты авторского права. Типология субъектов авторского права............13

6. Права авторов произведений науки/литературы/искусства. 15

7. Защита авторских и смежных прав................................... 20

8. Охрана произведений российских авторов за рубежом. 22

Заключение....................................................................22

1. Понятие, история возникновения авторского права. Правовые источники и

институты.

В настоящее время авторское право представляет не разрозненную совокупность

действующих на определенный момент времени нормативных актов, а достаточно

сложную и целостную систему. Центральное место среди нормативных актов,

регулирующих авторское право, занимает Закон РФ “Об авторском праве и смежных

правах” от 09.07.1993. им регулируются две большие группы отношений:

отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений

науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования

авторского права, и отношения, связанные с созданием и использованием

фонограмм, постановок, организации телерадиовещания – так называемые

“смежные” права.

Закон об авторском праве и смежных правах довольно полно раскрывает предмет

правового регулирования, условия возникновения авторского права, сферу его

действия, переход его к другим лицам. Особый раздел посвящен организационно-

правовым вопросам, функциям и обязанностям организаций, управляющих

имущественными правами на коллективной основе. Последняя часть содержит

нормы, раскрывающие понятия нарушения авторских/смежных прав и способы защиты

и обеспечения соответствующих исков.

Конечно, требуется пояснить само понятие предмета, который регулирует

авторское право. Этим предметом является интеллектуальная собственность. Это

понятие достаточно широко, но в то же время довольно неконкретно и размыто,

что позволяло возникать спорам об уместности его применения в юриспруденции.

Происхождение этого термина обычно связывают с французским законодательством

XVIII века, чей подход к понятию опирался на теорию естественного права

французских просветителей. Согласно этой теории, право создателя любого

творческого результата является его неотъемлемым правом, возникающим из самой

природы творческой деятельности, и не зависит от признания. Далее теория

охраны прав создателей и изобретателей получила распространение во многих

странах мира.

Свое логическое завершение этот подход нашел в теории интеллектуальных прав,

в соответствии с которым права авторов и изобретателей признавались правами

особого рода, вне классического деления на вещные, обязательные и личные.

В настоящее время Россия участвует во многих международных соглашениях, среди

которых важное место занимает Конвенция, учреждавшая Всемирную организацию

интеллектуальной собственности, от 14.07.1967. В ней указывается, что

интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

- литературным/художественным/научным произведениям

- исполнительной деятельности артистов, звукозаписи, телерадиовещанию

- изобретениям во всех областях человеческой деятельности

- научным открытиям

- промышленным образцам

- товарным знакам, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям

- защите против недобросовестной конкуренции.

И в Конвенции, и в ГК РФ термин “интеллектуальная собственность” используется

в собирательном смысле. Таким образом, в настоящее время под этим понятием

понимается совокупность прав как личного, так и имущественного характера на

результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности и на

некоторые приравненные к ним объекты.

Таким образом, нормы ГК РФ, относящиеся к интеллектуальной собственности,

образуют особую подотрасль гражданского права, которую можно разделить на 4

относительно самостоятельных правовых института.

Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права и смежных прав.

Он обеспечивает выполнение функций авторского права, среди которых чаще всего

называют две:

- стимулирование деятельности по созданию произведений науки,

искусства, литературы. В этих целях авторское право способствует созданию

условий для занятий творческим трудом, обеспечивает правовое признание и

защиту достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на

использование созданных ими произведений, получение доходов и т.д.

- создание условий для широкого использования произведений в интересах

общества.

Такие несколько противоречивые функции и задачи авторского права тесно

связаны с его принципами, которые пронизывают все содержание системы

авторского права, воплощаются в субъективных правах и юридических

обязанностях участников авторских правоотношений. К числу основных принципов

авторского права можно отнести:

- принцип свободы творчества, который закреплен непосредственно 44 ст.

Конституции РФ. Он предполагает творческий поиск в любом направлении, с любой

темой, независимо от назначения произведения и, соответственно, запрещает

цензуру

- сочетание личных интересов автора с интересами общества. Он

определяет меру монопольного права использования автором своих произведений

не в ущерб обществу. Полная монополия сохраняется, конечно, только касаемо не

обнародованных произведений. В остальном, признается право граждан РФ

участвовать в культурной жизни и пользоваться достижениями культуры

- положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав. Эти права не

могут перейти к другим лицам даже при согласии автора. К этим правам

относятся право на имя, авторство, защиту репутации. В то же время

имущественные права авторов могут передаваться другим лицам по авторскому

договору в силу закона

- принцип свободы авторского договора, который исключает появление в

авторском договоре откровенно “кабальных” условий для автора, в то же время

обеспечивая его определенным набором прав.

Другими правовыми институтами являются институт патентного права, институт

фирменных наименований и товарных знаков и институт нетрадиционных объектов

интеллектуальной собственности.

В заключение можно сказать, что Российское законодательство включает в себя

довольно полную совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения в

области авторства и использования произведений.

2. Понятие объектов авторского права. Сфера его действия.

Объектами авторского права являются произведения. Действующее

законодательство не содержит официального определения произведения. Согласно

ст. 6 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, авторское право

распространяется на произведения науки/искусства/литературы, являющиеся

результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинств

произведения. В связи с этим существует множество определений этого понятия.

Наибольшее распространение получило определение, сформулированное В.И.

Серебровским: “Произведение – это совокупность идей, мыслей, образов,

получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в

доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме,

допускающей возможность воспроизведения”.

В любых определениях подчеркивается, что произведение – благо нематериальное.

Оно является результатом мыслительной деятельности человеческого мозга,

который может производить только нематериальные объекты. Вследствие этого

важно различать само произведение и вещественную форму его воплощения. Связь

произведения с его материальным носителем может быть неразрывной: картина или

скульптура являются объектами регулирования как авторского права, так и права

собственности.

Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в

котором оно выражено. Исключением можно считать изобразительное искусство:

при передаче права собственности к приобретателю переходят отдельные

авторские права. Автору произведения обеспечивается лишь право доступа.

Таким образом, объектами авторского права признаются произведения, но только

те из них, которые обладают предусмотренными законом признаками: творческий

характер произведения и объективная форма его выражения.

Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства

российских ученых, является его новизна, причем этому понятию придаются

множественные значения: оригинальность, творческая самостоятельность. Попытки

выделить новизну произведения в обособленный критерий ни к чему не привели:

авторское право охраняет форму произведения, причем понятие приоритетности

(его новизны) авторскому праву чуждо.

Результат творчества становится объектом авторского права, когда он выражен в

какой-либо объективной форме, которая отделена от личности автора. При этом

абсолютно не учитывается завершенность произведения (защищаются эскизы,

наброски, планы и иные промежуточные результаты). Что же касается

художественных достоинств того или иного произведения, то в советской

юридической литературе высказывалось мнение, что одним из важнейших критериев

правоспособности произведения должна считаться его общественная полезность.

Однако эта позиция в науке поддержки не получила, и была отвергнута

большинством ученых. Кроме того, в законе “Об авторских и смежных правах”

прямо указывается на то, что авторское право распространяется на все

произведения, независимо от их художественных достоинств. Иное решение этого

вопроса открыло бы широкие возможности для субъективизма в оценке тех или

иных произведений, так как считается невозможным выявить объективные критерии

художественной ценности произведения.

Некоторые правоотношения возникают лишь тогда, когда выполнены некие

необходимые формальности. Для возникновения, осуществления и охраны

авторского права не требуется регистрации произведения, другого специального

оформления произведения, или соблюдения иных формальностей. В соответствии с

законодательством, авторское право порождается самим фактом появления

произведения, причем если возникает спор о признании данного объекта

человеческой деятельности произведением, данный вопрос разрешается в судебном

порядке.

Кроме того, объектом авторского права является не только произведение в

целом, но и его часть, включая название, которая является результатом

творческой деятельности человека и может быть использована самостоятельно

(ст. 6, п. 3). В связи с этим, большое значение имеет выделение у

произведения “юридически значимых” и “юридически безразличных” частей. В

российской юридической литературе эта проблема наиболее полно исследована в

работах В.Я. Ионаса. Им были предложены две группы элементов произведения. К

юридически безразличным, то есть неохраняемым, элементам произведения были

отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. К

содержанию произведения, которое не охраняется авторским правом, относится и

его название (заголовок), кроме тех случаев, когда оно является оригинальным

и отражает самобытность автора.

Что же касается значимых (охраняемых) элементов произведения, то к ним

относятся образы и язык произведения. Оба элемента считаются не

воспроизводимыми без согласия автора и указания источника в первом случае, и

цитирования во втором.

К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся, прежде всего, те

из них, которые не обладают хотя бы одним из указанных в законе признаков

произведения литературы/науки/искусства. Так, не охраняются объекты работы,

имеющей чисто технический аспект: железнодорожные расписания, телефонные

справочники, адресные книги, при условии, что составителем не был применен

какой-либо оригинальный способ сортировки/поиска/представления данных.

В добавление к вышеизложенному можно сказать, что российское авторское право

охраняет лишь внешнюю форму произведения, а не его содержание. Это нашло

отражение в ст. 6 п. 4 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах",

которая гласит, что авторское право не распространяется на

идеи/методы/системы/процессы/способы/концепции/принципы/открытия/факты.

Кроме того, существуют произведения, обладающие всеми необходимыми

признаками, но не включенные в сферу действия в силу различных причин. Среди

них можно выделить:

1. произведения, на которые истек срок действия авторского права

2. официальные документы, их переводы, государственные символы и знаки

3. произведения народного творчества (частушки/ поговорки/ танцы/ анекдоты)

4. сообщения о событиях/фактах, имеющие информационный характер.

3. Виды объектов авторского права.

Круг охраняемых законом произведений достаточно широк. Произведения

различаются по форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности,

видам использования и целому ряду других оснований. Различия между

произведениями учитываются при их охране и сказываются на их правовом режиме.

Вследствие этого системное структурирование произведений имеет большое

значение. Наиболее распространено деление на: произведения

науки/литературы/искусства.

Нередко в теории авторского права утверждается, что авторским правом

охраняются лишь те результаты творческой деятельности, которые

“непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства”.

В то же время становится ясным, что эти понятия используются не в своем

прямом значении: если под литературой понимать любое произведение,

выраженное в словесной форме, то такие понятия накладываются друг на друга.

Специальное выделение произведений литературы имеет смысл лишь тогда, когда

этим термином охватываются произведения, не являющиеся объектами науки или

искусства. Так, произведениями науки могут и должны считаться любые

произведения, основной задачей которых является выработка и систематизация

объективных знаний о действительности, включая произведения научной

литературы. Произведениями литературы считаются объекты художественного

творчества, выраженные в словесной форме. И, наконец, к произведениям

искусства относятся все остальные произведения художественного творчества,

включая произведения архитектуры, живописи, графики, скульптуры, музыки,

кино, театра и других.

Такое деление является достаточно общим, и вследствие этого закрепленный

Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" перечень охраняемых

произведений носит более обширный характер:

1. Литературные произведения.

В более полном определении литературное произведение охватывает не только

литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и иные

работы. Оно может быть зафиксировано на любом материальном носителе.

Вследствие этого законом охраняются и

1. речи/лекции/доклады/иные устные выступления

2. письма/дневники/личные заметки

Правовая охрана таких произведений тесно связана с обеспечением

конституционного права граждан на неприкосновенность их личной жизни.

Критерием правовой охраны является лишь частный характер содержащихся в них

сведений. Для опубликования писем, дневников требуется согласие автора, в

случае с письмами – и согласие адресата. В случае смерти кого-либо из

указанных лиц согласие может быть получено от супруга или детей умершего.

3. интервью/дискуссии/письма в редакции

Интервью становится охраняемым законом произведением только в случае

приобретения им оригинальной формы благодаря тщательно продуманной композиции

и индивидуальному стилю. Творческий характер участников интервью определяется

активностью их вклада в создание оригинальной атмосферы, настроя и т.д.

поэтому чаще всего именно соавторство определяет авторские права на интервью.

Страницы: 1, 2, 3