бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Авторское право бесплатно рефераты

Авторство дискуссии как формы обсуждения поставленной журналистом проблемы

признается за журналистом, который хотя и не принимает ярко выраженного

участия, но организует и подает материал, определяет замысел дискуссии,

придает ей оригинальную форму и выраженный творческий характер.

Довольно своеобразным правовым режимом обладают письма в редакцию. В отличие

от частных, письма в редакции газет и журналов могут быть последними

опубликованы, за исключением случаев, когда в письме содержится прямой запрет

на опубликование. Ранее такой вид литературных произведений прямо не

указывался в законе, но теперь, согласно ст. 42 Закона РФ "Об авторском

праве и смежных правах", “письмо, адресованное в редакцию, может быть

использовано в материалах и сообщениях данного СМИ, если при этом не

искажается смысл письма и не нарушаются постановления настоящего Закона”.

Однако важно и то, что письма в редакцию чаще всего непрофессиональные

произведения. Они могут содержать интересный материал, который подан в

неприемлемой для печати форме. Поэтому они нередко подвергаются редакторской

обработке. Если в письме не казаны запреты автора на печать, внесение

изменений, купюры, то редакция имеет право доработать материал, не изменяя,

однако, его смысла. Целесообразным является согласование с автором

доработанного варианта письма.

4. Переводы являются самостоятельным видом литературных произведений,

охраняемых авторским правом. Общеизвестно, что смысловое значение слов и

выражений одного языка не имеет полного соответствия в другом. Для сохранения

смысла, стилистики и особенностей переводимого произведения переводчик должен

творчески осуществлять замену переводимого слова иным, более близким по

смыслу, заменять устойчивые выражения иностранного языка адекватными им

выражениями языка перевода. В то же время труд переводчика, не являющийся

творческим, (речь идет о механическом, так называемом, “подстрочном”

переводе) не признается объектом авторского права. В то же время не

признается объектом авторского права перевод официальных документов, если

перевод сам является официальным документом.

5. Программы для ЭВМ. В настоящее время программы для ЭВМ приобрели

значение товарной продукции. В результате многочисленных обсуждений было

принято решение считать программы для ЭВМ предметом ведения авторского права,

так как они представляют собой объективную форму представления совокупности

данных и команд, предназначенных к исполнению ЭВМ с цель достижения

определенного результата. Однако вне сферы охраны авторского права лежат

алгоритмы программ, представляющих собой идеи и принципы, лежащие в основе

написания текста программы. Поэтому было решено выделить особого рода

законодательство, представленное Законом РФ “О правовой охране программ для

ЭВМ и баз данных”. Таким образом, программы для ЭВМ лежат в сфере

регулирования сразу двух законодательств: авторского права и правовой защите

программ для ЭВМ. Это положение наиболее полно позволяет защитить такой

результат интеллектуальной и творческой деятельности людей.

2. Драматические произведения.

Объектами авторского права признаются все драматические произведения во всех

их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах

объективного выражения.

3. Музыкальные произведения с текстом и без текста,

музыкально-драматические произведения.

Музыкальным признается произведение, в котором художественные образы

выражаются с помощью звуков. Для того чтобы являться объектом авторского

права, оно должно носить творческий характер независимо от назначения и

достоинств.

1. Мелодия. Подлежит защите, но только вместе с другими элементами

музыкального произведения.

2. Аранжировки/оркестровки/вариации.

Под аранжировкой понимается переложение музыкального произведения,

написанного для определенных голосов, инструментов. Разновидностью

аранжировки является оркестровка, т.е. переложение музыкального произведения,

написанного для одного инструмента, для исполнения оркестром.

Охраняется авторским правом и такое своеобразное музыкальное произведение,

как вариации, т.е. такая переделка музыкального произведения, при которой

основная музыкальная тема оригинала остается узнаваемой.

4. Сценарные произведения.

Среди объектов авторского права названы сценарии, по которым ставятся фильмы,

балетные спектакли, массовые представления.

5. Аудиовизуальные произведения.

К произведениям такого рода относится широкий круг кино- теле-

видеопроизведений, которые рассчитаны на одновременное визуальное и слуховое

восприятие. Они являются синтезом различных произведений и творческим

результатом работы многих людей – художников, композиторов, актеров и проч.

Некоторые компоненты могут иметь самостоятельное творческое и ценностное

значение, и выделяются как независимые объекты авторского права. Другие

компоненты (режиссура, работа оператора) не поддаются обособлению и не могут

использоваться самостоятельно.

Так как такие произведения являются результатом деятельности коллектива

людей, возникает вопрос о признании их соавторства в их создании. Настоящее

законодательство в соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об авторском праве и

смежных правах" признает авторство только за тремя лицами: режиссером-

постановщиком, сценаристом и автором оригинальной музыки.

6. Произведения декоративного и прикладного искусства.

1. Произведения искусства.

К ним закон относит произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна,

комиксы, графические рассказы, произведения монументального и в значительной

степени декоративно-прикладного искусства.

Важнейшей особенностью произведений изобразительного искусства является

неразрывная связь произведения с его материальным носителем. Поэтому особенно

важно разграничивать право собственности на картину или скульптуру и

авторское право на само произведение. Авторское право на произведение

содержит возможность его публичный показ. Собственник же обязан обеспечить

неприкосновенность произведения изобразительного искусства, не вправе вносить

какие-либо изменения в него и обязан не препятствовать автору в осуществлении

его прав.

2. Копии произведений изобразительного искусства

Произведения изобразительного искусства могут не только воспроизводиться, но

и воссоздаваться в своей оригинальной предметной форме. Вопрос о правовом

режиме таких копий решается в соответствии с нормами авторского права. Снятие

копий с таких произведений возможно лишь с согласия автора или его

правопреемников, а в некоторых случаях – с согласия собственника.

Произведения, в отношении которых истекли сроки охраны, и находящиеся в

публичном месте, могут копироваться без чьего-либо разрешения.

3. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Такие произведения являются разновидностью произведений изобразительного

искусства. Характерными их признаками являются утилитарность и

художественность исполнения. Таким образом, они решают одновременно

практические и художественные задачи. Закон не дает четкого их определения,

хотя приводит ориентировочный список: ювелирные, галантерейные, металлические

изделия, изделия из кожи, пластмассы, кости, игрушки, значки, сувениры. Не

явность упоминания таких произведений в законе порождает различные споры и

наложение понятий предмета декоративно-прикладного искусства и промышленного

образца.

4. Фотографические произведения.

Фотографии или иные произведения, полученные способами, близкими к

фотографии, признаются объектами авторского права. Наряду с фотографией

охраной авторского права пользуются голографии, слайды и другие произведения.

5. Охрана прав лица, изображенного на произведении изобразительного

искусства.

Опубликование произведения, содержащего изображение другого лица, возможно

лишь с согласия изображенного, после смерти – с согласия пережившего супруга

или детей. Это право не входит в институт авторского права, но оказывает

значительное влияние на осуществление авторских правомочий. Исключения

существуют в случаях, когда изображенное лицо позировало за плату и когда

государством распространяется информация о данном лице в

государственных/общественных интересах.

7. Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового

хозяйства.

Прежде всего, такие произведения имеют двойное значение. Авторско-правовой

охране подлежит именно художественная сторона этих произведений. Поэтому

авторским правом охраняется, например, не весь проект, а лишь его

архитектурная часть. Предметом охраны являются и произведения архитектурной

графики и пластики: эскизы, перспективы, рисунки, макеты.

Однако архитектор не может воспрепятствовать воспроизведению своего

произведения, установленного в общественном месте. Эти нормы, закрепленные в

ст. 21 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", содержат существенные

изъятия из авторских прав архитекторов по сравнению с создателями других

творческих произведений.

8. Произведения хореографии и пантомимы.

Закон гарантирует охрану любых произведений такого рода, если автор сумеет

доказать авторские права на произведение. Важным моментом является их

фиксация, например, с помощью видео- и фотосъемки.

9. Картографические произведения.

К ним относятся географические, геологические и другие карты, планы и

пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим

наукам. Не всякая карта является объектом авторского права. Творческий вклад

составителя играет в данном случае решающее значение.

10. Сборники и другие составные произведения.

Они являются особым объектом авторского права. Творческая деятельность

составителя заключается в самостоятельном отборе материала, расположении его

в оригинальной системе и обработке. Исключительным правом использования

сборника обладает издатель.

4. Критерии применимости авторского права.

1. Обнародование/опубликование произведения.

Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и не

обнародованные и близкое к ним деление на опубликованные и неопубликованные.

Законом охраняются и те, и другие, но существуют некоторые различия в

условиях правовой охраны.

Прежде всего, следует определить различия между понятиями “обнародование” и

“опубликование”

Согласно ст.1 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", обнародованием

признается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает

произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования,

публичного показа, исполнения или другим способом. Опубликованием считается

выпуск в обращения экземпляров произведения с согласия автора в количестве,

достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из

характера произведения. Опубликование является одним из способов

обнародования произведения.

В то же время эти понятия не столь тесно связаны, чтобы между ними не

проводились юридические разграничения. Произведение, опубликованное без

согласия автора, считается не обнародованным, и автор может защищать свои

права в соответствии с законодательством.

2. Произведения оригинальные и производные.

Широкое применение в доктрине авторского права находит деление произведений

на оригинальные (самостоятельные) и производные (зависимые). Практическое

значение данной классификации состоит в том, что оригинальные произведения

используются их авторами по своему усмотрению, а для создания и использования

производных требуется разрешение обладателей авторских прав на те

произведения, на основе которых они созданы.

Оригинальным является такое произведение, все охраняемые элементы которого

созданы самим автором.

К числу производных произведений относятся различного рода переработки,

переводы, аранжировки и оркестровки, аннотации, резюме, обзоры. Непременным

условием правовой охраны такого произведения является его творческая

самостоятельность по сравнению с оригиналом и соблюдение авторских прав на

исходное произведение.

3. Служебные и неслужебные произведения.

Большое практическое влияние на авторские правомочия оказывает признание

произведения служебным. Закон прямо не указывает определение такого

произведения, но относит их к произведениям, созданным в порядке выполнения

служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст.4 Закона РФ

"Об авторском праве и смежных правах").

Российское авторское право сохраняет значительную часть авторских правомочий

за создателем произведения, даже если оно было создано в порядке выполнения

служебного задания. В то же время его правомочия не носят безграничный

характер: автор такого произведения не может решать вопрос о готовности

произведения к обнародованию – отказ от обнародования в данном случае будет

равнозначен нарушению трудовых обязанностей. Автор также не может

воспрепятствовать размещению на титульном листе произведения наименование или

логотип предприятия, в рамках которого данное произведение было создано.

Режим использования такого произведения в законе описан четко: все права на

использование принадлежат работодателю, по заданию которого было создано это

произведение.

Вопрос о вознаграждении решается особо: размер авторского вознаграждения за

каждый вид использования служебного произведения устанавливается договором

между работодателем и автором. В то же время, если в трудовом договоре

указана творческая деятельность данного лица, то авторских прав на созданные

им произведения он не имеет. Это касается газет, журналов, других

периодических изданий. Такое положение, конечно, связано только с вопросом

оплаты. В остальном права автора, естественно, сохраняются. Такое толкование

данной части закона является единственно верным. Что же касается прав

работодателя, то за ним сохраняются исключительные права на произведение в

целом, и он может выступать в суде в защиту своих интересов.

5. Субъекты авторского права. Типология субъектов авторского права.

1. Авторы произведений.

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное

авторское право в отношении произведения. В соответствии с российским

законодательством, субъектами авторского права могут быть российские граждане

и иностранцы, их правопреемники и все Российское Государство в целом. Права

на произведение у разных категорий субъектов возникают в связи с различными

юридическими фактами.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений. Ими

признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Творцом

произведения может быть любое физическое лицо, независимо от пола, возраста,

состояния дееспособности. Авторские права у создателя появляются сразу, как

только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму,

доступными для восприятия другими людьми. Авторами признаются также творцы

производных произведений.

В то же время режим правовой охраны для различных групп авторов различен.

Его, как и самих авторов, можно разделить на обособленные группы.

1.1 Несовершеннолетние и недееспособные авторы.

Нередко творческие произведения создаются гражданами, не достигшими

совершеннолетия или признанные в установленном законом порядке

недееспособными.

Возможность этих граждан иметь права авторов не вызывает сомнений. Носителями

авторских прав являются сами несовершеннолетние и недееспособные граждане. В

то же время осуществлением их прав занимаются другие лица: за малолетних (не

достигших 14 лет) и полностью недееспособных граждан авторские права

осуществляют их родители, опекуны, законные представители. Стороной по

договору, однако, является сам малолетний или недееспособный, а опекуны или

родители лишь выступают от его имени.

Автор, дееспособность которого ограничена по суду, сам осуществляет свои

авторские права, но под контролем попечителя, задачей которого является

ограждение подопечного от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также от

его собственных вредоносных действий. Такие случаи обычно связывают со

злоупотреблениями алкоголем и наркотиками.

Несовершеннолетние (лица от 14 до 18 лет) осуществляют свои права совершенно

Страницы: 1, 2, 3