бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Защита прав потребителя по законодательству Российской Федерации бесплатно рефераты

выявлении товаров ненадлежащего качества или опасных для жизни и здоровья

извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют

контроль за качеством и безопасностью товара

[73]. Нужно также отметить, что органы местного самоуправления не входят в

систему гос. органов и потому обладают своими собственными полномочиями на

территории своего города (района). В их полномочиях прекратить продажу товара с

просроченными сроками годности, исключениями являются товары длительного

пользования, на которые срок годности не устанавливается (срок службы). Также

во многих городах России создаются добровольные общественные объединения для

защиты права потребителя, которые защищают не только членов общества, но и

граждан. Уже многие общества накопили большой опыт, имея в своем распоряжении

квалифицированных юристов, которые ведут обширную работу с потребителями.

Сейчас в России существуют 55 таких обществ, что касается нашего региона, то

здесь находится Калининградская ассоциация по защите прав потребителей -

Московский проспект, 39. При обращении к данной организации было получено

разъяснение, что этими органами по защите прав потребителя разрешается около 90

% всех конфликтов. Примером последних дел может являться разрешение дела

гражданки П, жительницы г. Калининграда, которая 23.11.97 г. взойдя на

ступеньку троллейбуса почувствовала сильный удар током, пострадавшая обратилась

в трамвайно-троллейбусное управление с иском. Потребительница просила взыскание

компенсации за моральный вред в сумме в 5 миллионов рублей, поскольку она в

результате удара электрическим током перенесла моральные и физические

страдания. Суд же весьма интересно отреагировал на это дело, он признавал, что

трамвайно-троллейбусное управление виновно в том, что не довело до сведения

потребителя возможность электро-травмы. Суд, в свою очередь, признавал за

организацией право выпускать на линию транспорт с техническими неполадками.

Нужно было только объявлять об этом и ответственность как бы снижается, а хочет

ли ехать потребитель в таком троллейбусе - это его дело. Однако суд не отметил

главного, что указано в Законе, что потребитель имеет право на то, чтобы услуги

при обычных условиях их использования были безопасны для жизни и здоровья. Суд

же в качестве возмещения морального вреда взыскал только один миллион рублей.

Потребительница обратилась в Калининградское общество защиты прав потребителей,

с помощью последнего, решение областного суда было обжаловано. Областной суд

восстановил истину и удовлетворил иск потребительнице.

А теперь дела о поездке за границу. Суть дела состояла в том, что жительница

г. Калининграда хотела выехать по приглашению гр-на Германии к последнему по

месту жительства. Гражданка обратилась в ООО "Дуглас" через которое она

намеревалась поскорее оформить визу и выехать в Германию. За выполнение услуг

она заплатила 155 ДМ. Фирма объяснила ей, что для получения визы нужно

заполнить анкету, приложить к ней приглашение и только после этого все

документы отправляются в консульство в Москву, где решают на основе данных

выдавать визу или нет. Из Москвы пришел ответ об отказе в визе ссылаясь на

то, что в заполненной анкете имеются ошибки, гражданка потребовала вернуть

деньги. Ей вернули, но 70 ДМ, остальное, как следует из дела, удержано за

проделанную работу, после этого потребительница обратилась в общество по

защите прав потребителей, где и решался данный вопрос. Права потребителя были

восстановлены и деньги возвращены.

Другим делом, является попытка съездить одного гражданина в Голландию, где у

него была назначена деловая встреча. Он решил воспользоваться услугами фирмы

"АЛЕ ТАКСИ". За все было уплачено 300 ДМ после чего он в надежде стал ждать.

А автобус, который должен осуществлять поездку на Голландскую землю опоздал

на 3 часа. После посадки автобус далеко не уехал. Проехав немного было

объявлено, что автобус сломался и его нужно ремонтировать. Ремонт

производился несколько часов. В результате чего, встреча у гражданина не

состоялась. Он обратился, чтобы ему вернули деньги назад за не оказанную

услугу. Контора отказала ему в этом. Здесь также выяснилось то, что квитанция

на получение денег данной фирмой не выдавалась, объясняется это тем, что

данный документ будет выдан в процессе поездки. После чего потребитель

обратился в общество по защите своих прав. Отсюда следует, что налицо

грубейшая ошибка в действиях фирмы: были нарушены сроки поездки, не была

выдана квитанция об уплате денег. Права потребителя были восстановлены. Но

это еще раз показывает отвратительное отношение к клиенту.

Жительница г. Калининграда приобрела в магазине комплект мягкой мебели

"Кортеж". Из-за некачественной материи драпировка на мебели быстро истерлась.

Магазин обменял комплект мебели, но потребительницу заставляли заплатить за

транспортировку, гражданка обратилась за помощью в общество по защите прав

потребителей. Деньги были возвращены. Для решения вопроса оказалось

достаточно беседы с директором магазина.

Следующим органом является территориальное антимонопольное управление. Такие

управления находятся во всех субъектах РФ, республиках, областях, городах

Москва и Санкт-Петербург, такое управление ни что иное, как представительство

ГКАП России. Управление действует на территории субъекта и не подчиняется его

органам власти, а выполняет решения ГКАП - расследует конфликты по жалобам и

заявлениям потребителей, может беспрепятственно получать информацию от

органов власти и предприятий, использует штрафные санкции, передает дела в

МВД, прокуратуру, суды, представляет интересы потребителя в суде. Сегодня в

РФ действует 80 территориальных управлений ГКАП РФ. Однако, обращаться в

антимонопольный комитет нужно, когда дело не решается в органе по защите прав

потребителя.

ГКАП - орган гос. власти подчиненный правительству, осуществляющий контроль за

соблюдением законов, актов президента, постановления Правительства. Они

направляют предписания обязательные для исполнения изготовителям и налагают за

их неисполнение штрафы. Согласно закону они выдают предписания по поводу

продажи товаров с истекшим сроком, и продаже товаров без сроков годности и

срока службы, при продаже товаров при отсутствии информации. Примером

деятельности антимонопольного комитета является: недавно правительство РФ

утвердило "Правила предоставления услуг местными телефонными сетями". По идее,

эти правила вместе с законом позволяют противостоять давлению монополий.

Телефонная сеть быстро акционировалась. И, как всегда, нашлась интенсивная

работа по поиску дополнительных источников доходов. Антимонопольное управление

провело проверку деятельности всех районных узлов связи калининградской

области. Специалисты из отдела по защите прав потребителей знали об отдельных

нарушениях, которые допускались в отношении абонентов. Была проведена проверка,

анализ, который дал ожидаемый результат. Узлы связи, несмотря на единый тариф

для всей области, установленный на установку телефона _______ руб. для

очередников, и ________ руб. на установку вне очереди, плату в различных

районах взимали по-разному, при оформлении установки телефона они платили от

_____ руб. до _____ руб., за подключение телефонов с использованием аппаратуры

высокочастотного уплотнения, что вообще не касается потребителей, взымалась

дополнительная плата. При подключении аппаратов с АОН, факсов и факс-модемов

взымалась повышенная оплата трижды: за подключение, за регистрацию, и

дальнейшее пользование с повышенной абонентской платой. Стали разбираться. Еще

в августе 1994 года письмом министра связи РФ №181Ц "Об использовании

абонентских оконечных устройств с определителями номера вызывающего абонента"

были утверждены спец. рекомендации по использованию таких аппаратов и порядку

оплаты связанных с ними услуг. Специалисты антимонопольного комитета подвергли

этот документ анализу с точки зрения соответствует ли он законодательству по

защите прав потребителя или нет. Действительно, на основание закона "О связи"

предприятия связи имеют права в рамках своего ведомства устанавливать тарифы на

услуги. Но не произвольно, а по определенным правилам. Одно из таких правил

требует обоснования нового тарифа новыми материальными затратами. Обоснование,

что АОУ с АОН создают дополнительную нагрузку на коммуникационные системы не

имело обоснований. Была произведена экспертиза и было выявлено, что при

технически грамотном сконцентрированном АОНе дополнительных затрат энергии от

АТС не происходит, АОН питается от сети абонента так, что плата за них не

оправдана. Дальше дополнительная плата за подключение АОН в телефонную сеть,

куда уже ранее был включен обычный телефон, вообще ничем не обосновано, это же

относится к регистрации АОН, за которую АТС установили повышенную плату. Дальше

следует в тексте договора: «абонент должен быть предупрежден, что аппарат не

гарантирует 100 % определение номера вызывающих абонентов», а вот это уже не

ведомственные вопросы, такие условия договора ведомство не имеет право

устанавливать. По закону продавец (исполнитель) должен быть при заключении

договора поставлен в известность о конкретных целях потребителя товара

(выполнение работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать товар

(оказать услугу) пригодную для использования в соответствии с этими целями. Для

АОН конкретная цель - определение номера. А АТС проверяет наличие сертификата

соответствия, выдаваемого министерством связи, регистрирует, берет за это

плату, и берет на себя всю полноту ответственности за надлежащее качество

платной услуги. Рекомендация министерства связи имеет 2 момента противоречащих

закону. Порядок взаимоотношений между абонентом имеющим АОУ с АОН и

предприятием связи. Первый момент: министерство и ведомство не вправе принимать

нормативные акты по защите прав потребителей, т.е. формулировать отношения с

абонентом по-своему[74]. Второй момент:

рекомендация определяет содержание договора, из текста которого исчезли

обязательные пункты, строго указанные правилами и определяющие права

потребителя (обязанности исполнителя, которые даны в урезанном виде), гарантии

качества, условия прекращения договора, порядок рассмотрения претензий к

исполнителю.

ГКАП создан в соответствии с законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и

ограничении монопольной деятельности на товарных рынках"

[75]. Форма деятельности - это предписания, которые выдаются адресатам с

целью защиты добросовестной конкуренции и предупреждения ограничения и

пресечения монопольной деятельности. Адресатами предписания могут быть:

хозяйствующие субъекты, Российские и иностранные коммерческие организации

(объединения, союзы, гос. органы) путем вынесения предписания, как акта гос.

регулирования антимонопольные органы побуждают соответствующие органы и

субъекты к соблюдению законодательства о конкуренции и ограничении

монополистической деятельности, т.е. выполнять действия предусмотренные

предписаниями (прекратить, восстановить первоначальное положение, расторгнуть

договор, внести в него изменения, отменить акт, не соответствующий

законодательству, перечислить в федеральный бюджет прибыль полученную в

результате нарушения). В случае неисполнения предписания об отмене или

изменения акта, принятого с нарушением, антимонопольного законодательства,

федеральный АК вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании

акта недействительным полностью или частично, либо о понуждении восстановить

положение, существовавшее до нарушения.

За исполнение в срок предписания ФА Органа организации, руководители,

должностные лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность в виде

предупреждения или штрафа. Штраф взыскивается в безакцептном порядке в

30-дневный срок. Особое предписание ГКАП России, установлено Законом "О

прекращении нарушений прав потребителей". Его адресаты изготовители,

исполнители, продавцы, т.е. предприятия, организации, учреждения, граждане

предприниматели, производящие товары, оказывающие услуги, реализующие товары.

Они должны прекратить нарушения прав потребителей, которые предусмотрены

Законом, право потребителя на безопасность товара (работы, услуги), информацию

о хозяйствующих субъектах, и о товарах. Уклонение от исполнения и

несвоевременное исполнение предписания карается штрафом налагаемым на

нарушителя[76]. Кроме того, Федеральный

антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства о

рекламе, и вправе давать предписания о прекращении нарушений указанного

законодательства. За исполнение предписания на рекламодателей накладывается

штраф 5000 МРОТ. Если штраф не уплачен в добровольном порядке он взыскивается в

судебном[77].

Другим органом осуществления защиты прав потребителя является Госторгинспекция

[78]. Задачи ее - это контроль за соблюдением норм и правил торговли и

общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью

товаров народного потребления, деятельность по искоренению злоупотребления в

торговле, и поступления на рынок доброкачественной продукции. Объектами

являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности

и ведомственной принадлежности, граждане реализующие и производящие товары или

услуги. Госторгинспекция в своей деятельности взаимодействует с комитетом РФ по

стандартизации, метрологии и сертификации, с гос. Комитетом

Санитарно-Эпидемиологического надзора, гос. комитетом РФ по антимонопольной

политике и другие. Функции Госторгинспекции: проводит проверки соблюдения

правил торговли, применение цен, контролирует правильность пользования весовыми

и измерительными приборами, приостанавливает реализацию товара, рассматривают

жалобы. Управление Госторгинспекции участвует в разработке предложений по

совершенствованию правил торговли, вносит в Комитет РФ по стандартизации,

метрологии и сертификации предложения о снятии с производства товаров, опасных

(вредных) для жизни, здоровья и имущества. Рассмотрим результаты деятельности

Госторгинспекции в Калининграде. На центральном рынке 10 апреля были взяты в

молочном павильоне 2 контрольные покупки, в результате первой покупки за шинку

колбасы "Талинская" и "Останкинская" продавец недобрала с покупателя 628

рублей. Но уже во второй покупке она обсчитала покупателя на 5300 рублей. В

реализации у этого продавца находилась мясная продукция 9-и наименований. Вся

продукция АОЗТ "Ост-Вест" на момент проверки не имела маркировки, т.е.

покупатель не мог узнать ни изготовителя, ни дату выработки, ни срок

реализации. За эти нарушения у продавца были сняты с продажи 19,71 кг мясной

продукции, а 25,99 кг уже поступило на стол Калининградцев. В следующем случае

гражданка купившая сосиски "Венские" была обсчитана на 3745 рублей, в

результате чего был наложен штраф - в сумме 2,5 млн. руб. Гражданка Еремьева,

работая на рынке, торгуя селедкой, обманула покупательницу на 723 рубля, путем

привязки лески к чашам весов, к тому же не было не сертификата, ни санитарной

книжки. Дело рассматривает начальник ОВД Ленинградского района - о привлечении

Еремьевой к уголовной ответственности (за отсутствие документов на товар,

использование неисправных весов и облегченных гирь). При том продавцы не всегда

предоставляют информацию о товаре, и торгуют немаркированными товарами. -

Частный предприниматель торговала с лотка мороженной скумбрией и путтасу. На

ценнике стояло "Путтасу неразделанная", вот и вся информация о рыбе, зато

инспекция установила, что путтасу предназначалась на корм зверям.

Другим контролирующим органом является Комитет РФ по стандартизации, метрологии

и сертификации[79]. Порядок проведения

Госстандартом РФ гос. контроля и надзора за соблюдением обязательных требований

гос. стандартов, правил обязательной сертификации

[80]. Порядок устанавливает общие правила проведения Комитетом РФ по

стандартизации метрологии и сертификации, государственного контроля и надзора

за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, в том числе

требований по безопасности, правил обязательной сертификации и за

сертифицированной продукцией (в дальнейшем гос. надзор). Предоставлено право

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6