бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Защита прав потребителя по законодательству Российской Федерации бесплатно рефераты

на безопасность товара, на соответствие товара представленной информации. Если

потребителю был продан товар ненадлежащего качества, Закон устанавливает и

предусматривает последствия выраженные в требованиях покупателя к другой

стороне. Но вообще, недостатки бывают явные, когда скажем прямо кидается в

глаза (например, при примерке, при осмотре товара). Скрытые недостатки

проявляются в основном в процессе эксплуатации. При продаже, продавец должен,

если знает о недостатке товара оговорить это с покупателем, в случае если этого

не произошло потребитель вправе предъявить любое требование к продавцу из

указанных ниже: - безвозмездное устранение недостатка товара или возмещения

расходов на их устранение потребителем или третьим лицом, соразмерное

уменьшение покупной цены, замены на товар аналогичной модели (марки, артикула),

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим

перерасчетом покупной цены, расторжение договора купли-продажи, но при этом он

обязан возвратить товар с недостатками. Так же, он вправе потребовать полного

возмещения убытков при продаже ему товара ненадлежащего качества. Следует иметь

в виду, что в ГК существуют нормы общие, свойственные купле-продаже и нормы

розничной купли-продажи. Отсюда следует, что общие нормы о договоре

купли-продажи могут применяться и к отдельным видам договоров (поставка,

розничная купля-продажа)[26]. А вот в

договоре купли-продажи, где участвует гражданин, покупатель, не урегулирован

ГК, и в этом случае применяются законы о защите прав потребителя.

[27] Таким образом, к розничной купле-продаже применяются: специальные нормы

ГК, ЗоЗПП, общие нормы купли-продажи.

Потребитель имеет право выбрать любое требование, а именно требовать

безвозмездно устранить недостатки товара. Это требование потребитель может

предъявить продавцу, изготовителю, либо организациям выполняющие их функции на

основании договора. Недостатки устраняются путём ремонта товара, заменяются

вышедшие из строя, детали, агрегаты и т.д. В этом случае потребитель не

оплачивает ремонт товара. Обязанность изготовителя (продавца) устранить

недостаток подкреплен тем, что последний имеет материально-техническую базу для

этого. Аналогичная норма указана и в договоре розничной купли-продажи

[28], но есть условие, которое говорит, что безвозмездное устранение в

отличии от общих положений о купле-продаже, должно быть произведено

незамедлительно. В отношении случаев ремонта товаров длительного пользования,

Законом устанавливается дополнительная обязанность продавца (изготовителя) за

свой счёт безвозмездно предоставить потребителю на всё время ремонта

аналогичный товар. Постановление Правительства

[29] исключает некоторые товары длительного пользования на которые не

распространяются требования потребителя о немедленном безвозмездном

предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара.

Если потребитель приобрёл товар в комиссионном магазине с недостатками, то

такой потребитель не вправе настаивать на удовлетворении требования об

устранении недостатка товара. Так на товары купленные в комиссионном

магазине, требование об устранении недостатков может быть удовлетворено

только лишь с согласия продавца. При том на технически - сложные товары

купленные в комиссионном магазине распространяется правило о наличии

существенного недостатка.

Потребитель вправе предъявить это требование с момента обнаружения. На основании

Закона, такие недостатки должны быть устранены в течении 20 дней со дня

предъявления требования потребителя. За просрочку удовлетворения этого

требования предусмотрена неустойка (пеня).

[30] Так если не выполняются требования потребителя о предоставлении ему на

время ремонта аналогичного товара продавцом (изготовителем), то они на

основании договора, устанавливают неустойку в размере 1 % цены товара за каждый

день просрочки. Гарантийный срок продлевается на период, в течении которого

товар не использовался потребителем. Период этот устанавливается со дня

обращения потребителя с требованием об устранении недостатков по день выдачи

товара потребителя после его устранения.[31]

Если во время ремонта в товаре была заменена какая-либо деталь, то гарантийный

срок на эту деталь исчисляется заново, ну а гарантийный срок на товар в целом

продлевается.[32]

Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков потребителем

или третьим лицом.

Такое требование возникает у потребителя в том случае, если продавец

(изготовитель) отказались произвести ремонт, либо произвели его в не

установленный срок. Такое требование вытекает из того, что потребитель может

сам устранить недостатки товара (купить деталь и заменить ее на неисправную)

или прибегнуть к помощи 3 лица, оплатив соответствующие услуги. Третье лицо -

это гражданин предприниматель или предприятие, которому потребитель поручает

исправление недостатков. Например, за несколько часов до Нового Года, выходит

из строя телевизор, потребитель сам устраняет недостатки или просит сделать

это своего соседа разбирающегося в этом. После этого потребитель может

потребовать возмещения своих расходов если он их понес в связи с исправлением

недостатка товара. Для того, чтобы требование о возмещении расходов на

устранение было обоснованным необходимо, чтобы в товаре действительно имелся

недостаток и только в связи с этим недостатком возникли расходы. Размер

подлежащих возмещению расходов должен соизмерятся с необходимой по устранению

недостатков работой и стоимостью товара. Факт недостатка в товаре может быть

подтвержден свидетельскими показаниями или экспертным исследованием.

Устранение недостатка должно быть подтверждено потребителем документально

(чек на приобретение запчастей и материалов, квитанция на оплату ремонта в

организации по ремонту). Если, это был частный мастер, то он сам может

подтвердить факт уплаты денег потребителем. В отношении организаций нужно

сказать, что здесь должны быть исключены организации по ремонту созданные

предприятием изготовителем (продавцом ) или осуществляющим такие функции на

основании договора (с изготовителем, продавцом). Гарантийный ремонт не должен

рассматривается как самостоятельная услуга, ведь она тоже является способом

восстановления права потребителя на получение качественного товара.

Следующим требованием является соразмерное уменьшение покупной цены.

Потребитель это требование может предъявить только продавцу (изготовителю

предъявить не может). А что значит соразмерное уменьшение? Законодательство

показывает, что здесь возможно только 3 варианта: - во-первых потребителю может

быть выплачена средняя рыночная стоимость устранения недостатка товара, которая

определяется или экспертами, или сторонами путем исследования цен на выполнение

ремонтных работ в местности, в которой проживает потребитель; во-вторых выплате

может подлежать сумма соответствующая проценту потери товарного вида или

потребительских свойств товара в связи с имеющимися недостатками. При

исчислении суммы берется цена товара на момент удовлетворения требования, а в

случае увеличения цены товара или при ее уменьшении, берется цена на день

покупки[33]; - в-третьих любая сумма,

которую продавец и потребитель по обоюдному согласию считают соответствующей

компенсацией за недостатки товара. Если комиссионный магазин удовлетворил

требование покупателя об уменьшении покупной цены, то нужно знать, что магазин

не вправе, если это не оговорено в договоре, относить сумму уступки на

комитента. В этом случае комиссионер не вправе требовать от покупателя

возвратить купленную вещь для возврата ее комитенту.

Замена товара на товар аналогичной марки (модели, артикула).

Это требование не означает, что потребитель вправе настаивать на замене товара

на такой же. Товар представляемый для замены может быть другого цвета или

модели, самое главное здесь чтобы товар был аналогичным, имел те же

потребительские свойства, что и товар требующий замены, но качественным. Но

могут возникать затруднения если такого же товара нет в продаже или в

производстве. Например, если для замены нет автомобиля того же цвета, или с

такой же отделкой салона, потребитель обязан согласится на такую замену, но

после замены вправе воспользоваться правом на обмен товара ненадлежащего

качества. Такое требование может быть предъявлено продавцу, изготовителю или

организациям, которые выполняют функции продавца (изготовителя) на основании

договора. Согласно ст. ГК[34]

потребитель не должен уплачивать разницу между ценой товара при ее покупке и

ценой замены. Следовательно, если товар заменен, то гарантийный срок

исчисляется заново с момента передачи товара потребителю

[35]. Требование потребителя о замене товара удовлетворяется в течении 7

дней со дня предъявления, но так же он может увеличиваться до 20 дней в случае

дополнительной проверки качества товара. Проверку качества товара продавец

проводит за свой счет и может обойтись заключением своих собственных

специалистов магазина. Покупатель имеет право присутствовать при проверке

качества товара и может не согласится с таким заключением и обжаловать его в

суд. Если у продавца на день предъявления требования не оказалось необходимого

товара, то такой товар должен быть заменен в течении одного месяца. Но

существуют, например, районы крайнего севера, где присутствует сезонный завоз,

тогда здесь удовлетворение требования потребителя выполняется в срок

необходимый для очередной поставки соответствующего товара в эти районы.

Покупатель вправе потребовать безвозмездного предоставления с доставкой на дом

во временное пользование аналогичный товар длительного пользования. Исключением

является перечень товаров установленный Правительством на которые не

распространяется право потребителя требовать представления на время

аналогичного товара.[36] В отношении

технически сложных товаров предусмотрено, что они должны обладать существенным

недостатком. Наличие существенного недостатка указывается в ГК

[37]. Исключением является требование в отношении товаров со сроком

годности, потребитель вправе требовать замены на такой же товар или другой,

если не предусматривается возврат потребителю уплаченной суммы и расторжения

договора. В отношении комиссионных магазинов можно сказать, что замена товара

происходит только с согласия продавца. Закон так же предусматривает за

невыполнение требования потребителя о замене товара, уплату неустойки.

Имеет право на замену товара на такой же товар другой марки (модели, артикула с

соответствующим перерасчетом покупной цены). Предполагается замена товара на

такой же товар (машину стиральную на другую стиральную машину). Свойства этих

товаров разные, поэтому и цены существенно отличаются друг от друга. Поэтому

при замене товара происходит перерасчет стоимости товара. В соответствии с

законом, если цена товара подлежащего замене ниже цены товара предоставленного

взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах, если наоборот, то разницу

в цене выплачивают потребителю.[38] Цена

товара, представленного для замены применяется всегда на момент предъявления

требования. Если требование потребителя не было удовлетворено в добровольном и

порядке, то согласно ГК потребитель может произвести расчеты исходя из цен

товара на момент вынесения решения судом, если цены возросли с момента

предъявления требования.[39] Требование

о замене, предъявляется только продавцу или организации (по договору). В

остальном, что касается сроков, когда должно быть выполнено требование о

замене, они схожи со сроками требования о замене товара на товар аналогичной

марки (модели, артикула).[40] За

просрочку так же предусмотрена неустойка.

[41] Гарантийные сроки исчисляются заново с момента передачи замененного

товара потребителю.[42]

Потребитель вправе расторгнуть договор, для этого ему необходимо установить

наличие недостатка, а если дело касается технически сложных товаров, то

существенных недостатков. Если расторгается договор купли-продажи, потребитель

обязан возвратить товар с недостатками и вправе потребовать возмещения убытков.

Возвратить товар потребитель может продавцу (организации, выполняющей его

функции по договору) и потребовать от него при расторжении договора возмещения

всех возникших в связи с покупкой товара, убытков. Если же потребитель

обращается к изготовителю, то здесь он вправе настаивать только на возврате

стоимости товара[43]. Предъявлять

требования о расторжении договора купли-продажи продавцу товара более выгодно,

чем возвращать товар изготовителю. При расторжении договора купли-продажи или

возврате товара ненадлежащего качества продавцу (изготовителю) расчеты с

потребителем производятся в случае повышения цен на товары, исходя из цены на

день покупки. Продавец не вправе удерживать из возвращаемой уплаченной за товар

денежной суммы, сумму на которую понизилась стоимость товара из-за полного или

частичного использования товара, потери им товарного вида

[44]. Требование о возмещении убытков должно быть удовлетворено в течение 10

дней с момента предъявления[45]. Опять

же, если следует просрочка, то на этот случай предусмотрена неустойка. Всегда

возникает вопрос, а кто же должен осуществлять доставку? Доставку товара на

время ремонта или замены осуществляет продавец (изготовитель)

[46]. Если товар малогабаритный и весом до 5 кг, то доставку осуществляет

потребитель. При расторжении договора купли продажи законом не предусмотрена

обязанность продавца (изготовителя) доставлять товар. Следовательно, отсюда

вытекает обязанность потребителя доставить товар, но при этом продавец

возмещает расходы по доставке товара потребителю, а изготовитель не обязан ни

доставлять товар, ни возмещать расходы на доставку, т.к. это не предусмотрено

законом. Мы много говорим о неустойке, отсюда возникает вопрос по этому поводу:

«из какой цены товара исчисляется неустойка». Если требование потребителя

удовлетворено добровольно, но с просрочкой, то неустойка за эту просрочку

исчисляется исходя из цены товара в день удовлетворения требования

существовавшей в том месте, где требование было удовлетворено. Примером может

служить, то что 1.02.96 г. потребитель заявил о замене товара. По закону это

требование должно быть удовлетворено в течение 20 дней

[47], т.е. не позднее 21.02.96, а само требование потребителя было

удовлетворено 01.03.96 г. Следовательно просрочка составляет 8 дней. Значит,

потребитель должен получить неустойку 8 % от цены товара на день фактического

удовлетворения требования. Если требование потребителя не удовлетворено, то

неустойка исчисляется исходя из цены товара на момент вынесения решения суда.

Относительно той местности, где требование должно быть удовлетворено, т.е. то

место, где потребитель должен был получить товар представленный для замены.

Потребитель при отказе в уплате неустойки продавцом, может обратиться в суд и

принудительно взыскать неустойку. Суд может изменить, т.е. уменьшить неустойку

[48], если она несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Неустойка

в размере 1 % цены товара соразмерна одному дню просрочки выполнения

требования. Требование по поводу недостатка, потребитель может предъявить, если

недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности,

установленных изготовителем. Согласно ГК, если на товар не установлен

гарантийный срок, то потребитель может предъявить претензии, если недостатки

обнаружены в разумные сроки, не позднее 2-х лет со дня передачи товара

[49]. Установить гарантийный срок может и продавец, но он должен быть не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6