бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Защита прав потребителя по законодательству Российской Федерации бесплатно рефераты

граждан потребителей. Этот договор характеризует то, что с одной стороны

выступает коммерческая организация, а с другой стороны физическое лицо или

юридическое лицо, которое в данном договоре является потребителем товаров,

работ, услуг. Но не каждая организация может быть признана субъектом публичного

договора, а только та, которая специализируется на этом. Предметом такого

договора выступает обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию

услуг. Для таких организаций характерно то, что они не вправе по своему

усмотрению выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора, они не

могут отказаться от заключения публичного договора. Если все таки коммерческая

организация пытается уклонится от заключения договора, то другая сторона вправе

обратится в суд с требованием о понуждении заключить договор и взыскать убытки.

Так же коммерческая организация не вправе отдавать предпочтение кому-либо из

обратившихся к ней в отношении заключения договора за некоторым исключением

(ветеранов войны, инвалидов, и других категорий лиц). Условия такого договора

должны быть для всех одинаковы. Исключением может быть предоставление по закону

льгот для отдельных категорий граждан (сотрудники МВД, военнослужащие)

[12]. Согласно ГК Правительство может издавать правила, обязательные при

заключении договоров, и их исполнении. Примером может служить Постановление

Правительства РФ[13]. Такое

Постановление соответствует договору. В нем устанавливаются правила продажи

отдельных видов товаров; возьмем к примеру ст.15 ...в торговых предприятиях,

осуществляющих продажу хлеба и хлебобулочных изделий в течении установленного

времени работы, должны быть в продаже хлеб и хлебобулочные изделия в

соответствии с ассортиментом и предусмотренным перечнем, в хлебном зале должны

быть вывешены сведения об изготовителях, о сроках реализации, свойстве

продукции. Суть состоит в том, чтобы предотвратить продажу потребителю товара

ненадлежащего качества согласно с этими правилами, торговые предприятия обязаны

проверять качество товара до отправки его в торговый зал. Запрещается

реализация товаров не только ненадлежащего качества, но и товаров которые не

имеют товарного вида, у которых истек срок годности и реализации, не имеют

документации по качеству (сертификата). Вторым договором связанным с

потребителем, является договор присоединения

[14]. Условия такого договора определены одной из сторон в формулярах и

могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к

предложенному договору в целом. Договор присоединения выделяют две особенности:

- договор т.е. его условия должны быть определены одной из сторон в формулярах

и иных стандартных формах, - условия договора в соответствии определенным

формам, могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к

этим условиям. К такому виду относятся все виды договоров о продаже товаров,

оказанию услуг для всех граждан потребителей.

Рассмотрим теперь каждое право по отдельности.

В ГК закреплен принцип свободы договора т. е. стороны свободны в определении

условий заключаемого договора. Этот принцип отражается в Законе “О защите прав

потребителей”, который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан

передать потребителю товар (работу, услугу) качество которого соответствует

договору. Значит, учитывая свободу договора, если стороны обмолвились о

качестве товара и произошло нарушение такой договоренности, то это будет

считаться как нарушение договора. Если стороны по каким либо причинам не

оговорили условия о качестве, то продавец (исполнитель) должен передать

потребителю товар, качество которого обычно соответствует требованиям к такого

рода товарам.[15] К тому же этот товар

должен быть пригодным для использования по назначению. С другой стороны, если

потребитель поставил в известность другую сторону о конкретных целях

приобретения товара (услуги), и если этот товар (услугу) невозможно

использовать для необходимых целей, тогда это будет считаться недостатком

товара. Но свобода договора не означает, что качество должно зависеть от

желания сторон. Ведь качество может устанавливаться в стандартах.

И если в договоре указано, что товар (услуга) должны соответствовать

обязательным требованиям стандартов, то переданный потребителю товар (услуга)

должен соответствовать этим требованиям. Качество товара (услуги, работы)

устанавливается в гос. стандартах, и тех. условиях предприятия изготовителя.

Обратимся к Закону “О стандартизации”[16]

; все требования к качеству товаров определяются в нормативных документах по

стандартизации. Содержание этих документов опирается на достижения науки,

техники, международные стандарты. В Законе “О защите прав потребителей”

сказано; что стандарт - это государственный стандарт, санитарные нормы и

правила, строительные нормы, правила и другие документы, которые в соответствии

с законом устанавливают требования к качеству товара (услуги, работы). К

нормативным документам по стандартизации согласно закона относятся:

государственные стандарты (ГОСТы), международные стандарты, стандарты отраслей

(ОСТы), стандарты предприятий (СТПы), стандарты научно-технических, инженерных

обществ. Требования качества установленные в ГОСТах подлежат соблюдению всеми

государственными органами и субъектами осуществляющими предпринимательскую

деятельность. Кроме того, пригодность товара может определятся в технических

условиях эксплуатации. В такой документации определяются основные

потребительские функции, область и условия применения товара. Кроме того, право

потребителя на качество товара (работы) включает в себя кроме права на передачу

качественного товара, гарантии поддержания этого товара в работоспособном

состоянии. Товар (работа), как мы сами знаем, не могут использоваться вечно.

Когда то он все равно выходит из строя. Тут следует определить какой же срок

использования считается нормальным. Закон имеет такое понятие, как срок службы;

это период времени в течении которого изготовитель (исполнитель) обязуется

обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу ) по назначению и

несет ответственность перед потребителем за возникшие в товаре существенные

недостатки возникшие по его вине.[17]

Продолжительность срока службы определяется исходя из используемого материала,

технологических возможностей и т.д. Срок службы товара измеряется единицами

времени, или единицами измерения.[18] Из

закона видно, что установление срока службы - это не обязанность, а право. Если

изготовитель по каким либо обстоятельствам не установил срок службы, то он

будет нести ответственность за вред причиненный товаром в течении 10 лет со дня

передачи потребителю. Существует два вида товаров; один перечень товаров

утверждается Правительством; второй перечень включает товары не вошедшие в

первый перечень. На эти товары изготовитель устанавливает срок службы сам. В

отношении срока годности можно сказать, что это период времени по истечении

которого товар считается непригодным к использованию

[19]. Такой срок устанавливается на продукты питания, медикаменты,

парфюмерию и т.д. Продажа с истекшим сроком годности товаров не допускается.

Закон предусматривает определенный период - это гарантийный срок. В течении

этого периода времени изготовитель принимает на себя повышенные обязательства

перед потребителем, то есть удовлетворяет требования потребителя в связи с

обнаружением недостатка. Но как известно гарантийный срок не вечен, все равно

наступает момент, когда он прекращает свое действие. Закон возлагает на

изготовителя после окончания гарантийного срока обязанности по обеспечению

после гарантийного обслуживания. Согласно закона, изготовитель обязан

обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку

в торговые и ремонтные организации запасные части в необходимых для ремонта и

тех. обслуживания, в объеме и ассортименте в течении срока производства товара

и после снятия товара с производства в течении срока службы или в течении 10

лет с момента снятия товара с производства. Если изготовитель не выполняет

таких обязанностей у него возникают следующие права.

В отношении права на безопасность товаров, жизни и здоровью потребителей.

Нужно отметить, что такой товар (работа, услуга) при обычных условиях

использования, хранения, транспортировки и утилизации, должен быть безопасен

для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, и не причинять вреда

имуществу потребителя[20]. Такое большое

значение праву потребителей на безопасность уделяется потому что, внедряются

новые технологии в производство продуктов питания, использование разных

синтетических заменителей и многое другое, повышают возможность причинения

вреда потребителю.

Закон направляет свои действия по защите права потребителя на безопасность

товара, а именно осуществляет мероприятия по недопущению в оборот товаров

(работ, услуг) могущие причинить вред потребителю, а так же мероприятия по

предотвращению причинения вреда товарами (работами, услугами), которые уже

реализуются потребителю. Такие требования содержатся, как я уже упоминал, в

стандартах. В Законе “О стандартизации” указывается, что стандартизация – это

деятельность по установлению норм, правил и характеристики, в целях

обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни,

здоровья, имущества. Государственные органы, прежде всего федеральные органы по

стандартизации и метеорологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора

осуществляют контроль за соблюдением этих требований. Другим препятствием

поступления в продажу товаров могущим применить вред, является система

сертификации[21]. В законе указано, что

потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных

условиях использования, хранения, транспортировки, были безопасны для жизни и

здоровья потребителя, не причиняли вреда его имуществу и окружающей среде. Но,

если взглянуть в область торговли, то мы видим, что через торговую сеть

реализуется огромное количество фальсификационных товаров, которые наносят вред

жизни и здоровью граждан, их имуществу. Поэтому сертификация – это процесс

подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества

товаров требованиям стандартов. Нужно сказать, что Правительство РФ утверждает

перечни товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, и такие

товары не могут реализовываться без сертификации. Так же гарантией безопасности

товара для жизни и здоровья, а так же имущества является то, что в необходимых

случаях, изготовитель обязан разработать и указать в сопроводительной

документации на товар, на этикетке, маркировкой или другим способом,

специальные правила использования товара, его хранения и транспортировки,

утилизации. Продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Право потребителя на информацию.

Лишь на основе достоверной и полной информации потребитель может выбрать товар

(работу, услугу). Согласно закона, потребителю должна быть предоставлена

достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителях

(продавце, исполнителе), о порядке приобретения (услуг, работ). В общем смысле

потребитель имеет право знать, что ему предлагается. Информация доводится в

наглядной и доступной форме, на русском языке (может и на языках субъектов РФ).

Информация должна содержать следующие сведения об изготовителе: - фирменное

название организации позволяющее отличить его от других организаций.

Наименование предприятия должно содержать указание на его

организационно-правовую форму[22];

-юридический адрес, то есть все предприятия действующие на территории России

проходят государственную регистрацию и на основании ее определяется место

нахождения. Продавец (исполнитель, изготовитель) самостоятельно устанавливают

режим работы предприятия (исключение составляют государственные и муниципальные

предприятия). Вся эта информация о продавце (исполнителе) должна содержатся на

вывеске предприятия. Так же информация об изготовителе должна содержатся в

документах сопровождающих груз. Если деятельность продавца лицензирована, то он

должен представить потребителю информацию о номере лицензии, сроке ее действия,

и об органе ее выдавшем. Введение этого пункта в закон вытекает из того, что

система лицензирования отдельных видов деятельности получила широкое

распространение. Перечень лицензируемых видов деятельности указан в

Постановлении Правительства[23], а также

другими постановлениями. Например, обязательному государственному

лицензированию на сегодняшний день подлежат: банковская деятельность,

международный туризм и т.д. В содержание информации о товарах входит

предоставление достоверной информации обеспечивающей правильный выбор

[24]. Эта информация содержится в технической документации прилагаемой к

товарам (на этикетках). Продукты питания упакованные на территории РФ должны

содержать сведения об изготовителе и месте их изготовления. Существуют

отдельные способы доведения информации до потребителя, они могут

устанавливаться Правительством “доведение до потребителя информации о

происхождении алкогольной и табачной продукции”

[25]. Следует так же обратится к Закону “О рекламе”, под ней подразумевается

информация распространяемая любым способом о физ. и юрид. лицах, о товарах. ...

Этот закон распространяется на рекламу всех услуг. Данный закон содержит такие

понятия, как ненадлежащая реклама, недобросовестная, неэтичная, заведомо

ложная, состоит из товаров которые не принято выставлять на показ, в которых

допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу

распространения. Существуют особенности рекламы отдельных видов товаров (работ,

услуг). Например: медицинские препараты без рецепта врача могут рекламироваться

только в печатных изданиях предназначенных для медицинских и фармацевтический

работников.

Ст. 22 Закона требует от рекламопроизводителей и рекламораспростронителей

требовать от рекламодателя, если его деятельность лицензирована,

предоставления лицензии...

Сразу же скажем, что закон устанавливает 2 вида ненадлежащей рекламы:

недостоверная информации и недостаточно полная информация. Отсюда следует,

что если потребитель в результате нарушения права на информацию приобрел

товар (работу, услуги), не соответствующий его свойствам, он вправе

возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков. Или, если

отсутствие информации повлекло невозможность использовать приобретенный товар

(работу, услугу) по назначению потребитель вправе потребовать предоставление

ему надлежащей информации в разумно короткий срок.

Право потребителей на просвещение.

Главной задачей является, то чтобы каждый человек знал как ему пользоваться

этими правами. А для этого его нужно учить. Для реализации права на

просвещение необходима целая система государственных мероприятий. Программа

потребительского образования проходит через все ступени: начиная со школьной

скамьи в отдельных программах, и после окончания школьной программы, в

постоянных печатных изданиях, программах на телевидении. В средних и высших

учебных заведениях. На сегодняшний день система информирования потребителей

через средства массовой информации успешно развивается. Имеют популярность

такие издания как газета “Известия - Экспертиза”, рубрики в Аргументах и

Фактах, Куранты, специальный журнал “Сырое”. Так, что развитие системы

потребительского образования имеет будущее, и закрепление ее в Законе “О

защите прав потребителя” будет способствовать ускорению этого процесса.

Права потребителя при приобретение товара ненадлежащего качества.

Вообще потребитель имеет право на получение товара, качество которого

соответствует договору, пригодный для целей, для которых товар такого рода

обычно используется, соответствующий требованиям стандартов, имеет так же право

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6