бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Институт гражданства РФ бесплатно рефераты

пола, образования, зыка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является

постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных

граждан и лиц без гражданства - 5 лет или 3 года непрерывно перед обращением

с ходатайством. Значительно ниже аналогичных сроков в других республиках (10

лет - в Молдавии) или западных странах (Швейцария - 12 лет, Дания - 7 лет

и.д.).

В современных условиях международных конфликтов и постоянно нарастающего в

России потока беженцев, гуманным представляется и правило сокращения вдвое

установленных сроков применительно к беженцам. В Дании, например, беженцы,

апатриды приобретают такое право через 4 года. Следует отметить, что условие

приема в гражданство сформулировано в Законе на широкой демократической

основе. Так, для беженцев, признаваемых таковыми Законом Российской

Федерации, договором Российской Федерации, сроки оседлости сокращаются вдвое.

Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным,

если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не

более чем на три месяца.

Закон содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство,

посредством сокращения установленных для проживания сроков вплоть до полного

снятия этих требований. Таковыми являются: состояние в гражданстве бывшего

СССР - в прошлом; усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской

Федерации; наличие достижений в области науки, техники и культуры, а также

обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для

Российской Федерации; наличие заслуг перед народами, объединенными в

Российскую Федерацию, в её возрождении, в осуществлении общечеловеческих

идеалов и ценностей; получение убежища на территории Российской Федерации;

состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой

линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению.

Вместе с тем, предусмотрены и основания, при наличии которых отклоняются

ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации. Это относится к тем

лицам, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя

Российской Федерации; состоят в партиях и организациях, деятельность которых

не совместима с конституционными принципами Российской Федерации, осуждены и

отбывают наказание в виде лишения свободы на действия, преследуемые по

законам Российской Федерации.

Основанием приобретения гражданства является также "восстановление в

гражданстве Российской Федерации".

В первые послевоенные годы (1946-1947 годы) эта форма широко использовалась

для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а

также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории

отдельных стран.

В гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации:

лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с

усыновлением, установлением опеки или попечительства; лица, у которых

гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением

гражданства родителей, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста.

Бывшие граждане Российской. Советской Федеративной Социалистической

Республики, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного

волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской

Федерации. Так по Указу Президента Российской Федерации считают

восстановленными в гражданстве Российской Федерации бывших граждан Российской

Советской Федеративной Социалистической Республики, выехавших за пределы

России до 6 февраля 1992 года, утративших гражданство без их свободного

волеизъявления и возвратившихся на постоянное место жительства в Россию поле

6 февраля 1992 года.

Гражданство Российской Федерации может приобретаться в результате выбора

гражданства (оптации).

При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном

законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории,

изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в

порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.

Лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление прежнего

гражданства, либо приобретение гражданства того государства, к которому

отходит данная территория.

К иным основаниям приобретения гражданства относятся усыновление, опекунство,

соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление

почетного гражданства и другое.

2.1 Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц.

В Законе о гражданстве Российской Федерации специальная глава посвящена

регулированию гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей;

гражданства недееспособных лиц. Изменение гражданства детей при изменении

гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве

максимально полно учитывает интересы ребенка. Следует принять во внимание

желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор,

исключить состояние без гражданства у детей, и в возможных случаях сохранить

российское гражданство детей в их интересах.

В качестве общих положений устанавливается, что гражданство детей в возрасте

до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей от 14 до 18 лет

изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при

изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. Для этих детей

для изменения гражданства согласия родителей не требуется.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство

Российской Федерации или у них прекращается гражданство, то соответственно

изменяется гражданство детей.

В случаях если оба родителя или единственный родитель проживающего на

территории Российской Федерации ребенка, над которым установлена опека или

попечительство гражданин Российской Федерации, выходит из гражданства

Российской Федерации и при этом не участвует в воспитании этого ребенка, то

ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство

Российской Федерации.

Если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации,

приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации

по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, и

при наличии согласия другого родителя.

В случаях, если гражданство Российской Федерации у одного из родителей

прекращается, а другой остается гражданином Российской Федерации, то ребенок

сохраняет гражданство Российской Федерации. По ходатайству родителя,

гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя,

остающегося гражданином Российской Федерации, гражданство Российской

Федерации у ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено

иное гражданство.

На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при

усыновлении.

Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его

лицами, не состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет

гражданство Российской Федерации. Если усыновители или один из усыновителей

имеет иное гражданство, то по их ходатайству гражданство у усыновленного

ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное

гражданство.

В случаях, если ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации,

усыновляется гражданами Российской Федерации, супругами - ребенок становится

гражданином Российской Федерации. Если же ребенок усыновляется супругами,

один из которых состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является

лицом без гражданства, то он становится гражданином Российской Федерации. А

ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления

его супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а

другой состоит в ином гражданстве, становится гражданином Российской

Федерации по соглашению усыновления. При отсутствии такого соглашения ребенок

становится гражданином Российской Федерации, если он проживает на территории

Российской Федерации или если в ином случае он остается либо становится лицом

без гражданства.

Споры между родителями, опекунами или попечителями о гражданстве детей и

недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов

ребенка недееспособного.

2.2 Прекращение гражданства

Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям.

Главными являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в

гражданство; выбор гражданства (оптация) при изменении государственной

принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным

международными договорами Российской Федерации; и по иным основаниям.

Выход из гражданства Российской Федерации является наиболее важным основанием

его прекращения.

Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству

гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации, если у лица,

заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы

один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо

выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном

законом порядке и отсутствием препятствий предусмотренных законом [15, c.

34].

В прежнем союзном законодательстве предусматривалось только одно основание

для выхода из гражданства - лишь по ходатайству лица.

Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть

отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не

связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой

помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или

юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности

перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом. Существуют

также такие обстоятельства, которые исключают возможность выхода из

гражданства. Выход не допускается: после получения повестки о призыве на

военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин,

ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в

качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется

вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор

суда.

Отклоненные ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или

отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть

мотивированы полномочными органами.

Основанием прекращения гражданства Российской Федерации является так же

отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации.

Решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении

лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании

заведомо ложных сведения и фальшивых документов устанавливается в судебном

порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от

установленной законом ответственности.. Но существует оговорка, что отмена

решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на

супруга и детей лица, указанного выше, приобретавших гражданство Российской

Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, сто

гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем.

Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в

течение 5 лет после приема.

Глава 3. Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ

При решении вопросов гражданства наряду с законами нашей страны подлежат

применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы

гражданства.

А если же международным договором Российской Федерации установлены иные

правила, чем те которые содержатся в Законе о гражданстве, применяются

правила, этого договора.

В отношении каждого человека, гражданство которого юридически оформляется

такими документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации,

каковыми являются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а

до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий

указание на гражданство лица [7, c. 18].

В 1997 году вышло постановление Правительства Российской Федерации об

учреждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих

личность гражданина Российской Федерации на территории страны и за её

пределами. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния,

как рождение и смерть своего гражданина.

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях прекращения и изменения

гражданства Российской Федерации требует правового регулирования.

Механизму реализации посвящена значительная часть Закона о гражданстве

Российской Федерации. На его основе принято "Положение о порядке рассмотрения

вопросов гражданства Российской Федерации", утвержденное Указом Президента

Российской Федерации. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения

и решения вопросов гражданства.

Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и

их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим

делам.

Такими органами являются: Президент Российской Федерации, Комиссия по

вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство

Внутренних Дел Российской Федерации, Министерство Иностранных дел Российской

Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения

Российской Федерации. Конституция устанавливает, что "Президент решает

вопросы гражданства Российской Федерации".

Закон о гражданстве раскрывает полномочия Президента. К ним относятся решения

по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановление в

гражданстве Российской Федерации, разрешение на выход из гражданства,

разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство

другого государства, отмена решения о приеме в гражданство, предоставление

почетного гражданства.

По всем этим вопросам Президент издает указы. Подготовительную работу ведут

все другие государственные органы.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации -

образуется Президентом и является государственным органом Российской

Федерации, ведающим делами российского гражданства.

Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения

по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения

комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми её членами,

участвовавшими в заседании.

При рассмотрении ходатайств и представлений комиссия всесторонне оценивает

доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных

органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и

надлежащим образом оформленные свидетельские показания. Комиссия учитывает

мнение компетентных органов республики, если дело касается гражданства,

затрагивающего интересы республик в составе Российской Федерации. Комиссия

вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и

материалы государственных органов, которые представляют необходимую

информацию.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов

гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним

относятся Министерство Внутренних Дел и его органы, а также Министерство

иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

В их функции входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства;

проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с

документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской

Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации;

осуществление регистрации приобретения и прекращения гражданства Российской

Федерации в предусмотренных Законом случаях.

Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри

системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается

постановлением Президента Российской Федерации. Полномочия Министерства

иностранных Дел Российской Федерации, дипломатические представительства и

консульские учреждения Российской Федерации имеют компетенцию, аналогичную

Министерству внутренних дел. Но к их функциям прибавляется ведение учета

граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской

Федерации.

Производство по делам о гражданстве также освещено в Законе. В этой части

Закона определяются порядок, подача, форма, порядок оформления, сроки подачи

и оформления, сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств по вопросам

гражданства Российской Федерации.

Заявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних

дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, а лицами,

проживающими за пределами Российской Федерации, в соответствующие консульские

учреждения, или дипломатические представительства.

Ходатайства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы

внутренних дел. Заявления и ходатайства подаются в письменном виде. Согласие

заинтересованных лиц на приобретение: прекращение, сохранение или изменение

гражданства должно иметь письменную форму. Подпись под документами

удостоверяется нотариально. Если заявитель не может подписать заявление или

ходатайство по неграмотности или в силу своих физических недостатков, оно по

его просьбе подписывается другим лицом, о чем делается соответствующая

нотариальная запись.

Оформление заявления ли ходатайства производится органом внутренних дел по

месту жительства при личном обращении заявителя, или через дипломатические

представительства и консульские учреждения. При наличии надлежащим образом

оформленных документов, удостоверяющих невозможность личного обращения

заявителя, орган внутренних дел, дипломатические представительства,

консульское учреждение Российской Федерации обязаны оформить материалы о

гражданстве по заявлению их ходатайству, переданному через другое лицо либо

направленному по почте. В этом случае подпись под заявлением или ходатайством

должна быть удовлетворена нотариально.

При подаче заявления или ходатайства по вопросам гражданства Российской

Федерации уплачивается государственная пошлина, размер которой

устанавливается законом Российской Федерации. Малообеспеченные лица

освобождаются от уплаты госпошлины полностью или частично в порядке,

установленном законом Российской Федерации.

Органы внутренних дел, либо дипломатические представительства выносят свое

мотивированное заключение, а при необходимости составляют представления,

которые направляются в Комиссию по вопросам гражданства Российской Федерации.

Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать 6

месяцев, а ходатайств - 9.

Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть, по

просьбе заявителя, восстановлен в Комиссии по вопросам гражданства Российской

Федерации.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со

дня принятия решения полномочными органами или издания указа Президента

Российской Федерации.

Исполнение решений по делам о гражданстве в отношении лиц, проживающих на

территории Российской Федерации, возлагается на Министерство внутренних дел и

его соответствующие органы, а в отношении лиц, проживающих за пределами

Российской Федерации, на Министерство иностранных дел, дипломатические

представительства и консульские учреждения.

Лицам, которые приобрели гражданство, выдается удостоверение личности

гражданина Российской Федерации, а в консульствах - паспорта гражданина

Российской Федерации с соответствующей отметкой. В документах детей, не

достигших 16 лет, делается запись о принадлежности к гражданству Российской

Федерации.

Контроль за исполнением решения по вопросам гражданства Российской Федерации

осуществляется комиссией при Президенте и другими полномочными органами в

соответствии с их компетенцией. Решение полномочного органа в отказе от

регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации

либо о принадлежности к гражданству Российской Федерации могут быть

обжалованы в месячный срок в суде.

Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства нарушение

сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия

должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о

гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской

Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке в порядке

подчиненности должностному лицу, либо в суде. Лица, постоянно проживающие за

пределами Российской Федерации, обжалуют неправомерные действия должностных

лиц в дипломатических представительствах или консульствах.

Заключение

Рассмотрев вышеизложенные принципы гражданства Российской Федерации,

основания для приобретения, изменения или прекращения гражданства, органы,

регулирующие решение вопросов, связанных с гражданством, можно сделать вывод,

что наиболее важной составной частью института, составляющего основы

правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции

Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно

гражданство.

Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные

исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве,

принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из

элементов правового статуса личности.

В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения

за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой

ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения,

проживающего на территории бывших союзных республик.

Все более тревожной становится практика деления граждан на своих и чужих.

Выдвигая заслон подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с

Эстонией, Латвией, Украиной и другими суверенными государствами. В рамках

соглашения о создании СНГ специально указывается, что Договаривающиеся

стороны гарантируют своим гражданам независимо от национальности или иных

различий равные права и свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам

других сторон, а так же лицам без гражданства права и свободы в соответствии

с общепринятыми международными нормами о правах человека.

Наиболее важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском

законе - права двойного гражданства. Ранее это право отвергалось.

Но в то же время государства по возможности стремятся ограничить его

представления, дабы избежать возникающих при наличии двойного гражданства

правовых коллизий. Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд

трудностей, потому что один из острых вопросов, связанных с регулированием

гражданства. В международной практике эти вопросы регулируются путем

заключения международных и межгосударственных договоров и предоставления

лицам с двойным гражданством режима наибольшего благоприятствования.

По-разному этот вопрос решается в бывших союзных республиках. В большинстве

(Киргизия, Азербайджан, Молдова, Эстония, Литва) двойное гражданство не

допускается. Украина и Беларусь, напротив, его признают, а Грузия оставляет

вопрос открытым.

Занятая Российской Федерацией позиция, продиктованная особенностями её

исторического, демографического и политического развития, а равно и

национально-психологическими факторами представляется вполне взвешенной и

демократической. Тем самым юридически утверждается принцип непрерывности

российского гражданства, его открытости для всех сограждан, разбросанных

волею судеб по белу свету, и всех желающих приобщиться к её духовному,

культурным и человеческим ценностям и пользоваться её юрисдикцией.

В этом отношении подчеркнем и особо важное значение, которое имеет

установленный законом судебный порядок обжалования всех решений, связанных с

приобретением, прекращением, принадлежностью к гражданству Российской

Федерации, а также процессуальные действия должностных лиц при рассмотрении

заявлений по вопросам гражданства. Таким образом, при малейших нарушениях

данного закона заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в суд.

Предусмотренный механизм обеспечивает эффективность закона и защиту прав

человека.

Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской

Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых

заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с

государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и

ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных

прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские

права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права

закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы

правового демократического государства.

Развитие института гражданства, норм, которые регулируют вопросы, связанные с

этим, повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет

осуществляться в России, в связи с ее исторически - политическим прошлым и не

менее кризисным в политическом плане настоящем.

Не на должном уровне развиты связи, регулирующие вопросы гражданства со

странами ближнего и дальнего зарубежья, что может повлечь за собой нарушение

статьи 61 части 2 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует своим

гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Таким образом, государство не в праве допускать нарушения закрепленных в

Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности,

связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во

избежание этого, государство должно вести политику, направленную на

поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов,

касающихся гражданства, путем создания нормативно-правовых актов, федеральных

законов и международных договоров.

Итак, гражданство является одним из основных показателей здоровья всего

государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть

обязанность не только государства, но и человека.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.:

Центральная избирательная комиссия РФ, 1993.

2. Конституция РФ: Комментарий. – М.: Юридическая литература, 1994.

3. Комментарий к Конституции РФ. – м.: БЕК, 1994.

4. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., №

1948-1, с изменениями от 17 июня 1993 г., № 5206-1. – М.: Дом Советов, 1993.

5. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. //

Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. - № 6. –

с.37-44.

6. Федеральный закон «О внесении изменений в закон РФ «О гражданстве

Российской Федерации» от 26 февраля 1995 г. // Российская газета. – 1995, 9

февраля.

7. Положение о порядке рассмотрения вопроса о гражданстве РФ // Собрание

актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 4, ст. 302.

8. Положение о паспорте гражданина РФ // Собрание законодательства РФ.

1997, № 28. Ст. 3444.

9. Положение о комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ от 13

августа 1998 г. // Российская газета. 1998, 17 августа.

10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от

12 февраля 1997 г. «О проверке наличия двойного гражданства у граждан РФ,

занимающих государственные должности» // Собрание законодательства РФ. 1997,

№ 181. Ст. 1029.

11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от

14 марта 1997 г. «Об утверждении образцов и описании бланков основных

документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ / Собрание

законодательства РФ, 1997, № 298. Ст. 53.

12. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке

конституционности пункта «2» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве РФ» в связи с

жалобой А.Б. Смирнова от 16.05.1996 г. // Вестник Конституционного Суда РФ,

1996. № 3, с. 32-34.

13. Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. «Об

учреждении состава комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ» //

Собрание законодательства РФ, 1997. № 9, № 941. Ст. 106.

14. Устав Союза Беларуси и России // Российская газета. 1997 г., 24

мая.

15. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. – м.: Юрист, 1994.

16. Гражданство и свобода передвижения. М.: БЕК, 1994.

17. Библер В. Граждане или подданные?: О конституционном проекте, но

не только о нем // Мегаполис-Экспресс, 1993, 4 августа. - с. 3.

18. Васильев В. Гражданство после распада СССР // Народный депутат,

1992, № 18. - с.15-17.

19. Ледых И. Комментарий закона «О гражданстве РФ» // Советская

юстиция, 1992, № 9. – с. 16-18.

20. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее

субъектов // Государство и право, 1997, № 8. – с. 21-24.

21. Марышев Н.И. Комментарии к ст. 62 Конституции РФ. // Право и

экономика, 1994, № 23-24. – с. 13-16.

22. Марышев Н.И. Комментарии к ст. 61 Конституции РФ. // Право и

экономика, 1994, № 23-24. – с. 10-12.

23. Масевич М.Г. Комментарии к ст. 60 Конституции РФ. // Право и

экономика, 1994, № 23-24. – с. 6-9.

24. Сукало А.Е. Комментарии к ст. 6 Конституции РФ. // Право и

экономика, 1994, № 9-10. – с. 5-7.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5