Диплом: Институт гражданства РФ
Диплом: Институт гражданства РФ
Оглавление
Введение.......................................................................3
Глава 1. Понятие и принципы гражданства........................................6
Российской Федерации...........................................................6
1.1 Общие положения по гражданству.............................................6
1.2 Развитие законодательства о гражданстве
Российской Федерации...........................................................8
1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей
с 18 лет......................................................................13
1.4 Основные принципы гражданства.............................................15
1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства...................... 22
1.6 Гражданство Российской Федерации..........................................28
и гражданство ее субъектов....................................................28
Глава 2. Основания и порядок приобретения.....................................38
и прекращения гражданства Российской Федерации............................... 38
2.1 Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных
лиц..........................................................................
............................................... 46
2.2 Прекращение гражданства...................................................49
Глава 3. Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве
РФ...........................................................................
................................................ 51
Заключение....................................................................57
Список использованной литературы..............................................61
Введение
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства
как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых
государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии). В
данной работе я преследовал цель раскрыть сущность института гражданства, его
актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы, особенности и тонкости
данного правового института.
Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и
для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за
пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон
"О Гражданстве Российской Федерации имеет огромное значение, так как этот
документ является основным регулятором норм гражданства.
Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет
принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее,
главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема
прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его
государством, где бы он ни находился [15, c. 5].
Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине,
законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира.
Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Об
этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов в области прав
человека, член Европейской Комиссии по правам человека в Совете Европы
австрийский юрист - профессор Феликс Эрмакора. Он считает, что, хотя в
современном международном праве и нет специальной нормы, которая признавала
бы гражданство в качестве одного из прав человека, тем не менее, гражданство
вынуждено выступать как непременное условие (conditio sine qua non) признания
целого ряда прав и свобод и в их числе - принцип равенства [16, c. 12].
Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной
правосубъектности лица.
Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией
Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28
ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.
До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Законы СССР "О
гражданстве СССР" и постановление Верховного Суда СССР от 23 мая 1990 года "О
порядке введения в действие Закона СССР" "О гражданстве СССР" и другие
нормативные акты.
Сейчас на основе Закона "О гражданстве Российской Федерации Указом Президента
Российской Федерации от 10 апреля 1992 года, в редакции Указа от 27 декабря
1993 года утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства
Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам
гражданства Администрации Президента Российской Федерации.
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации,
регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах.
Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства.
Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм,
регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к
основам конституционного строя.
Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство,
провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были
освещены в союзных законах.
Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как
распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так
и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и
обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В
настоящий же момент гражданство как связь человека с государством,
выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности,
основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод
человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и
государства.
Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными,
равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
В ходе написания данной дипломной работы мною предполагалось использование
целого ряда литературы, касающейся института гражданства Российской
Федерации, но, к сожалению, пришлось воспользоваться теми немногочисленными
источниками, которые мне удалось обнаружить. В ходе работы я в большей
степени опирался на Конституцию Российской Федерации, Законы Российской
Федерации, Постановления Государственной Думы, Распоряжения Правительства и
комментарии к ним, а также газетные и журнальные публикации. Несмотря на
практическое отсутствие специализированной литературы об институте
гражданства, в подготовке данной работы мне большую помощь оказала работа
Авакьяна С.А. «Гражданство в Российской Федерации».
Глава 1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации
1.1 Общие положения по гражданству
В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов -
Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы
государственной власти и системы местного самоуправления, немаловажное место
занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса
личности. По Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод
человека и гражданина - обязанность государства" [1, c. 4]. Основы правового
статуса человека и. гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения
государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и
регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым
условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те
или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за
гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право
требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство
гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. То есть
гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности,
основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод
человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое
проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые
связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так,
например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в
управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.
Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок,
согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и
прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее
время является Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской
Федерации" от 28 ноября 1991 года, вступивший в силу с 6 февраля 1992 года и
дополненный затем рядом нормативных актов.
1.2 Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о
гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого
важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон
отношений гражданства.
В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем
законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал,
не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств
того времени, на юридическом равенстве подданных.
В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым
правовым статусом:
1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а)
дворяне; б) духовные лица; в) городские обыватели г) сельские обыватели;
2) инородцы;
3) финляндские обыватели.
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц
податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и
почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные
паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния
(мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или
иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные
различия в правах и обязанностях.
Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об
уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.
В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и
сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные
организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и
наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для
всего населения России наименование — граждан Российской Республики.
1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского
гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев,
проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный
комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство
иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда
Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав
российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За
местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права
российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для
трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому
крестьянству.
С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7,
Конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для
граждан союзных республик.
К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное
законодательство в области союзного гражданства в отношении прав
иностранцев».
29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В
соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных
республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы
губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское
гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до
Конституции СССР 1924 года; не возвратившиеся из-за границы; лишенные
гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о
гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей
Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13
июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был
введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и
было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 года.
Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного
гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица
гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с
гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР,
признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность
к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин
СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой
постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению
считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать
гражданство, этой республики.
В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в
гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР
осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той
союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик
могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за
границей, если от них поступали заявления в эти органы.
Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и
президиумами ЦИК союзных республик.
Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане — рабочие и крестьяне,
проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми
политическими правами граждан СССР.
Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и
выхода из него в отношении: а) иностранцев — рабочих и крестьян, проживающих
в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся
правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-
освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с
вступлением в брак.
В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по
постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или
исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на
территории СССР
Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого
союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР
законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.
В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19 августа
1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся
принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что
гражданами СССР являются; а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г, в
подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;
б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом
порядке.
Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами
без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для
признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и
правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения
вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были
отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это
отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного
государства.
В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением
отдельных вопросов приобретения гражданства СССР И восстановления в
гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О
порядке приобретения гражданства
1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|