бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Институт гражданства РФ бесплатно рефераты

Диплом: Институт гражданства РФ

Оглавление

Введение.......................................................................3

Глава 1. Понятие и принципы гражданства........................................6

Российской Федерации...........................................................6

1.1 Общие положения по гражданству.............................................6

1.2 Развитие законодательства о гражданстве

Российской Федерации...........................................................8

1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей

с 18 лет......................................................................13

1.4 Основные принципы гражданства.............................................15

1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства...................... 22

1.6 Гражданство Российской Федерации..........................................28

и гражданство ее субъектов....................................................28

Глава 2. Основания и порядок приобретения.....................................38

и прекращения гражданства Российской Федерации............................... 38

2.1 Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных

лиц..........................................................................

............................................... 46

2.2 Прекращение гражданства...................................................49

Глава 3. Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве

РФ...........................................................................

................................................ 51

Заключение....................................................................57

Список использованной литературы..............................................61

Введение

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства

как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых

государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии). В

данной работе я преследовал цель раскрыть сущность института гражданства, его

актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы, особенности и тонкости

данного правового института.

Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и

для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за

пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон

"О Гражданстве Российской Федерации имеет огромное значение, так как этот

документ является основным регулятором норм гражданства.

Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет

принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее,

главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема

прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его

государством, где бы он ни находился [15, c. 5].

Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине,

законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира.

Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Об

этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов в области прав

человека, член Европейской Комиссии по правам человека в Совете Европы

австрийский юрист - профессор Феликс Эрмакора. Он считает, что, хотя в

современном международном праве и нет специальной нормы, которая признавала

бы гражданство в качестве одного из прав человека, тем не менее, гражданство

вынуждено выступать как непременное условие (conditio sine qua non) признания

целого ряда прав и свобод и в их числе - принцип равенства [16, c. 12].

Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной

правосубъектности лица.

Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией

Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28

ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.

До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Законы СССР "О

гражданстве СССР" и постановление Верховного Суда СССР от 23 мая 1990 года "О

порядке введения в действие Закона СССР" "О гражданстве СССР" и другие

нормативные акты.

Сейчас на основе Закона "О гражданстве Российской Федерации Указом Президента

Российской Федерации от 10 апреля 1992 года, в редакции Указа от 27 декабря

1993 года утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства

Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам

гражданства Администрации Президента Российской Федерации.

Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации,

регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах.

Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства.

Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм,

регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к

основам конституционного строя.

Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство,

провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были

освещены в союзных законах.

Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как

распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так

и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и

обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В

настоящий же момент гражданство как связь человека с государством,

выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности,

основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод

человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и

государства.

Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными,

равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

В ходе написания данной дипломной работы мною предполагалось использование

целого ряда литературы, касающейся института гражданства Российской

Федерации, но, к сожалению, пришлось воспользоваться теми немногочисленными

источниками, которые мне удалось обнаружить. В ходе работы я в большей

степени опирался на Конституцию Российской Федерации, Законы Российской

Федерации, Постановления Государственной Думы, Распоряжения Правительства и

комментарии к ним, а также газетные и журнальные публикации. Несмотря на

практическое отсутствие специализированной литературы об институте

гражданства, в подготовке данной работы мне большую помощь оказала работа

Авакьяна С.А. «Гражданство в Российской Федерации».

Глава 1. Понятие и принципы гражданства

Российской Федерации

1.1 Общие положения по гражданству

В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов -

Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы

государственной власти и системы местного самоуправления, немаловажное место

занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса

личности. По Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и свободы

являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод

человека и гражданина - обязанность государства" [1, c. 4]. Основы правового

статуса человека и. гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения

государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и

регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым

условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те

или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за

гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право

требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство

гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. То есть

гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством,

выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности,

основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод

человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое

проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые

связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так,

например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в

управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.

Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок,

согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и

прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее

время является Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской

Федерации" от 28 ноября 1991 года, вступивший в силу с 6 февраля 1992 года и

дополненный затем рядом нормативных актов.

1.2 Развитие законодательства о гражданстве

Российской Федерации

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о

гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого

важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон

отношений гражданства.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем

законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал,

не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств

того времени, на юридическом равенстве подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым

правовым статусом:

1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а)

дворяне; б) духовные лица; в) городские обыватели г) сельские обыватели;

2) инородцы;

3) финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц

податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и

почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные

паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния

(мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или

иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные

различия в правах и обязанностях.

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об

уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.

В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и

сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные

организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и

наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для

всего населения России наименование — граждан Российской Республики.

1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского

гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев,

проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный

комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство

иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда

Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав

российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За

местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права

российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для

трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому

крестьянству.

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7,

Конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для

граждан союзных республик.

К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное

законодательство в области союзного гражданства в отношении прав

иностранцев».

29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В

соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных

республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы

губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское

гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до

Конституции СССР 1924 года; не возвратившиеся из-за границы; лишенные

гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о

гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей

Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13

июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был

введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и

было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 года.

Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного

гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица

гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с

гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР,

признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность

к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин

СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой

постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению

считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать

гражданство, этой республики.

В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в

гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР

осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той

союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик

могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за

границей, если от них поступали заявления в эти органы.

Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и

президиумами ЦИК союзных республик.

Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане — рабочие и крестьяне,

проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми

политическими правами граждан СССР.

Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и

выхода из него в отношении: а) иностранцев — рабочих и крестьян, проживающих

в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся

правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-

освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с

вступлением в брак.

В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по

постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или

исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на

территории СССР

Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого

союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР

законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19 августа

1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся

принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что

гражданами СССР являются; а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г, в

подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;

б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом

порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами

без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для

признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и

правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения

вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были

отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это

отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного

государства.

В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением

отдельных вопросов приобретения гражданства СССР И восстановления в

гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О

порядке приобретения гражданства

1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей

с 18 лет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5