бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Институт гражданства РФ бесплатно рефераты

Так как гражданство подразумевает под собой определенные права и обязанности

то по действующей Конституции "гражданин Российской Федерации может

самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет" [1, c. 7].

Гражданин Российской Федерации вступает в различные общественные отношения во

всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и

культурной жизни, и отсюда вытекают его определенные соответственные права и

обязанности. Возможность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности

соответствует положению действующего законодательства о наступлении

Гражданского совершеннолетия с достижения 18-летнего возраста. С этого

момента гражданин становится полностью дееспособным. Способность гражданина

своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя

гражданские обязанности возникает в полном объеме с наступлением

совершеннолетия, то есть по достижении 18 летнего возраста. Дееспособный

гражданин может самостоятельно осуществлять следующие права: заключать

договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные

юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное

участие в общественной жизни. Он несет самостоятельно и ответственность за

свои действия.

Гражданство, сам факт его, человек приобретает с рождения, но те условия,

которые вытекают из гражданства, то есть те права и обязанности, которые

человека делают полноправным гражданином, наступают с 18 лет, но при этом в

Законе сделано исключение. В тех случаях, когда в соответствии с

законодательством допускается вступление в брак до достижения 18-летнего

возраста, гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со времени

вступления в брак.

Возраст гражданского совершеннолетия может не совпадать с возможностью

осуществлять политические права, которые приобретаются на основании других

статей Конституции и избирательных законов. Например, депутатом

Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации по

достижении им 21 года, а для избрания президентом необходимо достичь возраста

35 лет. Гражданское совершеннолетие не совпадает с трудовым, которое

определено трудовым законодательством.

Дееспособность не является естественным свойством человека. Возраст

гражданского совершеннолетия определяется законом и отличается в разных

правовых системах. В последнее время за рубежом наблюдаются тенденции

снижению этого возраста.

Осуществление прав и обязанностей предполагает, что гражданин осознает

значение и предвидит последствия своих действий, в том числе и негативные,

которые связаны с совершением им неправомерных действий, невыполнением взятых

на себя обязательств. Это требует определенных знаний и жизненного опыта,

поэтому закон связывает наступление дееспособности в полном объеме не только

с достижением определенного возраста, но и психологическим здоровьем. По

мнению многих ученых, наступление совершеннолетия должно быть на более

позднем этапе развития человека, его психологии, но возраст 18 лет закреплен

в Конституции Российской Федерации, и споры по этой проблеме носят закрытый

характер.

1.4 Основные принципы гражданства

Каждый человек по праву носит название "гражданин", т.к. имеет право на

гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо

от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным

основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на

какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обязанности.

Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное

избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от

дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет

привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом. Этот

принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций

разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам

предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех

остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного

государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается

политических прав. Только граждане Российской Федерации могут избирать и быть

избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать

Отечество и нести некоторые другие обязанности. 80-е годы во многих

европейских странах (Франция, ФРГ, Бельгия, Швейцария и т.д.) по мере

усиления процессов интеграции все более четко обозначается либерализация

оснований приема в гражданство, нарду с этим снимаются ограничения, и

расширяется объем прав иностранцев.

В скандинавских странах (за исключением Финляндии) по законам о гражданстве

конца 70-х начала 80-х годов иностранцам предоставляются некоторые

политические права. В Дании, например, иностранец, проживший здесь 3 года,

пользуется активным и пассивным избирательным правом при выборе коммунальных

органов; пользуются иностранцы и свободой выражения мнений. Однако свободы

собраний и объединений предоставляются только гражданам.

Демократический принцип, провозглашенный в действующей Конституции, является

своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его

прав и свобод - "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за

пределы Российской Федерации или выдан другому государству".

Хотя принудительная высылка российских граждан за пределы России как мера

наказания не предусмотрена действующим Уголовным кодексом, в практике иногда

наблюдались случаи принудительной высылки российских граждан за пределы

России. Так был выслан, например, писатель Александр Исаевич Солженицын.

Отсутствие в ранее действовавшей Конституции прямого запрета высылки давало

властям возможность действовать произвольно.

Правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы России,

полностью соответствует статье 13 Всеобщей декларации прав человека,

провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в

свою страну (ч. 2 ст.27).

Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на

территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его

там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного

там приговора, вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в

случаях, когда такой гражданин, совершив преступление за границей,

возвращается на родину.

Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан,

однако допускала исключение, если они установлены законом или международным

договором, но в настоящей нынешней Конституции никаких исключений не

предусматривается: российские граждане никогда не должны выдаваться другому

государству.

Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее

действовавшая конституция, не было принято, и международные договоры,

заключенные Россией выдачу другому государству российских граждан не

предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи

содержат правило о том, что выдача не имеет места, если человек, которого

просят выдать, является гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную

норму содержит Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 года о правовой помощи

по гражданским, семейным и уголовным делам (пока не вступила в силу).

Правило Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на

защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной

ответственности. За совершенные за границей преступления российский гражданин

не будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам

Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств

обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со

своим законодательством уголовное преследование против своих граждан,

подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории

затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать

уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что

они совершили преступления на территории затрагивающего государства.

Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против

российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в

Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.

Кроме того, в Законе о Гражданстве говорится о том, что "никто не может быть

лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство" [4, c. 23]. Эта

норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо

исключает из будущего возможность использования этой меры для борьбы с

инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения

страха в обществе, что было характерно для нашего государства на протяжении

всей его 70-летней истории. Антидемократическая практика лишения гражданства

сопровождалась к тому же применением и такой репрессивной меры, как высылка

собственных граждан. Между тем подобная практика несовместима со многими

международными нормами о правах человека. Так уже выше упомянутая Всеобща

декларация прав человека в статье 15 устанавливает, что никто не может быть

произвольно лишен гражданства; в Международной Конвенции о сокращении без

гражданства говорится о том, что нельзя лишать лицо гражданства, если такое

лишение делает его апатридом (ст.8 п.1); в ст. 3 Дополнительного протокола N

4 к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод

содержится специальная норма о запрете высылки с территории государства,

гражданином которого он является. Аналогичные запреты можно найти помимо

упомянутых источников в конституциях многих государств (ФРГ, ст.16, Испания,

ст. II п.2) и законах о гражданстве (Англия, закон о гражданстве 1985 года).

Отказавшись от этого антидемократичного института, российский законодатель

тем самым привел наше законодательство в соответствии с общепризнанными

нормами международного права. Попутно заметим, что следовало бы сделать и

следующий шаг в этом направлении: определении на уровне закона запретить

всякую возможность высылки своих граждан.

Кроме вышеизложенного, гражданин Российской Федерации находится под защитой

государства не только на территории самого государства, но и за его

пределами. Это правило имеет особое значение в связи с остро стоящей

проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей.

Это относится и к государствам - бывшим республикам СССР. Нуждаются в защите

и российские граждане, выезжающие за границу на время - в командировки, по

контрактам, по частным делам и тому подобное.

Государственные органы, дипломатические представительства и консульские

учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых,

содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в

полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством

государства их пребывания, международным договорам Российской Федерации,

международными обычаями; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом

интересы; в третьих, при необходимости принимать меры для восстановления

нарушенных прав российских граждан.

Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются

Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, а функции

консульских учреждений - Венской конвенцией о консульских сношениях 1963

года. Действует также Консульский устав 1976 года. Россией заключены и

многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции.

К функциям дипломатического представительства относятся, в частности, защита

интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых

международным правом. Посольство может консультировать своих граждан по

возникающим у них вопросам делать запросы по поводу защиты интересов граждан,

заявлять протесты и делать представления властям страны пребывания. Консул

ведет учет постоянно и временно прибывающих в его консульском округе

российских граждан, имеет право производить усыновление детей, состоящих в

гражданстве России и проживающих вне её пределов, принимает меры к

установлению опеки и попечительства над находящимися в его округе

несовершеннолетними российскими гражданами, к охране имущества, оставшегося

после смерти российского гражданина и так далее. Консул следит, чтобы в

отношении арестованного по подозрению в совершении преступления или

отбывающего наказание в виде лишения свободы российского гражданина

соблюдались законы государства пребывания и международные договоры,

заключенные Россией с этим государством; обязан посещать российских граждан,

находящихся в местах заключения. Он вправе представлять российских граждан в

судах и других учреждениях представлять российских граждан в судах и других

учреждениях страны пребывания. Консул выдает российским гражданам заграничные

паспорта, а также выдает, продлевает и погашает визы на выезд в Россию.

Если меры, принятые дипломатическими представительствами или консульскими

учреждениями, не приводят к положительным результатам, для защиты интересов

своих граждан Российской Федерации могут быть предприняты и иные вытекающие

из международного права шаги.

Кроме этого в международном праве существуют тенденции, призывающие

государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. В Законе о

гражданстве Российской Федерации поощряется принятие гражданства Российской

Федерации лицами без гражданства, и не препятствует приобретению ими иного

гражданства, кроме того, существует положение о сохранении гражданства

Российской Федерации лицами, проживающими за её пределами, по которым

гражданин Российской Федерации, проживающий за её пределами, не прекращает

российского гражданства. Кроме того, заключение или расторжение брака

гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству

Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства, но если один

из супругов изменяет его, то это не влечет за собой изменение гражданства

другого супруга.

1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства

Кроме этих принципов в институте гражданства существует принцип двойного

гражданства.

Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных

принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может

приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в

результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за

иностранца, если по законам его государства жена должна "следовать

гражданству своего мужа"

До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за

гражданами Российской Федерации гражданства в случаях, когда российский

гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного

государства и фактически становился лицом с двойным гражданством,

законодательство рассматривало его только как российского гражданина.

Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве от 28 ноября

1991 года.

Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного

государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:

- если такую возможность предусматривает федеральный закон

- если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов

двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Российскому

гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно

гражданство, другого государства, с которым имеется соответствующий

международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией

обязательному условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве

других возможностей признания гражданства не допускает.

Международный договор, о котором упоминается в части первой статьи 62, должен

прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь

одновременно гражданство обоих этих государств

Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских

граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий

принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве, не признается

принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.

Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5