бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Типы и формы государства бесплатно рефераты

государственными органами;

- В какой государственной форме выражаются интересы каждой

нации , проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно разделить на три

основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование ,

состоящее из административно территориальных единиц , которые подчиняются

центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не

обладают . Характеризуется следующими признаками:

- Во-первых , унитарное государство предполагает единые ,

общие для всей страны высшие представительные , исполнительные и судебные

органы которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными

органами.

- Во-вторых , на территории унитарного государства действует

одна конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем

функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех

административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

- В-третьих , составные части унитарного государства (

области , департамента , провинции ) государственным суверенитетом не

обладают . Они не имеют своих законодательных органов , самостоятельных

воинских формирований и др. атрибутов государственности . В то же время

местные органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и

значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных органов

унитарное государство централизованным и децентрализованным .

Централизованное – если во главе местных органов государственной власти стоят

назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные органы

самоуправления . В децентрализованных государствах местные органы

государственной власти избираются населением и пользуются значительной

самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

- В-четвертых , унитарное государство , на территории

которого проживают малочисленные национальности , широко допускает

национальную и законодательную автономию . В Монголии автономным

государственным образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории

которого проживает в основном лица казахской национальности.

- В-пятых , в унитарном государстве все внешние

межгосударственные сношения осуществляют государственные органы , которые

официально представляют страну на международной арене.

- В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные

силы , руководство которыми осуществляется центральными органами

государственной власти .

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких , ранее

независимых государственных формирований в одно союзное государство.

В федерации существует два уровня государственного аппарата : федеральный ,

союзный и республиканский . На высшем уровне федерации характер

государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента ,

одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее

формировании используется принцип равного представительства вне зависимости

от численности населения . Другая палата формируется для выражения интересов

всего населения государства , всех его регионов . В федерации может также

существовать государственный аппарат и на местном уровне . Одним из

формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства , каждый

гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего

государственного образования . И это закрепляется конституциями государств.

Это означает , что объем прав и свобод у каждого гражданина , независимого от

того , на территории какого субъекта федерации он проживает , один и тот же.

В федеративном государстве функционирует правовая система , построенная на

принципе централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать и

собственную правовую систему.

Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому

конституционному механизму , с помощью которого центральная власть

подчиняется и контролируется субъектами федерации.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между

союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает

что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех

принципов :

1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е.

определение предметов ведения.

2. Принцип совместной компетенции , т.е. установление одного и

того же перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов.

3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление

федеральных полномочий.

Мировой опыт показывает , что федеральное государственное устройство более

прочно в тех странах , где ликвидирована дискриминация по национальному

признаку , укоренилась политическая культура . Можно привести конкретный

пример , рассмотрев российский федерализм.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.).

2. Утверждение фактического унитаризма в государственном

устройстве России (1937-1985 г.).

3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г..

Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам большевизма,

положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти , а

преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс создания

автономий по национальным или географическим признакам , хотя ясных границ

национального разделения не существует , и население было смешанным.

Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия в 1925г.

новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила

создание союзного государства , в которой РСФСР стала одной из равноправных

республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное федеральное государство ,

т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода из федерации.

Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по

существу стало унитарным. Конституционные гарантии не оказали какого-либо

сдерживающего влияния на политику репрессий , которые существовали под

руководством Коммунистической партии в масштабах страны.

Мощная демократическая волна , вызванная перестройкой и послевоенными

реформами , обострила процесс государственно-правового развития страны в

целом и России в частности.

Национальные федерации характеризуются более сложным государственным

устройством. Национальная федерация , независимо от ее разновидностей , имеет

основные признаки :

1. Субъектами такой федерации являются национальные государства

и национально-государственные образования , которые отличаются друг от друга

национальным составом населения , его особой культурой , бытом , традициями ,

обычаями.

2. Национальная федерация строится на принципе добровольного

объединения составляющий его субъекта.

3. Национальная федерация обеспечивает государственный

суверенитет больших и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие.

4. Высшие государственные органы национальной федерации

формируется из представителей субъектов федерации.

5. Важнейшей особенностью национальной федерации является

правовое положение ее субъектов.

Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут

установить дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества

, заключать политические , экономические и др. договоры.

В этой связи важно различать союзное государство , складывающееся в условиях

территориальной федерации , и союз государств , которые объединяются по

национальному признаку. Союзное государство является федерацией , основанной

на договорной территориальной основе , а союз государств – федеральное

объединение национальных государств , которые обладают как государственным ,

так и национальным суверенитетом.

Специфика территориально-национальной федерации состоит в том , что такое

государство должно не только интегрировать , но и дифференцировать интересы

всех субъектов , как национальных , так и территориальных.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств ,

созданный для обеспечения их общих интересов.

1. Конфедерация не имеет своих общих законодательных ,

исполнительных и судебных органов , характерных для федерации.

2. Конфедерация не имеет единой армии , единой системы налогов ,

единого гос. бюджета.

3. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств , которые

находятся во временном союзе.

4. Конфедеративные государственные органы могут договорится о

единой денежной системе , единых таможенных правилах , единой

межгосударственной кредитной политике на период существования данного

государственного образования.

5. Конфедеративные государства недолговечны . Они или

распадаются по достижению общих целей или превращаются в федерации (

Германский союз 1815-1867 гг., Швейцарский союз 1815-1848гг., Австро-Венгрия

1867-1918гг.)

Содружество – весьма редкое , еще более аморфное , чем конфедерация , но

тем не менее организация. Объединяющие их признаки могут касаться

, во-первых , экономически ( одинаковая форма собственности , интеграция

хозяйственных связей , единая денежная система и др.) , во-вторых , права (

уголовного , гражданского , процессуальных норм , сходство имеет и правовой

статус гражданина) , в-третьих , языка , в-четвертых , культура (иногда

культурная общность имеет единое происхождение , иногда достигается путем

взаимообогащения , или даже привнесения и ассимиляции иных , чужеродных

элементов ) , в-пятых , религии (но не всегда). Но содружество – это не

государство , а своеобразное объединение независимых государств . В основе

содружества , как и при конфедерации , могут лежать межгосударственный

договор , декларация и другие юридические документы . Цели , выдвигаемые при

создании содружества , могут быть различными . Они затрагивают важные

интересы государств , что не позволяет их отнести к разряду второстепенных .

Члены содружества – это полностью независимые , суверенные государства ,

субъекты международных отношений.

Межгосударственные объединения знают и такую форму , как сообщество

государств . В основе сообществ лежит межгосударственный договор . Сообщество

является еще одной своеобразной переходной формой к государственной

организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные

связи государств , входящих в сообщество , и эволюционируют в сторону

конфедеративного общества ( Европейские сообщества ).

В сообществе может быть свой бюджет ( Формируемый из отчислений членов –

государств ) , надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель

выровнять экономику и научно-технический потенциал государств , входящих в

него , упростить таможенные , визовые и др. барьеры.

Надо подчеркнуть , что не следует межгосударственные объединения -

конфедеративные содружественные формы – принимать догматически . В реальной

жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр , давать такие сочетания ,

как конфедеративно – федеративные , когда в одних областях между

государствами осуществляются федеративные , а в других – конфедеративные

связи. Или , например , давать сочетания унитарно – федеративных

государственных образований ( Например , в России в состав входят республика

и вместе с тем она имеет четкое административно-территориальное устройство).

Как и в других , в данном случае теория государства и права выделяет и

рассматривает самое типичное , основное , что характеризует те или иные

реальные формы устройства государств.

Межгосударственные формы делятся на два вида : добровольные и насильственные.

2.3 Понятие и виды форм государственного режима

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и

методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая

часть политического режима , существующего в обществе.

Современная теория государства различает два основных типа

политических режимов : демократический и тоталитарный. Эта

классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо «наилучшего

государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию

(правление богатых семей), демократию и тиранию; последняя, если

пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм .

Тимократия и олигархия были историей преодолены ( первая - полностью,

вторая - частично), а демократический и тоталитарный режимы

превратились ныне в господствующие формы. Их современное толкование

отличается от платоновского. Государствоведческая мысль ХХ века

противопоставляет демократию как политическую форму, обеспечивающую

прогресс, тоталитаризму как воплощению политической реакции, тогда

как у Платона обе они суть формы вырождения «наилучшего

государства». Правда, тирания ( платоновский эквивалент современного

тоталитарного режима), в этой градации занимает последнее место и

потому страдает наибольшей вырожденностью.

Общий ход процесса вырождения, по Платону, таков. «Наилучшее

государство» - идеал, отличающийся стабильностью. Тимократия отличается

от него прежде всего элементом нестабильности: некогда единый

патриархальный класс расщепляется под воздействием собственнических

интересов и конкуренции. «Скопление золота в кладовых у частных лиц

губит тимократию, - говорил Платон, - они прежде всего выискивают,

на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало

считаясь с ними». Возникает конфликт между добродетелью и богатством.

«Когда устанавливаются порядки, по которым к власти не допускаются

те, у кого нет определенного имущественного ценза, побеждает

олигархия, держащаяся на вооруженной силе или запугивании», т.е.

посредством политического насилия, как сказали бы мы сегодня.

Возникновение олигархии создает предпосылки для начала гражданской

войны между олигархиями и беднейшими слоями. Социальная междоусобица,

если в ней побеждают бедняки, приводит к демократии, в результате

чего противники уничтожаются или изгоняются, остальные уравниваются в

гражданском состоянии и возможностях занимать государственные

должности. Устанавливается «царство свободы» и как следствие этого -

беззаконие. Реакцией на истолкованную таким образом демократию

является тирания - незаконная власть одного /10,стр.550/. Сравнение

платоновской концепции политических режимов (государств) с современным

государствоведением свидетельствует, что в ней содержится в зародыше

практически все элементы политической мысли, при помощи которых и

сегодня формируются политические теории : типология политических

режимов (государств), их историческая последовательность, закономерность

их смены, формы перехода от одного типа государства к другому

(например, революция, гражданская война), и даже указание на источники

исторических изменений, среди которых Платон обозначает и то, что

позднее марксисты назвали классовой борьбой.

Политический режим демократического типа имеет своей социально -

экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных

субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни

и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.

Политическими предпосылками этого режима являются:

1) отсутствие единой, обязательной для всех государственной

официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно -

исторического развития, а иногда и политические средства ее

достижения;

2) наличие свободно формируемых внегосударственных политических

партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

3) ограничение политической роли партий участием в выборах, на

которых они выступают с разработанной избирательной программой,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5