Реферат: Типы и формы государства
Реферат: Типы и формы государства
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1.Типология государств
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств
1.4 Современные подход к типологии государств
2. Формы государства
2.1 Понятие и виды форм государственного правления
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства
2.3 Понятие и виды форм государственного режима
3. Терминология
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сегодня, пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке , чем
вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.
Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно
организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая
сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация ,
оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и
всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют
другие черты государства . Управление обществом – управление определенной
массой людей , на которой и могут быть распространены государственные
управленческие функции.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих
его территорию, независимо от их принадлежности какому -либо роду или
племени. Это означает, что государство имеет свою территорию,
определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное
население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с
государством в виде подданства или гражданства и пользуется его
защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть
распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не
имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.
Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой
публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с
населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом
управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих,
ставших специфически государственными, функций. Публичная власть -
аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные
придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является
наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства /8,стр6/.
Традиционно отечественная теория государства и права в целях изучения
направлений теории выделяет в формах государства три основных ,
взаимосвязанных блока:
форму правления , форму национального и административно-территориального
устройства , политический режим.
1.Типология государств
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
Особенности государства конкретного исторического периода определяются
состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков
( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по мере
общественного развития претерпевает серьезные изменения .
Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-
организационного общества у различных народов в различное историческое время
позволяют тем не менее выявить существенные общие черты , характерные для
всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения , несмотря
на отсутствие исторического опыта государственного строительства , были
предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются:
1. Количество властвующих в государстве
2. Осуществляемая государством цель.
По первому признаку он различал правление одного , правление немногих ,
правление большинства. По второму признаку все государства делились на
правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них
преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени ,
Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере государство
обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов
(разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой. Государство
развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения ,
становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл
повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии
государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее ,
главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в
развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти
и человека.
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств
Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и
неоднозначного общественного явления стало обьективной основой
концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская
типология государства и права базируется на категории общественно-
экономической формации.
Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе
призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-
техническую базу общества , а производственные отношения , складывающиеся на
однотипной форме собственности на средства производства , составляют
экономический базис общества , которому соответствуют определенные
политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в
результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым
экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса
закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот
принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.
Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории ,
выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей
экономической основой , обусловленной господством данного типа собственности
на средства производства. Единство экономического строя различных стран
проявляется в господствующем типе собственности на средства производства , а
следовательно , в экономическом господстве определенного класса ( классов ).
Тип государства определяется на основании того , какой экономический базис
это государство защищает , интересам какого господствующего класса оно
служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую
определенность , выступая в качестве диктатуры экономически господствующего
класса.
Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии
государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :
рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое , которое ,
теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти
в общественное коммунистическое самоуправление .
Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых на
основании данной концепции.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая
государственно-классовая организация общества. По своей сущности
рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего
класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая
функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства
производства , в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и
возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство
, согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников
– помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и
подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности
. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений ,
основанных на капиталистической частной собственности на средства производства
и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической
революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную
на данных отношениях государственную машину . Социалистическое государство –
орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы
трудового народа , обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества ,
диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права.
Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит
классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода
социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во
всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему
общественного коммунистического самоуправления и социальных норм
коммунистического общежития.
В марксистском понимании исторический тип государства определяется
зависимостью классового содержания государственной и правовой организации
общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи
вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство – представляет собой государственность ,
возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов
и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по мере
преобладания господствующей формы собственности , подобные государства должны
примкнуть к определенному историческому типу государства , капиталистическому
или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных
форм собственности (родоплеменной , полуфеодальной , смешанной ,
капиталистической с элементами общественной собственности ) – экономическая
основа этих государств.
Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте развития
классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к
социализму , минуя капиталистическую стадию.
Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание
экономических , социальных , политических , идеологических , культурных
предпосылок для перехода к социализму.
Государства капиталистического пути развития по мере формирования
производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.
Первопричина смены исторических типов государств считается социально –
экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую
общественную систему и кладет начало господству нового способа производства ,
новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип
государственности и права . Смена одного исторического типа государства
другим происходит в результате социальной революции.
Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию
устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства ,
отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.
Преемственность между историческими типами государств заключается , главным
образом , в использовании структуры , форм и методов организации
государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают
общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности
государства.
Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками
марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит их
общая эксплуататорская сущность , необходимость установления
государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство
населения страны. Одновременно подчеркивается , что преемственная связь при
смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при
переходе от эксплуататорского общества к социализму.
Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско –
ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
1. Все эти государства являются политической надстройкой над
такими производственными отношениями , которые базируются на частной
собственности и эксплуатации человека человеком .
2. Они представляют организацию политической власти
эксплуататоров , подавляющей большинство населения.
3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все
более отчуждают себя от него.
4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально
– экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в
этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся , незначительной
части людей.
В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство
представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные
черты государства социалистического типа:
1. Все государства данного типа базируются на общественной
собственности на орудия и средства производства , на отношениях товарищеской
взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
2. Социалистическое государство – это политическая организация
подавляющего большинства населения , а по мере преодоления классовых
антагонизмов , и всего народа.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего
времени был единственным. Типом государства называется «совокупность государств
, развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации
классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и
экономической основы». «Исторический тип государства ( или права ) это
совокупность наиболее существенных признаков , свойственных государствам ( или
правовым системам ) единой общественно – экономической формации. Тип
государства определяется экономическим строем классового общества,
соответствующей ему классовой структурой , эксплуататорской или
неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.
Так , Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и преобразования
, можно , однако , установить некоторые прочные признаки , придающие
определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории
черты определенного типа. «Он подразделяет все государства на два типа :
идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство , которое
в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет
эмпирический , который получается в результате сравнения отдельных , реально
существующих государств друг с другом.
Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации , под
которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества ,
отличающееся общностью культурных , экономических , географических и других
факторов.
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств
Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида важный
фактор , как многоукладность .
Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового общества их
социальный состав значительно сужается , так как в основном учитываются
только классы антагонизмы.
В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной
жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей , которые отражают
интересы основных антагонистических классов.
Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в
возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека ,
через совокупность господствующих в данный период представлений каждой
личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее собственной
деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и
настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность , а не как
классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не
только инструмент политического господства эксплуататоров , над
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|