бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Типы и формы государства бесплатно рефераты

Реферат: Типы и формы государства

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1.Типология государств

1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств

1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств

1.3 Цивилизованный подход к типологии государств

1.4 Современные подход к типологии государств

2. Формы государства

2.1 Понятие и виды форм государственного правления

2.2 Понятие и виды форм государственного устройства

2.3 Понятие и виды форм государственного режима

3. Терминология

Заключение

Список использованных источников

Введение

Сегодня, пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке , чем

вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.

Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно

организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая

сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация ,

оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и

всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют

другие черты государства . Управление обществом – управление определенной

массой людей , на которой и могут быть распространены государственные

управленческие функции.

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих

его территорию, независимо от их принадлежности какому -либо роду или

племени. Это означает, что государство имеет свою территорию,

определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное

население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с

государством в виде подданства или гражданства и пользуется его

защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть

распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не

имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой

публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с

населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом

управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих,

ставших специфически государственными, функций. Публичная власть -

аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные

придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является

наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства /8,стр6/.

Традиционно отечественная теория государства и права в целях изучения

направлений теории выделяет в формах государства три основных ,

взаимосвязанных блока:

форму правления , форму национального и административно-территориального

устройства , политический режим.

1.Типология государств

1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств

Особенности государства конкретного исторического периода определяются

состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков

( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по мере

общественного развития претерпевает серьезные изменения .

Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-

организационного общества у различных народов в различное историческое время

позволяют тем не менее выявить существенные общие черты , характерные для

всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения , несмотря

на отсутствие исторического опыта государственного строительства , были

предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются:

1. Количество властвующих в государстве

2. Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного , правление немногих ,

правление большинства. По второму признаку все государства делились на

правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них

преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени ,

Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере государство

обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов

(разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой. Государство

развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения ,

становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл

повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии

государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее ,

главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в

развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти

и человека.

1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и

неоднозначного общественного явления стало обьективной основой

концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская

типология государства и права базируется на категории общественно-

экономической формации.

Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе

призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-

техническую базу общества , а производственные отношения , складывающиеся на

однотипной форме собственности на средства производства , составляют

экономический базис общества , которому соответствуют определенные

политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в

результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым

экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса

закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот

принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории ,

выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей

экономической основой , обусловленной господством данного типа собственности

на средства производства. Единство экономического строя различных стран

проявляется в господствующем типе собственности на средства производства , а

следовательно , в экономическом господстве определенного класса ( классов ).

Тип государства определяется на основании того , какой экономический базис

это государство защищает , интересам какого господствующего класса оно

служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую

определенность , выступая в качестве диктатуры экономически господствующего

класса.

Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии

государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :

рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое , которое ,

теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти

в общественное коммунистическое самоуправление .

Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых на

основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая

государственно-классовая организация общества. По своей сущности

рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего

класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая

функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства

производства , в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и

возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство

, согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников

– помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и

подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности

. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений ,

основанных на капиталистической частной собственности на средства производства

и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической

революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную

на данных отношениях государственную машину . Социалистическое государство –

орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы

трудового народа , обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества ,

диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права.

Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит

классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода

социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во

всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему

общественного коммунистического самоуправления и социальных норм

коммунистического общежития.

В марксистском понимании исторический тип государства определяется

зависимостью классового содержания государственной и правовой организации

общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи

вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство – представляет собой государственность ,

возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов

и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по мере

преобладания господствующей формы собственности , подобные государства должны

примкнуть к определенному историческому типу государства , капиталистическому

или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных

форм собственности (родоплеменной , полуфеодальной , смешанной ,

капиталистической с элементами общественной собственности ) – экономическая

основа этих государств.

Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте развития

классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к

социализму , минуя капиталистическую стадию.

Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание

экономических , социальных , политических , идеологических , культурных

предпосылок для перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования

производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.

Первопричина смены исторических типов государств считается социально –

экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую

общественную систему и кладет начало господству нового способа производства ,

новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип

государственности и права . Смена одного исторического типа государства

другим происходит в результате социальной революции.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию

устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства ,

отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.

Преемственность между историческими типами государств заключается , главным

образом , в использовании структуры , форм и методов организации

государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают

общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности

государства.

Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками

марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит их

общая эксплуататорская сущность , необходимость установления

государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство

населения страны. Одновременно подчеркивается , что преемственная связь при

смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при

переходе от эксплуататорского общества к социализму.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско –

ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

1. Все эти государства являются политической надстройкой над

такими производственными отношениями , которые базируются на частной

собственности и эксплуатации человека человеком .

2. Они представляют организацию политической власти

эксплуататоров , подавляющей большинство населения.

3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все

более отчуждают себя от него.

4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально

– экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в

этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся , незначительной

части людей.

В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство

представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные

черты государства социалистического типа:

1. Все государства данного типа базируются на общественной

собственности на орудия и средства производства , на отношениях товарищеской

взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

2. Социалистическое государство – это политическая организация

подавляющего большинства населения , а по мере преодоления классовых

антагонизмов , и всего народа.

Классово – формационный подход к типологии государств до последнего

времени был единственным. Типом государства называется «совокупность государств

, развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации

классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и

экономической основы». «Исторический тип государства ( или права ) это

совокупность наиболее существенных признаков , свойственных государствам ( или

правовым системам ) единой общественно – экономической формации. Тип

государства определяется экономическим строем классового общества,

соответствующей ему классовой структурой , эксплуататорской или

неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.

Так , Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и преобразования

, можно , однако , установить некоторые прочные признаки , придающие

определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории

черты определенного типа. «Он подразделяет все государства на два типа :

идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство , которое

в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет

эмпирический , который получается в результате сравнения отдельных , реально

существующих государств друг с другом.

Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации , под

которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества ,

отличающееся общностью культурных , экономических , географических и других

факторов.

1.3 Цивилизованный подход к типологии государств

Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида важный

фактор , как многоукладность .

Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового общества их

социальный состав значительно сужается , так как в основном учитываются

только классы антагонизмы.

В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной

жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей , которые отражают

интересы основных антагонистических классов.

Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в

возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека ,

через совокупность господствующих в данный период представлений каждой

личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее собственной

деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и

настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность , а не как

классово-обезличенный индивид.

Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не

только инструмент политического господства эксплуататоров , над

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5