бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Типы и формы государства бесплатно рефераты

персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как

глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным

вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти

. Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его

власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она

распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом

, власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на

различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от

ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической

ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления

в государственном правлении отвечают его советники.

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в

общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта .

Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только

государственные рабы принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) .

Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период

доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской

формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и

народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции

сосредотачиваются в руках императора.

В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ).

Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством –

полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников

.Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного

аппарата.

Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три

периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и

абсолютной монархии .

Конституционная монархия представляет такую форму правления , при которой

власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это

ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Формально она

не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего

времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .

Парламентная монархия характеризуется основными свойствами :

- Правительство формируется из представителей определенной

партии , получивших большинство на выборах;

- Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских

мест , становится главой государства ;

- В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть

монарха фактически отсутствует , она является символической ;

- Законодательные акты принимаются парламентом и формально

подписываются монархом ;

- Правительство согласно конституции несет ответственность

перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный

характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством ,

формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала в

кайзеровской Германии.

Республика – такая форма правления , при которой верховная государственная

власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на

определенный срок.

Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания , советы

имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им свойственными

полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее

исполнение согласно закону.

Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой

деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной власти.

Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой

государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е.

организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в соответствующих

сферах государственной жизни . Кроме того , следует подчеркнуть , что ,

несмотря на разделение властей , все республиканские органы призваны

осуществлять согласованно , системно , организованно единую государственную

власть и не могут функционировать друг без друга . Например : исполнительная

власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов , а судебная

власть функционирует как система , предотвращающая нарушение законов .

Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем

фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола

, политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной

монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере

государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.

Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет

и власть главы государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая

из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта власть

обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и

парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте

специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.)

содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства ,

гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной

инициативе.

Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов

власти . Республика – это такая форма правления , при которой все высшие

органы государственной власти избираются народом , либо формируются

общенациональным представительным учреждением . История государственно –

организованного общества , его народов знает несколько основных

разновидностей республиканского правления.

Афинская демократическая республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности

и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского

общества , характером рабовладения , а также наличием коллективного

рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система

органов власти , имеющая четкую структуру и функции . Система государственных

органов состояла из народного собрания , совета пятисот , выборных должностных

лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего судебного и политического органа ).

Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание

которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе

принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией

народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась разнообразная

административная и судебная деятельность .

Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими сношениями

; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами ,

вопросами продовольствия . конфискацией имущества.

Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он формировался из

представителей территориальных подразделений и руководил повседневной

практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно влиятельным

органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания ,

контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг

из архонтов ( высших должностных лиц ) и бывших архонтов , которые

назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших

политических функций , и он превратился в судебный орган.

Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта , в

отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов ,

объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.

Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она

ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в

военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.

Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) . Герусия

состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из представителей

аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла

коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов.

Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и

должностных лиц , в том числе и царей . Они рассматривали важнейшие

гражданские и уголовные дела , решали вопросы внешней политики , осуществляли

набор войска.

Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной

властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо

уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались

народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти

(центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось

установление диктатуры , после чего все должностные лица республики переходили

в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен шестью месяцами. Сенат

обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и гос.

имуществом , решал вопросы войны и мира , назначал командующих войсками и

судебные коллегии. Народное собрание , а позже народный трибунат , делали все

возможное для охраны граждан от злоупотребления властей.

Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала большое

влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран более

поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения римского

права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт

цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют систему

права на две части : право частное и право публичное .

Города – республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с

феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате

укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми

признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы ,

осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти ( сеньору )

город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан для военной

службы.

Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция , Генуя – в

Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в Германии , Англии

, где основную роль играли купцы и ремесленники.

Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание свободы

граждан и свободы рыночных отношений .

Парламентарная республика – разновидность современной формы

государственного правления , при которой верховная власть в организации

государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается

парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует

законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу

правительства , является главнокомандующим вооруженными силами .

Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он формирует

возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную

исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль

за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями.

Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую

структуру высших органов государственной власти , которая реально

обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает

справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах

правовой законности.

Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы

государства и главы правительства. Характерные черты:

- Внепарламентский метод избрания президента и формирования

правительства;

- Ответственность правительства перед президентом , а не

перед парламентом;

- Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия

главы государства.

Социалистическая республика – особая форма государственного правления ,

которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции. Основные

особенности :

- Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые

составляют основу аппарата государственной власти ;

- Социалистическая республика должна сочетать политическое ,

хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином

государственном механизме , что позволило бы государственной власти суверенно

распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и

контролировать распределение материальных и духовных благ;

- Высшие и местные органы власти объединяются в единую

представительскую систему , основанную на принципе демократического

централизма;

- В условиях социалистического государственного правления

законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих

представительных учреждений;

- Социалистическая республиканская форма правления

предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно –

распорядительных органов органам законодательной власти;

- Социалистическая республика создает необходимые условия и

предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в

общественной и государственной жизни.

Различают три разновидности социалистической формы государственного правления

: Парижскую коммуну , Советскую республику и народно-демократическую

(народную) республику , которые изначально выступают как государственная

форма диктатуры пролетариата.

Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры

пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и

равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила старый

государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти являлся

совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна осуществляла

высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В-третьих ,

подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала

буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.

Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в России. В

республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму

организации власти и выделяет следующие ее признаки:

- Слом старого буржуазного государственного аппарата и

образование таких органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний

революции вооруженной силой рабочих и крестьян.

- Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении

государством , превращения Советов в политическую основу государственного

строя , совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа.

- Руководящая роль в организации государственной и

общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса , которая

определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .

Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой

войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы

правления.

Советская и народно – демократическая формы правления полностью отрицали

прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения власти . Важнейшим

фактором , который обусловливал специфику данной конкретной формы государства

любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы классов.

2.2 Понятие и виды форм государственного устройства

Форма государственного устройства – это национальное и административно –

территориальное строение государства , которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями , между центральными и местными

органами власти.

Форма государственного устройства показывает:

- Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- Какое правовое положение этих частей и каково

взаимоотношение их органов;

- Как строятся отношения между центральными и местными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5