Реферат: Типы и формы государства
персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как
глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным
вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти
. Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его
власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она
распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом
, власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на
различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от
ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической
ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления
в государственном правлении отвечают его советники.
Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в
общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта .
Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только
государственные рабы принадлежали монарху.
Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) .
Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период
доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской
формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и
народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции
сосредотачиваются в руках императора.
В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ).
Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством –
полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников
.Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного
аппарата.
Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три
периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и
абсолютной монархии .
Конституционная монархия представляет такую форму правления , при которой
власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это
ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Формально она
не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего
времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).
Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .
Парламентная монархия характеризуется основными свойствами :
- Правительство формируется из представителей определенной
партии , получивших большинство на выборах;
- Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских
мест , становится главой государства ;
- В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть
монарха фактически отсутствует , она является символической ;
- Законодательные акты принимаются парламентом и формально
подписываются монархом ;
- Правительство согласно конституции несет ответственность
перед парламентом.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный
характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством ,
формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала в
кайзеровской Германии.
Республика – такая форма правления , при которой верховная государственная
власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на
определенный срок.
Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания , советы
имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им свойственными
полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее
исполнение согласно закону.
Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой
деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной власти.
Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой
государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е.
организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в соответствующих
сферах государственной жизни . Кроме того , следует подчеркнуть , что ,
несмотря на разделение властей , все республиканские органы призваны
осуществлять согласованно , системно , организованно единую государственную
власть и не могут функционировать друг без друга . Например : исполнительная
власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов , а судебная
власть функционирует как система , предотвращающая нарушение законов .
Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем
фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола
, политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной
монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере
государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.
Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет
и власть главы государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая
из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта власть
обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и
парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте
специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.)
содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства ,
гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной
инициативе.
Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов
власти . Республика – это такая форма правления , при которой все высшие
органы государственной власти избираются народом , либо формируются
общенациональным представительным учреждением . История государственно –
организованного общества , его народов знает несколько основных
разновидностей республиканского правления.
Афинская демократическая республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности
и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского
общества , характером рабовладения , а также наличием коллективного
рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система
органов власти , имеющая четкую структуру и функции . Система государственных
органов состояла из народного собрания , совета пятисот , выборных должностных
лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего судебного и политического органа ).
Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание
которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе
принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией
народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась разнообразная
административная и судебная деятельность .
Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими сношениями
; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами ,
вопросами продовольствия . конфискацией имущества.
Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он формировался из
представителей территориальных подразделений и руководил повседневной
практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно влиятельным
органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания ,
контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг
из архонтов ( высших должностных лиц ) и бывших архонтов , которые
назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших
политических функций , и он превратился в судебный орган.
Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта , в
отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов ,
объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.
Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она
ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в
военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.
Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) . Герусия
состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из представителей
аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла
коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов.
Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и
должностных лиц , в том числе и царей . Они рассматривали важнейшие
гражданские и уголовные дела , решали вопросы внешней политики , осуществляли
набор войска.
Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной
властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо
уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались
народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти
(центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось
установление диктатуры , после чего все должностные лица республики переходили
в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен шестью месяцами. Сенат
обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и гос.
имуществом , решал вопросы войны и мира , назначал командующих войсками и
судебные коллегии. Народное собрание , а позже народный трибунат , делали все
возможное для охраны граждан от злоупотребления властей.
Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала большое
влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран более
поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения римского
права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт
цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют систему
права на две части : право частное и право публичное .
Города – республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с
феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате
укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми
признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы ,
осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти ( сеньору )
город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан для военной
службы.
Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция , Генуя – в
Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в Германии , Англии
, где основную роль играли купцы и ремесленники.
Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание свободы
граждан и свободы рыночных отношений .
Парламентарная республика – разновидность современной формы
государственного правления , при которой верховная власть в организации
государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается
парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует
законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу
правительства , является главнокомандующим вооруженными силами .
Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он формирует
возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную
исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль
за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями.
Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую
структуру высших органов государственной власти , которая реально
обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает
справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах
правовой законности.
Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы
государства и главы правительства. Характерные черты:
- Внепарламентский метод избрания президента и формирования
правительства;
- Ответственность правительства перед президентом , а не
перед парламентом;
- Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия
главы государства.
Социалистическая республика – особая форма государственного правления ,
которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции. Основные
особенности :
- Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые
составляют основу аппарата государственной власти ;
- Социалистическая республика должна сочетать политическое ,
хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином
государственном механизме , что позволило бы государственной власти суверенно
распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и
контролировать распределение материальных и духовных благ;
- Высшие и местные органы власти объединяются в единую
представительскую систему , основанную на принципе демократического
централизма;
- В условиях социалистического государственного правления
законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих
представительных учреждений;
- Социалистическая республиканская форма правления
предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно –
распорядительных органов органам законодательной власти;
- Социалистическая республика создает необходимые условия и
предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в
общественной и государственной жизни.
Различают три разновидности социалистической формы государственного правления
: Парижскую коммуну , Советскую республику и народно-демократическую
(народную) республику , которые изначально выступают как государственная
форма диктатуры пролетариата.
Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры
пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и
равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила старый
государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти являлся
совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна осуществляла
высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В-третьих ,
подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала
буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.
Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в России. В
республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму
организации власти и выделяет следующие ее признаки:
- Слом старого буржуазного государственного аппарата и
образование таких органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний
революции вооруженной силой рабочих и крестьян.
- Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении
государством , превращения Советов в политическую основу государственного
строя , совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа.
- Руководящая роль в организации государственной и
общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса , которая
определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .
Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой
войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы
правления.
Советская и народно – демократическая формы правления полностью отрицали
прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения власти . Важнейшим
фактором , который обусловливал специфику данной конкретной формы государства
любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы классов.
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства
Форма государственного устройства – это национальное и административно –
территориальное строение государства , которое раскрывает характер
взаимоотношений между его составными частями , между центральными и местными
органами власти.
Форма государственного устройства показывает:
- Из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- Какое правовое положение этих частей и каково
взаимоотношение их органов;
- Как строятся отношения между центральными и местными
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|