Реферат: Таможенно-правовые нормы, понятие и виды
уровню образования выполнять возложенные на таможенные органы задачи. В ст. 9
ТК говорится: "В целях ...подготовки кадров и повышения их квалификации в
системе Государственного таможенного комитета ...действуют ...учебные
заведения профессионального и дополнительного образования".
Обеспечение профессионализма, компетентности при осуществлении таможенной
деятельности предусмотрено и в других статьях ТК. Так, согласно ст. 158,
чтобы получить лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного
брокера, предприятие, обладающее правом юридического лица, должно иметь в
штате специалиста по таможенному оформлению, получившего квалификационный
аттестат. Статус специалиста по таможенному оформлению предусмотрен ст. 161
ТК, в которой помимо других предписаний содержится следующее положение: "В
случае существенного изменения правового регулирования таможенного дела
специалист по таможенному оформлению должен в месячный срок подтвердить
соответствие своих знаний новым требованиям к таким специалистам". Требования
профессионализма и компетентности служащих зафиксированы в большинстве
разделов и глав ТК, в частности в статьях, посвященных вопросам производства
и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, ведению ТН ВЭД и др.
Принцип социальной защищенности таможенных служащих в той или иной мере
отражен и закреплен во многих главах и статьях ТК, в других правовых актах, в
частности в указах Президента и постановлениях Правительства Российской
Федерации. Непосредственно проблемам социальной защищенности посвящена гл. 62
ТК "Оплата труда, материально-бытовое обеспечение и социальная защита
должностных лиц таможенных органов Российской Федерации". С изменением
характера таможенного дела, расширением его масштабов началась, как отмечалось,
перестройка таможенной службы в России. Сейчас она особенно нуждается в
постоянной материально-технической, финансовой и социальной поддержке со
стороны государства. Без этого таможенные органы будут просто не в состоянии
решать стоящие перед ними задачи, количество которых увеличивается, а характер
усложняется.
Поскольку таможенные органы и учреждения — это прежде всего работающие в них
должностные лица и иные категории государственных таможенных служащих,
постольку их социальная защищенность, забота об оплате их труда и
материально-бытовом обеспечении в решающей степени определяют эффективность
функционирования таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности.
Поэтому закрепление в ТК достаточно подробных правовых предписаний в области
обеспечения социальной защиты должностных лиц таможенных органов имеет в
определенной мере и концептуальное значение, так как по существу формирует
сам подход к вопросу о социальной защите всех категорий таможенных служащих.
Выделим некоторые важнейшие нормы, касающиеся этой стороны статуса
должностных лиц таможенных органов. Например, в ст. 428 ТК говорится, что
государство гарантирует повышенные условия оплаты труда, уровень материально-
бытового обеспечения и социальную защиту должностных лиц таможенных органов в
целях создания материальных предпосылок для добросовестного исполнения этими
лицами своих служебных обязанностей. В ст. 431—436 ТК юридически закреплены:
обязательное личное страхование этих лиц; дополнительные ежегодные
оплачиваемые отпуска; обеспечение их жилой площадью, телефоном; пенсионное
обеспечение данных лиц и их семей; положение о том, что обложение налогом
доходов, полученных должностными лицами таможенных органов в связи с
выполнением служебных обязанностей, осуществляется применительно к условиям
и порядку, установленным законодательством Российской Федерации для
военнослужащих.
Перечисленные и иные правовые нормы, в которых воплощен принцип социальной
защиты таможенных служащих и, в частности, должностных лиц таможенных
органов, дополняются, развиваются и конкретизируются в указах Президента и
постановлениях Правительства, в нормативных актах ГТК, например в Указе
Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по организации
таможенного контроля в Российской Федерации" от 18 июля 1992 г., в
постановлении Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по
усилению таможенного контроля на государственной границе Российской
Федерации" от 24 мая 1993 г.
Более подробно о реализации рассмотренных принципов государственной
таможенной службы будет сказано в ходе характеристики статуса таможенных
служащих.
Прежде чем определить понятие "государственный служащий таможенного органа,
учреждения и организации", необходимо хотя бы кратко раскрыть содержание
терминов "служащий" и "должность".
Должность — это элемент любой управленческой структуры, в том числе
таможенных органов и учреждений. Приведем определение этого понятия, данное
В. М. Манохиным: "Государственно-служебная должность — это часть
организационной структуры государственного органа (организации),
обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах
должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана
(организации), предоставленной лицу — государственному служащему в целях ее
практического осуществления." Требуется, правда, уточнение: должности
существуют не только в государственных органах и организациях, но и в
общественных и кооперативных объединениях, частных и коммерческих
предприятиях, фирмах и т. д. Однако применительно к рассматриваемой здесь
теме речь, конечно, может идти только о государственных должностях.
Интересное определение должности принадлежит ДЛ. Бахраху: "Должность есть
юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Конкретные
лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли — нет".
Термин "служащий" также требует некоторых пояснений. В самом широком смысле
слова служащий — это лицо, гражданин, занимающий за плату определенную
должность в государственной организации или общественном объединении,
коммерческом или Частном предприятии и т. р.." Государственный
таможенный служащий — это вид, во-первых, служащего в широком смысле и,
во-вторых, государственного служащего, имеющий некоторые особенности.
Учитывая, что таможенные органы отнесены к числу правоохранительных, надо
подчеркнуть, что правила приема и прохождения в них службы во многом близки к
тем, которые применяются, например, в органах внутренних дел, налоговой
полиции, а также пограничной службы.
Много общего с этой точки зрения обнаруживается в учреждениях и организациях
таможенной сферы и службы в гражданской авиации, на железнодорожном, морском
и речном транспорте. Эта общность во многом определяется спецификой названных
и ряда других отраслей, особенностями их характера, организации руководства
и управления ими.
Государственный таможенный служащий — лицо, занимающее за вознаграждение
должность в таможенных органах, учреждениях и организациях, участвующее в
осуществлении таможенного дела и обладающее определенным объемом (кругом)
прав и обязанностей.
Рассмотрим подробнее вопрос о классификации таможенных служащих. В
литературе выработаны различные критерии такой классификации и, соответственно,
различные ее варианты. Достаточно распространенной является классификация
служащих в зависимости от видов государственной деятельности; от характера
труда (т. е. по старшинству должностей); от юридических свойств должностей (т.
е. по характеру служебных полномочий). На этой основе может быть предложена
следующая классификация государственных таможенных служащих. Отметим еще раз,
что это лица, занимающие должности и работающие в таможенных органах,
являющихся одним из видов органов исполнительной власти, а также в
государственных таможенных учреждениях, предприятиях и организациях.
По характеру труда (старшинству должностей) таможенные служащие могут быть
подразделены на руководителей, специалистов и технических исполнителей.
К руководителям относятся Председатель, заместители Председателя, члены
Коллегии ГТК; начальники региональных таможенных управлений и таможен,
таможенных постов; начальники управлений, отделов, других структурных
подразделений таможенных органов, их заместители; директора (начальники)
таможенных предприятий и организаций, учебных заведений и
научно-исследовательских учреждений. руководители таможенных органов и
учреждений играют большую роль в определении перспективных и текущих задач
возглавляемого органа, предприятия, учреждения, организации, структурного
подразделения; в направлении и координации их деятельности, подборе и
расстановке кадров, принятии решений и контроле за их выполнением.
Руководители таможенных органов и их заместители могут иметь штат
сотрудников, помогающих им выполнять свои функции в соответствии с
распределением обязанностей. В зависимости от уровня и места
соответствующего органа в системе таможенных органов такой штат может
состоять из двух и более сотрудников. Условно его можно назвать аппаратом
при руководстве. Например, Председатель ГТК имеет аппарат, в который входят
его советники, референты и другие категории служащих.
К числу специалистов относятся служащие таможенных органов и
учреждений, предприятий и организаций, имеющие высшее или среднее специальное
образование, которые выполняют работу, требующую специальных знаний и трудовых
навыков, но не являются руководителями. Специалистами являются инспектора,
экономисты и юрисконсульты, референты, бухгалтеры различных категорий,
товароведы, инженеры, программисты, эксперты.
Технические исполнители — лица, осуществляющие вспомогательную
деятельность: секретари, машинистки, делопроизводители, кассиры и другие
служащие, занятые подготовкой и оформлением документов, хозяйственным
обслуживанием, организационно-технической стороной учета и контроля, ведением
делопроизводства.
Нужно отметить, что деление служащих на руководителей, специалистов
(именуемых также основным составом) и технических исполнителей имело
юридическую основу в виде утвержденной в 1967 г. Государственным комитетом СМ
СССР по вопросам труда и заработной платы Единой номенклатуры должностей
служащих. Этот документ стал нормативно-правовой базой для разработки
должностных характеристик, штатов, тарифно-квалификационных справочников и
схем должностных окладов. Предусмотренное Единой номенклатурой должностей
деление служащих на три категории оставило также своеобразный фундамент для
рассмотрения вопросов классификации и описания каждой категории служащих, в
частности, в учебниках по административному праву. Такой подход,
апробированный практикой, может быть воспринят и для классификации таможенных
служащих.
Юридические свойства должностей, т. е. характер и объем имеющихся у них
полномочий, — один из наиболее важных и распространенных критериев
классификации служащих. Таможенные служащие в соответствии с этим критерием
могут быть подразделены на должностных лиц и иных служащих.
Охарактеризуем правовой статус должностных лиц таможенных органов с учетом
того, что этому посвящен целый раздел ТК — разд. XIV "Должностные лица
таможенных органов Российской Федерации", а также другие правовые акты.
Вначале о самом понятии "должностное лицо". В законодательстве и в
юридической литературе имеются различные варианты его определения. Главное,
что следует выделить при характеристике должностного лица, — право этой
категории служащих (и не только государственных) совершать юридически
значимые действуя.
В этом смысле удачным можно признать следующее определение: "Должностными
лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические
действия". Такие юридические действия влекут определенные юридические
последствия, и серьезное отличие должностных лиц от других категорий
служащих состоит в том, что первые могут действовать от имени организации
внутри нее или вовне; первые имеют властные (распорядительные) полномочия, а
вторые — нет.
По мнению Б.М. Лазарева, должностными лицами являются те государственные
служащие, которые обладают распорядительными полномочиями: имеют подчиненных
им по службе сотрудников, вправе издавать акты управления, определяющие
поведение других людей, или акты административного распоряжения
материальными и денежными ресурсами, либо осуществляют контроль. Это
определение более широкое, чем приведенные выше; содержащиеся в нем
характеристики должностного лица более подробно раскрывают его понятие.
Разновидностью должностных лиц являются представители власти. В
законодательстве нет четкого определения этого термина. Пленум Верховного
Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 г. дал разъяснение этого понятия.
К представителям власти были отнесены работники государственных органов и
учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять
требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами
или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их
ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты,
председатели, их заместители и члены исполкомов Советов, судьи, прокуроры,
следователи, арбитры, работники милиции, государственные инспектора и
контролеры и др.).
В литературе в качестве основного признака представителей власти выделяется
следующее положение: эти государственные служащие имеют право предъявлять
государственно-властные требования (давать предписания, указания) от имени
государства и применять меры воздействия к органам и лицам, не находящимся в
их подчинении. Б.М. Лазарев также отмечает: "...представители власти
облечены государственно-властными полномочиями по отношению к лицам, не
находящимся у них в служебном подчинении."
На основе высказанных выше общих соображений относительно характера и
особенностей должностных лиц как разновидности государственных служащих
перейдем к характеристике специфики правового положения должностных лиц
таможенных органов, которое в основном урегулировано в ТК. Прежде всего надо
подчеркнуть, что серьезный отпечаток на организацию и прохождение службы в
таможенных органах и на статус их должностных лиц накладывает
правоохранительный характер этих органов.
Рассмотрим наиболее характерные черты и особенности правового статуса их
должностных лиц. Общие условиям требования, предъявляемые к должностным
лицам таможенных органов, определены в ТК. Должностными лицами указанных
органов могут быть только граждане России (т. е. ими не могут быть иностранные
граждане и лица без гражданства), способные по своим деловым и моральным
качествам и уровню образования выполнять возложенные на таможенные органы
задачи. Граждане, не соответствующие этим требованиям, не должны приниматься в
таможенные органы и проходить в них службу.
Деловые качества предполагают профессионализм и компетентность в сфере
прежде всего таможенного дела, детальное знание лицом особенностей его
участков, на которых непосредственно придется работать должностному лицу
таможенного органа, и смежных участков, а также организационные способности
и навыки, необходимые для выполнения обязанностей и прав должностного лица. К
деловым качествам следует отнести также наличие практического опыта работы,
способность лица к его обобщению и использованию. Особенно внимательно должны
изучаться деловые качества вновь принимаемых работников. К числу деловых
качеств относятся также исполнительность и коммуникабельность, умение четко и
рационально организовать свою собственную работу и деятельность подчиненных
сотрудников, способность объединять их. для решения стоящих перед ними задач.
Игнорирование этих требований или невнимательное отношение к ним, учитывая
сложность и специфику таможенной деятельности, чреваты допущением промахов и
ошибок в ходе этой деятельности, нанесением ущерба авторитету таможенных
органов и государственным интересам.
Моральные качества, необходимые должностным лицам для выполнения возложенных
на них обязанностей, — это честность, добросовестность, внимательное, четкое
и своевременное реагирование на обращения и жалобы граждан, а также
юридических лиц, их надлежащее рассмотрение и решение; взаимопомощь в ходе
осуществления таможенной деятельности; верность служебному долгу и
обязанностям служащего таможенных органов и учреждений. Разумеется, это
Страницы: 1, 2, 3, 4
|