бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Таможенно-правовые нормы, понятие и виды бесплатно рефераты

уровню образования выполнять возложенные на таможенные органы задачи. В ст. 9

ТК говорится: "В целях ...подготовки кадров и повышения их квалификации в

систе­ме Государственного таможенного комитета ...действуют ...учебные

заведения профессионального и дополнительного образования".

Обеспечение профессионализма, компетентности при осуществлении таможенной

деятельности предусмотрено и в других статьях ТК. Так, согласно ст. 158,

чтобы получить лицензию на осуществление деятельности в качестве тамо­женного

брокера, предприятие, обладающее правом юриди­ческого лица, должно иметь в

штате специалиста по тамо­женному оформлению, получившего квалификационный

ат­тестат. Статус специалиста по таможенному оформлению предусмотрен ст. 161

ТК, в которой помимо других предпи­саний содержится следующее положение: "В

случае суще­ственного изменения правового регулирования таможенного дела

специалист по таможенному оформлению должен в ме­сячный срок подтвердить

соответствие своих знаний новым требованиям к таким специалистам". Требования

професси­онализма и компетентности служащих зафиксированы в боль­шинстве

разделов и глав ТК, в частности в статьях, посвя­щенных вопросам производства

и рассмотрения дел о нару­шениях таможенных правил, ведению ТН ВЭД и др.

Принцип социальной защищенности таможенных слу­жащих в той или иной мере

отражен и закреплен во многих главах и статьях ТК, в других правовых актах, в

частности в указах Президента и постановлениях Правительства Россий­ской

Федерации. Непосредственно проблемам социальной за­щищенности посвящена гл. 62

ТК "Оплата труда, матери­ально-бытовое обеспечение и социальная защита

должност­ных лиц таможенных органов Российской Федерации". С изменением

характера таможенного дела, расширением его масштабов началась, как отмечалось,

перестройка таможен­ной службы в России. Сейчас она особенно нуждается в

по­стоянной материально-технической, финансовой и социаль­ной поддержке со

стороны государства. Без этого таможен­ные органы будут просто не в состоянии

решать стоящие перед ними задачи, количество которых увеличивается, а характер

усложняется.

Поскольку таможенные органы и учреждения — это прежде всего работающие в них

должностные лица и иные категории государственных таможенных служащих,

постоль­ку их социальная защищенность, забота об оплате их труда и

материально-бытовом обеспечении в решающей степени определяют эффективность

функционирования таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности.

Поэтому закрепление в ТК достаточно подробных правовых предпи­саний в области

обеспечения социальной защиты должност­ных лиц таможенных органов имеет в

определенной мере и концептуальное значение, так как по существу формирует

сам подход к вопросу о социальной защите всех категорий таможенных служащих.

Выделим некоторые важнейшие нормы, касающиеся этой стороны статуса

должностных лиц таможенных органов. На­пример, в ст. 428 ТК говорится, что

государство гарантирует повышенные условия оплаты труда, уровень материально-

бытового обеспечения и социальную защиту должностных лиц таможенных органов в

целях создания материальных предпосылок для добросовестного исполнения этими

лицами своих служебных обязанностей. В ст. 431—436 ТК юридичес­ки закреплены:

обязательное личное страхование этих лиц; дополнительные ежегодные

оплачиваемые отпуска; обеспе­чение их жилой площадью, телефоном; пенсионное

обеспе­чение данных лиц и их семей; положение о том, что обложе­ние налогом

доходов, полученных должностными лицами та­моженных органов в связи с

выполнением служебных обя­занностей, осуществляется применительно к условиям

и по­рядку, установленным законодательством Российской Феде­рации для

военнослужащих.

Перечисленные и иные правовые нормы, в которых во­площен принцип социальной

защиты таможенных служащих и, в частности, должностных лиц таможенных

органов, до­полняются, развиваются и конкретизируются в указах Пре­зидента и

постановлениях Правительства, в нормативных ак­тах ГТК, например в Указе

Президента Российской Федера­ции "О неотложных мерах по организации

таможенного контроля в Российской Федерации" от 18 июля 1992 г., в

поста­новлении Правительства Российской Федерации "О неотлож­ных мерах по

усилению таможенного контроля на государственной границе Российской

Федерации" от 24 мая 1993 г.

Более подробно о реализации рассмотренных принци­пов государственной

таможенной службы будет сказано в ходе характеристики статуса таможенных

служащих.

Прежде чем определить понятие "государственный служащий таможенного органа,

учреждения и организации", необходимо хотя бы кратко раскрыть содержание

терминов "служащий" и "должность".

Должность — это элемент любой управленческой струк­туры, в том числе

таможенных органов и учреждений. Приве­дем определение этого понятия, данное

В. М. Манохиным: "Го­сударственно-служебная должность — это часть

организаци­онной структуры государственного органа (организации),

обо­собленная и закрепленная в официальных документах (шта­тах, схемах

должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана

(организации), предоставленной лицу — государственному служащему в целях ее

практичес­кого осуществления." Требуется, правда, уточнение: должнос­ти

существуют не только в государственных органах и органи­зациях, но и в

общественных и кооперативных объединениях, частных и коммерческих

предприятиях, фирмах и т. д. Однако применительно к рассматриваемой здесь

теме речь, конечно, может идти только о государственных должностях.

Интерес­ное определение должности принадлежит ДЛ. Бахраху: "Долж­ность есть

юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Конкретные

лица, реализующие должност­ные полномочия, могут меняться, а их роли — нет".

Термин "служащий" также требует некоторых поясне­ний. В самом широком смысле

слова служащий — это лицо, гражданин, занимающий за плату определенную

должность в государственной организации или общественном объеди­нении,

коммерческом или Частном предприятии и т. р.." Госу­дарственный

таможенный служащий — это вид, во-первых, служащего в широком смысле и,

во-вторых, государственно­го служащего, имеющий некоторые особенности.

Учитывая, что таможенные органы отнесены к числу правоохранитель­ных, надо

подчеркнуть, что правила приема и прохождения в них службы во многом близки к

тем, которые применяют­ся, например, в органах внутренних дел, налоговой

полиции, а также пограничной службы.

Много общего с этой точки зрения обнаруживается в учреждениях и организациях

таможенной сферы и службы в гражданской авиации, на железнодорожном, морском

и речном транспорте. Эта общность во многом определяется спецификой названных

и ряда других отраслей, особенностя­ми их характера, организации руководства

и управления ими.

Государственный таможенный служащий — лицо, за­нимающее за вознаграждение

должность в таможенных органах, учреждениях и организациях, участвующее в

осу­ществлении таможенного дела и обладающее определен­ным объемом (кругом)

прав и обязанностей.

Рассмотрим подробнее вопрос о классификации тамо­женных служащих. В

литературе выработаны различные критерии такой классификации и, соответственно,

различ­ные ее варианты. Достаточно распространенной является классификация

служащих в зависимости от видов государ­ственной деятельности; от характера

труда (т. е. по стар­шинству должностей); от юридических свойств должностей (т.

е. по характеру служебных полномочий). На этой основе может быть предложена

следующая классификация государ­ственных таможенных служащих. Отметим еще раз,

что это лица, занимающие должности и работающие в таможенных органах,

являющихся одним из видов органов исполнитель­ной власти, а также в

государственных таможенных учреж­дениях, предприятиях и организациях.

По характеру труда (старшинству должностей) таможен­ные служащие могут быть

подразделены на руководителей, специалистов и технических исполнителей.

К руководителям относятся Председатель, заместители Председателя, члены

Коллегии ГТК; начальники региональ­ных таможенных управлений и таможен,

таможенных по­стов; начальники управлений, отделов, других структурных

подразделений таможенных органов, их заместители; дирек­тора (начальники)

таможенных предприятий и организаций, учебных заведений и

научно-исследовательских учреждений. руководители таможенных органов и

учреждений играют большую роль в определении перспективных и текущих за­дач

возглавляемого органа, предприятия, учреждения, орга­низации, структурного

подразделения; в направлении и ко­ординации их деятельности, подборе и

расстановке кадров, принятии решений и контроле за их выполнением.

Руководители таможенных органов и их заместители могут иметь штат

сотрудников, помогающих им выполнять свои функции в соответствии с

распределением обязаннос­тей. В зависимости от уровня и места

соответствующего ор­гана в системе таможенных органов такой штат может

со­стоять из двух и более сотрудников. Условно его можно на­звать аппаратом

при руководстве. Например, Председатель ГТК имеет аппарат, в который входят

его советники, рефе­ренты и другие категории служащих.

К числу специалистов относятся служащие таможен­ных органов и

учреждений, предприятий и организаций, имеющие высшее или среднее специальное

образование, ко­торые выполняют работу, требующую специальных знаний и трудовых

навыков, но не являются руководителями. Спе­циалистами являются инспектора,

экономисты и юрискон­сульты, референты, бухгалтеры различных категорий,

това­роведы, инженеры, программисты, эксперты.

Технические исполнители — лица, осуществляющие вспомогательную

деятельность: секретари, машинистки, де­лопроизводители, кассиры и другие

служащие, занятые под­готовкой и оформлением документов, хозяйственным

обслу­живанием, организационно-технической стороной учета и кон­троля, ведением

делопроизводства.

Нужно отметить, что деление служащих на руководите­лей, специалистов

(именуемых также основным составом) и технических исполнителей имело

юридическую основу в виде утвержденной в 1967 г. Государственным комитетом СМ

СССР по вопросам труда и заработной платы Единой номенклату­ры должностей

служащих. Этот документ стал нормативно-правовой базой для разработки

должностных характерис­тик, штатов, тарифно-квалификационных справочников и

схем должностных окладов. Предусмотренное Единой номен­клатурой должностей

деление служащих на три категории оставило также своеобразный фундамент для

рассмотрения вопросов классификации и описания каждой категории слу­жащих, в

частности, в учебниках по административному пра­ву. Такой подход,

апробированный практикой, может быть воспринят и для классификации таможенных

служащих.

Юридические свойства должностей, т. е. характер и объем имеющихся у них

полномочий, — один из наиболее важных и распространенных критериев

классификации служащих. Та­моженные служащие в соответствии с этим критерием

могут быть подразделены на должностных лиц и иных служащих.

Охарактеризуем правовой статус должностных лиц та­моженных органов с учетом

того, что этому посвящен целый раздел ТК — разд. XIV "Должностные лица

таможенных ор­ганов Российской Федерации", а также другие правовые акты.

Вначале о самом понятии "должностное лицо". В законо­дательстве и в

юридической литературе имеются различные варианты его определения. Главное,

что следует выделить при характеристике должностного лица, — право этой

категории служащих (и не только государственных) совершать юридически

значимые действуя.

В этом смысле удачным можно признать следующее оп­ределение: "Должностными

лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические

дейст­вия". Такие юридические действия влекут определенные юридические

последствия, и серьезное отличие должност­ных лиц от других категорий

служащих состоит в том, что первые могут действовать от имени организации

внутри нее или вовне; первые имеют властные (распорядительные) пол­номочия, а

вторые — нет.

По мнению Б.М. Лазарева, должностными лицами явля­ются те государственные

служащие, которые обладают рас­порядительными полномочиями: имеют подчиненных

им по службе сотрудников, вправе издавать акты управления, оп­ределяющие

поведение других людей, или акты администра­тивного распоряжения

материальными и денежными ресур­сами, либо осуществляют контроль. Это

определение более широкое, чем приведенные выше; содержащиеся в нем

ха­рактеристики должностного лица более подробно раскрыва­ют его понятие.

Разновидностью должностных лиц являются представи­тели власти. В

законодательстве нет четкого определения этого термина. Пленум Верховного

Суда СССР в постановле­нии от 30 марта 1990 г. дал разъяснение этого понятия.

К представителям власти были отнесены работники государ­ственных органов и

учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять

требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами

или предприятиями, учреждениями, организа­циями независимо от их

ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты,

председатели, их замес­тители и члены исполкомов Советов, судьи, прокуроры,

сле­дователи, арбитры, работники милиции, государственные инспектора и

контролеры и др.).

В литературе в качестве основного признака представи­телей власти выделяется

следующее положение: эти госу­дарственные служащие имеют право предъявлять

государ­ственно-властные требования (давать предписания, указания) от имени

государства и применять меры воздействия к органам и лицам, не находящимся в

их подчинении. Б.М. Лаза­рев также отмечает: "...представители власти

облечены го­сударственно-властными полномочиями по отношению к ли­цам, не

находящимся у них в служебном подчинении."

На основе высказанных выше общих соображений отно­сительно характера и

особенностей должностных лиц как разновидности государственных служащих

перейдем к ха­рактеристике специфики правового положения должностных лиц

таможенных органов, которое в основном урегулировано в ТК. Прежде всего надо

подчеркнуть, что серьезный отпе­чаток на организацию и прохождение службы в

таможенных органах и на статус их должностных лиц накладывает

пра­воохранительный характер этих органов.

Рассмотрим наиболее характерные черты и особенности правового статуса их

должностных лиц. Общие условиям требования, предъявляемые к должностным

лицам таможен­ных органов, определены в ТК. Должностными лицами ука­занных

органов могут быть только граждане России (т. е. ими не могут быть иностранные

граждане и лица без гражданст­ва), способные по своим деловым и моральным

качествам и уровню образования выполнять возложенные на таможен­ные органы

задачи. Граждане, не соответствующие этим тре­бованиям, не должны приниматься в

таможенные органы и проходить в них службу.

Деловые качества предполагают профессионализм и ком­петентность в сфере

прежде всего таможенного дела, деталь­ное знание лицом особенностей его

участков, на которых не­посредственно придется работать должностному лицу

тамо­женного органа, и смежных участков, а также организацион­ные способности

и навыки, необходимые для выполнения обязанностей и прав должностного лица. К

деловым качест­вам следует отнести также наличие практического опыта работы,

способность лица к его обобщению и использованию. Особенно внимательно должны

изучаться деловые качества вновь принимаемых работников. К числу деловых

качеств относятся также исполнительность и коммуникабельность, умение четко и

рационально организовать свою собственную работу и деятельность подчиненных

сотрудников, способность объединять их. для решения стоящих перед ними задач.

Игнорирование этих требований или невнимательное отношение к ним, учитывая

сложность и специфику таможенной деятельности, чреваты допущением промахов и

оши­бок в ходе этой деятельности, нанесением ущерба авторите­ту таможенных

органов и государственным интересам.

Моральные качества, необходимые должностным лицам для выполнения возложенных

на них обязанностей, — это честность, добросовестность, внимательное, четкое

и свое­временное реагирование на обращения и жалобы граждан, а также

юридических лиц, их надлежащее рассмотрение и решение; взаимопомощь в ходе

осуществления таможенной деятельности; верность служебному долгу и

обязанностям служащего таможенных органов и учреждений. Разумеется, это

Страницы: 1, 2, 3, 4