Реферат: Таможенно-правовые нормы, понятие и виды
Реферат: Таможенно-правовые нормы, понятие и виды
Таможенно-правовые нормы, понятие и виды.
Вопрос о нормах таможенного права также исследован недостаточно. В связи с
этим целесообразно будет воспроизвести прежде всего общее определение
правовой нормы.
В общем виде правовая норма — это юридическое правило, санкционированное и
закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных
законах, указах Президента, постановлениях Правительства Российской
Федерации, актах министерств, государственных комитетов и других
государственных органов. В административно-правовой литературе норма
административного права определяется следующим образом.
Норма административного права есть установленное или санкционированное
государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере
государственного управления и реализация которого, как и норм других
отраслей права, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой
государства.
Это установленные или санкционированные государством правила, регулирующие
отношения в сфере государственного и муниципального управления, реализация
которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением.
Административно-правовую норму можно определить в качестве устанавливаемого
государством правила поведения, целью которого является регулирование
общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере
необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или
(в широком смысле) государственного управления.
Норма административного права выражает сущность регулируемого ею
общественного отношения, является кирпичиком конкретного административно-
правового нормативного акта.
Отметим особо последнее определение. Такой подход к характеристике
административно-правовой нормы открывает путь к разномерной и многоплановой
характеристике таможенно-правовой нормы.
Нормы административного права при их классификации делятся на нормы
материального и нормы процессуального административного права. Такая
классификация может быть распространена и на нормы таможенного права. Четкое
деление таможенно-правовых норм на нормы материального таможенного права и
нормы процессуального таможенного права видно из содержания ТК. Например, ст.
8 содержит следующую норму: "Таможенное дело непосредственно осуществляют
таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными
органами и составляющие единую систему, в которую входят: Государственный
таможенный комитет Российской Федерации; региональные таможенные управления
Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты
Российской Федерации". Данная статья — норма материального таможенного
права. А вот, например, ст. 289, предусматривающая введение производства по
делам о нарушениях таможенных правил и порядок их рассмотрения, а также
другие статьи, устанавливающие процедурно-процессуальные правила,
содержащиеся в ТК,— это нормы процессуального таможенного права. К ним,
помимо уже названной ст. 289, следует отнести ст. 290—305, 306—315, 332—352 и
другие статьи разд. Х ТК.
Все без исключения авторы, характеризуя правовые нормы различных отраслей
права, помимо перечисленных выше признаков, выделяют такие понятия, как
структура административно-правовых норм; действие правовых норм во времени,
действие их в пространстве и по кругу лиц.
Так, структура административно-правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции
и санкции. То же самое можно сказать о таможенно-правовой норме.
Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых
надо или можно действовать определенным образом.
Диспозиция определяет само правило поведения, предписываемое,
дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.
В санкции нормы указываются неблагоприятные последствия, угрожающие
нарушителям установленного данной нормой правила. Типичными в таких случаях
санкциями являются меры административной и дисциплинарной ответственности, а
также меры пресечения.
Пределы действия указанных правовых норм во времени определяются общими
правилами их вступления в силу и опубликования, определяемыми нормативными
актами Правительства Российской Федерации.
Действие правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением
органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать,
скажем, таможенно-правовые нормы, издаваемые ГТК России и региональным
таможенным управлением, а также нормы общего характера и нормы отраслевого
характера.
Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы. Поскольку таможенно-
правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и
неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной спецификой.
Прежде всего, как уже отмечалось, это могут быть материальные таможенно-
правовые нормы и процессуальные таможенно-правовые нормы.
Но главная особенность таможенно-правовых норм иная; данными нормами
устанавливаются юридически обязательные правила, которые Действуют в
соответствующих "блоках", определенных частях структуры таможенного дела. В
самом общем виде таможенно-правовые нормы регулируют отношения в области
перемещения товаров и транспортных средств; таможенных режимов; таможенных
платежей; таможенного оформления; таможенного контроля; таможенной статистики
и др. Таким образом, таможенно-правовая норма — это юридически
обязательное правило, установленное и санкционированное государством в
соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный "блок" (либо
его часть) в сфере таможенного дела и неисполнение (нарушение) которого
влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.
Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах: в
Конституции Российской Федерации, в федеральных законах, в актах ГТК России
и других центральных органов исполнительной власти. Например, в ст. 74
Конституции предусмотрено:
"1. На территории Российской Федерации не допускается установление
таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для
свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с
федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности,
защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".
В юридической литературе встречается довольно условное деление таможенно-
правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы в таможенном праве устанавливают права субъектов
на совершение тех или иных действий. Например: "Создание, реорганизация и
ликвидация таможенных управлений и таможен осуществляется Государственным
таможенным комитетом Российской Федерации" (ст. 8 ТК).
Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать
определенные действия определенного содержания. Пример — ст. 55 ТК "Требования
к владельцу магазина беспошлинной торговли":
"Владелец магазина беспошлинной торговли обязан: исключить возможность
изъятия помимо таможенного контроля товаров, поступающих в магазин
беспошлинной торговли и реализуемых им;
соблюдать условия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли и
выполнять требования таможенных органов Российской Федерации;
вести учет поступающих и реализуемых товаров и представлять таможенным
органам Российской Федерации отчетность об этих товарах в порядке,
определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации".
Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от
совершения действий определенного характера. Например, ст. 167 ТК
предусматривает:
"Полученная от отправителя товаров и документов на них информация,
составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а
также конфиденциальная информация не должна разглашаться, использоваться
таможенным перевозчиком, и его работниками в собственных целях, передаваться
третьим лицам, а также государственным органам (кроме таможенных органов
Российской федерации), за исключением случаев, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации".
Государственные служащие таможенных органов, а также учреждений, организаций
и предприятий в сфере таможенного дела
Важное место среди субъектов таможенного права занимают государственные
служащие, работающие как непосредственно в таможенных органах, так и во
входящих в таможенную систему Российской Федерации учреждениях, на
предприятиях и в организациях.
Вначале хотелось бы высказать некоторые общие соображения относительно
современного понимания характера и содержания государственной службы. Это
необходимо для выявления основных черт и определения специфики службы в
таможенных органах, учреждениях и организациях.
Б. М. Лазарев справедливо отмечает: "В любой системе социального управления,
непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и
к государственному механизму. Без персонала он представлял бы собой
безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей". Это положение
в полной мере применимо к организации механизма управления таможенным делом.
Понятия "таможенная служба" и "служба в таможенных органах, учреждениях и
организациях" могут трактоваться по-разному — и как идентичные, и как
существенно отличающиеся друг от друга. Это зависит, в свою очередь, от
трактовки термина "таможенная служба". Представляется, что есть основания
понимать таможенную службу как определенную совокупность таможенных органов,
учреждений и организаций, а также правовой статус должностных лиц таможенных
органов, порядок и условия прохождения службы в этих органах.
В настоящей главе речь идет о государственной службе и статусе
государственных служащих в таможенных органах и учреждениях, о порядке
приема, прохождения, прекращения службы в них и о ряде других вопросов,
связанных со службой в них.
В литературе по поводу определения в целом понятия государственной службы нет
единства мнений. Предлагаются разные варианты этого понятия. Например, Б.М.
Лазарев полагает: "Государственная служба — это прежде всего служение
государству, т. е. выполнение по его поручению и за плату от него
деятельности по реализации задач и функций государства в государственных
органах, "силовых" структурах, в государственных социально-культурных
учреждениях, на государственных предприятиях (в их администрации)". Это
определение вызывает некоторые вопросы. Разве так называемые силовые
структуры — это не государственные органы, не органы исполнительной власти?
Каков круг работников, входящих в администрацию предприятий? Ответы на эти
вопросы имеют определенное значение для понимания характера и содержания
государственной таможенной службы. То, что служба в таможенных органах
(являющихся государственными органами) и в большинстве учреждений,
предприятий и организаций, подведомственных ГТК (и являющихся в своему
характеру также государственными), представляет собой разновидность
российской государственной службы, не вызывает сомнений.
Служба в органах, учреждениях и организациях, непосредственно осуществляющих
таможенное дело или способствующих решению таможенных задач, -это
государственная таможенная служба. Государственная служба в таможенных
органах и учреждениях построена в соответствии с демократическими принципами,
закрепленными в Конституции. В частности, в ч. 4 ст. 32 провозглашен принцип:
"Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе",
а в п. "т" ст. 71 предусмотрено, что федеральная государственная служба
находится в ведении Российской Федерации. Более развернуто принципы
государственной службы сформулированы в других правовых актах. В научной и
учебной юридической литературе вопросу о принципах государственной службы
уделено немалое внимание. По мнению, например, Д.Н. Бахраха, к числу основных
принципов государственной службы относятся демократизм, профессионализм,
социально-правовая защита служащих.
Названное можно считать и основными принципами государственной таможенной
службы, добавив к этому перечню также принцип ответственности и
подотчетности служащих.
Принцип демократизма, являющийся конституционным принципом, проявляется,
В частности, в сменяемости таможенных служащих. Сменяемость кадров в
таможенных органах и учреждениях обеспечивается в процессе их естественного
обновления, в частности, связанного с уходом работников по достижении
соответствующего возраста на пенсию, а также по состоянию здоровья, с
назначением на другую должность, в случаях перехода в другие ведомства, а также
в случаях освобождения от должности и понижения в ней. Правовые процедуры и
гарантии сменяемости работников таможенных органов и учреждений предусмотрены
частично в ТК и других правовых актах, в том числе в нормативных актах по
вопросам приема и прекращения службы в таможенных органах, издаваемых ГТК
России.
0тветственность и подотчётность лиц, находящихся на службе в таможенных
органах и учреждениях, является важным принципом таможенной службы. Реализация
его имеет свои особенности, обусловленные спецификой статуса таможенных органов
и их должностных лиц, характеризующегося, в частности, четко выраженной
вертикальной подчиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием
юридически закрепленной подчиненности по горизонтали — органам представительной
и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного
самоуправления и местной администрации.
Что касается ответственности рассматриваемой категории служащих, то к ним
прямо относятся общедемократические требования и установки.
Законодательством, в том числе ТК, установлены различные виды ответственности
(дисциплинарная, административная, уголовная, материальная) должностных лиц
таможенных органов.
Принцип профессионализма, компетентности является ведущим началом при
организации и функционировании государственной таможенной службы. Это не
только общедемократическое условие формирования и деятельности корпуса
таможенных служащих, но и четко юридически зафиксированное требование, без
выполнения которого невозможно получение права на ведение операций и действий в
таможенной сфере.
Остановимся вначале на самом понимании и содержании принципа
профессионализма применительно к таможенной службе и к таможенным служащим.
Учитывая сложный, многоаспектный характер таможенного дела, важно
подчеркнуть обязательность как общей, так и специальной подготовки
служащих, необходимой для осуществления таможенного дела. В первую очередь
это касается сотрудников собственно таможенных органов, а также учреждений,
наиболее близко к ним примыкающих (например, таможенных лабораторий,
региональных и иных служб и структур ГНИВЦ), без помощи которых деятельность
таможенных органов не может быть эффективной.
Служащие таможенных органов должны обладать знаниями и практическими навыками
в области внешнеэкономической деятельности, знать детали и тонкости
технологии таможенного дела. Они должны также ориентироваться в
Соответствующем правовом материале. Речь идет в первую очередь об
административно-правовых и административно-процессуальных аспектах
регулирования и осуществления таможенного дела; об уголовно-правовых и
уголовно-процессуальных нормах (контрабанда и иные преступления в сфере
таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная деятельность), а также о
некоторых положениях других правовых отраслей — финансового, трудового,
налогового, банковского права; валютного законодательства; международно-
правовых договоров, соглашений и норм в области сотрудничества государств в
сфере таможенного дела.
Словом, требования, предъявляемые к таможенным служащим, достаточно высоки,
что объясняется необходимостью обеспечить подлинные профессионализм и
компетентность данной категории государственных служащих.
Некоторые аспекты принципа профессионализма закреплены в ТК. Так, в ст. 420
ТК среди требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов,
предусмотрена способность этих лиц по своим деловым и моральным качествам,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|