бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Таможенно-правовые нормы, понятие и виды бесплатно рефераты

Реферат: Таможенно-правовые нормы, понятие и виды

Таможенно-правовые нормы, понятие и виды.

Вопрос о нормах таможенного права также исследован недостаточно. В связи с

этим целесообразно будет воспроиз­вести прежде всего общее определение

правовой нормы.

В общем виде правовая норма — это юридическое пра­вило, санкционированное и

закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных

законах, указах Президента, постановлениях Правительства Россий­ской

Федерации, актах министерств, государственных коми­тетов и других

государственных органов. В административ­но-правовой литературе норма

административного права оп­ределяется следующим образом.

Норма административного права есть установленное или санкционированное

государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере

государственного управле­ния и реализация которого, как и норм других

отраслей пра­ва, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой

государства.

Это установленные или санкционированные государст­вом правила, регулирующие

отношения в сфере государст­венного и муниципального управления, реализация

которых при неисполнении обеспечивается государственным принуж­дением.

Административно-правовую норму можно определить в качестве устанавливаемого

государством правила поведения, целью которого является регулирование

общественных от­ношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере

необходимости) в сфере функционирования меха­низма исполнительной власти или

(в широком смысле) госу­дарственного управления.

Норма административного права выражает сущность регулируемого ею

общественного отношения, является кир­пичиком конкретного административно-

правового норматив­ного акта.

Отметим особо последнее определение. Такой подход к характеристике

административно-правовой нормы открыва­ет путь к разномерной и многоплановой

характеристике та­моженно-правовой нормы.

Нормы административного права при их классификации делятся на нормы

материального и нормы процессуального административного права. Такая

классификация может быть распространена и на нормы таможенного права. Четкое

де­ление таможенно-правовых норм на нормы материального таможенного права и

нормы процессуального таможенного права видно из содержания ТК. Например, ст.

8 содержит следующую норму: "Таможенное дело непосредственно осу­ществляют

таможенные органы Российской Федерации, яв­ляющиеся правоохранительными

органами и составляющие единую систему, в которую входят: Государственный

таможенный комитет Российской Федерации; региональные таможенные управления

Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты

Российской Федерации". Данная статья — норма материального таможен­ного

права. А вот, например, ст. 289, предусматривающая введение производства по

делам о нарушениях таможенных правил и порядок их рассмотрения, а также

другие статьи, устанавливающие процедурно-процессуальные правила,

содержащиеся в ТК,— это нормы процессуального таможенного права. К ним,

помимо уже названной ст. 289, следует отнести ст. 290—305, 306—315, 332—352 и

другие статьи разд. Х ТК.

Все без исключения авторы, характеризуя правовые нормы различных отраслей

права, помимо перечисленных выше признаков, выделяют такие понятия, как

структура админи­стративно-правовых норм; действие правовых норм во вре­мени,

действие их в пространстве и по кругу лиц.

Так, структура административно-правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции

и санкции. То же самое можно ска­зать о таможенно-правовой норме.

Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых

надо или можно действовать опреде­ленным образом.

Диспозиция определяет само правило поведения, пред­писываемое,

дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

В санкции нормы указываются неблагоприятные послед­ствия, угрожающие

нарушителям установленного данной нормой правила. Типичными в таких случаях

санкциями яв­ляются меры административной и дисциплинарной ответст­венности, а

также меры пресечения.

Пределы действия указанных правовых норм во вре­мени определяются общими

правилами их вступления в силу и опубликования, определяемыми нормативными

актами Правительства Российской Федерации.

Действие правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением

органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать,

скажем, тамо­женно-правовые нормы, издаваемые ГТК России и регио­нальным

таможенным управлением, а также нормы общего характера и нормы отраслевого

характера.

Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы. Поскольку таможенно-

правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и

неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной специфи­кой.

Прежде всего, как уже отмечалось, это могут быть ма­териальные таможенно-

правовые нормы и процессуальные таможенно-правовые нормы.

Но главная особенность таможенно-правовых норм иная; данными нормами

устанавливаются юридически обя­зательные правила, которые Действуют в

соответствующих "блоках", определенных частях структуры таможен­ного дела. В

самом общем виде таможенно-правовые нор­мы регулируют отношения в области

перемещения това­ров и транспортных средств; таможенных режимов; тамо­женных

платежей; таможенного оформления; таможенно­го контроля; таможенной статистики

и др. Таким образом, таможенно-правовая норма — это юридически

обязатель­ное правило, установленное и санкционированное госу­дарством в

соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный "блок" (либо

его часть) в сфе­ре таможенного дела и неисполнение (нарушение) кото­рого

влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах: в

Конституции Российской Фе­дерации, в федеральных законах, в актах ГТК России

и дру­гих центральных органов исполнительной власти. Например, в ст. 74

Конституции предусмотрено:

"1. На территории Российской Федерации не допускает­ся установление

таможенных границ, пошлин, сборов и ка­ких-либо иных препятствий для

свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вво­диться в соответствии с

федеральным законом, если это не­обходимо для обеспечения безопасности,

защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".

В юридической литературе встречается довольно услов­ное деление таможенно-

правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы в таможенном праве уста­навливают права субъектов

на совершение тех или иных действий. Например: "Создание, реорганизация и

ликвида­ция таможенных управлений и таможен осуществляется Го­сударственным

таможенным комитетом Российской Феде­рации" (ст. 8 ТК).

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать

определенные действия определенного содержа­ния. Пример — ст. 55 ТК "Требования

к владельцу магазина беспошлинной торговли":

"Владелец магазина беспошлинной торговли обязан: исключить возможность

изъятия помимо таможенного контроля товаров, поступающих в магазин

беспошлинной торговли и реализуемых им;

соблюдать условия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли и

выполнять требования таможен­ных органов Российской Федерации;

вести учет поступающих и реализуемых товаров и пред­ставлять таможенным

органам Российской Федерации от­четность об этих товарах в порядке,

определяемом Государ­ственным таможенным комитетом Российской Федерации".

Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъ­екта воздерживаться от

совершения действий определенно­го характера. Например, ст. 167 ТК

предусматривает:

"Полученная от отправителя товаров и документов на них информация,

составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а

также конфиденци­альная информация не должна разглашаться, использовать­ся

таможенным перевозчиком, и его работниками в собствен­ных целях, передаваться

третьим лицам, а также государст­венным органам (кроме таможенных органов

Российской федерации), за исключением случаев, предусмотренных

за­конодательными актами Российской Федерации".

Государственные служащие таможенных органов, а также учреждений, организаций

и предприятий в сфере таможенного дела

Важное место среди субъектов таможенного права за­нимают государственные

служащие, работающие как непо­средственно в таможенных органах, так и во

входящих в таможенную систему Российской Федерации учреждениях, на

предприятиях и в организациях.

Вначале хотелось бы высказать некоторые общие сооб­ражения относительно

современного понимания характера и содержания государственной службы. Это

необходимо для выявления основных черт и определения специфики служ­бы в

таможенных органах, учреждениях и организациях.

Б. М. Лазарев справедливо отмечает: "В любой системе социального управления,

непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и

к государ­ственному механизму. Без персонала он представлял бы со­бой

безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей". Это положение

в полной мере применимо к организации механизма управления таможенным делом.

Понятия "таможенная служба" и "служба в таможенных органах, учреждениях и

организациях" могут трактоваться по-разному — и как идентичные, и как

существенно отличающие­ся друг от друга. Это зависит, в свою очередь, от

трактовки термина "таможенная служба". Представляется, что есть осно­вания

понимать таможенную службу как определенную сово­купность таможенных органов,

учреждений и организаций, а также правовой статус должностных лиц таможенных

органов, порядок и условия прохождения службы в этих органах.

В настоящей главе речь идет о государственной службе и статусе

государственных служащих в таможенных орга­нах и учреждениях, о порядке

приема, прохождения, прекращения службы в них и о ряде других вопросов,

связанных со службой в них.

В литературе по поводу определения в целом понятия государственной службы нет

единства мнений. Предлагаются разные варианты этого понятия. Например, Б.М.

Лазарев по­лагает: "Государственная служба — это прежде всего служение

государству, т. е. выполнение по его поручению и за плату от него

деятельности по реализации задач и функций государства в государственных

органах, "силовых" структурах, в государственных социально-культурных

учреждениях, на го­сударственных предприятиях (в их администрации)". Это

оп­ределение вызывает некоторые вопросы. Разве так называемые силовые

структуры — это не государственные органы, не органы исполнительной власти?

Каков круг работников, вхо­дящих в администрацию предприятий? Ответы на эти

вопросы имеют определенное значение для понимания характера и содержания

государственной таможенной службы. То, что служба в таможенных органах

(являющихся государственными органами) и в большинстве учреждений,

предприятий и организаций, подведомственных ГТК (и являющихся в своему

характеру также государственными), представляет собой разновидность

российской государственной службы, не вызывает сомнений.

Служба в органах, учреждениях и организациях, непосредственно осуществляющих

таможенное дело или способствующих решению таможенных задач, -это

государственная таможенная служба. Государственная служба в таможенных

органах и учреждениях построена в соответствии с демократическими принципами,

закрепленными в Конституции. В частности, в ч. 4 ст. 32 провозглашен принцип:

"Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной служ­бе",

а в п. "т" ст. 71 предусмотрено, что федеральная госу­дарственная служба

находится в ведении Российской Феде­рации. Более развернуто принципы

государственной служ­бы сформулированы в других правовых актах. В научной и

учебной юридической литературе вопросу о принципах госу­дарственной службы

уделено немалое внимание. По мнению, например, Д.Н. Бахраха, к числу основных

принципов госу­дарственной службы относятся демократизм, профессиона­лизм,

социально-правовая защита служащих.

Названное можно считать и основными принципами го­сударственной таможенной

службы, добавив к этому перечню также принцип ответственности и

подотчетности служащих.

Принцип демократизма, являющийся конституционным принципом, проявляется,

В частности, в сменяемости тамо­женных служащих. Сменяемость кадров в

таможенных ор­ганах и учреждениях обеспечивается в процессе их естест­венного

обновления, в частности, связанного с уходом работ­ников по достижении

соответствующего возраста на пенсию, а также по состоянию здоровья, с

назначением на другую должность, в случаях перехода в другие ведомства, а также

в случаях освобождения от должности и понижения в ней. Правовые процедуры и

гарантии сменяемости работников таможенных органов и учреждений предусмотрены

частич­но в ТК и других правовых актах, в том числе в норматив­ных актах по

вопросам приема и прекращения службы в та­моженных органах, издаваемых ГТК

России.

0тветственность и подотчётность лиц, находящих­ся на службе в таможенных

органах и учреждениях, являет­ся важным принципом таможенной службы. Реализация

его имеет свои особенности, обусловленные спецификой статуса таможенных органов

и их должностных лиц, характеризую­щегося, в частности, четко выраженной

вертикальной под­чиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием

юридически закрепленной подчиненности по горизонтали — органам представительной

и исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, местного

самоуправления и мест­ной администрации.

Что касается ответственности рассматриваемой катего­рии служащих, то к ним

прямо относятся общедемократические требования и установки.

Законодательством, в том числе ТК, установлены различные виды ответственности

(дис­циплинарная, административная, уголовная, материальная) должностных лиц

таможенных органов.

Принцип профессионализма, компетентности является ве­дущим началом при

организации и функционировании госу­дарственной таможенной службы. Это не

только общедемокра­тическое условие формирования и деятельности корпуса

тамо­женных служащих, но и четко юридически зафиксированное требование, без

выполнения которого невозможно получение права на ведение операций и действий в

таможенной сфере.

Остановимся вначале на самом понимании и содержа­нии принципа

профессионализма применительно к таможен­ной службе и к таможенным служащим.

Учитывая сложный, многоаспектный характер таможенного дела, важно

подчерк­нуть обязательность как общей, так и специальной подготов­ки

служащих, необходимой для осуществления таможенного дела. В первую очередь

это касается сотрудников собственно таможенных органов, а также учреждений,

наиболее близко к ним примыкающих (например, таможенных лабораторий,

региональных и иных служб и структур ГНИВЦ), без помо­щи которых деятельность

таможенных органов не может быть эффективной.

Служащие таможенных органов должны обладать знаниями и практическими навыками

в области внешнеэкономической деятельности, знать детали и тонкости

технологии таможенного дела. Они должны также ориентироваться в

Соответствующем правовом материале. Речь идет в первую очередь об

административно-правовых и административно-процессуальных аспектах

регулирования и осуществления таможенного дела; об уголовно-правовых и

уголовно-процессуальных нормах (контрабанда и иные преступления в сфе­ре

таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная де­ятельность), а также о

некоторых положениях других пра­вовых отраслей — финансового, трудового,

налогового, бан­ковского права; валютного законодательства; международно-

правовых договоров, соглашений и норм в области сотруд­ничества государств в

сфере таможенного дела.

Словом, требования, предъявляемые к таможенным слу­жащим, достаточно высоки,

что объясняется необходимос­тью обеспечить подлинные профессионализм и

компетентность данной категории государственных служащих.

Некоторые аспекты принципа профессионализма закреп­лены в ТК. Так, в ст. 420

ТК среди требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов,

предусмот­рена способность этих лиц по своим деловым и моральным качествам,

Страницы: 1, 2, 3, 4