бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Российское государство прошлое, настоящее, будущее бесплатно рефераты

направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда

мощном научно-техническом потенциале страны. Ежегодно многие тысячи ученых

вынуждены искать хлеб насущный либо в коммерции (и тогда прощай, наука), либо

за рубежом. В то же время почти приостановился приток в науку свежих молодых

сил. Страна постепенно теряет современную техническую инфраструктуру, ценнейшие

(прежде всего наукоемкие) производства. Мы уже отстаем не только от мировых

достижений, но и от самих себя. Если ситуация не будет изменена, то у России не

будет шансов на достойное место среди государств мира в грядущем. XXI столетии.

Основная цель всех преобразований в организации науки -- создание

благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных

коллективов. Для этого не­обходимы бюджетное финансирование фундаментальных

научных исследований, принятие закона о науке и научно-технической политике.

5. Внешние функции Российского государства.

Глубокие преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не

могли не отразиться на рос­сийской внешней политике. Но за последний период

неузнаваемо изменилась не только Россия. Другим, более слож­ным и

непредсказуемым стал весь мир.

Основа внешнеполитического курса Российского госу­дарства -- общепризнанные

принципы и нормы междуна­родного права. Россия уважает суверенитет,

территориаль­ную целостность и независимость других государств и того же

требует от них. В рамках этих универсальных принципов наше государство будет

защищать свои интересы, и если понадобится, твердо и жестко. Так делает любое

уважающее себя государство, особенно когда речь заходит о защи­те прав

человека, его чести и достоинства.

Насущные проблемы интеграции в мировую экономику, использования преимуществ

международного разделения труда выдвигают в число важнейших функцию

торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация

ее требует, чтобы меры по либерализации экс­порта сопровождались установлением

строгого государствен­ного контроля над вывозом из страны стратегически важ­ных

сырьевых и энергетических ресурсов и валютного кон­троля. Цель такого контроля

и всей торгово-экономической деятельности государства -- не допустить

превращение Рос­сии в сырьевой придаток развитых капиталистических стран.

Сегодня жизненно необходимы также самые жесткие санк­ции против нарушителей,

незаконно укрывающих за грани­цей валютные средства. Рассматриваемая функция

предпо­лагает не только взаимовыгодную торговлю с другими госу­дарствами, но и

привлечение иностранных инвестиций в экономику России.

Не теряет актуальности и значения функция поддер­жания мира, оздоровления

международной обстановки. В данном направлении у Российского государства

есть чет­кие приоритеты в международной политике. Важнейший из них --

недопущение новой глобальной войны ("холодной" или "горючей"). Именно поэтому

Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия

массового поражения и новейших военных технологий. Но мы считаем этот принцип

обязательным для всех, а не только для России, как полагают некоторые.

Российское государ­ство должно положить конец порочной практике односто­ронних

уступок.

Российское государство активно участвует в междуна­родных миротворческих

акциях по разрешению междуна­родных и межнациональных конфликтов. Современный

мир нуждается в новом взгляде на глобальные проблемы и цели XXI в. И Россия

способна генерировать здесь крупные оригинальные идеи.

Функция обороны страны также продолжает оставаться в ряду основных, ибо

одним из важнейших аспектов укреп­ления государственности является обеспечение

военной бе­зопасности Российской Федерации. Вооруженные Силы и другие войска

России предназначены для: защиты сувере­нитета и территориальной целостности,

других жизненно важных интересов государства, в случаях агрессии против него и

его союзников; пресечения угрожающих жизненно важным интересам России

вооруженных конфликтов, любо­го противоправного вооруженного насилия в пределах

Рос­сии, на ее государственных границах, границах других го­сударств в

соответствии с договорными обязательствами; про­ведения операций с целью

поддержания мира по решения Совета Безопасности ООН или согласно международным

обя­зательствам России.

Растущая взаимосвязанность всех стран мира обуслов­ливает необходимость

сотрудничества Российского государ­ства со всеми государствами планеты в

решении мировых, глобальных проблем -- борьбы с международной преступно­стью,

предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения

благоприятного глобального климата.

6. Механизм (аппарат) Российского государства.

Проблемы укрепления Российского государства законо­мерно требуют, чтобы его

рабочая часть, т.е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.

Механизм Российского государства -- это система вза­имосвязанных объединенных

общими принципами государ­ственных органов (институтов), осуществляющих

государственную власть и функции государства, решающих его за­дачи.

Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей

(элементов), их тесное и деловое вза­имодействие, поскольку все органы

государства осуществ­ляют единую власть народа, опираются на одни и те же

принципы образования и деятельности -- демократизма, законности, разделения

властей, субординации и координа­ции, федерализма и профессионализма.

Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты)

должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности,

отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности наро­ду,

Однако в жизни данные принципы зачастую дискреди­тируются и в массовом сознании

формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти,

отстаиваю­щей прежде всего свои корпоративные интересы. Россий­ское общество

пока не ощутило демократизма органов го­сударства, их прочной связи с народом.

Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип

назначения.

Законность. В правовом государстве принцип законнос­ти обращен в первую

очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и

подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и

гарантировать права и свободы граждан -- важнейшая конституционная обязанность

органов государства. Низкая правовая культура, беззаконие должностных лиц,

работни­ков государственных органов разлагающе действуют на ме­ханизм

государства, на общество.

Разделение властей. Умелое использование этого прин­ципа обеспечивает

гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти,

предостерегает против узурпации государственной власти тем или иным органом.

Кроме того, данный принцип повышает эффектив­ность работы государственного

механизма.

Субординация и координация. Четкая, слаженная и вы­сокоэффективная работа

механизма государства невозмож­на без строгой государственной дисциплины, без

подчине­ния по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина

цементирует весь механизм государства, обес­печивает его целостность и

работоспособность.

Федерализм. Этот принцип оказывает большое влияние на механизм

Российского государства. Ряд общефедераль­ных органов (например, Федеральное

Собрание) формиру­ется с участием представителей субъектов Федерации. На­ряду с

общефедеральными, создаются и действуют государ­ственные органы субъектов

Федерации, между которыми складываются отношения координации и субординации.

Профессионализм. От человеческого фактора, т.е. пер­сонала

государственного аппарата (профессионалы там тру­дятся или дилетанты), в

решающей степени зависит каче­ство его работы. Без персонала механизм

государства пред­ставляет собой безжизненную абстракцию. Первоосновой

профессионализма служит компетентность государственных чиновников. В

государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. Подчас он

самоуверен, агресси­вен и стремится вытеснить профессионализм. В практичес­ком

деле дилетантизм выражается в отсутствии необходи­мых знаний, в организационной

беспомощности, в неспособ­ности предвидеть результаты своих действий,

последствия принимаемых решений.

Молодой механизм (аппарат) Российского государства уже успел "приобрести"

тяжелые и разрушительные бо­лезни. Он стремительно разбухает, растет армия

чиновни­ков, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключа­ется в том,

что уровень государственного управления обще­ственными делами падает ниже

низшего предела, а меха­низм государства бурно растет, усугубляя

сверхнапряжен­ное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы

коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чинов­ников, поразившие

определенную часть государственных служащих. Взятка сегодня -- пропуск к

решению очень мно­гих проблем. Коррумпированному гниению государственного

аппарата могут противостоять: точное правовое определе­ние компетенции

каждого органа, должностного лица; дей­ственный контроль; строгая моральная и

юридическая от­ветственность; хорошо поставленные аттестация и

переат­тестация работников государственных органов.

На качественное совершенствование механизм Россий­ского государства направлен

Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федерации от 5

июля 1995 г. Он устанавливает правовую основу государственной службы

Российской Федерации, права, обязанности и от­ветственность государственных

служащих.

7. Федеральные органы Российского государства.

Согласно Конституции РФ государственную власть в Рос­сийской Федерации

осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды

Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе принципа

разделения властей. Органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти

самостоятельны.

Президент Российской Федерации. Институт президен­тства возник в бывшем

Союзе в 19 90 г., не имея аналогов в отечественной истории. В России пост

Президента был вве­ден на основании референдумов 17 марта 1991 г. Первый

Президент РФ был избран 12 июня 1991 г.

По Конституции РФ Президент является главой госу­дарства, гарантом

Конституции, прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и

федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней

политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и

взаимодействие органов государственной вла­сти, представляет Российскую

Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35

лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Избирается Президент на

четыре года на основе равного всеобщего и прямого избирательно­го права при

тайном голосовании.

Президент обладает широкими полномочиями -- пред­ставительскими,

правотворческими, управленческими, чрез­вычайными и т.д. в сфере внутренних и

международных отношении, государственной безопасности и обороны. Ему

подчинены силовые министерства. Он обладает правом зако­нодательной

инициативы и отлагательного вето в отноше­нии принятых законов, издает указы,

распоряжения, обра­щается к Федеральному Собранию с ежегодными послания­ми о

положении в стране, об основных направлениях внеш­ней и внутренней политики

государства.

Подобные полномочия Президента если и целесообраз­ны, то, видимо, лишь на

переходный период. Для их выпол­нения создан внушительный (около 2 тыс.

сотрудников) ап­парат. По сути, в стране действуют два аппарата

исполни­тельной власти -- президентский и правительственный, но это, к

сожалению, не делает их работу достаточно эффек­тивной.

Кроме того, Президент Российской Федерации есть но­ситель персонифицированной

ответственности за принимае­мые им решения и их социальные последствия. Он не

мо­жет переложить эту ответственность ни на своих помощни­ков, ни на свое

окружение.

Новый для нашей страны институт президентства, не­сомненно, будет

подвергаться критической оценке с точки зрения его полезности и необходимости

для народа, для страны.

Федеральное Собрание -- парламент Российской Феде­рации -- является

представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из

двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Феде­рации

входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от

представительного и исполнитель­ного органа государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые работают на

профессио­нальной постоянной основе, не могут заниматься другой оп­лачиваемой

деятельностью, кроме преподавательской, на­учной или иной творческой

деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раз­дельно. Они образуют

комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские

слушания, прини­мают постановления.

Законодательная функция распределена между палата­ми неравномерно.

Федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь

одобряет или откло­няет их. Но если закон отклонен, Дума может провести

по­вторное голосование и принять его. В принятии федераль­ных конституционных

законов участвуют обе палаты.

Значительное место в компетенции парламента России занимают полномочия,

связанные с формированием высших органов государства. По представлению

Президента Совет Федерации назначает на должность судей Конституционно­го,

Верховного. Высшего Арбитражного судов, назначает на должность и освобождает

от должности Генерального про­курора России. Государственная Дума дает

согласие Прези­денту на назначение Председателя Правительства и др.

Правительство Российской Федерации реализует испол­нительную власть. Без

сильной исполнительной власти са­мые необходимые и качественные законы могут

превратиться в нереализованные возможности. Однако круг обязанностей

современного правительства этим не исчерпывается. В него входит также

многообразная управленческая деятельность по реализации социального

предназначения государства, выполнению его функций.

По Конституции Правительство России является само­стоятельным государственным

органом. Оно обладает зако­нодательной инициативой, формирует и исполняет

федераль­ный бюджет, проводит единую финансовую, кредитную и денежную

политику, осуществляет управление федераль­ной собственностью, единую

государственную политику в области культуры, науки, образования,

здравоохранения, социального обеспечения, экологии, предпринимает меры по

обеспечению обороны страны, государственной безопас­ности, реализации внешней

политики, по укреплению законности, охраны прав и свобод граждан,

собственности и др.

Правительство Российской Федерации состоит из Пред­седателя, его заместителей

и министров. Председатель на­значается Президентом с согласия Государственной

Думы. Остальные члены Правительства назначаются Президентом по предложению

председателя. Правительство выполняет свои многочисленные задачи и функции

через подчиненные ему министерства и центральные ведомства с их

админист­ративным аппаратом. В пределах своей компетенции оно издает

постановления и распоряжения, обеспечивает их ис­полнение.

Россия больше, чем другая страна, нуждается в силь­ном и эффективно

действующем правительстве. Это обус­ловливает поиск путей повышения его

самостоятельности, ибо только обладающее самостоятельностью правительство

способно на инициативу, может нести ответственность за свою деятельность.

Органы, правосудия олицетворяют третью ветвь власти. Правосудие в

Российской Федерации осуществляется толь­ко судом посредством конституционного,

гражданского, ад­министративного и уголовного судопроизводства. Судьями могут

быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж

работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы и

подчиня­ются только Конституции и закону. Они несменяемы, не­прикосновенны.

Разбирательство дел во всех судах откры­тое. Слушание дел в закрытом заседании

допускается лишь в тех случаях, которые предусмотрены законом.

Судопро­изводство осуществляется на основе состязательности и равноправия

сторон. В случаях, предусмотренных федераль­ным законом, оно ведется с участием

присяжных заседа­телей.

Судебную власть на уровне Федерации осуществляют Конституционный, Верховный,

Высший Арбитражный суды, полномочия и порядок образования и деятельности

которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

Если в государстве есть сильная судебная система, силь­но само государство,

так как законодательные и исполнительные органы власти тратят меньше усилий

на выполне­ние принимаемых ими решений и лишаются соблазна дей­ствовать

неправовыми средствами. В целях формирования эффективной системы правосудия,

действующей на строгих правовых и демократических началах, в стране

проводится судебная реформа. Она должна обеспечить: универсальность судебной

защиты (возможность защиты от любых проявле­ний произвола и насилия);

доступность правосудия; опера­тивность судебной защиты прав и законных

интересов, бе­зусловность исполнения судебных решений.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную

систему с подчинением нижестоящих про­куроров вышестоящим и Генеральному

прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и

осво­бождается от должности Советом Федерации по представ­лению Президента. Он

назначает прокуроров субъектов Фе­дерации по согласованию с последними и иных

прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокура­туры

определяются федеральным законом.

Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов

федерального значения, автоном­ной области, автономных округов создаются ими

самостоя­тельно в соответствии с основами конституционного строя России и

общими принципами организации представитель­ных и исполнительных органов

государственной власти, ус­тановленными федеральным законом.

Органы местного самоуправления в механизм государ­ства не входят, ибо не

являются государственными.

8. Форма правления в Российском государстве.

При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы

теории и практики государ­ственного строительства, в том числе о форме

правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или

парламентарная республика должна быть утверждена в на­шей стране. Однако

сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях

градации, сложив­шиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникно­вение

элементов различных форм правления, возникают смешанные, "гибридные" формы.

Данные процессы отража­ют новые тенденции современного политического

развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости

государства, придать большую самостоятель­ность и стабильность органам

исполнительной власти.

Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоот­ношений высших органов

государства, зависят от многих факторов: соотношения социально-политических

сил, уров­ня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная

напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве

формы правления уста­новлена президентская республика, но обладающая по

срав­нению с традиционными президентскими республиками ря­дом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской респуб­лики (это, в частности,

контроль Президента за деятельно­стью Правительства) данная форма имеет

(правда, незначи­тельные) элементы парламентарной республики, состоящие в

том, что Государственная Дума может выразить недове­рие Правительству (хотя

решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью,

существенный перевес последний, что в какой-то мере нарушает необходимое

равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федера­ции не может не быть

отраженной в механизме государ­ственной власти, особенно с учетом того, что в

ряде ее республик также существует институт президентства.

9. Форма государственного устройства Российской Федерации.

Территориальная организация государственной власти в России — одна из

острейших проблем государственного строительства. Она заключается в

нахождении и поддержа­нии оптимального соотношения между деятельностью

феде­ральной власти по обеспечению территориальной целостно­сти, единства

государства и стремлением регионов к боль­шей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной

власти, неправомерность ее действий в данной сфере -- путь к централизму и

унитаризму. Ре­зультатом же безграничной самостоятельности регионов мо­гут

стать сепаратизм, ослабление и разрушение государ­ственности. Отсюда задача

науки и практики -- найти такую форму государственного устройства, при

которой естествен­ное стремление регионов к самостоятельности не будет

со­здавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны

при подготовке и принятии Федератив­ного договора и Конституции Российской

Федерации.

Российское государство -- самобытная, уникальная фе­дерация, построенная на

договорно-конституционном пра­вовом фундаменте. Механизмом регулирования и

самонаст­ройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между

органами федеральной власти и субъекта­ми Федерации (например, с Республикой

Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало

осо­бенностей и проблем порождает противоречивость двух из­начально

заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-

территориального (республики, автономная область, автономные округа) и

административ­но-территориального (края, области, города федерального

значения). Да и по количеству субъектов Российская Феде­рация занимает первое

место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому

качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятель­ность регионов

уравновешиваются заложенными в Консти­туции базовыми принципами, которые

гарантируют: незыб­лемость территориальной целостности государства;

равно­правие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным

органам государственной власти; единство основ государственного строя

(соблюдение каждым регио­ном таких основополагающих принципов, как

народовлас­тие, разделение властей, многопартийность, равные изби­рательные

права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации,

перемещения товаров и де­нег по всей территории государства; верховенство

федераль­ного законодательства; недопустимость действий, направ­ленных на

одностороннее изменение статусов членов Феде­рации.

Конституция разграничила предметы ведения и полно­мочия между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти

ее субъек­тов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) пред­меты

ведения субъектов Федерации; 3) предметы совмест­ного ведения федерации и ее

субъектов.

Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального

согласия. В этих целях разра­батывается концепция государственной политики

России по предотвращению и урегулированию межнациональных кон­фликтов, в

основу которой будет положен принцип приори­тетности мирных политических

средств разрешения возни­кающих противоречий.

10. Политический режим Российского государства.

Политическая обстановка в России неустойчива, соци­альная напряженность в

обществе сохраняется. Иными сло­вами, условий для стабильного политического

режима в стра­не пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране

изменчива, подвижна, то и политический режим может раз­виваться по одному из

нескольких вариантов.

В последние годы политическим ориентиром реформато­ров первой волны был

праволиберальный (буржуазно-демок­ратический) политический режим. Его

социальной опорой обыч­но служит обширный средний класс, который в России

пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима,

похоже, немного. Во всяком случае, результаты пар­ламентских выборов 1993 и

1995 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как

"Демократический выбор России" и "Партия экономической свободы", не

пользуются поддержкой широких слоев населения.

Весьма перспективен в нашей стране социал-демокра­тический вариант

политического режима скандинавского образа. В политической сфере для него

характерны широ­кая политическая демократия, демократические и правовые

методы осуществления власти, умеренные реформы и эво­люционный путь развития

общества. В социально-экономическом плане -- это многоукладная экономика,

первооче­редное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессив­ное

налогообложение, препятствующее резкому социально­му расслоению, весьма

привлекательные социальные про­граммы, социально ориентированный рынок.

Предпосылками для перехода к социал-демократичес­кому режиму служат

коллективно-общинные традиции Рос­сии, приверженность широких народных масс

идеалам со­циальной справедливости, высокая приспособленность эко­номики к

государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную

социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в

России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу про­грамм,

объединяющих идей и концепций, поэтому их воз­можности пока слабо

реализуются.

На основе взаимодействия социал-демократических и на­ционально-патриотических

движений могут возникнуть сме­шанные политические режимы. Их социальной базой

могут стать не только широкие слои населения, но и военнослу­жащие,

предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к

власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки

возро­дить административно-территориальное государственное устройство) может

ускорить процесс отсоединения от Рос­сии многих национально-государственных

образований, что приведет к неизбежному ее распаду.

Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала.

Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.

Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в

Российском государстве, покажут Время и степень мудрости россиян.

11. Перспективы развития Российского государства.

Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит ре­волюционных потрясений,

крутых реформ, волюнтарист­ского экспериментаторства, бездумного

заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые

возможности, исторические, социально-культурные и на­циональные традиции,

талантливый народ она может и дол­жна твердо встать на испытанный мировым

опытом путь преобразований, сочетающий необходимую стабильность,

преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это

построение общества, которое бы органич­но синтезировало бесспорные

преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой, с социально

ориенти­рованным рынком. В социально-политическом плане сказан­ное означает

курс на создание гражданского общества и демократического правового

социального государства.

Общество потому и называется гражданским, что глав­ным и постоянно

функционирующим его элементом, жи­вым его олицетворением является подлинно

свободный, уве­ренный в себе и своих правах, заботящийся о процветании

общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного

выполнения лежащих на нем обязаннос­тей, от соблюдения и исполнения правовых

норм, действу­ющих законов. Жизнедеятельность гражданского общества строится

на нравственных и правовых началах, а широкие гражданские свободы органично

сочетаются с ответствен­ностью и дисциплиной.

Исторический опыт показывает, что без развитого граж­данского общества

государственная власть приобретает то­талитарный характер. Благодаря же

гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на

службу человеку, на защиту его прав и свобод.

Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно

становлению гражданского общества со­здаются основы демократического

правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки

институтам гражданского общества, стремится активно по­могать тем из них, кто

способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной

власти. Гармо­низация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений

гражданского общества и правового государст­ва -- столбовая дорога мировой

цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.

12. Использованная литература:

Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. М.

Корельского и проф. В. Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.:

Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА · М), 2001. – 616 с.

Страницы: 1, 2, 3