Реферат: Российское государство прошлое, настоящее, будущее
Реферат: Российское государство прошлое, настоящее, будущее
1. Традиции российской государственности.
За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом
определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и
самобытность. Традиции — это исторически сложившиеся, укоренившееся в
обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественные
установления, ценности, идеи и т.д. Они представляют собой социально-
культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное
время.
С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) — исторически
сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ)
народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению
проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов.
Традиции могут быть прогрессивными и регрессивными. Прогрессивные традиции не
только связаны с прошлым, они являются надежными ориентирами для настоящего и
будущего. Поэтому различные перестройки, преобразования, реформы, проводимые
без их учета, малоперспективны.
В России наиболее важные отечественные традиции — общинность, соборность,
державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость,
приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет)
народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить
необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных
нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность
защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще
противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали
противоречия, отчужденность между государством и человеком.
Общественное мнение справедливо считало государство политическим институтом,
объединяющим в единое целое многонациональный народ России, обеспечивающим мир
в стране. Причем Российское государство исторически возникло и развивалось как
русское государство, национальным стержнем которого был русский народ.
Именно русский народ, всегда объединявший многонациональные народы страны,
был носителем традиции сильного, активно функционирующего государства. Именно
русский народ традиционно играл в истории Российского государства великую роль
объединяющего все народы, стабилизирующего, укрепляющего государство фактора.
Правда, по мнению Н. Бердяева, двумя полюсами русской жизни всегда были
незрелость глухой провинции и гнилость государственного центра. Последняя
особенно отчетливо проявилась в начале XX в. (распутинщина и др.). Понятно, что
это бросало тень на традиции державности и подтачивало основы российской
государственности.
Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию - патернализм. Он
выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости
носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном
произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.
В Российском монархическом государстве восточно-деспотического типа
уважительного отношения к праву и закону сложиться не могло, не было в нем и
условий для утверждения демократической законности. И все же свежие ветры
перемен доходили и до России. На рубеже XI-XX столетий в общественном
сознании набирала силу идея установления в России конституционно-
демократического строй Падение монархии в 1917 г. было предопределено и тем
что она сопротивлялась его введению. Следовательно, государственное
строительство в России идет сегодня не на пустом месте. Потомки Петра I и
дети большевиков в очередной раз решают проблему реорганизации
государственности и общественного уклада страны, и, видимо, процесс этот
будет достаточно длительным и трудным. Непосредственным предшественником
современной российской государственности является Советский Союз.
2. Советское государство: его исторический путь и распад.
История Советского государства сложна, противоречива и поучительна. Она
вобрала в себя веру народа в идеалы социализма, их извращение властями и
трагические последствия тоталитаризма, ее всестороннее исследование станет,
надо полагать, важным предметом отечественной науки.
Трудный путь Советского государства можно смело назвать историческим
бездорожьем, ибо аналогов в мировой истории не было. Согласно марксистской
теории пролетарская революция ломает, разрушает старую государственность и
устанавливает диктатуру пролетариата. Переходное к коммунизму государство
мыслилось создать по типу Парижской Коммуны, без специального аппарата и
чиновничества, без армии, без разделения властей. Основная цель его
заключалась в подавлении сопротивления свергнутого эксплуататорского класса;
по мере ее достижения государство должно было начать отмирать.
Первым непродолжительным периодом в развитии молодого Советского государства
был так называемый военный коммунизм с примитивной уравниловкой, прямым
продуктообменом, трудовой армией, военным принуждением. По сути это было
государство военной диктатуры. В. И. Ленин в числе первых увидел и признал
ошибочность политики военного коммунизма. "Мы рассчитывали -- или, может
быть, вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчета --
непосредственными велениями пролетарского государства наладить
государственное производство и государственное распределение продуктов по-
коммунистически в мелкокрестьянской стране, жизнь показала нашу ошибку'".
Строительство коммунизма путем организации производства методами
государственного принуждения и уравнительного государственного распределения
-- нонсенс, пародия на коммунизм, его дискредитация.
На смену военному коммунизму пришел самый интересный и богатый по содержанию
период в истории нашего общества и государства -- нэп. По сути, нэп -- это,
скорее всего, интуитивно движение страны по социал-демократическим
ориентирам. Новые правила хозяйственной деятельности на основе многоукладной
экономики стимулировали предприимчивость, трудолюбие, повышали жизненный
уровень народа. В промышленности внедрялись хозяйственный расчет, оптовая
торговля, в сельском хозяйстве -- кооперация, взаимовыгодная смычка, обмен
товарами с городом, в обществе - гласность, дискуссии, правовые начала. В
1922 г. на добровольной договорной основе образуется СССР, в 1924 г.
принимается союзная Конституция, начинают утверждаться законность и
демократия. В эти годы предпринимаются эффективные меры по созданию четко
действующего и подконтрольного народным массам государственного аппарата.
Если бы нэп утвердился надолго и всерьез (как писал В. И. Ленин), наша страна
могла бы пойти по пути строительства справедливого социалистического
общества.
Вместе с тем уже в конце 20-х гг. нэп был ликвидирован, надвигались сумерки
тоталитаризма, или новый вариант военного коммунизма. Партийный и
государственный аппарат наводнили деклассированные элементы (люмпен-
выдвиженцы) -- люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые
нерассуждающе повиноваться сильному, т.е. обладающему в данный момент
реальной властью. Именно люмпен-выдвиженцы и новая партийно-государственная
бюрократия превратились в основную опору сталинского режима.
Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в
мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской
страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета
послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг.
тоталитарный режим стал суровой политической реальностью. Его основные,
черты состояли в следующем.
Во-первых, неограниченная и бесконтрольная высшая власть была сосредоточена в
руках диктатора, который осуществлял ее через принудительно-репрессивный,
милитаризованный чиновничье-бюрократический аппарат.
Во-вторых, власть часто реализовалась неправовыми методами насилия,
массового жестокого террора, произвола и беззакония. Человеческая личность
оказалась ничем и никем не защищенной. И хотя Конституция СССР 1936 г.
закрепила определенные права и свободы граждан, однако пик репрессий,
произвола и беззакония пришелся именно на 1937 г. Следовательно, тоталитарный
режим не считался не только с текущим законодательством, но и с Основным
законом страны.
В-третьих, официальные конституционные органы государства -- система Советов
-- проводили в жизнь указания диктатора и директивы партийной номенклатуры.
Демократические начала в их деятельности были во многом выхолощены.
Территориально-государственная власть осуществлялась по принципу строгого
сверхцентрализма.
В-четвертых, произошло огосударствление общества, которое всеобъемлюще
(тотально) контролировалось административно-карательным аппаратом.
Политическая власть распространилась на экономику, на все народное хозяйство.
Экономические рычаги были сосредоточены в руках бюрократического аппарата,
что обусловило доминирование монопольной государственной собственности и
планово-командных методов хозяйствования как материальной основы
тоталитарной диктатуры.
В-пятых, в стране существовала одна строго централизованная партия, верхушка
которой стояла над государством и обществом.
В-шестых, массированной культовой идеологии удалось убедить многих в том, что
происходящее необходимо и справедливо, что сталинский режим создает условия
для строительства социализма, но поступательному движению к нему мешают
многочисленные враги и реакционеры, против которых в силу их особой
опасности допустимы любые средства борьбы. И люди в большинстве поддерживали
преступный режим, самоотверженно трудились, отдавали все силы выполнению и
перевыполнению планов, рапортовали вождю о трудовых и творческих достижениях,
маршировали в праздничных колоннах, не только не сознавая, что служат
марионетками в чудовищных манипуляциях десятками миллионов человеческих
судеб, но искренне веря, что действуют для пользы общества, строят социализм.
В действительности тоталитаризм по своей сути ничего общего с социализмом не
имеет, чужд и враждебен социализму. Он причинил огромный вред социализму,
полностью извратил, деформировал его, однако подорвать веру советских людей
в идеалы нового строя так и не смог. Суровым экзаменом на верность этим
идеалам, на преданность Родине стала Великая Отечественная война. И в
трудные послевоенные годы наша страна двигалась вперед по пути
экономического, научно-технического прогресса, осваивала атомную энергию,
открыла эру освоения космоса и др. По масштабам народного образования, науки,
культуры она прочно занимала передовые позиции в мире. Чем определялись эти
несомненные успехи? В немалой степени тем, что реальная практика опиралась на
вековые российские традиции: коллективизм -- на общинность и соборность,
трудовой энтузиазм -- на трудовую российскую мораль, укрепление государства
-- на державность и т.д. И делалось все это не благодаря сталинскому режиму,
а вопреки ему.
В послевоенное время общество стало все более настороженно воспринимать
факты беззакония и произвола, в общественном сознании зрела надежда на
перемены, особенно усилившаяся после смерти Сталина.
Идущие от народа социальные, нравственные импульсы, ожидания и надежды не
могли остаться без ответа. Требовались более гуманная политика,
экономические реформы и демократические перемены. Во второй половине 50-х
гг. такие преобразования, хотя и половинчатые, последовали. Были разработаны
и проводились в жизнь программы подъема сельского хозяйства, технического
перевооружения промышленности, улучшения пенсионного обеспечения, повышалась
заработная плата низкооплачиваемых слоёв населения. Возглавил преобразования
Н. С. Хрущев. В этот период были осуждены произвол и беззаконие сталинского
режима, делались шаги по укреплению законности, развито демократии. В стране
была создана более или менее благоприятная обстановка для развития
юридической науки для активного совершенствования законодательства.
В нашей литературе утверждается, что после смерти Сталина крайности
тоталитарного режима были устранены, что тоталитарная сущность государства
осталась неизменной. Это утверждение нельзя признать бесспорным: неправовое
насилие, террор и беззаконие государственных органов заканчивались, народ
освобождался от гнетущей социальной и правовой незащищенности. По сути в
стране установился другой, с элементами демократии и законности политический
режим -- режим авторитарный. Однако социальная база сталинизма оставалась
значительной. Кроме того, претерпевший существенных изменений, привыкший
восхвалять Сталина пропагандистский аппарат с неменьшим размахом и азартом,
чем Сталина, начал восхвалять Хрущева. На гигантской волне лжи и лести
разрастались субъективизм и хрущевские импровизации: непродуманные
реорганизации государственного аппарата, призывы догнать и перегнать США по
производству молока и мяса за два-три года, построить материально-техническую
базу коммунизма к 1980 г. и др.
Осенью 1964 г. во главе партии и страны оказался ставленник партийно-
государственной бюрократии и номенклатуры Л. И. Брежнев. Как раз в это время
появилась тяга к устоявшимся, проверенным централизованным командно-
административным методам государственного управления. Боязнь. нового,
нежелание менять существующее положение дел и обусловили догматизм и
консерватизм данных методов.
В 60-е и 70-е гг. во всем мире происходили большие изменения, бурно
развивался научно-технический прогресс. Советский же Союз находился в
состоянии застоя, постепенно ухудшалось экономическое положение в стране
непомерные военные расходы изматывали общество, множились различные
диспропорции. В то же время безудержно усиливались восхваления Брежнева,
плодились ритуалы, замалчивалось все негативное, парадности и показухе с
неизменностью сопутствовали приписки и очковтирательство. В стране
процветали лицемерие и ложь, порождающие общественную пассивность,
равнодушие, упадок нравственности. На всех уровнях началось разложение
партийно-государственного аппарата, нарастающий кризис охватил все сферы
общества. Принятая в 1977 г. Конституция не внесла сколько-нибудь заметных
изменений в общественную жизнь, во внутреннюю и внешнюю политику государства.
Сама жизнь требовала проведения продуманных, научно выверенных и
последовательных преобразований, прежде всего в экономике.
В 1985 г. экономические реформы начались. Их цели и суть определялись так:
добиться значительного ускорения экономического развития на базе научно-
технических достижений, вести поиск новых форм управления и на этой основе
постепенно переходить к рыночным отношениям. Однако вскоре было решено
проводить глубокие экономические реформы одновременно с радикальным
реформированием всей политической системы, т.е. речь уже пошла о
революционной перестройке.
Сегодня перестройка (еще недавно -- сверхмодное слово) оценивается почти
однозначно негативно. Однако меньше внимания уделяется выяснению и анализу
причин, почему она не состоялась, не вывела общество из застоя и кризиса, а
углубила его. Причин провала перестройки, надо полагать, много, но (не без
оснований) в литературе на первое место выдвигают субъективную: столь
крупномасштабные преобразования возглавили совершенно не готовые и не
способные к этому выходцы из партийно-государственной номенклатуры. Не
существовало научно обоснованного плана реформирования обществ, не были
определены приоритеты, цели и последовательность преобразований.
Организаторы перестройки плохо знали свое общество, его историю, традиции
и, естественно, не опирались на них. Правда, на первых порах экономические
цели были понятны людям и поддерживались ими -- переход от экстенсивных
методов хозяйствования к интенсивным, ускоренное развитие экономики страны и
др. Но не было случая, чтобы очередные задачи ставились после выполнения
предыдущих.
Уже на ранних стадиях перестройка сместилась в политическую сферу. Без
серьезных научных обоснований, в спешке были созданы новые высшие органы
государственной власти — громоздкий, неповоротливый и плохо управляемый
Съезд народных депутатов СССР ("митинг под крышей") и постоянно действующий
Верховный Совет СССР. Законодательная власть оказалась в руках двух органов,
Страницы: 1, 2, 3
|