бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Российское государство прошлое, настоящее, будущее бесплатно рефераты

Реферат: Российское государство прошлое, настоящее, будущее

1. Традиции российской государственности.

За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом

определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и

самобытность. Традиции — это исторически сложившиеся, укоренившееся в

обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественные

установления, ценности, идеи и т.д. Они представляют собой социально-

культурное и на­циональное наследие, сохраняющееся в обществе длительное

время.

С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) исторически

сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ)

народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению

проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов.

Традиции могут быть прогрессивными и регрессивными. Прогрессивные традиции не

только связаны с прошлым, они являются надежными ориентирами для настоящего и

будущего. Поэтому различные перестройки, преобразования, реформы, проводимые

без их учета, малоперспективны.

В России наиболее важные отечественные традиции — общинность, соборность,

державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость,

приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет)

народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить

необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных

нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность

защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще

противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали

противоречия, отчужденность между государством и человеком.

Общественное мнение справедливо считало государство политическим институтом,

объединяющим в единое целое многонациональный народ России, обеспечивающим мир

в стране. Причем Российское государство исторически возник­ло и развивалось как

русское государство, национальным стержнем которого был русский народ.

Именно русский на­род, всегда объединявший многонациональные народы стра­ны,

был носителем традиции сильного, активно функцио­нирующего государства. Именно

русский народ традицион­но играл в истории Российского государства великую роль

объединяющего все народы, стабилизирующего, укрепля­ющего государство фактора.

Правда, по мнению Н. Бердяе­ва, двумя полюсами русской жизни всегда были

незрелость глухой провинции и гнилость государственного центра. Пос­ледняя

особенно отчетливо проявилась в начале XX в. (распутинщина и др.). Понятно, что

это бросало тень на тради­ции державности и подтачивало основы российской

государ­ственности.

Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию - патернализм. Он

выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости

носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в нео­граниченном

произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.

В Российском монархическом государстве восточно-дес­потического типа

уважительного отношения к праву и зако­ну сложиться не могло, не было в нем и

условий для утвер­ждения демократической законности. И все же свежие ветры

перемен доходили и до России. На рубеже XI-XX столетий в общественном

сознании набирала силу идея установления в России конституционно-

демократического строй Падение монархии в 1917 г. было предопределено и тем

что она сопротивлялась его введению. Следовательно, государственное

строительство в России идет сегодня не на пустом месте. Потомки Петра I и

дети большевиков в очередной раз решают проблему реорганизации

государственности и общественного уклада страны, и, видимо, процесс этот

будет достаточно длительным и трудным. Непосредственным предшественником

современной российской государственности является Советский Союз.

2. Советское государство: его исторический путь и распад.

История Советского государства сложна, противоречива и поучительна. Она

вобрала в себя веру народа в идеалы социализма, их извращение властями и

трагические послед­ствия тоталитаризма, ее всестороннее исследование ста­нет,

надо полагать, важным предметом отечественной науки.

Трудный путь Советского государства можно смело назвать историческим

бездорожьем, ибо аналогов в мировой истории не было. Согласно марксистской

теории пролетар­ская революция ломает, разрушает старую государствен­ность и

устанавливает диктатуру пролетариата. Переходное к коммунизму государство

мыслилось создать по типу Парижской Коммуны, без специального аппарата и

чиновни­чества, без армии, без разделения властей. Основная цель его

заключалась в подавлении сопротивления свергнутого эксплуататорского класса;

по мере ее достижения государ­ство должно было начать отмирать.

Первым непродолжительным периодом в развитии мо­лодого Советского государства

был так называемый воен­ный коммунизм с примитивной уравниловкой, прямым

про­дуктообменом, трудовой армией, военным принуждением. По сути это было

государство военной диктатуры. В. И. Ленин в числе первых увидел и признал

ошибочность политики во­енного коммунизма. "Мы рассчитывали -- или, может

быть, вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчета --

непосредственными велениями пролетарского государства наладить

государственное производство и государственное распределение продуктов по-

коммунистически в мелкокрестьянской стране, жизнь показала нашу ошиб­ку'".

Строительство коммунизма путем организации произ­водства методами

государственного принуждения и уравни­тельного государственного распределения

-- нонсенс, па­родия на коммунизм, его дискредитация.

На смену военному коммунизму пришел самый интерес­ный и богатый по содержанию

период в истории нашего об­щества и государства -- нэп. По сути, нэп -- это,

скорее всего, интуитивно движение страны по социал-демократи­ческим

ориентирам. Новые правила хозяйственной деятель­ности на основе многоукладной

экономики стимулировали предприимчивость, трудолюбие, повышали жизненный

уро­вень народа. В промышленности внедрялись хозяйственный расчет, оптовая

торговля, в сельском хозяйстве -- коопера­ция, взаимовыгодная смычка, обмен

товарами с городом, в обществе - гласность, дискуссии, правовые начала. В

1922 г. на добровольной договорной основе образуется СССР, в 1924 г.

принимается союзная Конституция, начинают ут­верждаться законность и

демократия. В эти годы предпри­нимаются эффективные меры по созданию четко

действу­ющего и подконтрольного народным массам государствен­ного аппарата.

Если бы нэп утвердился надолго и всерьез (как писал В. И. Ленин), наша страна

могла бы пойти по пути строительства справедливого социалистического

обще­ства.

Вместе с тем уже в конце 20-х гг. нэп был ликвидиро­ван, надвигались сумерки

тоталитаризма, или новый вари­ант военного коммунизма. Партийный и

государственный аппарат наводнили деклассированные элементы (люмпен-

выдвиженцы) -- люди без социальных корней, нравственно­го кодекса, готовые

нерассуждающе повиноваться сильно­му, т.е. обладающему в данный момент

реальной властью. Именно люмпен-выдвиженцы и новая партийно-государ­ственная

бюрократия превратились в основную опору ста­линского режима.

Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в

мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской

страны. Психология вождиз­ма, бюрократическое обожествление авторитета

послужи­ли питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг.

тоталитарный режим стал суровой политической ре­альностью. Его основные,

черты состояли в следующем.

Во-первых, неограниченная и бесконтрольная высшая власть была сосредоточена в

руках диктатора, который осу­ществлял ее через принудительно-репрессивный,

милита­ризованный чиновничье-бюрократический аппарат.

Во-вторых, власть часто реализовалась неправовыми ме­тодами насилия,

массового жестокого террора, произвола и беззакония. Человеческая личность

оказалась ничем и никем не защищенной. И хотя Конституция СССР 1936 г.

закрепи­ла определенные права и свободы граждан, однако пик реп­рессий,

произвола и беззакония пришелся именно на 1937 г. Следовательно, тоталитарный

режим не считался не толь­ко с текущим законодательством, но и с Основным

законом страны.

В-третьих, официальные конституционные органы го­сударства -- система Советов

-- проводили в жизнь указа­ния диктатора и директивы партийной номенклатуры.

Де­мократические начала в их деятельности были во многом выхолощены.

Территориально-государственная власть осу­ществлялась по принципу строгого

сверхцентрализма.

В-четвертых, произошло огосударствление общества, которое всеобъемлюще

(тотально) контролировалось адми­нистративно-карательным аппаратом.

Политическая власть распространилась на экономику, на все народное хозяйство.

Экономические рычаги были сосредоточены в руках бюрок­ратического аппарата,

что обусловило доминирование мо­нопольной государственной собственности и

планово-команд­ных методов хозяйствования как материальной основы

тота­литарной диктатуры.

В-пятых, в стране существовала одна строго централи­зованная партия, верхушка

которой стояла над государством и обществом.

В-шестых, массированной культовой идеологии удалось убедить многих в том, что

происходящее необходимо и справедливо, что сталинский режим создает условия

для строи­тельства социализма, но поступательному движению к нему мешают

многочисленные враги и реакционеры, против ко­торых в силу их особой

опасности допустимы любые сред­ства борьбы. И люди в большинстве поддерживали

преступ­ный режим, самоотверженно трудились, отдавали все силы выполнению и

перевыполнению планов, рапортовали вождю о трудовых и творческих достижениях,

маршировали в праз­дничных колоннах, не только не сознавая, что служат

ма­рионетками в чудовищных манипуляциях десятками милли­онов человеческих

судеб, но искренне веря, что действуют для пользы общества, строят социализм.

В действительности тоталитаризм по своей сути ничего общего с социализмом не

имеет, чужд и враждебен социа­лизму. Он причинил огромный вред социализму,

полностью извратил, деформировал его, однако подорвать веру совет­ских людей

в идеалы нового строя так и не смог. Суровым экзаменом на верность этим

идеалам, на преданность Роди­не стала Великая Отечественная война. И в

трудные после­военные годы наша страна двигалась вперед по пути

эконо­мического, научно-технического прогресса, осваивала атом­ную энергию,

открыла эру освоения космоса и др. По масштабам народного образования, науки,

культуры она прочно занимала передовые позиции в мире. Чем определялись эти

несомненные успехи? В немалой степени тем, что реальная практика опиралась на

вековые российские традиции: кол­лективизм -- на общинность и соборность,

трудовой энтузи­азм -- на трудовую российскую мораль, укрепление госу­дарства

-- на державность и т.д. И делалось все это не бла­годаря сталинскому режиму,

а вопреки ему.

В послевоенное время общество стало все более насто­роженно воспринимать

факты беззакония и произвола, в общественном сознании зрела надежда на

перемены, осо­бенно усилившаяся после смерти Сталина.

Идущие от народа социальные, нравственные импуль­сы, ожидания и надежды не

могли остаться без ответа. Тре­бовались более гуманная политика,

экономические ре­формы и демократические перемены. Во второй половине 50-х

гг. такие преобразования, хотя и половинчатые, после­довали. Были разработаны

и проводились в жизнь программы подъема сельского хозяйства, технического

перевооружения промышленности, улучшения пенсионного обеспечения, повышалась

заработная плата низкооплачиваемых слоёв населения. Возглавил преобразования

Н. С. Хрущев. В этот период были осуждены произвол и беззаконие сталинского

режима, делались шаги по укреплению законности, разви­то демократии. В стране

была создана более или менее благоприятная обстановка для развития

юридической науки для активного совершенствования законодательства.

В нашей литературе утверждается, что после смерти Сталина крайности

тоталитарного режима были устранены, что тоталитарная сущность государства

осталась неизменной. Это утверждение нельзя признать бесспорным: неправо­вое

насилие, террор и беззаконие государственных органов заканчивались, народ

освобождался от гнетущей социальной и правовой незащищенности. По сути в

стране устано­вился другой, с элементами демократии и законности политический

режим -- режим авторитарный. Однако социальная база сталинизма оставалась

значительной. Кроме того, претерпевший существенных изменений, привыкший

восхвалять Сталина пропагандистский аппарат с неменьшим раз­махом и азартом,

чем Сталина, начал восхвалять Хрущева. На гигантской волне лжи и лести

разрастались субъективизм и хрущевские импровизации: непродуманные

реорганизации государственного аппарата, призывы догнать и перегнать США по

производству молока и мяса за два-три года, построить материально-техническую

базу коммунизма к 1980 г. и др.

Осенью 1964 г. во главе партии и страны оказался ставленник партийно-

государственной бюрократии и номенклатуры Л. И. Брежнев. Как раз в это время

появилась тяга к устоявшимся, проверенным централизованным командно-

административным методам государственного управления. Боязнь. нового,

нежелание менять существующее положение дел и обусловили догматизм и

консерватизм данных методов.

В 60-е и 70-е гг. во всем мире происходили большие изменения, бурно

развивался научно-технический прогресс. Советский же Союз находился в

состоянии застоя, посте­пенно ухудшалось экономическое положение в стране

не­померные военные расходы изматывали общество, множи­лись различные

диспропорции. В то же время безудержно усиливались восхваления Брежнева,

плодились ритуалы, замалчивалось все негативное, парадности и показухе с

не­изменностью сопутствовали приписки и очковтирательство. В стране

процветали лицемерие и ложь, порождающие об­щественную пассивность,

равнодушие, упадок нравственно­сти. На всех уровнях началось разложение

партийно-госу­дарственного аппарата, нарастающий кризис охватил все сферы

общества. Принятая в 1977 г. Конституция не внесла сколько-нибудь заметных

изменений в общественную жизнь, во внутреннюю и внешнюю политику государства.

Сама жизнь требовала проведения продуманных, научно выверенных и

последовательных преобразований, прежде всего в эконо­мике.

В 1985 г. экономические реформы начались. Их цели и суть определялись так:

добиться значительного ускорения экономического развития на базе научно-

технических дос­тижений, вести поиск новых форм управления и на этой основе

постепенно переходить к рыночным отношениям. Однако вскоре было решено

проводить глубокие экономи­ческие реформы одновременно с радикальным

реформиро­ванием всей политической системы, т.е. речь уже пошла о

революционной перестройке.

Сегодня перестройка (еще недавно -- сверхмодное сло­во) оценивается почти

однозначно негативно. Однако мень­ше внимания уделяется выяснению и анализу

причин, по­чему она не состоялась, не вывела общество из застоя и кризиса, а

углубила его. Причин провала перестройки, надо полагать, много, но (не без

оснований) в литературе на пер­вое место выдвигают субъективную: столь

крупномасштаб­ные преобразования возглавили совершенно не готовые и не

способные к этому выходцы из партийно-государствен­ной номенклатуры. Не

существовало научно обоснованного плана реформирования обществ, не были

определены при­оритеты, цели и последовательность преобразований.

Орга­низаторы перестройки плохо знали свое общество, его ис­торию, традиции

и, естественно, не опирались на них. Правда, на первых порах экономические

цели были понятны людям и поддерживались ими -- переход от экстенсивных

методов хозяйствования к интенсивным, ускоренное разви­тие экономики страны и

др. Но не было случая, чтобы оче­редные задачи ставились после выполнения

предыдущих.

Уже на ранних стадиях перестройка сместилась в поли­тическую сферу. Без

серьезных научных обоснований, в спеш­ке были созданы новые высшие органы

государственной власти — громоздкий, неповоротливый и плохо управляе­мый

Съезд народных депутатов СССР ("митинг под крышей") и постоянно действующий

Верховный Совет СССР. Законо­дательная власть оказалась в руках двух органов,

Страницы: 1, 2, 3