бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Российское государство прошлое, настоящее, будущее бесплатно рефераты

что поро­дило дублирование, параллелизм в работе, подрывало их

ответственность. Затем был учрежден (тоже без всяких се­рьезных обоснований)

пост президента страны.

Сложные политические нововведения и бури отодвину­ли на задний план проблемы

экономики, вызвали разрыв ее закономерных, взаимоподдерживающих связей с

политикой. Нарастающий груз экономических и политических ошибок становился

неподъемным. На таком фоне разрастались се­паратизм, национализм, вспыхнули

противоестественная "война законов" и "противоборство суверенитетов",

кото­рые разрушали основы многонационального государства. И хотя в марте 1991

г. на Всесоюзном референдуме народ высказался за сохранение СССР, его распад

вскоре стал свершившимся фактом, принесшим ни в чем не повинному народу

неисчислимые беды и страдания.

3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления.

С обретением Россией самостоятельности у нее появи­лись реальные возможности

для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим

потребнос­тям страны курса общественных преобразований, гармони­зации

взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного

рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика

импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стра­тегия

обдуманных действий на опережение.

Напротив, усилились радикализм, революционность (ре­шительность) методов

проведения реформ, вследствие чего произошло размывание границ между революцией

и рефор­мой. Революция -- это переворот, быстрое изменение

поли­тических, социально-экономических, культурно-духовных устоев общества,

производимое с преодолением сопротив­ления социальных слоев, классов. Это

разрыв с прошлым, неизбежные разрушения, людские страдания. Правда, ре­волюция

также разрушает и устраняет устаревшие, отжив­шие отношения и порядки.

Реформа -- изменение, преобра­зование, бережно воспринимающее от прошлого

все истинно ценное и полезное, проводимое через компромиссы и обще­ственное

согласие, без разжигания конфликтов и противо­речий. Словом, реформы связаны с

эволюционным развити­ем общества.

Мировой опыт показывает, что результативные рефор­мы могут проводиться при

наличии целого комплекса усло­вий: научно обоснованных программ, понятных и

четких целей; высокопрофессионального управления преобразова­тельным

процессом, учитывающего приоритетность и пос­ледовательность проводимых

мероприятий; продуманных и выверенных методов реформирования; правдивого

разъяс­нения сути, целей и последствий реформ для общества и личности,

вовлечения в процесс реформ как можно больше населения. Примерно по такой

схеме и логике развиваются реформы в Китае. Видимо, этим и объясняется их

высокая и устойчивая результативность.

Российские реформы были сориентированы на запад­ные общественные ценности.

Либерализация цен, привати­зация и другие крутые меры вконец разбалансировали

эко­номику и финансовую систему страны, породили стихийный (дикий) рынок,

вызвали обнищание подавляющей части на­селения и невиданно бурную

криминализацию общества. Однако не стоит искать причину этих последствий в

самой, например, приватизации. Без научного подхода, без осозна­ния

населением целей, способов приватизации успешное проведение ее было просто

невозможно. Бесцельная приватизация бессмысленна. Основная же цель ее сугубо

эконо­мическая: сменить собственника, чтобы объекты бывшей го­сударственной

собственности лучше управлялись и эффективнее функционировали, чем до

приватизации. В нашей стране приватизация обернулась разграблением,

разбаза­риванием огромного состояния, созданного трудом многих поколений

людей, неслыханным обогащением незначитель­ной части общества, породила целый

шлейф негативных и труднопоправимых последствий. Экономический фундамент

государства оказался основательно подорванным, в обще­стве нарастали

недовольство, напряженность, конфликты.

Так, в 1992 г. в верхних эшелонах российских властных структур разразился

острый конфликт, качалась жесткая конфронтация законодательной и

исполнительной ветвей власти. Российская государственность оказалась у

опасной черты саморазрушения. После разрешения этого конфликта с помощью

военной силы последовали призывы к укрепле­нию Российского государства, но

реальные шаги в этом направлении не были сделаны. Напротив, события в Чечне

еще больше подорвали престиж важнейших государствен­ных институтов -- армии,

МВД, органов государственной безопасности.

Сегодня укрепление Российского государства -- власт­ное веление времени,

неотложная необходимость. В укреп­лении государства объективно заинтересованы

все партии и политические движения, общественные организации и вет­ви власти.

Только в здоровом и сильном государстве они могут рассчитывать на честную

реализацию интересов сво­их сторонников, а органы государства -- направить

свою энергию на его благо.

Сильное, активно функционирующее государство -- важнейшее условие выхода из

экономического кризиса и продолжения преобразований. Без него не утвердится

соци­ально ориентированный рынок, не могут быть надежно за­щищены все формы

собственности, не реализуют свои цен­ности демократия и самоуправление, не

возродятся россий­ская наука, культура, справедливость и нравственность.

Только такое государство способно успешно вести борьбу с преступностью,

обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие. Прочное и могучее

Российское государство -- самый надежный и реальный гарант стабильности на

всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособ­ности страны,

поддержания мира в мировом сообществе.

Для укрепления российской государственности необхо­димо, во-первых, вернуть

государству, его органам дове­рие народа; во-вторых, выяснить и устранить

причины, обус­ловившие ослабление государства; в-третьих, разработать научно

обоснованную концепцию его развития и укрепле­ния. При разработке последней

надо учитывать, что перво­основой российской государственности испокон веков

были и остаются державность, народность, духовность, патриотизм и ведущая

роль в укреплении государства, русского народа. Сегодня особую актуальность

приобретает высокий профессионализм государственных служащих и должностных

лиц всех уровней. В практическом плане укрепление государ­ства -- это его

эффективное функционирование в интере­сах общества и личности.

4. Внутренние функции Российского государства.

В драматический переходный период, который пережи­вает наша страна, на первый

план выдвигается экономичес­кая функция государства, ибо без

оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному

государству будут заблокированы.

Экономическим фундаментом отечественной государ­ственности должны быть

многоукладная экономика, равные возможности для существования и развития всех

форм и видов собственности. В такой ситуации перспективными ста­нут те из

них, которые на деле докажут свое преимуще­ство. Сейчас в стране нужно

производить только ту продукцию, которая необходима человеку, государству,

мировому рынку. Поэтому главное здесь -- приоритетная государствен­ная

поддержка отечественного товаропроизводителя. Верный резерв подъема экономики

-- демонополизация российского производства. Не может быть нормальной

экономики, подлинной конкуренции, пока одно предприятие диктует дру­гим своим

условия только потому, что оно единственное. В этом деле без антимонопольного

законодательства не обой­тись.

Новый экономический механизм (институт рыночного хо­зяйствования, системы

государственного управления, де­монополизации, налогообложения,

хозяйственного законо­дательства) еще только создается. Вот почему

формирова­ние системы государственно-правового регулирования ры­ночной

экономики есть не отказ назад, а движение вперед, развитие реформы,

укрепление Российского государства. В плохо управляемой рыночной экономике

никогда не бу­дет настоящего рыночного хозяйства.

Экономическая функция реализуется по двумя взаимосвязанным направлениям

деятельности государства: 1) уста­новления форм и методов воздействия на

различные виды хозяйствования; 2) обеспечения надежной охраны и защиты всех

существующих форм собственности.

Методы реализации экономической функции зависят от форм собственности и видов

хозяйствования. К государствен­ному сектору экономики государство должно

относиться как полноправный хозяин, иначе не преодолеть неразбериху, не

остановить разбазаривание государственной собственно­сти. Здесь возможны

методы гибкого планирования, государственного заказа, а при проведении

кадровой полити­ки -- и административные методы. Однако главным и тут,

видимо, должен быть метод материального и морального стимулирования.

Хозяйственно-экономические структуры гражданского общества самоуправляемы.

Государство может воздейство­вать на них экономическими методами и правовыми

сред­ствами.

При многоукладной экономике государство обычно ре­гулирует экономические

процессы путем: установления го­сударственных цен на отдельные стратегические

и социаль­но значимые виды продукции; распределения квот на сы­рье, импорт;

установления (в той или иной мере) заработной платы; льготного кредитования в

инвестирования; государ­ственных субсидий и налогов.

Важнейшая обязанность государства состоит в том, чтобы надежно защитить свою

экономическую основу (все формы собственности) от расхитителей, преступников.

Для этого необходимо совершенствовать и обновлять законодательство,

направленное на охрану экономической основы государства, повышать качество

работы правоохранительных органов.

Продолжением экономической функции в сфере распре­делительных отношений является

социальная функция. Глав­ное ее назначение -- обеспечить в стране

начала социаль­ной справедливости, создать для всех граждан равные воз­можности

в обеспечении материального благополучия. В этой функции наиболее ярко

выражается гуманистическая при­рода государства, его призвание разрешать или

смягчать социальные противоречия в обществе на началах справед­ливости,

обеспечивать человеку достойные условия жизни, гарантировать ему определенный

объем материальных благ. Именно здесь проявляется такое свойство государства,

как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к по­требностям и нуждам

людей. Статья 7 Конституции Россий­ской Федерации гласит: "Российское

государство — соци­альное государство, политика которого направлена на

со­здание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие

человека".

Социальная цена издержек и ошибок в проведении ре­форм оказалась столь

внушительна, что ставит под сомне­ние необходимость самих реформ, вызывает у

многих либо безразличное к ним отношение, либо активное или пассив­ное им

сопротивление. Давно сказано и доказано, что даже самые лучшие планы, самые

необходимые и полезные ре­формы могут быть извращены, загублены плохим их

испол­нением. Однако сами реформы тут не при чем, виноваты реформаторы, их

волюнтаризм, некомпетентность, безот­ветственность.

За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой

бедности. Среди них и люди преклонно­го возраста, и трудоспособные рабочие, и

крестьяне, и ин­теллигенты, ученые, работники высшей школы. Невыноси­мы

условия жизни многих молодых семей. В обществе воз­никло вопиющее и уродливое

по своим исходным нравствен­ным началам неравенство. Баснословно богатыми

оказались не талантливые люди, не активные предприниматели,

то­варопроизводители, а те, кто расхищал, разбазаривал, про­давал за рубеж

созданное многолетним трудом общенародное достояние, т.е. разбогател

криминальный капитал — главный источник роста преступности, обнищания и

деградации общества.

Чтобы изменить столь взрывоопасную социальную ситуацию, государству

целесообразно свою деятельность на ближайшую перспективу подчинить следующим

задачам: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию

трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан;

осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев; более

рав­номерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между

различными группами населения; активно развивать социальное законодательство,

создать соци­альный кодекс Российской Федерации. Новой для социаль­ной

функции является проблема безработицы. Здесь нужны, во-первых, меры по защите

полностью или частично без­работных, во-вторых, государственная забота о

снижении уровня безработицы.

В условиях рыночной экономики значение основной по­лучает функция по

налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и

социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от

различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обяза­тельных платежей. Отсюда

принципиальное значение при-, обретают государственная политика

налогообложения, обязанность государства в интересах социальной справедливости

регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем про­грессивного

налогообложения. Впервые научные принципы налоговой системы, выдержавшие

испытание временем, обосновал и сформулировал в конце XVIII в. Адам Смит, суть

которых в следующем:

1. Налоги не должны быт чрезмерно обременительны.

2. Они должны быть понятны налогоплательщикам.

3. Каждый налогоплательщик должен знать, какую сум­му и когда ему надлежит

платить и почему.

4. Налоги должны быть справедливыми.

Государство должно уметь собирать налоги, не расхо­дуя на это слишком больших

средств.

Сложная налоговая система Российской Федерации, за­конодательно закрепленная

в 1992 г. плохо соответствовала и названным принципам, и требованиям жизни.

Принятый 16 июля 1998 г. и вступивший в действие с 1 января 1999 г. новый

Налоговый кодекс РФ (часть первая) делает шаги навстречу жизни. Вместе с тем

реализация упомянутых научных принципов остается приоритетной задачей по

даль­нейшему совершенствованию российского налогового зако­нодательства. При

этом налоговое бремя необходимо актив­нее переносить со сферы товарного

производства, работ и услуг в сферу разрастающегося посредничества и

спекуля­тивной торговли.

Функция обеспечения прав и свобод граждан, законнос­ти и правопорядка --

тоже одна из важнейших в деятель­ности Российского государства. В Конституции

РФ говорит­ся, что Россия -- правовое государство. Следовательно,

пер­востепенная задача заключается в том, чтобы конституци­онные права и

свободы человека и гражданина стали реаль­ными, т. е. всесторонне

гарантированными и защищенными. Пока же страну захлестывает высокий вал

преступности, честь гражданина, неприкосновенность его личности, жи­лища и

другие права беззащитны перед преступниками, бю­рократами, коррупционерами.

Решать проблему безопаснос­ти гражданина необходимо с применением правовых,

орга­низационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и раз­витая и доступная

система юридической помощи населению

Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное

значение функции охраны при­роды и окружающей среды. Экологически

агрессивное про­мышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по

отношению к человеку, его здоровью, благополучию будущих поколений. Право

граждан на благоприятную ок­ружающую среду закреплено в Конституции. Поэтому

кон­ституционной является обязанность всех органов государ­ства обеспечивать

условия, способствующие оздоровлению природы.

Главное внимание здесь должно быть уделено обеспе­чению экологически безопасного

устойчивого развития стра­ны в условиях рыночных отношений; охране окружающей

среды (в том числе выводу из кризисной экологической си­туации крупных городов

и промышленных центров, радиа­ционной безопасности населения); оздоровлению и

восста­новлению нарушенных экосистем России; участию в решении глобальных

(мировых) экологических проблем. Назрела острая потребность в научно

обоснованной концепции пере­вода Российской Федерации на модель устойчивого

развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических и

экологических задач. Выход российской экономики из кризиса немыслим без

развития науки и техники, что и определяет важное значе­ние функции

государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса.

Ослабление внимания го­сударства в последние годы к этому жизненно важному

Страницы: 1, 2, 3