бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Политико-правовые учения бесплатно рефераты

внедрить в науку о государстве и праве элементы математического метода (в

частности, дейст­вия сложения и вычитания однопорядковых величин). Он

по­лагал, что в политике можно вычислить отношения государств, если

суммировать договоры между ними; в юриспруденции – определить права или

правонарушения, если сложить закон и факт.

Желанием поставить изучение государства и права на рельсы объективного

научного анализа были обусловлены широко при­менявшиеся Т. Гоббсом (хотя и

давно известные) аналогии государства с человеческим организмом. Строение

государства он уподоблял устройству живого организма: суверена – душе

государственности, тайных агентов – глазам государства и т.д. Гражданский мир

сравнивался им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны – с болезнью

государства, влекущей за собой его распад и гибель.

Основную методологическую нагрузку несут у Т. Гоббса, однако, не эти

биологические параллели. Главную роль играет подход к государству как к

«искусственному человеку», т.е. как к целесообразно, искусно

сконструированному людьми из раз­личных пружин, рычагов, колес, нитей и проч.

механизму-автомату. Противоречило ли такое сугубо механистическое видение

государства уподоблениям государственности живому организму? Нет, не

противоречило, ибо Т. Гоббс считал саму природу, вообще все существующее в

мироздании устроенными и функционирующими по типу механизма. XVII в. недаром

был периодом триумфа классической механики и выраставшего на почве ее

достижений механицизма как универсального объясни­тельного принципа. Начиная

с Т. Гоббса, в западноевропейской политической теории утверждается понимание

государства в качестве машины, имевшее затем долгую и сложную судьбу.

Вслед за Н. Макиавелли и Г. Гроцием Т. Гоббс стал рас­сматривать государство

не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта. Но это

вовсе не значит, что эпиграфом к своей политико-юридической доктрине он

избрал слова «Бога нет!». К современникам Т. Гоббс обращался на языке, им

доступном: цитировал Священное Писание, рассуж­дал о христианском государстве

и царстве тьмы, называл государство ввиду его земного всемогущества «смертным

богом» (схожую формулу мы встретим потом у Гегеля) и т.д. В том, что он вел

борьбу не со словами, выражавшими религиозные пред­рассудки и суеверия, а,

прежде всего, с самими этими суевериями и предрассудками в их сути, ярко

проявились научный талант и зрелый политический такт Т. Гоббса.

2. Учение Локка о государстве и праве

В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II

Стюарт, доселе проводивший абсолютистскую политику, бежал из страны.

Королевский престол занял Виль­гельм Оранский. Он согласился установить

конституционную монархию, что открывало и закрепляло реальный доступ круп­ной

буржуазии и обуржуазившемуся дворянству к управлению делами государства.

Между земельной и денежной аристокра­тией, т.е. верхами дворянства и верхами

буржуазии, был заключен компромисс: про изведен дележ публичной власти.

Так закончилась полоса революционных преобразований ан­глийского общества из

феодального в капиталистическое, и, наступил период его эволюционных

изменений.

Идеологом социального компромисса 1688 г. выступил Джон Локк (1632 –1704),

который свое политико-юридическое учение изложил в труде «Два трактата о

государственном правлении» (1690 г.).

Дж Локк занял позицию тех общественных групп, которые добились наконец

гарантированного участия в руководстве обществом, что побудило его

отмежеваться прежде всего от радикальных воззрений эпохи революции. Он

раскритиковал махрово-реакционный опус Р. Фильмера и твердо отклонил

концепции абсолютности и неограниченности власти государст­ва. Равным образом

им были сочтены неприемлемыми республиканско-демократическая программа

левеллеров и социалис­тическая утопия диггеров.

Дж-Локк, однако, полностью разделял идеи естественного права, общественного

договора, народного суверенитета, неот­чуждаемых свобод личности,

сбалансированности властей, за­конности восстания против тирана и т.д. Но он,

разумеется, не просто воспроизводил подобного рода идеи, высказанные до него

другими. Дж. Локк развил их, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в

целостное политико-правовое учение – до­ктрину раннебуржуазного либерализма.

По принятому тогда обыкновению и эта доктрина начиналась с вопроса о

возникновении государства. Строго говоря, сам по себе действительный генезис

государственности во всей его специфичности и конкретности Дж. Локка прямо не

интересо­вал. Историко-фактологическая проблема (происхождение го­сударства)

ставилась им как форма решения проблемы иной, нормативно-теоретической:

какими должны быть организаци­онные, этические и юридические основания

государства.

По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребыва­ют в естественном

состоянии. В предгосударственном общежи­тии нет «войны всех против всех».

Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли,

свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Гос­подствует

равенство, «при котором всякая власть и всякое право являются взаимными,

никто не имеет больше другого». Чтобы нормы (законы) общения, действующие в

естественном состоя­нии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью

судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако

в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно

решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в

на­рушении естественных законов и т.д. Все это порождает обстановку

неуверенности, дестабилизирует обычную разме­ренную жизнь. В целях надежного

обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и

собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учре­дить

государство. Дж. Локк особенно акцентирует момент согла­сия: «Всякое мирное

образование государства имело в своей основе согласие народа».

Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей,

соединившихся в одно целое под эгидой ими же установ­ленного общего закона и

создавших судебную инстанцию, пра­вомочную улаживать конфликты между ними и

наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей,

господских владений, хозяйственных единиц) государство отли­чается тем, что

лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага

создавать законы (предусмат­ривающие различные санкции) для регулирования и

сохране­ния собственности, а также право применять силу сообщества для

исполнения этих законов и защиты государства от нападе­ния извне.

Государство есть тот социальный институт, который вопло­щает и отправляет

функцию публичной (у Дж. Локка – поли­тической) власти. Неверно, однако,

выводить таковую из якобы врожденных, данных самой природой каждому

отдельному лицу свойств-дозволений заботиться о себе (плюс об остальной части

человечества) и наказывать проступки других. Дж. Локк именно в указанных

«естественных» свойствах индивида усмат­ривал первоначальное право и источник

как «законодательной и исполнительной власти, а равно и самих правительств и

обществ». Здесь перед нами яркое проявление того индивидуа­лизма, который

пронизывает содержание практически всех либеральных политико-юридических

доктрин.

Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди

предельно точно (можно даже сказать, скупо) отмеряют тот объем полномочий,

который они затем передают государству. О каком-либо полном, тотальном отказе

индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу

государства (что имело место, например, в учении Т. Гоббса) у Дж. Локка нет и

речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не

отчуж­дает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждае­мые ценности

– окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему

заказано.

Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько

необходимо и достаточно для достиже­ния главной цели политического

сообщества. Заключается же она в том, чтобы все (и каждый) могли

обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь,

здоровье, свободу «и владение такими внешними благами, как деньги, земли,

дома, домашняя утварь и т.д.» Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом

– собственность.

Отмеченное выше понимание «великой и главной цели» госу­дарства раскрывает в

Дж. Локке идеолога, заинтересованного в неприкосновенности и развитии

буржуазных частнособствен­нических отношений. В формулировании того тезиса,

что целью деятельности государства должны быть охрана собственности,

обеспечение гражданских интересов, правомерно также видеть определенное

осознание Дж.Локком факта зависимости госу­дарства от объективных условий

жизни людей.

Реалистичность политического мышления Дж. Локка (чут­кое восприятие и

адекватная оценка насущных потребностей общественного развития) сказались не

только в постановке перед государством такой основной цели, которая была ему

«по плечу» и вполне отвечала зову времени, направлению проис­шедших в стране

перемен. Не менее выразительно этот полити­ческий реализм проявился и в

выборе Дж.Локком средств, призванных содействовать осуществлению данной цели

(закон­ность, разделение властей, оптимальная для нации форма правления,

право народа на восстание в связи с злоупотребле­ниями властью и др.).

На закон и законность Дж. Локк возлагал очень большие надежды. В

установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему

согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он

усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в под­линном

смысле – отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в

целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона

имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение,

соответ­ствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если

такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться

законом. Кроме того, по Дж. Локку, закону обязательно должны быть присущи

стабиль­ность и долговременность действия.

Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы

конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется

«управлять согласно установлен­ным постоянным законом, провозглашенным

народом и извест­ным ему, а не путем импровизированных указов». Законы тогда

способствуют достижению «главной и великой цели» государст­ва, когда их все

знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может

быть изъят из подчинения его законам. Такая позиция Дж. Локка определенно

предвосхища­ла идею «правового государства», обстоятельно развитую в

буржуазной политико-юридической литературе XVIII –XIX вв.

Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Дж. Локку, решающий

инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также

гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где

нет законов, там нет и свободы». Функция индивидуальной свободы не

исчерпывается первостатейной ее значимостью для жизни отдельно взятого

человека, ибо она является еще и неотъемле­мой частью общего блага целостного

политического организма. Вот почему нельзя достичь блага всех, если не

обеспечить посредством законов свободы каждому. Эти идеи Дж. Локка поднимали

европейскую науку о государстве и праве на новый уровень политико-юридической

культуры, стимулируя разра­ботку одной из центральных проблем данной науки

(«государ­ство – личность») в духе гуманизма.

Как все иные политические установления, как само государ­ство, позитивные

законы создаются по воле и решению боль­шинства. Дж. Локк поясняет, что все

совершаемое каким-либо сообществом (единым целым) делается исключительно с

одобре­ния входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в

одном направлении, и необходимо, чтобы оно «дви­галось туда, куда его влечет

большая сила, которую составляет согласие большин­ства». Отсюда заключение:

каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический

организм, подвлас­тный одному правительству, берет на себя «обязательство

подчиняться решению большинства и считать его окончатель­ным». Тем самым

Дж.Локк существенно скорректировал под углом зрения демократизма

индивидуалистическое начало, ко­торое присутствовало в его учении о

государстве и праве. В свете такой корректировки было бы, вероятно,

обоснованным квали­фицировать это учение как либерально-демократическое.

Поддержание режима свободы, реализация «главной и вели­кой цели»

политического сообщества непременно требуют, по Дж. Локку, чтобы публично-

властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между

разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть)

полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту.

Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает

монарху, кабинету минист­ров. Их дело ведать также сношениями с иностранными

госу­дарствами (отправлять федеративную власть). Дж. Локк, одна­ко, привнес в

политическую теорию нечто гораздо большее, чем просто мысль о необходимости

«уравновесить власть прави­тельства (в данном контексте «правительство» есть

синоним «государства»), вложив отдельные ее части в разные руки».

Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной

власти, предотвратить возможность деспоти­ческого использования этой власти,

он наметил принципы связи и взаимодействия «отдельных ее частей».

Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в

иерархическом порядке. Первое место отводится власти законо­дательной как

верховной (но не абсолютной!) в стране. Иные власти должны подчиняться ей.

Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной

власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) доволь­но

активное влияние.

По существу, нормальная «структура правления» рисовалась воображению Дж.

Локка комплексом официальных норматив­но закрепляемых сдержек и противовесов.

Эти представления о дифференциации, принципах распределения, связи и

взаимо­действии отдельных частей (слагаемых) единой государствен­ной власти

легли в основу рождавшейся в XVII в. доктрины буржуазного конституционализма.

В особенности они были подхвачены и развиты Ш. Монтескье. Столетие спустя

после опубликования «Двух трактатов о государственном правлении» Декларация

прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г. Национальным

Собранием Франции, провозгласит: «Об­щество, в котором не обеспечено

пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»

(ст. 16).

Непосредственный социально-классовый смысл представле­ний Дж. Локка о

разделении властей ясен. Они идеологически оправдывали тот компромисс между

победившей английской буржуазией и лишившейся монополии власти феодальной

арис­тократией, который сложился в итоге «славной революции» 1688 г. В

результате этого компромисса в парламенте возобла­дали пробуржуазные

группировки (партия вигов), а в аппарате администрации осели по преимуществу

сторонники знатного родового земельного дворянства (партия тори). Но

концепция разделения властей заключала в себе еще и теоретико-познава­тельный

смысл. В ней имелся момент осознания возникшей объективной потребности в

разграничении деятельности пуб­личного властвования, в технико-

организационном и институ­циональном разделении усложняющегося труда по

управлению государством.

Вопрос о государственной форме, традиционный для европей­ской политической

мысли со времен Аристотеля, тоже интере­совал Дж. Локка. Правда, он не

отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих

возни­кнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-

монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той

ограниченной, конституцион­ной монархии, реальным прообразом которой являлась

англий­ская государственность, какой она стала после 1688 г. Для Дж. Локка

важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного

договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую

«структуру правления», охраняла естественные права и свободы индивида,

Страницы: 1, 2, 3, 4