бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Политико-правовые учения бесплатно рефераты

Реферат: Политико-правовые учения

Теория права:

Политико-правовые учения

План работы

1. Политико-правовое учение Гоббса.. 3

2. Учение Локка о государстве и праве.. 10

3. Политико-правовое учение Монтескье.. 17

4. Политико-правовое учение Руссо.. 25

Список литературы... 34

1. Политико-правовое учение Гоббса

Своеобразным было отношение к революции одного из наибо­лее выдающихся

английских мыслителей Томаса Гоббса (1588 –1679), известны его близость

(на некоторых этапах жизни) к роялистским кругам, боязнь революционных

пертур­баций, приверженность к абсолютной политической власти. Тем не менее, в

стане феодальной реакции он не находился, с ретроградами-легитимистами,

озабоченными «правами» наслед­ственной монархии, не смыкался.

Политико-юридическая до­ктрина Т. Гоббса содержится, прежде всего, в его

трудах:

«Философское начало учения о гражданине» (1642 г.), «Левиа­фан, или Материя,

форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.).

В основу своей теории государства и права Т. Гоббс кладет определенное

представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы

равными в отношении физи­ческих и умственных способностей и каждый из них

имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо

глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, стра­хом и честолюбием.

Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку – волк».

Отсюда фатальная неиз­бежность в обществе «войны всех против всех». Иметь

«право на все» в условиях такой войны – значит фактически не иметь никакого

права ни на что. Это бедственное положение Т. Гоббс называет «естественным

состоянием рода человеческого».

Гоббсову картину «естественного состояния» можно рассмат­ривать как одно из

первых описаний нарождавшегося англий­ского буржуазного общества с его

разделением труда, конкурен­цией, открытием новых рынков, борьбой за

существование. Самому же мыслителю казалось, что он распознал природу

человека вообще, выявил естественную для всех времен и народов форму

социального бытия. Это был далекий от историз­ма взгляд.

В природе людей заложены, по Т. Гоббсу, не только силы, ввергающие индивидов

в пучину «войны всех против всех». Человеку исконно присущи и свойства совсем

иного плана; они таковы, что побуждают индивидов находить выход из столь

бедственного естественного состояния. Прежде всего это страх смерти и

инстинкт самосохранения, доминирующий над осталь­ными страстями. Заодно с

ними выступает естественный разум, т.е. способность каждого здраво рассуждать

о позитивных и негативных последствиях своих действий. Инстинкт

самосохра­нения сообщает первый импульс процессу преодоления естес­твенного

состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они

могут данный процесс осуществить. Эти условия (их и выражают предписания

естественного разума) суть естественные законы.

Главный, самый фундаментальный естественный закон гла­сит: необходимо

стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в

качестве средств достижения мира. Важнейшим среди них является отказ каждого

от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты

(второй естественный закон). Отказ от права совер­шается большей частью

перенесением его по договору на опре­деленное лицо или на некоторую группу

лиц, из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выпол­нять

заключенные ими соглашения; в противном случае послед­ние не будут иметь

никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало

справедливости.

Кроме указанных трех, есть еще 16 естественных (неизмен­ных и вечных)

законов. Все они резюмируются в одном общем правиле: не делай другому того,

чего бы ты ни желал, чтобы было сделано по отношению к тебе. Действительные

социально-исторические прототипы тех естественных законов, о которых толкует

Т. Гоббс, – взаимосвязи товаровладельцев, частных собственников,

опосредствуемые актами обмена и оформляемые договорами. Таким образом, в

итоге именно обмен и договор выступают, согласно концепции Т. Гоббса,

предпосылками ус­тановления мира в человеческом общежитии.

Сколь ни внушительна роль естественных законов, однако они сами по себе к

исполнению не обязательны. Превратить их в безусловный императив поведения

может только сила. Для Гоббса естественный закон есть свобода что-либо делать

или не делать, а позитивный закон – предписание делать или, наобо­рот, не

делать что-либо. Естественные законы обязывают инди­вида желать их

осуществления, но не могут его заставить практически действовать в

соответствии с ними. Непременно нужна сила, способная жестко лимитировать

право каждого на все и решать, что кому принадлежит, что является правом, а

что им не является.

Абсолютная власть государства – вот, по мнению Т. Гоббса, гарант мира и

реализации естественных законов. Она принуж­дает индивида выполнять их,

издавая гражданские законы.

Если естественные законы сопряжены с разумом, то граждан­ские – опираются на

силу. Однако по своему содержанию они одинаковы. Всякие произвольные выдумки

законодателей не могут быть гражданскими законами, ибо последние суть те же

естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощью государства.

Их нельзя ни отменять, ни изменять про­стым воле изъявлением государства.

Ставя гражданские законы в такую строгую зависимость от естественных, Т.

Гоббс хотел, вероятно, направить деятельность государства на обеспечение

развития новых, буржуазных общественных отношений. Но вряд ли он имел при

этом намерение подчинить государствен­ную власть праву.

Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с

«войной всех против всех», избавиться от страха незащищенности и постоянной

угрозы насильственной смерти – спутников «разнузданного состояния

безвластия». Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглаша­ется с

каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию

людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее

силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и

общей защиты. Носитель такого лица – суверен. Суверен обладает верховной

властью, а всякий другой является его подданным. Таким изображает Т. Гоббс

возникновение государства-

Заключив однажды общественный договор и перейдя в граж­данское состояние,

индивиды утрачивают возможность изме­нить избранную форму правления,

высвободиться из-под дей­ствия верховной власти. Им запрещается протестовать

против решений суверена, осуждать его акции и т. а Прерогативы же суверена

относительно подданных чрезвычайно обширны. Все это усугубляется еще и тем,

что обладатель верховной власти никаким договором со своим народом не связан

и потому ответственности перед ним в принципе не несет. Отсюда ясно, что

установка Т. Гоббса на водворение поистине железного порядка оказалась

намного сильнее идеи последовательного проведения правовой организации самого

государства.

С точки зрения Т. Гоббса, государства могут возникать не только через

добровольное согласие индивидов образовать еди­ное лицо (представляемое одним

человеком либо собранием людей) и подчиниться ему в надежде на то, что оно

сумеет защитить их против всех. Иной путь – приобретение верхов­ной власти

силой. Например, глава семьи принуждает детей подчиниться ему под угрозой

погубить их в случае неповинове­ния или некто подчиняет врагов своей воле

военными средства­ми и, добившись их покорности, дарует им на этом условии

жизнь (государства с «отеческой», патерналистской и деспоти­ческой властью).

Т. Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного

соглашения, основанными на установлении или политическими государствами

(впоследствии термин «полити­ческое государство» получил широкое хождение в

западноевро­пейских доктринах государства). Государства, появляющиеся на свет

с помощью физической силы, мыслитель относит к основанным на приобретении; к

ним он особого расположения не выказывает. И в этой классификации государств

также про­сматривается неприязнь Т. Гоббса к английским дореволюци­онным

феодально-монархическим порядкам.

О каких бы разновидностях и формах государства ни шла речь, власть суверена в

нем, по Т. Гоббсу, всегда абсолютна, т.е. она безгранична: обширна настолько,

насколько это вообще можно себе представить. Тот, кому вручена (передана)

верхов­ная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из

граждан. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает

мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д.

Прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому. «Делить власть

государства, значит, разрушать ее, так как разделенные власти взаимно

уничтожают друг друга». Власть суверена есть фактически его монополия на

жизнь и смерть подвластных; причем «все, что бы верховный представитель ни

сделал по отношению к подданному под каким бы то ни было предлогом, не может

считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле». Подданные

же по отношению к верховной власти прав не имеют, и потому она не может быть

по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.

Т. Гоббс понимал, что предлагавшийся им подход к опреде­лению размера

правомочий суверена, объема содержания абсо­лютной власти способен отвратить

людей от нее. Он, однако, уверяет: «В абсолютной власти нет ничего

тягостного, если не считать того, что человеческие установления не могут

существо­вать без некоторых неудобств. И эти неудобства зависят от граждан, а

не от власти». Своеобразно отвергает Т. Гоббс и мнение, что неограниченная

власть должна вести ко многим дурным последствиям. Его главный довод –

отсутствие такой власти (оборачивающееся непрерывной «войной всех против

всех») чревато значительно худшими последствиями. Как тео­ретика

политического абсолютизма Т. Гоббса возможность ти­ранического использования

неограниченной и бесконтрольной власти государства беспокоит гораздо меньше,

чем необуздан­ные конфликты частных интересов и порождаемая ими смута

социальной анархии.

Концепция Т. Гоббса об абсолютности государственной влас­ти ценна открытым и

ясным выражением весьма типичного для определенного толка идеологии

представления об основном достоинстве государства. Ее выразители считают, что

государ­ство обладает таким достоинством, если надежно охраняет (в принципе –

любыми средствами) порядок – порядок угод­ных им отношений в обществе. Но

такие кардинальные вопросы, как: становится ли при этом государство

самодовлеющей силой, чуждой обществу и противостоящей ему, подконтрольно ли

оно обществу и ответственно ли перед ним, строится и функциони­рует ли

государство на демократических и правовых нача­лах, – сторонниками

политического абсолютизма либо игно­рируются, либо признаются малозначащими и

отодвигаются куда-то на задний план.

Наделенное абсолютной властью государство должно выпол­нять, по Т. Гоббсу, не

одни только полицейско-охранительные функции. Его задача: «поощрять всякого

рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли

промыш­ленности, предъявляющие спрос на рабочие руки»; силой при­нуждать к

труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы. Ему надлежит

заниматься воспитательно-просвети­тельской деятельностью (в особенности

внушением подданным, сколь безгранична власть суверена и сколь безусловны их

обязанности перед ним).

Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является (у Т.

Гоббса) правом делать все то, что не запрещено гражданским законом, в

частности «покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с

другом, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей по

своему усмотрению и т.д.». Такая трактовка свободы имела для Англии середины

XVII в. (пожалуй, и для всей тогдашней Западной Европы) пробуржуазный и

исторически прогрессив­ный социальный смысл.

Активная роль государства проявляется в энергичной борьбе с теми учениями,

которые ослабляют или ведут государство к распаду. Суть одного из этих

«мятежных учений» формулиру­ется, на взгляд Т. Гоббса, в следующем тезисе:

каждому от­дельному человеку принадлежит право на различение общес­твенного

добра и зла, справедливого и несправедливого, а потому он сам судья в вопросе

о том, какие действия хороши и какие дурны. Данный тезис Т. Гоббс отвергает

категорически. Для него единственное мерило добра и зла – гражданский закон,

единственный судья – законодатель (монарх либо оли­цетворяющее суверена

собрание людей). Мыслитель убежден: если упомянутое «мятежное учение» не

искоренить, то люди станут «склонными дебатировать друг с другом и обсуждать

повеления государства, а затем повиноваться или не повино­ваться им в

зависимости от собственного усмотрения». Т. Гоббс, однако, призывал

использовать силу закона «не против тех, кто заблуждается, а против самих

заблуждений».

В произведениях Т. Гоббса говорится «об обязанностях суве­рена». Все они, как

считает мыслитель, содержатся в одном положении: благо народа – высший закон.

Долг суверена, по Т. Гоббсу, хорошо управлять народом, ибо государство

уста­новлено не ради самого себя, а ради граждан. Эти формулы исполнены

политической мудрости и гуманизма. Но в рамках учения Т. Гоббса о государстве

они выглядят скорее как деко­ративные вставки – прекраснодушные и в

практическом пла­не ничего не значащие фразы. Дело в том, что, согласно Т.

Гоббсу, люди, которые уже осуществляют верховную власть, в какой-либо

реальной зависимости от народа не находятся и посему никакой обязанности

перед ним не несут. Правители испытывают лишь нечто субъективное «по

отношению к разуму, который представляет собой естественный, моральный и

божес­твенный закон и которому они должны повиноваться во всем, насколько это

возможно». Так как создания соответствующих социальных и правовых институтов,

которые бы извне гаранти­ровали подобное повиновение суверена, Т. Гоббс не

допускает, то оно вообще представляется химерическим. Это совершенно в духе

идеологов абсолютизма – заботу о порядке в обществе возлагать на аппарат,

гражданские законы, на всю реальную физическую мощь государства, а заботу о

благополучии народа отдавать на откуп «доброй воле» правителей.

В качестве теоретика политического абсолютизма, ратовав­шего за

неограниченную власть государства как такового, Т. Гоббс не уделял большого

внимания проблеме государственных форм. По его мнению, «власть, если только

она достаточно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту подданным,

одинако­ва во всех формах». Согласно Т. Гоббсу, может быть лишь три формы

государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Отличаются

они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной

власти, а различи­ями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они

были установлены.

И все же глубинные симпатии Т. Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что

она лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти

государства; в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными (т.е. с

собственными, особы­ми) интересами суверена. Верховной власти удобнее быть

имен­но монархической, поскольку «в личности короля олицетворено

государство». Позднее это положение повторит (с противопо­ложных позиций

обнажив его смысл) Б. Спиноза в своем «Политическом трактате»: «Царь есть

само государство».

Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Т. Гоббс тем не

менее оставляет ему возможность воспроти­виться воле суверена. Эта

возможность – право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен,

вопреки естествен­ным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого

себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной

жизни опирается на высший закон всей природы – закон самосохранения. Закон

этот не вправе пре­ступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.

Местом классика политико-юридической мысли Т. Гоббс в немалой степени обязан

и своим приемам исследования государ­ства и права. Т. Гоббс стремился

Страницы: 1, 2, 3, 4