бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Особенности развития феодального государства и права в странах востока бесплатно рефераты

только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться и т.д.

Частная феодальная собственность в Арабском халифате имела подчиненное

значение по сравнению с государственной собственностью и общинным

землепользованием и не получила широкого распространения.

Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакуф,

представлявший собой имущество, переданное собственникам на какие-либо

религиозные или благотворительные цели. Лицо, установившее вакуф, теряло

право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право

выступать в качестве управляющего вакуфом и резервировать определенных доход

с вакуфа для себя и своих наследников.

В шариате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция

обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего

торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства

делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные

и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение

односторонних специфических обязательств-обетов.

Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного

соглашения сторон, которая, однако, в условиях имущественного неравенства

имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом

виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры

рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать «свои договоры»

рассматривалась в Коране как священная. Недействительными считались договоры,

заключенные с безнравственными целями с использованием «нечестных» или

изъятых из оборота вещей.

Договор купли-продажи допускался в отношении реально существующих вещей, и

только в ханифитском мазхабе признавалось продажа вещей, которые должны быть

произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков вещи

покупатель мог расторгнуть договор.

В шариате содержались положения, которые формально осуждали расточительство.

Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного

найма, прежде всего аренде земли. Широкое распространение в арабском обществе

получили договоры союза и товарищества.

Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное

состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле

брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сумка.

Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Но

муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которое

соответствовали его положению.

Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины

в семье.

Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была

обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать

самостоятельно в имущественном обороте, было крайне ограничено.

Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное право, которое к тому же

имела существенные различия в разных правовых школах. Признавались два

порядка наследования: по завещанию и по закону. Особенно разработанным был

порядок наследования по закону. Из имущества умершего прежде покрывались

расходы, связанные с его потреблением, затем выплачивались все его долги.

Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные

права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам.

Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего; они делились

на несколько категорий, внутри которых устанавливалось своя очередность и

призвание к наследству. Так, в первую очередь наследство получили дети

умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое

меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники,

разведенные супруги, лица, которые хотя бы и неумышленными действиями,

вызвали смерть наследодателя. Лишь маликиты признавали право на наследство за

убийцей, если он руководствовался справедливыми мотивами.

1.4.3. Преступление и наказание.

Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть

шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень

юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были

разработаны такие институты, как покушения, соучастие, смягчающие и

отягощающие вину обстоятельства и т.п.

Наказание по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные

способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной

уголовно-правовой репрессии.

1.4.4. Судебный процесс.

Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер.

Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными

лицами. Различие между уголовными и гражданскими делами практически

отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где

могли присутствовать все желающие, стороны должны были сами вести дело, не

прибегая к помощи адвокатов.

Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось. Основными

доказательствами были признание сторон, показания свидетелей, клятвы. При

вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел,

обладал свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться

личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью

процессуального права шариата было то, что судебное решение не

рассматривалось как окончательное и бесповоротное.

2. Средневековое государство и право Китая

2.1. Периодизация истории государства

Государственность конфуцианского Китая является своего рода образцом

долголетия и устойчивости:

ведь на протяжении почти двух тысячелетий она сохранялась практически в

неизменном виде. Между тем история Китая в средние века была весьма бурной.

Страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий, гражданского

мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности.

Еще в древности китайские историки заметили, что в чередовании этих периодов

есть определенный ритм, действующий с четкостью часового механизма. Каждая

новая династия как бы начинала новый цикл и действовала весьма успешно. Но

спустя некоторое время в стране все сильнее и сильнее проявлялись признаки

упадка: разорялось крестьянство, среди чиновников росла коррупция, крупные

земельные собственники отстаивали свою независимость от центральной власти.

Под конец всеобщий развал завершался народным восстанием, участники которого

требовали смены правящей «плохой» династии.

Именно в таких условиях — жесточайшего экономического и социального кризиса,

голода и распада административной системы, восстаний — в 206 г. до н. э. начала

свое существование первая конфуцианская империя, которой правила династия

Ханъ. Ее основателем был крестьянин, один из вождей восставших. Новая

династия вновь объединила страну, отменила многие казарменные законы прежних

времен, снизила налоги. В систему управления стали вводиться конфуцианские

нормы; ставка была сделана не столько на насилие, сколько на моральные принципы

и древние почитаемые традиции. Однако уже с середины II в. н. э. империя

вступила в роковую полосу упадка.

В III в. Китай распался на три самостоятельных государства. Правда, в конце III

в. была предпринята попытка вернуться к централизации, но новой династии

Цзинъ удалось объединить Китай лишь на несколько десятилетий..

В начале IV в. с севера на Китай хлынули орды кочевников, в том числе гуннов.

Население бежало из районов, занятых чужеземцами-варварами, а на севере

страны возникло множество мелких государств, созданных захватчиками. Они

довольно быстро кита-изировались, перенимая местную культуру, обычаи и

систему управления.

Следующий этап централизации был осуществлен при династии Суй, которая в

конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VII в.

Эпоха истинного расцвета Китая связана с династией Тан, правившей

достаточно долго (с начала VII по начало X в.) и династией Сун (X—XIII

вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и новые города,

необычайного расцвета достигли ремесло и торговля, все изящные искусства и

особенно поэзия. Правление Сунской династии закончилось трагически для Китая,

пережившего новую волну вторжения кочевых племен. В течение XIII в. империя

была завоевана монголами, и великий хан Хубилай основал новую монгольскую

династию Юань (1280—1368). Экономика страны в ходе долгих войн (Китай

сопротивлялся монголам около 40 лет) была разрушена, ирригационные сооружения,

от которых зависело сельское хозяйство, не ремонтировались, огромное число

китайцев было обращено в рабство.

Хотя монголы довольно быстро стали ассимилироваться, недовольство их правлением

возрастало. Древняя буддийская секта Белый Лотос, которая к XIV в.

превратилась в тайное общество, объединила восставший народ. Руководитель

движения, Чжу Юань-Чжан, родом из крестьян, бывший послушник буддийского

монастыря, опираясь на свои войска и примкнувших к нему ученых-конфуцианцев,

разгромил монголов и в 1368г. объявил себя императором династии,

получившей символическое название Мин (Свет).

Минское правительство сумело восстановить экономику страны; было отменено

рабство, сокращены налоги, выходцы из низов получили большие возможности

продвигаться вверх по иерархической лестнице. Но в конце XVI в. последовал

очередной кризис, закончившийся весьма драматично: в начале XVII в. небольшое

племя маньчжуров стало набирать силу и, объединившись с соседними

племенами, повело вооруженную борьбу с Китаем, и во второй половине XVII в. в

стране снова воцарилась иноземная династия Цин. Маньчжуры со временем

удивительно органично вписались в структуру китайской империи и конфуцианскую

культуру. Очевидно, именно в этом была причина долголетия династии, которая

просуществовала вплоть до начала XX в.

Чем же можно объяснить регулярно повторяющиеся периоды расцвета и упадка,

централизации и децентрализации в истории Китая? Многие китайские историки

считают, что в этих циклах отражается борьба двух космических сил — добра и

зла, попеременно одерживающих победу. Но если перевести разговор из плана

метафизического в конкретно-исторический, то объяснение получится иным.

Древний Китай в эпоху династий Чжоу, Цинь и Хань по форме правления являлся

типичной дальневосточной монархией. При переходе от родового строя к

классовому обществу (Шань-Инь) правители мелких княжеств являлись

одновременно военачальниками и верховными жрецами. Их власть опиралась на

сородичей, священнослужителей, войско. Как и во всех дальневосточных

деспотиях, ван (царь) считался верховным собственником земли. По религиозным

канонам он объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому

не мешали чрезвычайные обстоятельства. Во время династии Чжоу власть царей

стала обожествляться.

Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею

община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако

письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную

собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой

хозяйственной жизни.

Право Древнего Китая знало понятия собственности, владения и распоряжения.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь

рабы находились на положении скота. Они считались государственной

собственностью и хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще

не было. Во времена Чжоу уже был возможен обмен, покупка раба. В V-III вв. до

н.э. существовало две категории рабов: государственные и частные, причем

частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна

широкая и свободная торговля рабами.

Древнекитайскому праву известны различные виды договоров. Одним из первых

является договор мены, который постепенно по значимости уступает место

договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение

договора в письменной форме и кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно

широкое распространение получает договор дарения: земли, рабов, колесниц,

оружия и другого имущества. В период Чжаньго получает распространение договор

займа, развивается ростовщичество. Договор займа оформлялся долговой

распиской. Известны были отсрочки платежа, внесение залога, выдача письменных

обязательств. Развитие договора займа вело к появлению долгового рабства. В

V-III вв. до н.э. получает распространение договор аренды земли. К III в. до

н.э. относятся сведения о договоре личного найма.

2.2. Центральное и местное управление

Сильная централизованная государственная власть в Китае имела древние и

прочные традиции. Ее важнейшей опорой было право верховной собственности на

землю. Государство, осуществляющее жесткий контроль над обществом (как и во

всех восточных деспотиях), издавна взяло на себя функцию управления

экономикой. «Земледелие, торговля и управление — три основные функции

государства» — так реформатор легист Шан Ян (390—338 гг. до н. э.)

сформулировал концепцию, которой правительство руководствовалось в своей

деятельности на протяжении практически всей истории Китая.

Направляя экономические процессы, власть стремилась ограничить частную

собственность (прежде всего на землю), сохранить свою монополию в

использовании природных богатств, пыталась поставить под контроль торговлю и

ремесло. Главным, разумеется, был вопрос о земле и положении земледельцев.

Крестьяне, составлявшие 90% населения страны, всегда были объектом внимания и

заботы. Их благополучие являлось условием существования крепкой

централизованной власти, ибо все они были для государства в первую очередь

налогоплательщиками.

В Китае, конечно, существовало крупное частное землевладение (так называемые

«сильные дома»), относительно независимое от центральной власти, но именно

по этой причине и невыгодное для правительства. Как только начинало расти

крупное землевладение, доходы казны резко падали: обезземеленные, разорившиеся

крестьяне становились арендаторами у богатых землевладельцев, которые всеми

возможными способами старались сократить сумму налогов, выплачиваемых

государству. В результате возрастали сила и влияние (в том числе и

политическое) местной знати, в провинциях усиливался произвол администрации,

авторитет центральной власти падал. А в ответ начинался протест снизу — в виде

восстаний, участники которых требовали возврата земли и восстановления принципа

уравнительности. Выступления против «недобродетельных» правителей, допускающих

беззаконие, освящались конфуцианством.

Вновь созданная династия обычно начинала свое правление с реформ, призванных

установить социальную гармонию. При этом в вопросе о частной собственности

правительство, казалось бы, не слишком расходилось с требованиями восставших

масс: оно тоже отстаивало принцип уравнительности, разумеется, преследуя свои

цели и интересы.

Поэтому реформы обычно сводились к гигантскому, в рамках всей Поднебесной

империи, переделу земли — с тем чтобы каждый трудоспособный

крестьянин получил свой участок. Иногда правительство даже шло на конфискацию

земель у богатых землевладельцев. Использовались и другие средства: на

некоторое время запрещалась продажа земли. Крупные владения облагали

повышенными налогами.

2.3. Источники права

В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основной

самого указа являлось конфуцианская традиция, отобранная конфуцианскими

идеологами и возведенные в императив, в долгу образцы поведения, нормы

конфуцианской морали.

Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство

сословное, кастное, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя

поведения людей во всех сферах общественной жизни.

2.4. Имущественные отношения

Обезземеленным крестьянам выдавались наделы из фонда государственных земель,

причем на выгодных условиях. Те, кто обрабатывал пустоши, в течение

определенного времени освобождались от налогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4