бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Особенности развития феодального государства и права в странах востока бесплатно рефераты

Реферат: Особенности развития феодального государства и права в странах востока

Государственный педагогический университет

РЕФЕРАТ

Тема: «Особенности развития феодального государства и права в странах Востока»

Выполнила: студентка группы Ю-12 Королева Н. А.

Проверил: преподаватель

Пинчук В. Н.

Омск, 2001 г.

Содержание

Введение. 3

1. Государственный строй и право Арабского Халифата. 8

1.1. Образование Халифата. 8

1.2. Общественный строй Халифата. 9

1.3. Исламское государство.. 10

1.4. Мусульманское право. 11

1.4.1. Источники мусульманского права. 12

1.4.2. Имущественные и семейные отношения. 13

1.4.3. Преступление и наказание. 15

1.4.4. Судебный процесс. 15

2. Средневековое государство и право Китая. 16

2.1. Периодизация истории государства. 16

2.2. Центральное и местное управление. 18

2.3. Источники права. 19

2.4. Имущественные отношения. 19

2.5. Семейное право. 21

2.6. Уголовное право и процесс. 21

3. Феодальное государство и право в Японии. 25

3.1. Возникновение феодального общества и государства в Японии. 25

3.2. Общественный строй и армия. 25

3.3. Сегунат. 27

3.4. Источники права. 27

3.5. Имущественные отношения. 28

3.6. Семейное право. 29

3.7. Уголовное право. 29

3.8.Судебный процесс. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 31

Введение

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех

общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они

имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и

праве.

В силу конкретно – исторического подхода к государственно - правовым

явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе

его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует

множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности

государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и

права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и

права.

Наука истории государства и права зарубежных стран имеет собственную историю.

Эволюция восточного средневекового общества шла особым путем, отличающим его

от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и

социально- политических традиционных структур определяло крайне замедленный

характер этой эволюции, что делает в значительной мере условными широко

применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этим общества наряду с

понятием рабовладения к предшествующему периоду их древней истории. Рабство

на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном

производстве, продолжало существовать и в средине века, а некоторые

социальные институты европейского феодализма не были чужды и древнему, и

средневековому Востоку.

Представления о Средневековье сформировались в буржуазной историографии

вместе с понятием новая история в результате эпохи Просвещения и

революционных перемен XVII-XVIII вв. Новая история Западной Европы при этом

противопоставлялась ее прошлому, которое, в свою очередь, воспринималось как

смена двух предшествующих периодов: античной древности и средневековья. Эта

трех этапная схема получила законченные формы, когда античная древность стала

связываться с рабовладением, а феодализм – со средневековым, рассматриваемым

в буржуазной историографии в основном как особый социально- политический

строй, политическая организация средневекового общества с характерной

централизацией и системой вассально-ленных отношений.

Жесткую социально- экономическую детерминированность понятие феодализм

приобрело в марксисткой литературе, в учении о формации как особом способе

производства.

При формационных подходах в качестве основных выделяются производственные

отношения, а каждое конкретное общество рассматривается как система, в

которой все иные общественные связи считаются производными «надстроечными»

над ними. Это и определило монистически- материалистический взгляд

формационной периодизации исторического процесса, в котором с закономерной

якобы последовательностью на смену рабовладению приходит феодализм, затем

капитализм и коммунизм как «конечное светлое будущее всего человечества».

Полная невозможность уложить в эту схему историю многих обществ привела

самого К. Маркса в его ранних произведениях к учению об особом «азиатском

способе производства», споры, о котором велись в нашей научной литературе до

недавнего времени. До безоговорочного признания социально-экономической и

социально – политической специфики и древнего, и средневекового восточных

обществ с их замедленным характером развития, стойкой многоукладностью,

глубоким на общественное развитие традиций, религиозной идеологии и пр.

Феномен этих обществ свидетельствует о многовариантнасти самой общественной

эволюции не только от базисных изменений.

Так как в Европе средневековье синоним феодализма, то столь же условными надо

считать и применение понятия средневековье к восточным обществам в силу

крайней трудности определения его нижних и верхних хронологических границ.

Между тем в чисто методическом плане необходимость определенной периодизации

столь длительного периода в истории Востока эти границы связывают с

комплексом исторических факторов. С качественными изменениями в политической

структуре, с созданием централизованных империй, с завершением формирования

крупнейших цивилизованных центров, мировых религий и их мощным влиянием на

периферийные зоны и пр.

Если говорить о средневековом Китае, то низкий хронологический рубеж (V-VII

вв.) здесь можно выделить достаточно четко. Именно в это время здесь

окончательно утверждается специфическая «азиатская» социально-экономическая и

социально- политическая структура с традиционными формами земельной

собственности и эксплуатации крестьян, укрепляется централизованное

государство в форме империи, складывается нормативная основа традиционного

права. Китай как центр конфуцианско-буддийской цивилизации втягивает в сферы

своего культурного воздействия раннеклассовое общество и государство Японии.

Труднее выделить нижние хронологические границы средневековой Индии. Если

условно брать те же V-VII вв., то их можно, во-первых, связать с определенной

перестройкой традиционной варново-кастовой системы, происходившей вместе с

перераспределением земли, углублением процессов разделения труда, во-вторых,

с формированием обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, благодаря

расширенному влиянию культуры, Индии на многие регионы, прежде всего Юго-

восточной Азии и пр.

Нижний предел японского средневековья определяется VI-VII вв. в связи с

усилившимся социальным рассмотрением государства, а для большинства стран

ближневосточного региона тот же VII в. стал вехой утверждения мировой

религии ислама, формирование нового образа жизни, для многих народов. В это

время уходят в прошлое древние ближневосточные государства, и возникает

«волнствующая религиозная община» государство Арабский халифат, давщее начало

будущим крупным арабо-ирано-турецким исламским государствам- империям.

Определенные качественные социально-экономические изменения, связанные с

развитием капиталистических отношений, происходят в странах Востока не

одновременно, что затрудняет определения и верхнего хронологического рубежа

восточного средневековья. Для Китая такой вехой можно считать время

революционных перемен XX в., для Японии – середину XIX в., для восточных

колониальных стран и, прежде всего Индии, этот предел можно связать с

установлением колониального господства, постепенной ломкой традиционных

структур, втягиванием экономики этих стран в мировой капиталистический рынок.

Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической эволюции

средневековых стран Востока, следует отметить , что ни одна из этих стран не

достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда

в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения. Здесь по

сравнению с основными средневековыми европейскими странами резко отставало

развитие промышленности, товарно-денежных, рыночных отношений. В более схожей

с европейскими обществами средневекового общества Японии лишь в XVIII-

первой половине XIX в. зарождаются элементы капитализма в форме

мануфактурного производства. Замедленный характер развития определил

устойчивую многоукладность восточных средневековых обществ, длительное

сосуществование потриархально-родовых, клановых, рабовладельческих,

полуфеодальных и прочих укладов.

Большое влияние на весь ход исторического развития стран Востока оказало

широкое распространение государственной собственности на землю, которая

сочеталась с другой формой собственности - общинный и с соответствующим ей

частным землевладением общиной и с соответствующим ее частным землевладением

общинников и с соответствующим ей частным землевладением общинников-крестьян.

Государственная собственность в ее узком понимании включала лишь обширное

землевладение монарха и государственной казны. В широком же смысле она не

сводилась к собственности монарха, а охватывала и земельные пожалования,

проистекающие государственного фонда, лицам, причастным к власти, обладающим

правом сбора и присвоения ренты-налога с определенной территории. Владельцы

государственных пожалований могли стать и фактическими частными

собственниками, добивались расширения своих владельческих прав, превращение

их в постоянные, передаваемые по наследству.

Но в средневековых обществах Востока государство всемерно охраняло

государственную собственность на землю с присущей ей традиционной системой

эксплуатации подобных крестьян, сдерживало развитие частной собственности,

препятствовало созданию здесь заподноевропейской системы барского хозяйства.

Сочетание различных форм земельной собственности, особая контрольно-

регулирующая роль государства в экономике находили выражения, прежде всего

в особой структуре господствующего класса, во всех неевропейских

средневековых обществах. Если в западной средневековой Европе сложившийся

класс частных земельных собственников, эксплуатирующих труд зависимых

крестьян, опираясь на феодальное государство, объективно выражающее его волю,

то государствующий класс в странах Востока - это само государство в лице

саново-бюракротического социального слоя, причастного к власти, который жил

за счет ренты-налога главным образом с формально – свободных земледельцев-

крестьян.

Необходимо при этом учесть, что конкретные средневековые общества в странах

Востока характеризуются разной степенью совпадения господствующего класса с

бюрократией в соответствии с разной степенью вмешательства государства в

экономику, с разной степенью развития частного крупного землевладения.

Наибольшую степень такого совпадения демонстрирует средневековый Китай.

Для средневековых обществ Востока характерна и меньшая степень зависимости

непосредственных производителей-крестьян, относительно больший объем их прав,

связанных с распространением своим земельным участком. Отсутствия барского

хозяйства и барщины привело к тому, что здесь крестьяне не были прикреплены,

в этих странах определялось их связанностью налоговым бременем,

поддерживаемым с помощью государственного аппарата, чиновничества. Эта

зависимость, выражавшая в сословной неполноценности «простолюдина»,

скреплялось правами, религией, общинными порядками.

Специфическое место занимал и восточный средневековый город. Низкий уровень

общественного разделения труда в странах Востока находил выражение в том, что

город здесь не стал организующей и направляющей силой общественного

прогресса. Он жил за счет перераспределения ренты-налога, ибо прибавочный

продукт, концентрирующий в руках отдельных социальных групп, не становился

капиталом, не включался в производство. Ремесленная продукция шла не на

рынок, а на удовлетворение потребностей правящих сановно-бюракратических, в

том числе и военных кругов. Купеческий же капитал выполнял при этом функции

своеобразного агента между ними и ремесленниками-производителями.

Восточная сельская община, представлявшая собой замкнутый хозяйственный мирок

с наследственным, независимым от рынка с разделением ремесла и земледелия,

тормозила развитие двустороннего товарооборота между городом и деревней, а

вместе с тем и формирование сословия горожан, купечества городского типа.

Это в свою очередь определило и порядки, существовавшие в восточном городе.

Ремесленник здесь находился под жестким контролем бюрократического

государственного аппарата, был скован правовыми, религиозными предписаниями,

сословными, кастовыми ограничениями. В восточном средневековом городе не

существовало особого городского права. Правовой статус городского жителя не

отличался от деревенского. В Индии, например, административные границы

города, часто были едва намечены. Здесь можно было встретить ремесленные

деревни и города со значительным земледельческим населением. Городская семья

в Китае считалась таким же двором, как и сельская, которая вносилась в

общегосударственный налоговый реестр.

В отличие от европейского восточный город не стал ареной политической борьбы,

непосредственно влияющей на смену форм государства. Он не стал и сильной

опорой центральной власти борьба с раздробленностью, как это имело место в

Европе.

Специфические черты социально-политического развития, стран Востока

определялись тем обстоятельством, что здесь не сложились государственные

формы, свойственные феодальной Западной Европе. Здесь не было сеньориальной

монархии как своеобразного союза феодалов сеньоров, обладающих суверенными

правами в пределах территорий своих доменов. Эта форма могла сложиться в

обществе, где процесс образования классов носил завершенный характер. Не

могла сложиться и сословно представительная монархия в обществе, в котором

город был лишен какой бы то ни было самостоятельности, где не сформировалось

сословие горожан, выступающее со своими сословными целями и интересами.

Распространенной формой восточного средневекового государства стала

наследственная монархия, в которой отсутствовали институционные формы

ограничения власти правителя. Вместе с тем эти государственные формы не были

идентичны. Различными были уровень централизации в этих государствах, степень

применения военно - диспотических средств и методов осуществления

государственной власти. Более того, они менялись и на отдельных этапах

развития конкретных восточных средневековых государств. Всесилие

бюрократического аппарата во главе с китайским императором, централизация,

тотальный полицейский контроль над личностью, широта экономических функций

государства и прочее дают основания, например термина «восточная деспотия»

при определении формы государства средневекового Китая. Здесь деспотизм

вырастал из тех социально-экономических и политико -правовых порядков,

которые сложились еще в древности.

Бесспорную специфику социально-политической структуре восточного общества

придавала господствующее в том или ином обществе религиозная идеология, само

отношение членов общества к религии и власти. Так, говоря о конфуцианстве как

определяющем элементе китайского средневекового государства и права, следует

отметить, что конфуцианство лишь условно можно назвать религией. Это, скорее,

этикополитическое учение, философская традиция, что объясняет не самой

природой конфуцианства, а сложившимися в глубокой древности традиционными

Страницы: 1, 2, 3, 4