бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Особенности развития феодального государства и права в странах востока бесплатно рефераты

представлениями китайцев о власти с ее безусловной сакрализацией в лице

правителя «сына неба». При этом к религиям они относились как к учениям,

которые могли быть использованы лишь на благо этой власти. Утилитарное

отношение к религии как к учению, вспомогательному средству управления,

призванному преображать народ ненасильственными методами воспитания во имя

достижения гармонии, определяло подчиненное место церковных учреждений в

средневековых учреждениях в средневековом Китае.

1. Государственный строй и право Арабского Халифата

1.1. Образование Халифата

В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся

Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Уси­лилась

имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейх (глава племен) и сайды

(племенные старейшины) захватывают лучшие земли оази­сов. В их собственность

переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать

общественные должности стало наследственной при­вилегией наиболее богатых

семей.

Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (районе

побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентриро­вались полуоседлые

племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом

районе были торгово-ремесленные города: Мекка, Ясриб, через которые пролегал

большой караванные путь с юга на север. В го­родах доминировали богатые

купцы-ростовщики. Особившись в привилеги­рованную группу, они, тем не менее,

не порывали родственных связей с оп­ределенными племенами и их знатью. В этих

районах находилось большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые

связи, узы и тради­ции взаимопомощи, связавшие всех соплеменников. Бедствием

для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные

воен­ные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.

Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рожда­лось новое

(классовое) общество. И, как это имело место у других народов, идеология

общественного движения, объективно выступившего за новый строй, приобрела

религиозную форму.

Возникновение новой религии - Ислама - связано с именем Мухамме­да

(приблизительно 570-632 гг.). Мухаммед провозглашал необходимость нового

порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь. Все арабы вне зависимости от

своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их

главой должен быть Пророк - «наместник Бога на земле». Единственным условием

вступления в эту общность являлось при­знание новой религии и строгое

соблюдение ее предписаний.

Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли

Ислам, т.к. давно потеряли веру в могущество племенных бож­ков, не защитивших

их от бедствий и разорений.

Народный характер первоначального движения отпугнул богатых, но это

продолжалось не долго. Наблюдая за действием приверженцев Ислама, знать

начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интере­сам. Вскоре

представители родоплеменных и торговых верхов вошли в со­став правящей элиты

мусульман.

К этому времени (20-30 гг. VII века) было завершено организационное

оформление религиозной мусульманской общины, возглавляемой Мухаммедом.

Созданные военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем

Ислама. Деятельность этой религиозной военной организации по­степенно

приобретала политический характер.

Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной

- преодоление племенного сепаратизма. К середине VII века объединение Аравии

было в основном завершено.

1.2. Общественный строй Халифата

Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его приемниках на посту вер­ховного главы

мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники

(родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в при­вилегированную

группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман -

халифов («заместителей Пророка»).

Под их руководством в VII-VIII веках были завоеваны огромные терри­тории,

включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы.

Одним из важнейших стимулов движения арабов на новые земли явилась

относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных земель

почти не оказывали сопротивление пришельцам, так как до этого находились под

игом других государств, нещадно их эксплуатиро­вавших. Они не были

заинтересованные в защите старых господ и их поряд­ков.

В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство -Арабский

Халифат. В его состав вошла и Аравия. Дав своей новой родине новую религию,

арабы получили взамен производительные силы, находив­шиеся на относительно

высокой степени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию,

Сирию, Египет), они оказались во власти развер­тывающегося здесь глубокого

социального переворота, основным направле­нием которого было формирование

феодализма.

Одновременно с образованием Халифата формировалось и его право — шариат.

Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными

источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания,

носящие характер морально-нравственных установок; сунна — сборник преданий о

поступках и изречениях Мухаммеда, содержащая пред­писания семейно-

наследственного и судебного права; иджма - решения, вы­несенные авторитетными

мусульманскими правоведами, по вопросам, не от­раженным в Коране и сунне,

фетва - письменное заключение высших рели­гиозных авторитетов по решениям

светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов

было быстро завершено.

Арабский феодализм наряду с главными, общими для феодального об­щества любой

страны чертами, имел важные особенности. Степень развития феодализма в

отдельных областях Халифата не была оди­наковой. Она находилась в прямой

зависимости от предшествовавшего за­воеванию уровня их социально-

экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал

практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились значительные

пережитки родоплеменного строя.

1.3. Исламское государство

Государственный аппарат Халифата был достаточно централизован­ным. Этому

значительно способствовало концентрация в руках главы госу­дарства

значительной части земельного фонда страны. Высшая власть: ду­ховная (имамат)

и светская (эмират) - находилась в руках халифа. Первые халифы избирались

мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть Халифата

стала наследственной. Арабское государство приоб­рело формы централизованной

теократической монархии. Власть Халифа в принципе признавалась

неограниченной. В действительности он должен был считаться с крупнейшими

феодалами страны, которые нередко организовы­вали дворцовые перевороты,

свергали неугодных им правителей.

Центральными органами государственного управления считались сле­дующие

ведомства (диваны):

1) Диван-ал-Джуид, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его

контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а

также определявшие размеры оплаты и земельных пожа­лований за службу.

2) Диван-ал-Харадж, контролировавший деятельность центральных фи­нансовых

органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну.

3) Диван-ал-Барид - управление дорог и почты, руководившие также

строительством дорог, колодцев и т.д. Являясь фактически единствен­ной

организацией, способной наиболее быстро обеспечит передачу ин­формации, это

ведомство осуществляло и тайное наблюдение за дея­тельностью и политическим

настроением местных властей и населе­ния. Это определяло его значимость.

Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним

ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю).

Опираясь на поддержку знати, визиры постепенно сосредоточили в своих руках

управление и тем самым оттеснили в определенной мере хали­фов от их реальной

власти.

В конце 8 века наметились новые тенденции в развитии арабского госу­дарства.

Местная знать, укрепившись на завоеванных территориях, теряет былую

заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры получили

возможность создавать свое, в ряде районов весьма многочислен­ное войско. Они

удерживают в свою пользу налоговые платежи. Раскол Ха­лифата на отдельные

независимые государства стал вопросом времени.

1.4. Мусульманское право

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке

стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем

приобрела мировое значение.

Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиальное право.

Оно было органически слито остеологией ислама, пронзало его религиозно-

этическими представлениями.

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не

к правам мусульманина, а к его обязанности, достаточно широко представлены в

шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина.

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его

относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге Аллахе —

утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер.

Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское

право по мере расширения границ халифата распространено свое действие на

новые территории.

Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип.

Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права в

странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы

общественной церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и

всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде сторон Азии и

Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего

Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на

Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-

Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и

шариата повлекло за собой и все большее проявления в нем местных особенностей

и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных

правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в

исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с

ортодоксальным направлением возникло и другое направление - шиизм, которое

вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а так же

частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло

свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни

государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок

передачи государственной власти по наследству, сосредоточения светского и

религиозного авторитета в руках духовных лиц - имамов, считавшихся

непогрешимыми. Более того, имели признавали только те предания о пророке

Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые

восходили к праведному последнему халифу Али.

Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата сгруппировались в

четыре основных полка, представлявших собой по существу самостоятельные

правовые шкалы, связанные с именами перечисленных выше четырех виднейших

мусульманских правоведов: Ханифиты, маликиты, шафииты, ханболиты. Наиболее

распространенный из них ханифитский мазхаб (от Абу Ханифа) имел своих

последователей, прежде всего в таких странах, как Египет, Турция, Индия, а

также на территории нашей страны.

Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исламом, джафаритская,

зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья шариат доктринальная и

нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения,

с той чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.

1.4.1. Источники мусульманского права.

Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман,

состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Муххамеду.

Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более

ранних правовых памятников Востока и из обычаев до исламской Аравии.

Составления Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его

содержания и составления окончательной редакции произошло при халифе Омаре

(644 - 656 гг.).

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет

конкретное толкование, данные пророкам в связи с частными случаями. Но многое

установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл

в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была

Сунна, состоящая из многочисленных рассказов о суждениях и поступках самого

Муххамеда. Из сунны выводятся нормы брачного и наследственного,

доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма,

которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с

Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата.

Иджма развивалась как в виде интерпретации текста Корана или Сунны, так и

путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Муххамедом. Они

предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными

в силу единодушной поддержки муфтиев и муджтахидов.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывались острые

разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел по

аналогии. Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме,

может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках

права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные

отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом, ряде моментов от

теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и

орудием откровенного произвола.

Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и

распоряжения халифов - фирманы. В последующем в других мусульманских

государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника

права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — кануны.

Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и

дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность

государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения

государственной власти с населением.

1.4.2. Имущественные и семейные отношения.

Особое внимание в шариате уделялось «праву личного статуса». Полноправный

личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие

христианство или иудаизм, находились в приниженном положении и были обязаны

уплачивать тяжелый государственный налог. Развитие социальных отношений

оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но

могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать

имущество. Отпуск рабов - мусульман на волю рассматривался как благородное

дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также

неравенство мужчины и женщины.

Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы,

регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего, в правовой доктрине

было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую

категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в

соответствии мусульманина (воздух, море, мечети и др.). Не признавалась

собственность мусульман и на так называемые «нечистые вещи» - вино, свинину,

книги и т.д.

Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственности

тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата.

Особый правовой режим имели земли, составлявшие первоначальную территорию

мусульманской общины, которые называли хиджаз. На эти земли могли селиться

Страницы: 1, 2, 3, 4