бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Конституционные основы федеративного устройства РФ бесплатно рефераты

области, автономном округе, принятым по представлению законодательных и

исполнительных органов автономной области, автономного округа в отношении

каждого из этих субъектов. Вместе с тем возможно принятие и единого

федерального закона об автономных округах.

Конституция или устав субъекта Федерации регулируют организацию и

деятельность его государственных органов, взаимоотношения этих органов между

собой, а также с общественными объединениями, представляющими интересы

проживающих на данной территории граждан.

Поскольку полномочия всех видов субъектов Российской Федерации, в основном,

одинаковы и имеют равную юридическую силу – все они подлежат одинаковой

государственно-правовой защите.

Взаимоотношения между краями, областями и автономными округами строятся на

основе сотрудничества и могут регулироваться федеральным законом, уставами

соответствующих субъектов и договорами между органами государственной власти

автономного округа и края или области. Такие договоры наряду с другими

вопросами могут закреплять делегирование части полномочий органов

государственной власти автономных округов органам государственной власти

края, области.

Конституция в пункте 5 статьи 66 закрепляет возможность изменения статуса

субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и ее

субъекта. Регулирование изменения статуса субъекта Федерации должно

осуществляться на основе федерального конституционного закона. Самостоятельно

субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой

статус. Это очень важно, поскольку со стороны отдельных субъектов проявляются

негативные тенденции, выражающиеся в стремлении к обособлению и

самостоятельному изменению своего статуса. В частности, в особые отношения с

Россией пытается поставить себя Чеченская Республика, заявляя о своей

независимости от Российской Федерации. Подобные тенденции направлены на

разрушение территориального единства Российской Федерации.

Статья 5 Конституции определяет, что:

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов

федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных

субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край,

область, город федерального значения, автономная область, автономный округ

имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее

государственной целостности, единстве системы государственной власти,

разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской

Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все

субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Согласно данной статье, в Конституции России закрепляется и последовательно

проводится принцип равноправия субъектов Российской Федерации. При этом

следует отметить, что республика (как государство) имеет свою конституцию и

законодательство, в то время как край, область, город федерального значения,

автономная область, автономный округ – свой устав и законодательство. По всем

другим характеристикам, согласно Конституции России, республики не отличаются

от краев, областей, городов федерального значения, автономной области и

автономных округов.

Состав субъектов Российской Федерации

В состав Российской Федерации входят:

1. Двадцать одна республика:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан,

Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-

Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика,

Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика

Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания,

Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика,

Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия.

2. Шесть краев:

Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край,

Ставропольский край, Хабаровский край.

3. Сорок девять областей:

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская

область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область,

Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская

область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область,

Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская

область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область,

Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская

область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область,

Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская

область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская

область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область,

Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область,

Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская

область, Читинская область, Ярославская область.

4. Два города федерального значения:

Москва, Санкт-Петербург.

5. Еврейская автономная область.

6. Десять автономных округов:

Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ,

Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-

Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-

Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Эвенкийский

автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Пункт 2 статьи 65 Конституции России предусматривает возможность изменения

состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем:

1) принятия в Российскую Федерацию иностранного государства или его части;

2) образования в ее составе нового субъекта в результате

а) объединения существующих субъектов;

в) изменения конституционно-правового статуса субъекта.

Любое из названных преобразований Российской Федерации должно осуществляться

в порядке, установленном федеральным конституционным законом от 17.12.2001 №

6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе

нового субъекта Российской Федерации», а применительно к случаю, связанному с

изменением статуса субъекта, и в той мере, в какой изменения его вида

(государственно-правовой формы) затрагивают данный статус, также с учетом

положений пункта 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации (Статус

субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию

Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с

федеральным конституционным законом) и федерального конституционного закона

от № «Об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской

Федерации».

Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории,

численности и плотности населения, его национальному составу, уровню развития

экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и

сельского хозяйства, историческому прошлому, национальной культуре всего или

части населения. Однако, как следует из Конституции России, эти и другие

особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской

Федерации.

Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное

государство, провозгласив равноправие субъектов, как между собой, так и в

отношениях с федеральной властью. Конституция сохранила прежние наименования

субъектов, проявив определенную историческую преемственность государственно-

правовых традиций, но вместе с тем учла и те наименования субъектов, которые

они дали сами себе.

Присвоение и изменение наименования – прерогатива субъекта федерации. Это

вытекает из сопоставления статей 71 и 72 Конституции России, подтверждается

постановлением Конституционного Суда России от 28.11.1995 по делу о

толковании пункта 2 статьи 137 Конституции России, а также находит

непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации

(например, Свердловской области). Недопустимо, однако, на что обращено

внимание упомянутым постановлением Конституционного Суда, чтобы наименование

или переименование субъекта федерации затрагивало основы конституционного

строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов

Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также

предполагало изменение состава Российской Федерации или конституционно-

правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания

на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией Российской

Федерации, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или

инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому

характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять

свободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерации

идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать

исторические или этнические традиции.

Согласно названному постановлению Конституционного Суда, изменения

наименования республики, края, области, города федерального значения,

автономной области, автономного округа в соответствии с пунктом 2 статьи 137

Конституции России включаются в текст статьи 65 Конституции указом Президента

Российской Федерации на основании решения субъекта федерации, принятого в

установленном порядке. Первым нормативным актом такого рода стал Указ

Президента от 09.01.1996 № 20, которым в Конституцию были включены новые

наименования субъектов федерации – Республика Ингушетия (вместо Ингушская

Республика) и Республика Северная Осетия – Алания (вместо Республика Северная

Осетия).

Наименование индивидуализирует субъект федерации. Юридический смысл

собственного имени заключается в том, что в Конституции России не может быть

никакого другого субъекта с таким названием; соответствующие конституционные

и договорные отношения возникают не с абстрактным субъектом, а, например, с

Республикой Коми или Чукотским автономным округом.

Видовой состав субъектов федерации предопределяется пунктом 1 статьи 5

Конституции России. В юридическом смысле это означает, что членами Российской

Федерации могут быть образования только установленной формы – республика,

край, область, город федерального значения, автономная область, автономный

округ.

В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему

отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно

поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделены

некоторыми специфическими правами. В частности, в соответствии со статьей 68

Конституции, республики вправе устанавливать свои государственные языки,

употребляющиеся наряду с общегосударственным русским языком. Вместе с тем,

независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации

объединены одним понятием – «субъект Российской Федерации»; они равноправны в

этом качестве[1], а

также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами

государственной власти[2]

.

Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами

Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной

и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может

обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана

делиться этими полномочиями с субъектами Федера­ции, без чего государственная

власть не может носить де­мократический характер. Субъекты Федерации

заинтересо­ваны в существовании сильной федеральной власти, наде­ленной

широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же

время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать

лишь вто­ростепенные вопросы жизни своего населения. Это — объ­ективное

противоречие любой федерации, заставляющее вла­сти тщательно и оптимально

проводить разграничение ком­петенции государственных органов федерации и ее

субъектов.

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в

установлении: а) исключитель­ной компетенции федеральных органов власти, б)

совмест­ной компетенции органов власти федерации и ее субъектов, в)

исключительной компетенции субъектов федерации.

Российская Федерация следует по этому испытанному пути: статья 71 Конституции

содержит перечень воп­росов, находящихся в ведении Российской Федерации,

статья 72 — пере­чень вопросов, находящихся в совместном ведении Российской

Федера­ции и ее субъектов, а в статье 73 закреплена (без перечня воп­росов)

вся остаточная (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов

Российской Федерации.

Предметы ведения Российской Федерации

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти Российской Федерации и ее субъекта­ми возможно только на основе

Конституции, Федеративно­го договора и иных договоров по этим вопросам. Это

поло­жение включено в число основ конституционного строя (пункт 3 статьи 11

Конституции), оно призвано воспрепятствовать реше­нию проблемы разграничения

в неправовых формах или путем произвольного принятия законов, а также

постановле­ний исполнительной власти.

Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения

Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных

органов (Прези­дента России, Федерального Собрания, Правительства России).

Эти и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им

правовые акты (законы, указы, по­становления), осуществляя нормативное

регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это

сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не

вправе вмешиваться органы государ­ственной власти субъектов Российской

Федерации. Предметы ведения и полномочия органов Российской Федерации,

закрепленные в 18 пунктах статьи 71 Конституции России, можно условно

разделить на несколько групп.

1) Вопросы государственного строительства:

- принятие и изменение Конституции России и федераль­ных законов, контроль за

их соблюдением;

- федеративное устройство и территория Федерации;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в

Российской Федерации; регулирова­ние и защита прав национальных меньшинств;

- установление системы федеральных органов законода­тельной, исполнительной и

судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование

федеральных органов государственной власти;

- федеральная государственная служба.

2) Вопросы регулирования экономики и социального развития:

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области

государственного, экономического, экологического, социального, культурного и

национального развития Российской Федерации;

- установление правовых основ единого рынка; финансо­вое, валютное,

кредитное, таможенное регулирование, де­нежная эмиссия, основы ценовой

политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды

регионального развития;

- федеральные энергетические системы, ядерная энер­гетика, расщепляющиеся

материалы; федеральные транс­порт, пути сообщения, информация и связь;

деятельность в космосе.

3) Вопросы внешней политики и внешнеэкономичес­кой деятельности:

- внешняя политика и международные отношения Рос­сийской Федерации,

международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

- внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

4) Вопросы обороны и охраны границы:

- оборона и безопасность; оборонное производство; оп­ределение порядка

продажи и покупки оружия, боеприпа­сов, военной техники и другого военного

имущества; про­изводство ядовитых веществ, наркотических средств и по­рядок

их использования;

- определение статуса и защита государственной грани­цы, территориального

Страницы: 1, 2, 3