бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Конституционные основы федеративного устройства РФ бесплатно рефераты

Реферат: Конституционные основы федеративного устройства РФ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРАВА

РЕФЕРАТ:

Конституционные основы федеративного устройства

Российской Федерации

студент 3 курса группы В-03-15 вечернего отделения

Оценка:

«__________________»

«___»__________2004 г.

Москва – 2004

Оглавление.

Основы федеративного устройства Российской Федерации. 3

Современное устройство Российской федерации. 5

Конституционно-правовой статус Российской Федерации.. 5

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.. 7

Состав субъектов Российской Федерации.. 9

Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами.. 12

Предметы ведения Российской Федерации.. 13

Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.. 15

Малочисленные народы Российской Федерации.. 16

Проблемы российского федерализма. 17

Проблемы, связанные с разграничением компетенций.. 17

Проблемы целостности Российской Федерации.. 21

Заключение. 24

Литература. 25

Основы федеративного устройства Российской Федерации

В таком многонациональном государстве, как Россия, федеративная форма

государственного устройства является наиболее оправданной, поскольку

федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего

многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной

целостности. Принцип целостности и неприкосновенности территории Российской

Федерации, установленный в статье 4 Конституции Российской Федерации, не

может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей

страны.

Данное конституционное положение строго соответствует общепризнанным нормам

международного права, признающего недопустимость нарушения территориальной

целостности, независимости и вмешательства во внутренние дела суверенного

государства.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы

государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между

органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти ее субъектов. Это означает, что Российская Федерация

берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами

федерализма, в соответствии, с которыми субъекты Федерации имеют право на

принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.

Определение этой сферы зависит от ряда факторов.

Прежде всего, объем принадлежащих исключительно Российской Федерации

предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов

всего многонационального народа России. Указанные полномочия не могут быть

защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере

экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы

права и свободы человека на территории всего государства, не будет выработана

единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимым условием для

решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права

устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и

судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. В перечень

предметов ведения, которыми должна обладать Российская Федерация, ставящая

перед собой задачу защиты интересов всего народа, в современных условиях

развития науки и техники должны входить управление федеральными

энергетическими системами, установление единой политики в ядерной энергетике,

в производстве и порядке использования ядовитых веществ и наркотических

средств и т.д.

Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней столь велики, что

управление Россией только из единого центра не представляется возможным. По

этой причине важным фактором, оказывающим решающее воздействие на

распределение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, является

необходимость учета органами государственной власти и управления условий, в

которых проживает население субъекта Федерации. В силу этого, например,

именно субъектам Российской Федерации принадлежит право устанавливать, причем

самостоятельно, систему органов государственной власти. Эти органы должны

лишь соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и

общим принципам организации представительных и исполнительных органов

государственной власти, устанавливаемым федеральным законом в интересах всего

многонационального российского народа. Конституция закрепила принцип,

согласно которому законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации

не могут противоречить федеральным законам, причем, в случае противоречий

между ними действует федеральный закон.

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на

самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений

современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного

права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может

быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных

нормами международного права.

Многие народы проживающие на территории Российской Федерации,

самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при

поддержке государственных органов Российской Федерации. Так возникли,

например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение

в составе Российской Федерации помогло становлению, как самоопределившихся

народов, так и Российской Федерации как суверенного государства.

Именно историческое прошлое и настоящее учитывались в статье 5 Конституции

при констатации того, что федеративное устройство Российской Федерации

основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской

Федерации».

Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерации

означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами

государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой

равноправны. Тем самым действующая Конституция положила конец претензиям

руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих

субъектов в Федерации.

Современное устройство Российской федерации

Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое

государство с республиканской формой правления.

Статья 1 Конституции России устанавливает форму государственной власти в

Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и

иной свободы личности в обществе.

Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной

демократической республики означает следующее:

1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане России

имеют право участвовать в формировании законодательной власти –

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также

избирать главу государства – Президента Российской Федерации. Республиканская

форма правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения

принципа народовластия, наиболее полного и последовательного отстаивания

интересов большинства россиян высшими органами власти, сформированными самим

населением.

2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89

субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, два города федерального

значения, автономную область, 10 автономных округов. Представительные

(законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им

Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших

направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные

нормативно-правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают

непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное

Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

3. Российская Федерация – демократическое государство. Россиянам

предоставляются все известные современной политико-правовой практике формы

участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода

слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права. В стране

принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных

ему прав и укреплению законности и правопорядка.

Закрепленные Конституцией формы государственной власти соответствуют

передовому опыту государственного строительства зарубежных стран, учитывают

исторические и национальные особенности России и создают оптимальный режим

для реализации политической, экономической и иных свобод россиян. Проведение

принципа разделения властей в системе федеральных органов государственной

власти придает устойчивый характер демократическим преобразованиям в

Российской Федерации, делает невозможным узурпацию властных полномочий одним

из органов государственной власти.

Принципиально важным является, что Конституция признает Российскую Федерацию

в качестве правового государства. Далеко не все конституции развитых

демократических государств содержат подобные положения. Однако признание

Российского государства в качестве правового на сегодняшний день надлежит

рассматривать не как реальность, свершившийся факт, а как одну из

первостепенных задач, которые предстоит решить в ходе реформирования России и

создания цивилизованного и правового общества.

Статья 4 Конституции России устанавливает, что:

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство

на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей

территории.

Конституция закрепляет один из важнейших принципов федеративного правового

государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации

распространяется на всю без исключения ее территорию, на все сухопутные,

водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также

объекты с государственной символикой Российской Федерации (например, корабли,

авиалайнеры и т. д.).

Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство,

обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на

территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной

власти, а тем более поставить себя над ней.

Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории

России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой

системы. Понятие «федеральные законы» следует понимать в его широком

значении, т. е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные

конституционные законы, хотя в последующих статьях Конституции данные понятия

различаются достаточно четко.

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их

соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного

соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых

актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также

законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской

Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же

противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный

закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке

опротестованию, приостановлению, отмене, это правило действует на всей

территории Российской Федерации.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных

элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – одной из

важнейших его функций.

Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и

неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной

политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными

федеральными программами, системой мер экономического, политического,

организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным

интересам личности, общества и государства.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

В соответствии со статьей 66 Конституции России:

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и

конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области,

автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом

края, области, города федерального значения, автономной области, автономного

округа, принимаемым законодательным (представительным) органом

соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной

области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной

области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут

регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной

власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти

края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному

согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии

с федеральным конституционным законом.

Исходя из пунктов вышеизложенной статьи, каждый субъект Российской Федерации

является ее составной частью, т.е. состоит с ней в отношениях государственно-

правового членства.

Согласно данной статье, основные положения, касающиеся статуса, т. е.

правового положения субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией

Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты Федерации обладают

элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации

вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать

нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции России. Так,

статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации,

но и конституцией самой республики. Аналогичен статус и других видов

субъектов Федерации – края, области, города федерального значения, автономной

области, автономного округа – с той лишь разницей, что наряду с Конституцией

Российской Федерации он определяется уставом соответствующего субъекта,

принимаемым его законодательным (представительным) органом.

Из статьи 66 Конституции России также следует, что конституции республик

являются частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно,

должны соответствовать ее Конституции. Вместе с тем они, естественно, могут и

должны учитывать особенности своих республик, в частности их национального

состава. Конституция принимается республикой самостоятельно и не нуждается в

утверждении со стороны высших органов государственной власти Российской

Федерации.

Край, область, город федерального значения уже не могут рассматриваться как

административно-территориальные единицы. Федеративный договор от 31.03.1992

признал их субъектами Российской Федерации. В уставе края, области так же,

как и в конституции республики, должны быть учтены специфические особенности

данной территории и проживающего на ней населения.

Подобным же образом регламентируется статус автономной области и автономного

округа. При этом конституционно-правовой статус автономной области и

автономного округа, как указано в пункте 3 статьи 66 Конституции, может

дополнительно регламентироваться также федеральным законом об автономной

Страницы: 1, 2, 3