бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Государственный аппарат бесплатно рефераты

Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от долж­ности включает принятие

Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании

рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений

Государ­ственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конститу­ционного Суда

РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не

менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это

решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения

Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный

срок не будет принято, то обвинения про­тив Президента считаются

отклоненными.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ — это представительный и зако­нодательный орган

страны. Оно осуществляет законодательную власть: принимает федеральные

законы, а также решает иные вопросы, отнесенные к компетенции

представительных органов власти.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Государ­ственной Думы и Совета

Федерации. Государственная Дума со­стоит из 450 депутатов, избранных

населением, а Совет Федера­ции — из 178 членов. В эту палату входят по два

представителя от каждого субъекта РФ — главы его представительного и

ис­полнительного органов.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздель­но.

Совместные заседания палат согласно ст. 100 Конституции могут проводиться в

трех случаях: 1) для заслушивания ежегод­ных посланий Президента РФ; 2) для

заслушивания посланий Конституционного Суда РФ; 3) для заслушивания

выступлений руководителей иностранных государств.

Важнейшим направлением деятельности Федерального Соб­рания является

утверждение федерального бюджета, подготав­ливаемого высшим федеральным

органом исполнительной вла­сти — Правительством РФ. Первоначально бюджет

рассматри­вается и утверждается в форме федерального закона Государст­венной

Думой, а затем одобряется Советом Федерации. Для осуществления контроля за

исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума

образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется

федеральным законом.

Каждая из палат Федерального Собрания обладает и некото­рыми только ей

присущими полномочиями. Важнейшей преро­гативой Государственной Думы является

принятие федеральных законов и утверждение федерального бюджета.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы про­цесс принятия

федерального закона осуществляется, как прави­ло, в трех чтениях. Во время

первого чтения обсуждаются ос­новные положения как концепции, так и самого

проекта зако­на. Второе чтение выливается в детальное обсуждение

законо­проекта, каждой его статьи и внесенных поправок по итогам первого

чтения законопроекта. Третье чтение законопроекта сводится к голосованию за

или против проекта в целом. Ника­ких дополнений или изменений проекта закона

на этой стадии Законотворчества вносить не разрешается.

Федеральный закон считается принятым, если за него прого­лосовало более

половины от общего числа депутатов Государ­ственной Думы. Для принятия

федеральных конституционных законов требуется квалифицированное большинство —

не ме­нее 2/3 голосов депутатов.

В целях обеспечения эффективной деятельности органов ис­полнительной власти

Государственная Дума имеет право на следующие действия. 1) Государственная

Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

2) Государственная Дума выносит вотум недоверия Правитель­ству, который либо

принимается Президентом, либо оставляет­ся им без последствий. Президент

может не согласиться с воту­мом недоверия Правительству, распустить

Государственную Думу и назначить новые выборы. 3) Государственная Дума

на­значает и освобождает от должности Председателя Центрально­го банка РФ,

Председателя Счетной Палаты и половину состава ее аудиторов, уполномоченного

по правам человека. 4) Госу­дарственная Дума выдвигает обвинения против

Президента РФ в целях отрешения его от должности.

Особенность законотворческой компетенции Совета Феде­рации состоит в том, что

он не может вносить изменения и до­полнения в федеральные законы, как

действующие, так и только что принятые Государственной Думой. Ибо это

прерогатива Государственной Думы. Однако Совет Федерации обладает правом

законодательной инициативы и может внести на рас­смотрение Государственной

Думы свой проект федерального закона, равно как и проект закона,

предусматривающего внесе­ние изменений, дополнений в принятые Государственной

Думой законы.

Для вступления федерального закона в силу требуется его одобрение Советом

Федерации, что служит серьезным барьером на пути популистских и плохо

продуманных законов, принятых Государственной Думой.

Федеральный закон считается одобренным, если за него про­голосовало более

половины от общего числа членов этой пала­ты. Закон также считается

одобренным, если в течение четырна­дцати дней он не был рассмотрен Советом

Федерации. Исклю­чение составляют особо важные федеральные законы,

затраги­вающие непосредственно интересы субъектов РФ, которые должны быть

обязательно рассмотрены Советом Федерации. Это законы по вопросам

федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного,

кредитного и та­моженного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и

денонсации международных договоров Российской Федерации, войны и мира,

статуса и защиты государственной границы Рос­сийской Федерации.

В случаях отклонения федерального закона Совет Федерации совместно с

Государственной Думой могут образовать согласи­тельную комиссию с целью

выработки компромиссного вариан­та нормативно-правового регулирования. Однако

решающее слово все-таки остается за Государственной Думой. Только она может

изменить содержание федерального закона и внести в не­го изменения,

предлагаемые Советом Федерации. Однако может поступить и иным образом —

оставить федеральный закон без изменения, проголосовав за него 2/3 голосов от

общего числа депутатов Государственной Думы.

К исключительной компетенции Совета Федерации относит­ся прежде всего

отрешение Президента от должности. На осно­вании выдвинутого Государственной

Думой обвинения Прези­дента в совершении тяжкого государственного

преступления Совет Федерации принимает окончательное решение по этому

вопросу. Совет Федерации также назначает на должности судей Конституционного

Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Назначает и

освобождает от должно­сти Генерального Прокурора РФ, заместителя Председателя

Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Значительную часть исключительной компетенции Совета Федерации составляют

вопросы, непосредственно затрагиваю­щие интересы всех или большинства

субъектов Федерации. Так, данная палата утверждает изменения границ между

субъектами РФ при условии, что субъекты Федерации, чьи границы меня­ются,

дали согласие на данное решение. Совет Федерации одоб­ряет решение субъектов

принятием по этому вопросу соответст­вующего акта.

Совет Федерации утверждает указы Президента о введении военного либо

чрезвычайного положения и решает вопрос о возможности использования

Вооруженных Сил РФ за предела­ми территории РФ. Поскольку осуществление

руководства внешней политикой отнесено к полномочиям Президента РФ, то и

вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ Совет Феде­рации может

рассматривать как по своей инициативе, так и по представлению Президента.

Совет Федерации также назначает выборы Президента РФ по истечении срока его

полномочий, а также в случаях отставки, неспособности по состоянию здоровья

осуществлять полномо­чия Президента РФ либо отрешения от должности.

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ возглавляет исполнительную власть и обеспечивает ее

эффективное действие. Оно состоит из Предсе­дателя Правительства РФ,

заместителей Председателя Прави тельства РФ и федеральных министров. Ст. 114

Конституции РФ выделяет шесть основных направлений деятельности

Пра­вительства РФ.

1. Правительство разрабатывает федеральный бюджет, вно­сит его на

рассмотрение Государственной Думы и обеспечивает исполнение. Федеральный

бюджет представляет собой совокуп­ность расходов и доходов Российской

Федерации за год и явля­ется важнейшим инструментом политики государства. Как

ор­ган, ответственный за исполнение бюджета, Правительство на­делено правом

давать заключения на законопроекты, преду­сматривающие дополнительные расходы

из федерального бюд­жета. Это, в частности, проекты законов,

предусматривающие увеличение заработной платы работникам государственных

предприятий и учреждений, законов об изменении финансовых

обязательств государства. Отмене налогов или предоставлении налоговых льгот.

2. Правительство РФ проводит единую финансовую, кредит­ную и денежную

политику. Основные задачи, решаемые Прави­тельством в настоящее время,

сводятся к сокращению дефицита федерального бюджета, укреплению его Доходной

части, пре­дотвращению неконтролируемого роста расходов бюджета

3. Важную роль играет Правительство в ооласти культуры, науки, образования,

здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Оно обеспечивает

проведение единой государствен­ной политики во всех названных сферах путем их

финансирова­ния. а также принятия действенных мер по организации эффек­тивной

деятельности органов управления культурой, наукой, образованием, медициной.

Основные задачи Правительства сводятся к обеспечению качественного

образования, как обще­го, так и профессионального, к сохранению и развитию

общенациональной культуры, стимулированию ее национального многообразия,

обеспечению действенной медицинской помощи населению, дальнейшему развитию

научного потенциала страны.

4. Правительство осуществляет управление федеральн6'й%”о-ственностью, к

которой относятся здания, сооружения, пред­приятия, составляющие основу

национального богатства стра­ны, объекты оборонного производства, железные

дороги, сред­ства связи и другие объекты отраслей, обеспечивающих

жизне­деятельность народного хозяйства страны. Правительство ре­шает вопросы

создания и ликвидации относящихся к федераль­ной собственности предприятий,

назначает представителей го­сударства на предприятиях, создаваемых с участием

i осударства и иных лиц и др.

5. В числе основных -иер, принимаемых Правительством РФ в области обороны,

осуществляется Вооруженных Сил РФ оружием и военной техникой, материальными

средствами, ресурсами и услугами, определение порядка воинского учета,

организация контроля за экспортом Оружия и военной техники, обеспечение

военнослужащих и членов их семей жильем.

6. Правительство уделяет большое внимание обеспечению законности, прав и

свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с

преступностью.

Следует отметить, что перечень полномочий Правительства РФ, закрепленный

Конституцией РФ, не является исчерпываю­щим. Согласно ст. 114 Конституции РФ

Правительство осуще­ствляет и иные полномочия, возложенные на него

Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ. В част­ности,

оно обладает правом законодательной инициативы, ус­танавливает тарифные

льготы и Др. .

Правительство РФ принимает постановления и распоряже­ния. которые являются

обязательными к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия

Государственной Думы. Председатель Правительства РФ после назначения

представляет Президенту РФ свои пред­ложений 'о структуре федеральных органов

исполнительной вла­сти. т.е. перечень центральных органов федеральной

исполни­тельной власти, подведомственных Правительству РФ. Предсе­датель

Правительства РФ также предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности

заместителей Председателя Прави­тельства РФ и федеральных министров. В

аналогичном порядке представляются и кандидатуры на должности руководителей

иных федеральных органов исполнительной власти. Оконча­тельное решение по

всем предложенным кандидатурам прини­мает Президент РФ.

Инициатива отставки Правительства может исходить от Президента РФ, самого

Правительства РФ или Государственной Думы. .

Правительство уходит в отставку в полном составе. Решение рб этом оно

принимает на заседании Правительства большин­ством голосов в связи с какими-

либо серьезными обстоятельст­вами в стране: экономическим кризисом,

неспособностью Пра­вительства обеспечить реализацию федеральных законов и др.

Постановление Государственной Думы о недоверии Прави­тельству принимается

большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Постановление принимается после заслушивания заявления Председателя

Правительства РФ и обсуждения вопроса о необходимости и целесообразности

вы­несения вотума недоверия.

С постановлением Государственной Думы о недоверии Пра­вительству РФ Президент

может не согласиться, и Правительст­во будет продолжать работу.

Государственная Дума может по­вторно выразить недоверие Правительству РФ.

Если подобную акцию она предпримет в течение трех месяцев после вынесения

первого вотума недоверия, то Президент обязан будет сделать выбор: либо он

объявляет об отставке Правительства, либо принимает решение о роспуске

Государственной Думы.

Решение об отставке Правительства Президент РФ может принять по собственной

инициативе, как правило, в случае по­явления противоречий между ним и

Правительством РФ, не­удовлетворительной работы Правительства и по другим

осно­ваниям.

Вопрос о вотуме недоверия Государственной Думы Прави­тельству РФ

Государственная Дума может принимать и по ини­циативе Правительства. Как

правило, на такой шаг Правитель­ство решается в случаях каких-либо серьезных

разногласий с Государственной Думой по важнейшему законопроекту,

феде­ральному бюджету и др.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ продолжает

действовать до сформирования нового Прави­тельства РФ.

:

Органы правосудия в Российской Федерации

Конституция называет суд единственным органом, право­мочным осуществлять

правосудие. При этом судебная власть осуществляется посредством

конституционного, гражданского, административного и уголовного правосудия.

Сообразно на­званным видам судопроизводства определяется и судебная сис­тема

Российской Федерации. Конституция называет лишь верх­ний уровень судебной

системы: Конституционный Суд РФ, Вер­ховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд

РФ. Остальные звенья этой системы устанавливаются федеральными законами.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда

РФ назначаются Советом Феде­рации по представлению Президента РФ. Судьи

других феде­ральных судов назначаются Президентом РФ.

Конституция устанавливает три обязательных требования к кандидатам на

должность судьи: достижение 25-летнего возрас­та, наличие высшего

юридического образования и стажа работы по юридической специальности не менее

пяти лет. Однако феде­ральными законами могут устанавливаться и иные

требования к судьям судов Российской Федерации. В частности, судьей

Кон­ституционного Суда РФ может стать квалифицированный юрист с безупречной

репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической

специальности не менее 15 лет.

Важнейшими гарантиями правосудия являются следующие закрепленные Конституцией

принципы: 1) независимость судей и их подчинение только Конституции РФ и

федеральным зако­нам; 2) несменяемость судей и особый порядок прекращения или

приостановления полномочий; 3) неприкосновенность судей и возможность

привлечения их к ответственности в порядке, оп­ределяемом федеральным

законом.

Последовательное проведение принципа разделения властей Конституцией РФ

предполагает создание реальных условий для того, чтобы судебная власть, в том

числе и все судьи, были дей­ствительно независимы от законодательной и

исполнительной .властей. Конституция делает решительный шаг в этом

направ­лении, закрепив принцип несменяемости судей. Этот принцип означает,

во-первых, отсутствие ограничения полномочий судьи каким-либо сроком за

отдельными исключениями, установлен­ными федеральным законом, во-вторых,

невозможность приос-.тановить или прекратить полномочия судьи иначе, как по

осно­ваниям и в порядке, предусмотренном законом, и в-третьих, су­дья не

подлежит без его согласия переводу на другую должность

или в другой суд.

Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности судей и невозможности

привлечения их к уголовной ответствен­ности иначе, как в порядке,

определяемом федеральным зако­ном.

Важнейшей гарантией полного и независимого осуществления правосудия является

конституционное положение о том, что финансирование судов производится только

из федерального бюджета. Действующим законодательством, определяющим по­рядок

составления государственного бюджета, предусматрива­ются ежегодные

ассигнования на содержание судов. Обеспече­ние судов общей юрисдикции

кадрами, материальными и дру­гими ресурсами возложено на специальное

подразделение при Верховном Суде РФ.

Особое место в системе органов правосудия занимает Кон­ституционный Суд РФ,

осуществляющий конституционный контроль в целях защиты основ конституционного

строя, ос­новных прав и свобод граждан, обеспечения верховенства и прямого

действия Конституции РФ на всей территории Россий­ской Федерации. Для

выполнения возложенных задач Консти­туционный Суд РФ обладает следующими

полномочиями:

1. Дает заключение о соответствии Конституции РФ феде­ральных законов,

нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы,

Правительства РФ. Анало­гичные заключения Конституционный Суд РФ дает и

относительно нормативно-правовых актов субъектов Российской Фе­дерации, в том

числе конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов

субъектов Российской Федерации, из­данных по вопросам, относящимся к ведению

органов государ­ственной власти РФ или совместному ведению органов

государ­ственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд вправе также рассматривать дела о соответствии

Конституции РФ договоров, заключаемых орга­нами государственной власти РФ с

органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу

междуна­родных договоров РФ

Свои заключения Конституционный Суд дает по запросам Президента РФ, Совета

Федерации, Государственной Думы, од­ной пятой членов Совета Федерации или

депутатов Государст­венной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ,

Высше­го Арбитражного Суда РФ, а также органов законодательной и

исполнительной власти субъектов РФ.

2. К ведению Конституционного Суда РФ отнесено рассмот­рение индивидуальных

или коллективных жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод

путем примене­ния неконституционных законов и иных нормативно-правовых актов.

В процессе рассмотрения жалобы Конституционный Суд РФ проверяет

конституционность закона, примененного или подлежащего применению в

конкретном деле. Правом на обра­щение в Конституционный Суд обладают

объединения граждан, суды и иные органы и лица, указанные в конституционном

фе­деральном законе.

3. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетен­ции между федеральными

органами государственной власти РФ, между ними и органами государственной

власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов

Российской Федерации.

4. Конституционный Суд РФ наделен правом толкования по­ложений Конституции

РФ. Акты толкования являются обяза­тельными для всех органов государственной

власти, должност­ных лиц, граждан и их объединений.

5. Конституционный Суд РФ участвует в процедуре отреше­ния Президента РФ от

должности и дает заключение о соблюде­нии установленного порядка выдвижения

обвинения в государ­ственной измене или совершении иного тяжкого

преступления.

III. Литература

1. Сырых В. М. “Теория государства и права”, М., 1998

2. Макаров С. Д. “Лекции по ТГП”, М., 1993

3. Дмитриев А. М. “Государственная власть в России”, М., 1999

Страницы: 1, 2, 3