бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Государственный аппарат бесплатно рефераты

Реферат: Государственный аппарат

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Университет Международных Отношений

Реферaт

Студента

По курсу :

“Теория государства и права”

На тему :

“Государственный аппарат”

Преподаватель:

Группа

г. Москва

2000

Содержание

I. Понятие и структура государственного аппарата

II. Государственный аппарат России

III. Литература

I. Понятие и структура государственного аппарата

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность

специальных органов, коллективов людей, осуще­ствляющих управление делами

общества от его имени и в преде­лах предоставленных полномочий. Такие

коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе,

что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане мо­гут принимать

то или иное участие в делах государства, но в ко­нечном итоге оно, его органы

несут персональную ответствен­ность за эффективность своей работы.

Таким образом, под государственным аппаратом понимается совокупность

органов и учреждений посредством которых реализуется управленческая и

обеспечительно-распорядительная функция.

Первичной ячейкой государства выступают его органы и уч­реждения.

Государственный орган понимается как относительно само­стоятельная часть

государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной

деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями

(компетенцией). Госу­дарственный орган состоит из подразделений,

осуществляющих полномочия органа, и вспомогательного аппарата.

Совокупность властных полномочий органа государства оп­ределяется с учетом

возложенных на него задач и функций по управлению обществом. Так, орган

законодательной власти на­деляется правом заниматься законотворческой

деятельностью, принимать законы. Компетенцию органов исполнительной вла­сти

составляют правомочия, вытекающие из их основной задачи - обеспечивать

неукоснительное действие законов, создавать необходимые условия для их

реализации в конкретных отноше­ниях.

Осуществление государственным органом полномочий мо­жет проходить в порядке,

установленном Конституцией либо законами. Органу предоставляется право 1)

принимать обще­обязательные решения в виде нормативно-правовых или

инди­видуальных актов применения права, 2) проводить организаци­онную,

контрольную или иную властную деятельность, 3) применять государственное

принуждение к лицам и органи­зациям, не выполняющим общеобязательные решения

данного органа либо иных органов государства. Реализация компетен­ции

является обязанностью государственного органа.

Каждый орган государства может действовать только в рам­ках предоставленных

ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые

решения или дейст­вия за пределами предоставленных полномочий подлежат

неза­медлительной отмене.

Государственный орган всегда структурно обособлен от дру­гих органов

государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных

правоотношениях выступает самостоя­тельным субъектом и в пределах компетенции

принимает реше­ния, не нуждающиеся в каком-либо предварительном или

по­следующем одобрении другими органами или должностными лицами. Исключения

возможны лишь в случае осуществления одной функции государства несколькими

его органами, когда для совершения определенных действий или принятия решений

требуется согласие других органов. Например, законы, прини­маемые

представительным органом государства, должны быть подписаны президентом.

Предусмотренное конституцией или законом согласие, одоб­рение действий или

решений государственного органа другим органом не лишает его

самостоятельности. Другой орган вправе одобрить или не одобрить

соответствующий документ, но он не может вносить в него какое-либо изменения,

дополнения. Ибо ответственность за решение несет принявший его орган, и

толь­ко он может внести необходимые коррективы в свой документ.

Для осуществления своей компетенции государственный ор­ган "наделяется

определенными материальными средствами. Имеет в пользовании здание,

организационную технику, транс­портные средства, расчетный счет в банке и

необходимые де­нежные ресурсы. В процессе реализации имущественных прав

государственный орган выступает в качестве юридического ли­ца, т.е. может

отвечать по своим обязательствам вверенным имуществом, а также от своего

имени приобретать и осуществ­лять имущественные отношения, нести обязанности,

быть ист­цом и ответчиком в суде.

Право государственного органа выступать самостоятельным субъектом властных,

административных, а также гражданских правоотношений не принадлежит его

аппарату, призванному оказывать консультативную, вспомогательную и

техническую работу. Это могут быть различные отделы государственного органа,

управление делами, канцелярия, экспедиция, бухгалте­рия и др.

Аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но

не обладающий властными полномочиями, называется государственным учреждением.

К государственным учреждениям относятся также государст­венные организации,

выполняющие те или иные функции госу­дарства, но не наделенные властными

полномочиями. Это, на­пример, образовательные и научно-исследовательские

учрежде­ния, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы, иные учреждения связи и

транспорта.

Необходимость существования государственных учреждений обусловливается тем,

что государство выступает не только как орудие политического господства, но и

осуществляет опреде­ленную экономическую, социально-культурную деятельность.

Государственные учреждения выступают важнейшей организа­ционной формой

осуществления этой деятельности, непосредст­венно проводят государственные

властные предписания в жизнь и порождают социально-полезные результаты в виде

созданных материальных или духовных благ. Так, самые мудрые законы,

постановления правительства по вопросам образования, куль­туры,

здравоохранения останутся в сфере долженствования до тех пор, пока

соответствующие государственные учреждения не примут надлежащих мер для их

реализации.

Таким образом, основное отличие государственных учреж­дений от органов

государства состоит в том, что результаты их деятельности выражаются не в

принятии управленских решений,

а в непосредственном создании материальных или духовных благ.

Органы государства состоят из государственных служащих, которые своими

действиями обеспечивают выполнение функций этих органов. Порядок участия

государственного служащего в деятельности государственного органа, его права

и обязанности устанавливаются законами, иными нормативно-правовыми ак­тами.

В зависимости от полномочий государственные служащие делятся на три вида: 1)

лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением

полномочий государственно­го органа. Это президент страны, глава

правительства, депутаты представительных органов, министры и др.; 2) лица,

занимаю­щие должности для непосредственного обеспечения полномо­чий

вышеуказанных лиц: помощники, консультанты, советники;

3) лица, занимающие должности, учреждаемые государствен­ными органами для

исполнения и обеспечения полномочий этих органов: референты, специалисты,

руководители структурных подразделений аппарата и др.

Многообразие функций государства, форм и методов их реа­лизации обусловливает

наличие достаточно развитой системы государственных органов. В их числе в

современном демокра­тическом государстве выделяют 1) главу государства; 2)

органы законодательной власти; 3) органы исполнительной власти;

4) суды; 5) органы государственного принуждения — органы внутренних дел,

прокуратура, органы государственной безопас­ности, исправительные учреждения;

6) вооруженные силы. Со­вокупность названных органов охватывается понятием

меха­низма государства.

Механизм государства — это совокупность государственных органов,

осуществляющих государственную власть, и обеспечи­вающих реализацию функций

государства.

Механизм государства, как и всякое сложное системное об­разование, состоит не

только из государственных органов, но и их связей. Конкретные связи органов

государства весьма разно­образны и изучаются такими учебными курсами, как

государст­венное, административное, финансовое право. В теории госу­дарства и

права изучается лишь основная структурная связь, которая соединяет все органы

государства в единый целостный механизм, действующий целенаправленно и

согласованно.

Государственные органы, выполняя разные функции, долж­ны быть едиными в

понимании исходных задач государства и обеспечивать их решение. История

государства знает три спосо­ба согласования элементов государственного

механизма:

1) сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица;

2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3)

организацию органов государства, основанную на принципах демократического

централизма.

Исторически первый способ согласования деятельности го­сударственных органов

сводился к сосредоточению власти в ру­ках главы государства , которым мог

быть царь, шах, хан, ко­роль, император. Например, в восточных деспотиях

глава госу­дарства обладал всей полнотой законодательной, исполнитель­ной и

судебной власти, был бесконтрольным и независимым от кого-либо, осуществлял

верховное командование армией, на­значал и смещал чиновников, творил высший

суд, в том числе и по произволу, без связывания своей воли каким-либо

правовым основанием. Однако неограниченная власть одного человека вела к

многочисленным нарушениям элементарных прав его подданных, зависимости

личности не от установленных зако­нов, а от настроений тирана.

В период буржуазных революций их идеологи в поисках спо­собов защиты общества

от тирании или всевластия какого-либо одного органа государства

сформулировали принцип разделе­ния властей на законодательную, исполнительную

и судебную. Один из основоположников этого принципа Монтескье сфор­мулировал

его следующим образом: “Политическая свобода субъекта представляет собой

уравновешенность ума, возни­кающую из понимания, которое каждая личность

имеет о своей безопасности. Для того, чтобы эту свободу иметь, требуется,

чтобы правительство было организовано таким образом, дабы люди не боялись

друг друга.

Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же

человеке или в одном и том же органе маги­стратуры, то свобода невозможна,

так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет

ввести ти­ранические законы, использовать их тираническим образом.

Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с

законодательной или исполнительной. Если она объединена с законодательной

властью, жизнь и свобода субъ­екта будут подвержены произвольному контролю,

судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с

исполни­тельной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью

угнетателя.”

Реализация буржуазными государствами принципа разделе­ния властей привела к

созданию сложных конструкций системы сдержек и противовесов, не позволяющей

ни одному органу со­средоточить в своих руках всю полноту власти. В качестве

клас­сического примера удачного решения этого вопроса обычно приводят систему

федеральных органов США. Наличие двух палат Конгресса в значительной степени

осложняет процесс прохождения в нем законов. Верхняя палата — Сенат является

серьезным тормозом на пути законов, принимаемых нижней па­латой, способной в

ряде случаев на популистские решения. В свою очередь. Президент США обладает

правом отлагательно­го вето и не пропускает законы, которые по его мнению не

отве­чают задачам правого регулирования, нарушаю! нрава и свобо­ды граждан.

Но палата представителей и только она может воз­будить процедуру привлечения

к ответственности Президента США и других руководителей федеральных органов

власти. Судебная власть является независимой от других ветвей власти Как

судьи Верховного суда, гак и судьи низших судов сохраня­ют свои должности

пожизненно или до тех пор, пока их поведе­ние является безупречным.

Принцип разделения властей в настоящее время лежит в основе организации

власти в Российской Федерации. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная

власть в Российской Фе­дерации осуществляется на основе разделения на

законодатель­ную, исполнительную и судебную. При этом особо подчеркива­ется,

что органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются

самостоятельными. Использованная система сдержек и противовесов в

деятельности федеральных органов РФ во многом повторяет аналогичную систему

США.

Законодательный орган Федеральное Собрание осуществля­ет законотворческую

деятельность и с помощью парламентских методов может влиять на деятельность

Правительства РФ, в ча-итности, утверждает бюджет, имеет право заслушивать

отчеты Правительства о своей деятельности и ставить вопрос о недове­рии

Правительству. В то же время Правительство РФ осуществ­ляет исполнительную

власть и исключает ее подмену законода­тельными или иными органами. Президент

РФ как глава госу­дарства обладает правом отлагательного вето в отношении

за­конов, принятых Государственной Думой и одобренных Сове­том Федерации, а

также может распустить Государственную Думу по основаниям, предусмотренным

Конституцией РФ. Государственной Думе в свою очередь предоставлено право вы'

двигать против Президента РФ обвинение в государственной измене или ином

тяжком преступлении.

Однако при самой действенной системе сдержек и противо­весов принцип

разделения властей имеет два существенных по­рока, негативно сказывающихся на

деятельности всей государ-,. ственной машины: 1) деятельность государственных

органов осуществляется без опоры на широкие слои населения; 2) пар­ламент

неспособен влиять на процессы исполнения принимае­мых им законов. Последний

недостаток со всей очевидностью проявился в Российской Федерации с первых же

шагов работы Государственной Думы. Органы законодательной власти ока­зываются

по преимуществу трибуной для говорящих, но не влияющих на реальные процессы

депутатов.

На эту негативную сторону буржуазного парламентаризма обратил внимание еще К.

Маркс. Он же и предложил иной принцип деятельности органов пролетарского

государства — сделать представительный орган в одно и то же время и

законо­дательствующим, и реально исполняющим законы. Поясняя не­обходимость

последовательной реализации принципа, предло­женного К. Марксом, В.И. Ленин

писал, что в условиях проле­тарского государства парламентарии должны сами

работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в

жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избира­телями.

Создание в РСФСР, а затем и СССР Советов как представи­тельных органов,

осуществляющих одновременно и законода­тельную, и исполнительную власть,

противоречило принципу разделения властей. Советская государственность

строилась на принципах демократического централизма 1) выборности Сове­тов

народных депутатов снизу доверху; 2) подотчетности и под-контрольности

исполнительных органов государственного управления Советам; 3) строгом

подчинении нижестоящих ор­ганов вышестоящим, т.е. строжайшей дисциплине в

деятельно­сти государственных органов и их иерархической подчиненно­сти по

вертикали; 4) на составлении и выполнении планов раз­вития народного

хозяйства и культурно-политического строи­тельства; 5) активном участии

населения в деятельности как представительных, так и исполнительных органов

государства.

Основанное на принципе демократического централизма со­ветское государство

смогло вывести страну из разрухи, побе­дить фашистскую Германию и стать одним

из бесспорных лиде­ров на международной арене. Однако, следует признать, что

провозглашенный принцип так и не был полностью претворен в жизнь. Советы,

собираемые на сессии, продолжительностью два-три дня, не были полновластными

хозяевами страны и про­водимых государством мер. Реальной полнотой власти

облада­ли органы государственного управления и партия. Население так и не

научилось использовать свое конституционное право на всевластие. Хотя в

настоящее время принцип демократического централизма не находит широкого

Страницы: 1, 2, 3