бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Государственный аппарат бесплатно рефераты

применения в деятельности органов государства, однако его потенциальные

возможности отнюдь не исчерпаны. И там, где рабочий класс, трудящиеся массы

реально заявят о своих правах на управление государст­вом, это их право может

быть реализовано только с применени­ем принципов демократического

централизма. Принцип разде­ления властей таких возможностей не

предусматривает и преду­смотреть не может.

Следует назвать еще один принцип, имеющий основопола­гающее значение в

деятельности государственных органов, -это принцип законности, который

выступает в качестве необ­ходимого требования к поведению и действиям

должностных лиц. Наделив государственных служащих достаточно широкими

полномочиями, государство предъявляет повышенные требова­ния к их

профессиональному мастерству, а также моральному облику, характеру

взаимоотношений с другими лицами как в рабочее время, так и в часы отдыха.

Для иллюстрации этого положения достаточно вспомнить, что поводом для

недавнего отстранения от должности министра юстиции РФ послужило нахождение

лица, занимающего эту должность, в достаточно сомнительной компании в

свободное от работы время.

Повышенные гребования к должностным лицам, занимаю­щим высокие

государственные посты, предъявляются потому, что их профессиональное

мастерство и неукоснительное соблю­дение правовых и даже моральных норм

оказывают существен­ное значение на состояние дел в государстве и обществе.

Вся деятельность государственных служащих должна быть направ­лена на решение

государственных проблем, охрану и защиту интересов государства, прав и свобод

граждан. Государство не всегда способно своевременно и оперативно выявить и

приоста­новить действия государственных служащих, совершаемые в своекорыстных

целях и вопреки интересам государства. Поэто­му в превентивных целях оно

освобождает от должности всех государственных служащих, чье поведение

позволяет сомне­ваться в честности и порядочности их действий.

В ряде государств принимаются специальные нормативно-правовые акты,

закрепляющие систему правил поведения госу­дарственных служащих. Так,

исполнительным приказом Прези­дента США от 17 октября 1990 г. были введены

“Общие прин­ципы этического поведения членов правительства и служащих” Этим

актом, в частности, предписывается следующее:

1) исключить какие бы то ни было личные или финансовые ин­тересы,

препятствующие добросовестному выполнению своего служебного долга; 2) не

принимать подарки от лиц, добиваю­щихся от кого-либо совершения каких-либо

официальных дей­ствий либо имеющих какие-либо официальные дела;

3) действовать в рамках Конституции, правовых и этических норм и всячески

избегать таких действий, которые могут быть истолкованы как их нарушение. .

II. Госудурственный аппарат России

Механизм Российского государства представляет собой сис­тему органов,

наделенных властными полномочиями и осущест­вляющих функции государства. В

связи с тем, что Российская Федерация является федеративным государством, его

механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Со­гласно ст.

11 Конституции РФ государственную власть в Рос­сийской Федерации осуществляют

Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют обра­зуемые ими

органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляется право

самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, порядок их

организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами

кон­ституционного строя Российской Федерации и общими принци­пами организации

органов государственной власти, устанавли­ваемыми федеральным законом. В связи

с этим в субъектах РФ сложились разнообразные системы организации

государствен­ной власти.

Взаимодействие федеральных органов государственной вла­сти и органов

субъектов РФ осуществляется сообразно предме­там ведения, закрепленным ст. 71

и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органам исполнительной власти

разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих

должностных лиц. В процессе своей деятельности феде­ральные органы РФ имеют

право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к

компетенции Российской Федерации, и обеспечивать их исполнение с помощью

органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопро­сам,

отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной

власти субъектов РФ принимают само­стоятельные решения, которые могут даже

противоречить нор­мативно-правовым актам федеральных органов.

Различие в предметах ведения федеральных органов и орга­нов субъектов РФ не

означает одновременного существования двух качественно различных механизмов

государства. Единство механизма Российского государства обеспечивается

основами конституционного строя, закрепляющими власть многонацио­нального

народа Российской Федерации, принципы законности, разделения властей,

демократизма, органичного сочетания су­бординации и координации.

Принцип законности обеспечивает создание единого полити­ко-правового режима в

деятельности органов государственной власти Российской Федерации,

согласованность их действий, реализацию мероприятий, закрепленных,

нормативно-правовыми актами федеральных органов, на территории субъ­ектов РФ

с учетом их специфики и интересов населения.

Последовательное закрепление и проведение принципа раз­деления властей

обеспечивает единство организационной осно­вы федеральных органов государства

и органов государствен­ной власти субъектов РФ. Система сдержек и

противовесов, применяемая на федеральном уровне, учитывается субъектами РФ,

творчески применяется ими при конституировании собст­венной системы органов

государственной власти. По мере на­копления опыта оптимальный вариант системы

сдержек и про­тивовесов на уровне субъектов РФ будет закреплен в специаль­ном

федеральном законе.

Демократизм деятельности механизма Российской государ­ства выражается в праве

народа участвовать в управлении дела­ми государства как непосредственно, так

и через своих предста­вителей, в том числе избирать и быть избранными в

органы го­сударственной власти, участвовать в отправлении правосудия,

обращаться пично, а также направлять индивидуальные и кол­лективные обращения

в любые государственные органы.

Принцип субординации и координации компонентов систе­мы механизма Российского

государства требует строгой госу­дарственной дисциплины, подчинения по

вертикали вышестоящим органам и координации деятельности с органами,

выпол­няющими однотипные либо общие задачи. Негативное отноше­ние отдельных

органов субъектов РФ к этому принципу, стрем­ление выйти из-под подчинения

центру по вопросам, отнесен­ным к ведению Российской Федерации, создает

дополнительные искусственные препятствия на пути экономических, социальных и

иных реформ, вносит дисгармонию в деятельность единого государственного

механизма.

Солирующую роль в согласованном взаимодействии компонентов механизма

Российского государства играют феде­ральные органы. Особое значение имеет

деятельность Прези­дента РФ как главы государства, призванного обеспечивать

со­гласованное взаимодействие всех ветвей власти как на феде­ральном уровне,

так и на уровне субъектов РФ и наделенного в этих целях специальными

полномочиями.

Президент Российской Федерации

Как глава государства Президент согласно ст. 80 Конститу­ции РФ является 1)

гарантом Конституции, прав и свобод че­ловека и гражданина; 2) принимает меры

по охране суверените­та Российской Федерации; 3) обеспечивает согласованное

дейст­вие органов государственной власти; 4) определяет основные направления

внутренней и внешней политики; 5) представляет Российскую Федерацию внутри

страны и в международных от­ношениях.

Вся деятельность Президента, в какой бы сфере она ни осу­ществлялась, в

конечном счете направлена на охрану Конститу­ции, обеспечение ее

неукоснительного действия. Особо важной является задача создания такого

правового режима, при кото­ром ни один орган государства, ни одно должностное

лицо не нарушали бы Конституции, не принимали противоречащих ей правовых

актов и не нарушали прав и свобод личности и граж­данина.

В этих целях Президент наделяется широкими полномочиями в подборе кандидатур

на ключевые государственные посты. Часть из них он назначает самостоятельно,

другую часть — Го­сударственная Дума либо Совет Федерации по его

предложе­нию. Государственная Дума дает согласие на назначение Прези­дентом

Председателя Правительства и по предложению Прези­дента назначает на

должность Председателя Центрального бан­ка РФ. Президент РФ также

представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей

Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Ге­нерального

прокурора РФ.

Самостоятельно Президент РФ принимает решение об от­ставке Правительства РФ,

назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ,

федеральных министров, формирует Совет Безопасности, Администрацию

Президента, назначает полномочных представителей Президента в субъектах

Федерации, высшее командование Вооруженных Сил РФ, по­слов РФ в иностранных

государствах.

Конституция предоставляет Президенту РФ и иные способы непосредственного

влияния на деятельность государственных органов. Для обеспечения эффективного

действия федеральной законодательной власти Президент наделен правом

законода­тельной инициативы, т.е. может вносить свои законопроекты на

рассмотрение Государственной Думы. Он также подписывает федеральные законы и

обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонять закон и направлять

его на повторное рас­смотрение, изложив мотивы неподписания. Президент

назнача­ет выборы Государственной Думы и в установленных Консти­туциях

случаях может распускать ее досрочно.

Большое влияние на законодательный орган РФ, иные орга­ны государственной

власти и общественность страны оказыва­ют ежегодные послания Президента РФ о

положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики

РФ, с которыми он обращается к Федеральному Собранию. Такого рода послания

содержат перечень основных проблем в обществе и государстве и путей их

решения. Таким образом, ежегодные послания способствуют координации усилий

всех государствен­ных органов, направленных на решение важнейших задач

об­щества и государства.

Весьма значимой является роль Президента РФ в обеспече­нии эффективной работы

Правительства РФ и иных органов исполнительной власти. Так, Президент имеет

право председа­тельствовать и высказываться на заседаниях Правительства РФ,

отменять действие постановлений и распоряжений Правитель­ства РФ в случае их

противоречия Конституции РФ, федераль­ным законам и указам Президента РФ. В

случае возникновения разногласий между органами государственной власти

Россий­ской Федерации, а также между органами государственной вла­сти

субъектов Федерации, Президент РФ использует согласи­тельные процедуры.

Конституция не называет конкретных форм этих процедур, предоставляя право

определять их самому Пре­зиденту с учетом конкретных условий и сути

конфликта.

Президент наделен правом приостанавливать действие актов органов

исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, которые противоречат

Конституции РФ, федеральным за­конам или нарушают права и свободы человека и

гражданина. Действие актов приостанавливается до их рассмотрения

компе­тентным судом.

Согласно Конституции РФ Президент РФ осуществляет ру­ководство внешней

политикой Российской Федерации, в том числе от имени государства ведет

переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты,

прини­мает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при Пре­зиденте

дипломатических представителей.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Сила­ми Президент РФ утверждает

концепцию и планы строительст­ва, применения Вооруженных Сил РФ, издает указы

о призыве граждан на военную службу, утверждает планы дислокации

иных Сил, размещения военных объектов, ведет пере­говоры и подписывает

международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве по

вопросам коллективной безопасности и разоружения.

В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент

вводит на территории Российской Федера­ции или в ее отдельных местностях

военное положение. Прези­дент РФ обладает также правом вводить на всей

территории РФ или в ее отдельных местностях чрезвычайное положение. В слу­чае

введения военного либо чрезвычайного положения Прези­дент РФ должен

незамедлительно сообщить об этом Совету Фе­дерации и Государственной Думе,

т.е. обеим палатам Федераль­ного Собрания. Окончательное решение о введении в

стране или ее части военного или чрезвычайного положения принимает Совет

Федерации. В случае отрицательного решения Совета Федерации относительно

указов Президента о введении военно­го или чрезвычайного положения последние

должны быть от­менены или пересмотрены.

Президент РФ правомочен решать и значительную часть во­просов, связанных с

реализацией прав и свобод личности — граждан РФ, иностранных граждан и лиц

без гражданства. Так, он решает вопросы гражданства РФ и предоставления

полити­ческого убежища, награждения государственными наградами РФ, присвоения

почетных званий РФ, высших воинских и спе­циальных званий. Президент также

осуществляет помилование лиц, отбывающих уголовное наказание по приговору

суда.

В процессе своей многогранной государственно-правовой деятельности Президент

РФ издает указы и распоряжения, ко­торые являются обязательными для

исполнения на всей терри­тории Российской Федерации. При этом акты,

принимаемые Президентом, не должны противоречить Конституции РФ и

фе­деральным законам.

Президент РФ избирается на основе всеобщих равных пря­мых выборов и при

тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе

35 лет и постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Исполнение полномочий Президентом начинается с прине­сения им присяги в

присутствии членов Совета Федерации, де­ну laiun Государственной Думы и судей

Конституционного Су­да РФ. Полномочия Президента ограничиваются истечением

срока его пребывания в должности с момента принесения при­сяги вновь

избранным Президентом РФ. ,^

Конституция предусматривает возможность досрочного пре­кращения полномочий

Президента но грем основаниям: 1) по инициативе самою Президента; 2) в случае

стойкой нетрудоспо­собности; 3) по инициативе Федерального Собрания — в

случае принятия им решения об отрешении Президента от должности.

В Конституции же определена только^-процедура прекраще­ния полномочий

Президента в случае его отрешения от должно­сти. Механизм отставки Президента

по мотивам стойкой его нетрудоспособности по состоянию здоровья остался

неурегули­рованным в Конституции. Пока что он не решен и на уровне

действующего законодательства.

Согласно Конституции Президент РФ может быть отрешен от должности Советом

Федерации. Однако инициатива в этом вопросе должна исходить от

Государственной Думы. Основани­ем для отрешения является факт совершения

Президентом госу-дарственной измены или иного тяжкого преступления.

Уголов­ный кодекс относит к их числу шпионаж, диверсию, вредитель­ство,

пропаганду войны, призывы к насильственному измене­нию конституционного

строя, получение взятки, превышение власти или служебных полномочий при

отягчающих обстоя­тельствах и др.

Процедура отрешения Президента от должности проводится В три этапа.

Первый этап сводится к выдвижению Государственной Ду­мой обвинения в

совершении Президентом тяжкого преступле­ния. Инициатива в принятии такого

решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью

не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании

Государственной Думы требуется заключение специ­альной комиссии, образованной

самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным

большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.

На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и

Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в

действиях Президента признаков тяж­кого преступления. Конституционный Суд

дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против

Президента был соблюден.

Страницы: 1, 2, 3