Реферат: Государственный аппарат
применения в деятельности органов государства, однако его потенциальные
возможности отнюдь не исчерпаны. И там, где рабочий класс, трудящиеся массы
реально заявят о своих правах на управление государством, это их право может
быть реализовано только с применением принципов демократического
централизма. Принцип разделения властей таких возможностей не
предусматривает и предусмотреть не может.
Следует назвать еще один принцип, имеющий основополагающее значение в
деятельности государственных органов, -это принцип законности, который
выступает в качестве необходимого требования к поведению и действиям
должностных лиц. Наделив государственных служащих достаточно широкими
полномочиями, государство предъявляет повышенные требования к их
профессиональному мастерству, а также моральному облику, характеру
взаимоотношений с другими лицами как в рабочее время, так и в часы отдыха.
Для иллюстрации этого положения достаточно вспомнить, что поводом для
недавнего отстранения от должности министра юстиции РФ послужило нахождение
лица, занимающего эту должность, в достаточно сомнительной компании в
свободное от работы время.
Повышенные гребования к должностным лицам, занимающим высокие
государственные посты, предъявляются потому, что их профессиональное
мастерство и неукоснительное соблюдение правовых и даже моральных норм
оказывают существенное значение на состояние дел в государстве и обществе.
Вся деятельность государственных служащих должна быть направлена на решение
государственных проблем, охрану и защиту интересов государства, прав и свобод
граждан. Государство не всегда способно своевременно и оперативно выявить и
приостановить действия государственных служащих, совершаемые в своекорыстных
целях и вопреки интересам государства. Поэтому в превентивных целях оно
освобождает от должности всех государственных служащих, чье поведение
позволяет сомневаться в честности и порядочности их действий.
В ряде государств принимаются специальные нормативно-правовые акты,
закрепляющие систему правил поведения государственных служащих. Так,
исполнительным приказом Президента США от 17 октября 1990 г. были введены
“Общие принципы этического поведения членов правительства и служащих” Этим
актом, в частности, предписывается следующее:
1) исключить какие бы то ни было личные или финансовые интересы,
препятствующие добросовестному выполнению своего служебного долга; 2) не
принимать подарки от лиц, добивающихся от кого-либо совершения каких-либо
официальных действий либо имеющих какие-либо официальные дела;
3) действовать в рамках Конституции, правовых и этических норм и всячески
избегать таких действий, которые могут быть истолкованы как их нарушение. .
II. Госудурственный аппарат России
Механизм Российского государства представляет собой систему органов,
наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. В
связи с тем, что Российская Федерация является федеративным государством, его
механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст.
11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют
Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.
Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими
органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляется право
самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, порядок их
организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами
конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации
органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом. В связи
с этим в субъектах РФ сложились разнообразные системы организации
государственной власти.
Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов
субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71
и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органам исполнительной власти
разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих
должностных лиц. В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют
право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к
компетенции Российской Федерации, и обеспечивать их исполнение с помощью
органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопросам,
отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной
власти субъектов РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже
противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов.
Различие в предметах ведения федеральных органов и органов субъектов РФ не
означает одновременного существования двух качественно различных механизмов
государства. Единство механизма Российского государства обеспечивается
основами конституционного строя, закрепляющими власть многонационального
народа Российской Федерации, принципы законности, разделения властей,
демократизма, органичного сочетания субординации и координации.
Принцип законности обеспечивает создание единого политико-правового режима в
деятельности органов государственной власти Российской Федерации,
согласованность их действий, реализацию мероприятий, закрепленных,
нормативно-правовыми актами федеральных органов, на территории субъектов РФ
с учетом их специфики и интересов населения.
Последовательное закрепление и проведение принципа разделения властей
обеспечивает единство организационной основы федеральных органов государства
и органов государственной власти субъектов РФ. Система сдержек и
противовесов, применяемая на федеральном уровне, учитывается субъектами РФ,
творчески применяется ими при конституировании собственной системы органов
государственной власти. По мере накопления опыта оптимальный вариант системы
сдержек и противовесов на уровне субъектов РФ будет закреплен в специальном
федеральном законе.
Демократизм деятельности механизма Российской государства выражается в праве
народа участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так
и через своих представителей, в том числе избирать и быть избранными в
органы государственной власти, участвовать в отправлении правосудия,
обращаться пично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения
в любые государственные органы.
Принцип субординации и координации компонентов системы механизма Российского
государства требует строгой государственной дисциплины, подчинения по
вертикали вышестоящим органам и координации деятельности с органами,
выполняющими однотипные либо общие задачи. Негативное отношение отдельных
органов субъектов РФ к этому принципу, стремление выйти из-под подчинения
центру по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, создает
дополнительные искусственные препятствия на пути экономических, социальных и
иных реформ, вносит дисгармонию в деятельность единого государственного
механизма.
Солирующую роль в согласованном взаимодействии компонентов механизма
Российского государства играют федеральные органы. Особое значение имеет
деятельность Президента РФ как главы государства, призванного обеспечивать
согласованное взаимодействие всех ветвей власти как на федеральном уровне,
так и на уровне субъектов РФ и наделенного в этих целях специальными
полномочиями.
Президент Российской Федерации
Как глава государства Президент согласно ст. 80 Конституции РФ является 1)
гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; 2) принимает меры
по охране суверенитета Российской Федерации; 3) обеспечивает согласованное
действие органов государственной власти; 4) определяет основные направления
внутренней и внешней политики; 5) представляет Российскую Федерацию внутри
страны и в международных отношениях.
Вся деятельность Президента, в какой бы сфере она ни осуществлялась, в
конечном счете направлена на охрану Конституции, обеспечение ее
неукоснительного действия. Особо важной является задача создания такого
правового режима, при котором ни один орган государства, ни одно должностное
лицо не нарушали бы Конституции, не принимали противоречащих ей правовых
актов и не нарушали прав и свобод личности и гражданина.
В этих целях Президент наделяется широкими полномочиями в подборе кандидатур
на ключевые государственные посты. Часть из них он назначает самостоятельно,
другую часть — Государственная Дума либо Совет Федерации по его
предложению. Государственная Дума дает согласие на назначение Президентом
Председателя Правительства и по предложению Президента назначает на
должность Председателя Центрального банка РФ. Президент РФ также
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей
Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального
прокурора РФ.
Самостоятельно Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ,
назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ,
федеральных министров, формирует Совет Безопасности, Администрацию
Президента, назначает полномочных представителей Президента в субъектах
Федерации, высшее командование Вооруженных Сил РФ, послов РФ в иностранных
государствах.
Конституция предоставляет Президенту РФ и иные способы непосредственного
влияния на деятельность государственных органов. Для обеспечения эффективного
действия федеральной законодательной власти Президент наделен правом
законодательной инициативы, т.е. может вносить свои законопроекты на
рассмотрение Государственной Думы. Он также подписывает федеральные законы и
обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонять закон и направлять
его на повторное рассмотрение, изложив мотивы неподписания. Президент
назначает выборы Государственной Думы и в установленных Конституциях
случаях может распускать ее досрочно.
Большое влияние на законодательный орган РФ, иные органы государственной
власти и общественность страны оказывают ежегодные послания Президента РФ о
положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики
РФ, с которыми он обращается к Федеральному Собранию. Такого рода послания
содержат перечень основных проблем в обществе и государстве и путей их
решения. Таким образом, ежегодные послания способствуют координации усилий
всех государственных органов, направленных на решение важнейших задач
общества и государства.
Весьма значимой является роль Президента РФ в обеспечении эффективной работы
Правительства РФ и иных органов исполнительной власти. Так, Президент имеет
право председательствовать и высказываться на заседаниях Правительства РФ,
отменять действие постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их
противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В
случае возникновения разногласий между органами государственной власти
Российской Федерации, а также между органами государственной власти
субъектов Федерации, Президент РФ использует согласительные процедуры.
Конституция не называет конкретных форм этих процедур, предоставляя право
определять их самому Президенту с учетом конкретных условий и сути
конфликта.
Президент наделен правом приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые противоречат
Конституции РФ, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и
гражданина. Действие актов приостанавливается до их рассмотрения
компетентным судом.
Согласно Конституции РФ Президент РФ осуществляет руководство внешней
политикой Российской Федерации, в том числе от имени государства ведет
переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты,
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при Президенте
дипломатических представителей.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент РФ утверждает
концепцию и планы строительства, применения Вооруженных Сил РФ, издает указы
о призыве граждан на военную службу, утверждает планы дислокации
иных Сил, размещения военных объектов, ведет переговоры и подписывает
международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве по
вопросам коллективной безопасности и разоружения.
В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент
вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях
военное положение. Президент РФ обладает также правом вводить на всей
территории РФ или в ее отдельных местностях чрезвычайное положение. В случае
введения военного либо чрезвычайного положения Президент РФ должен
незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе,
т.е. обеим палатам Федерального Собрания. Окончательное решение о введении в
стране или ее части военного или чрезвычайного положения принимает Совет
Федерации. В случае отрицательного решения Совета Федерации относительно
указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения последние
должны быть отменены или пересмотрены.
Президент РФ правомочен решать и значительную часть вопросов, связанных с
реализацией прав и свобод личности — граждан РФ, иностранных граждан и лиц
без гражданства. Так, он решает вопросы гражданства РФ и предоставления
политического убежища, награждения государственными наградами РФ, присвоения
почетных званий РФ, высших воинских и специальных званий. Президент также
осуществляет помилование лиц, отбывающих уголовное наказание по приговору
суда.
В процессе своей многогранной государственно-правовой деятельности Президент
РФ издает указы и распоряжения, которые являются обязательными для
исполнения на всей территории Российской Федерации. При этом акты,
принимаемые Президентом, не должны противоречить Конституции РФ и
федеральным законам.
Президент РФ избирается на основе всеобщих равных прямых выборов и при
тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе
35 лет и постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Исполнение полномочий Президентом начинается с принесения им присяги в
присутствии членов Совета Федерации, дену laiun Государственной Думы и судей
Конституционного Суда РФ. Полномочия Президента ограничиваются истечением
срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь
избранным Президентом РФ. ,^
Конституция предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий
Президента но грем основаниям: 1) по инициативе самою Президента; 2) в случае
стойкой нетрудоспособности; 3) по инициативе Федерального Собрания — в
случае принятия им решения об отрешении Президента от должности.
В Конституции же определена только^-процедура прекращения полномочий
Президента в случае его отрешения от должности. Механизм отставки Президента
по мотивам стойкой его нетрудоспособности по состоянию здоровья остался
неурегулированным в Конституции. Пока что он не решен и на уровне
действующего законодательства.
Согласно Конституции Президент РФ может быть отрешен от должности Советом
Федерации. Однако инициатива в этом вопросе должна исходить от
Государственной Думы. Основанием для отрешения является факт совершения
Президентом госу-дарственной измены или иного тяжкого преступления.
Уголовный кодекс относит к их числу шпионаж, диверсию, вредительство,
пропаганду войны, призывы к насильственному изменению конституционного
строя, получение взятки, превышение власти или служебных полномочий при
отягчающих обстоятельствах и др.
Процедура отрешения Президента от должности проводится В три этапа.
Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в
совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого
решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью
не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании
Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной
самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным
большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.
На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и
Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в
действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд
дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против
Президента был соблюден.
Страницы: 1, 2, 3
|