Реферат: Государственная служба в Японии и России
обороны, секретари депутатов парламента и др.
Основанием для отнесения должностных лиц государства к состоящим на
«особой службе» является порядок, согласно которому они
назначаются на должности без экзамена на чин и получают жалованье в
размерах, не связанных со стандартной шкалой жалований, установленной для
служащих, занятых на «обычной службе».
В соответствии с законодательством Японии предусматривается нахождение на
«особой службе» поденных работников, используемых на
различных общественных работах (чаще всего в коммунальном хозяйстве), труд
которых оплачивается из государственного бюджета. Существует мнение, что
поденные работники отнесены к категории лиц, занятых на «особой
службе», прежде всего с целью нераспространения на них привилегий и
материального обеспечения государственных служащих.
В Японии достаточно четко отработана система подачи жалоб государственными
служащими в случаях, если нарушены их права. Так, государственный служащий
может обратиться за восстановлением в правах к вышестоящим административным
руководителям, а также в Совет по делам персонала, направив туда заявление
«о неподчинении» в отношении принятых к нему мер. Заявление
подается в течение 60 дней с момента получения письменного уведомления
(подтверждения) о совершении обжалуемого действия.
После поступления заявления «о неподчинении» сотрудники
управления жалоб Совета по делам персонала немедленно приступают к
расследованию дела, причем оно производится открыто и гласно.
Государственный служащий, сделавший такое заявление, может лично
присутствовать при устном разбирательстве или направить для участия в нем
своего адвоката; имеет право представить свидетелей, документы и
доказательства. Процедура разбирательства по заявлению «о
неподчинении» занимает много времени и, что важно, требует значительных
материальных расходов (на адвоката, на подготовку материалов и документов
и т. д.).
Поэтому на практике с такими заявлениями в Совет по делам персонала
обращаются государственные служащие высшего и среднего звеньев. На этапе
предварительного разбирательства сотрудники управления жалоб оказывают
посреднические услуги по примирению государственного служащего и его
администрации. Если конфликт не удается уладить, Совет по делам персонала
принимает решение по заявлению «о неподчинении». В случае
принятия Советом решения в пользу обратившегося с заявлением
государственного служащего, в соответствии с Законом о государственных служащих
аннулируется дисциплинарное взыскание, а также принимаются меры по
исправлению допущенной в отношении служащего несправедливости
(например, дается указание о выплате жалованья за время неправомерного
отстранения о работы).
Решение, принимаемое Советом по жалобам государственных служащих, является
окончательным и может быть пересмотрено только самим Советом. Однако в
соответствии со ст. 92 Закона о государственных служащих разбирательство
заявления «о неподчинении» в Совете по делам персонала, не
исключает возможности и судебного рассмотрения жалобы. Однако это может
иметь место только после рассмотрения дела в Совете по делам персонала
[10].
Ответственность государственных случаев подразделяется на несколько видов, в
зависимости от тяжести проступка. Законом «Об основах госслужбы»
установлены основания и виды дисциплинарной ответственности: За неисполнение
или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него
обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут
налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного
служащего на государственную должность государственной службы, следующие
дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) увольнение.
Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть
временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной
ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с
сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от
исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением
руководителя.
Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается
федеральным законом.
Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для
исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об
этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему
распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в
его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме
подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его
исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является
административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного
распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом
ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и
законных интересов граждан[11].
Административная ответственность регулируется КоАП. Например, статья 5.45
«Использование преимуществ должностного или служебного положения в период
избирательной кампании, кампании референдума» гласит:
«Использование лицом, замещающим государственную или муниципальную
должность, государственным или муниципальным служащим преимуществ своего
должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания
кандидата, списка кандидатов, выдвижения и (или) поддержки инициативы
проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос (вопросы)
референдума - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати
до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда»
[12].
Уголовная ответственность госслужащих наступает только на основаниях,
указанных в УК РФ (например, злоупотребление должностными полномочиями,
халатность и др.).
Государственные служащие несут ответственность не только за нарушение
служебной дисциплины, но и за действия (бездействие), ведущие к нарушению
прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Заключение
В моей работе затрагиваются основные вопросы, касающиеся положения
государственных служащих Японии и России, при этом учитывается, что Россия
находится в состоянии реформирования своей системы государственной службы, а
пример системы госслужбы Японии является достаточно положительным, чтобы
обратить на него внимание. В результате реформирования
государственная служба будет представлять собой целостную,
базирующуюся на единых принципах систему и включать в себя две
подсистемы: федеральную государственную службу и государственную
гражданскую службу субъектов Федерации. В свою очередь, предполагается,
что федеральная государственная служба будет состоять из трех
относительно самостоятельных блоков: федеральной государственной
гражданской службы, военной службы, правоохранительной службы. Таким
образом, если государственная гражданская служба будет действовать как на
федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, то военная служба и
правоохранительная служба — только на федеральном уровне.
Следует отметить, что наряду с перечисленными блоками в состав федеральной
государственной службы могут быть включены и другие ее виды, но только
путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской
Федерации» юридически закрепляет видовую классификацию государственной
службы, организационное и правовое обособление государственной
гражданской, военной и правоохранительной служб как самостоятельных ее
видов. В соответствии с Законом федеральная государственная служба
рассматривается как профессиональная служебная деятельность граждан
по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также
полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации. В свою очередь,
государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации —
это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению
исполнения функций и полномочий субъектов РФ, а также полномочий
государственных органов субъектов РФ и полномочий лиц, замещающих
государственные должности субъектов РФ
[13]. Закон «О системе государственной службы Российской
Федерации» по своей сути является базовым. Его задача —
установить общие принципы и основные положения правового регулирования
государственной службы, устранить возникшие в последние годы в
законодательстве серьезные противоречия. На его основе должны быть
приняты как «видовые» федеральные законы о государственной
службе, так и законы субъектов РФ о государственной гражданской службе.
Комплексное решение этих вопросов позволит создать единую, взаимосвязанную
систему законодательства о государственной службе, включающую как
федеральное законодательство, так и законодательство субъектов Российской
Федерации, объединенное общими принципами и обеспечивающее полноту
регулирования; ликвидировать в нем противоречия, обеспечить
реализацию гражданами конституционного права на равный доступ к ней.
Учёные, занимающиеся исследованием японской государственной модели неизменно
связывают успехи Японии с эффективной деятельностью государственного аппарата
этого государства. Тем значимее, что правовое регулирование системы
государственной службы в РФ осуществляется «в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права,
международными договорами Российской Федерации. В прежние годы
разработчики актов законодательства о государственной службе исходили
из ошибочного представления о том, что подобное законодательство является
замкнутой системой, ориентированной на минимальное взаимодействие с
правовыми системами других стран. Эта точка зрения будет преодолена в
новом законодательстве. Россия ратифицировала значительное
число международно-правовых актов, касающихся статуса государственного
служащего и порядка прохождения государственной службы.
Государственные органы обязаны учитывать обязательства государства по
международному праву и не допускать противоречия в издаваемых актах
[14].
1) Конституция РФ.
2) КоАП РФ.
3) ФЗ от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ».
4) ФЗ от 31.07.1995 года №119-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ».
5) ФЗ от 27 июля 2004 года «О ГОСУДРАСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ
СЛУЖБЕ РФ».
6) Указ Президента РФ от 12 августа 2002 года «Об
утверждении общих принципов служебного поведения государственных
служащих».
7) Анисимцев Н. Центральный аппарат административно-
государственного управления современной Японии //Проблемы Дальнего Востока,
2003, №5.
8) Базилевский И. А. Вопросы государственной службы Японии.
//Бюллетень Министерства юстиции РФ, №6, 1999.
9) Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Служебное право. М., 2003.
10) Иванов В. П. Государственная служба в РФ. М., 2003.
11) Иванов В. П. Реформирование государственной службы: вопросы и
перспективы. //Журнал российского права, №5, 2003.
12) Оболонский А. В. Государственная служба. М., 2000.
13) Панов А. Н. Японская дипломатическая службы. М., 1998.
14) Старшов Ю. Н. Что происходит с институтом российской
госслужбы?» //Журнал российского права, 2004, №9.
15) Туманов В. А. Государственная служба основных
капиталистических стран. М., 1977.
[1] Иванов В. П. Реформирование
государственной службы: вопросы и перспективы. //Журнал российского права,
№5, 2003, стр. 4.
[2] И. А. Базилевский. Вопросы
государственной службы Японии. //Бюллетень Министерства юстиции РФ, №6,
1999, с. 52.
[3] И. А. Базилевский. Вопросы
государственной службы Японии. //Бюллетень Министерства юстиции РФ, №6,
1999, с. 53.
[4] ФЗ от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ», ст. 8.
[5] Панов А. Н. Японская дипломатическая службы. М., 1998. С. 135-136.
[6] И. А. Базилевский. Вопросы
государственной службы Японии. //Бюллетень Министерства юстиции РФ, №6,
1999, с. 55.
[7] ФЗ от 31.07.1995 №119-ФЗ
«ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ», ст. 21.
[8] ФЗ от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ», ст. 12.
[9] Иванов В. П. Реформирование
государственной службы: вопросы и перспективы. //Журнал российского права,
№5, 2003, стр. 9.
[10] И. А. Базилевский. Вопросы
государственной службы Японии. //Бюллетень Министерства юстиции РФ, №6,
1999, с. 57.
[11] ФЗ от 31.07.1995
№119-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ», ст. 14.
[12] КоАП, ст. 5.45.
[13] Иванов В. П. Реформирование
государственной службы: вопросы и перспективы. //Журнал российского права,
№5, 2003, стр. 5.
[14] Иванов В. П. Реформирование
государственной службы: вопросы и перспективы. //Журнал российского права,
№5, 2003, стр. 9.
Страницы: 1, 2, 3
|